Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ В 20 - 30-Е ГОДЫ
О.Н. МИГУЩЕНКО
Понимание того, что от профессионализма сотрудников милиции во многом зависела эффективность применения норм права, пришло не сразу. Поэтому в начале 20-х годов XX в. недостаток специального образования умеющие читать сотрудники милиции в отдельных случаях компенсировали чтением книг А. Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Благодаря этому они узнавали о криминалистике <1>. Но ускорение темпов социалистического строительства в стране диктовало необходимость подъема специальной квалификации работников милиции.
--------------------------------
<1> ГАОПИ КО. Ф.п.-3532. Оп. 2. Д. 320. Л. 3.
Первоначально эта проблема решалась административным путем. Считалось, что классового чутья бедняцких социальных групп достаточно для обеспечения революционной законности в правоприменительной деятельности. Приказом НКВД РСФСР от 14 марта 1927 г. N 41 была утверждена Инструкция по делопроизводству личного состава и персональному учету ответственных работников НКВД и его местных органов. По социальному положению все сотрудники делились на четыре категории. Признаком принадлежности к рабочим, крестьянам и служащим определялась их работа не менее трех лет в качестве наемных работников в соответствующей области. Лица, не занимавшиеся наемным трудом, заносились в категорию "прочие" <2>. При поступлении на службу "прочие" не могли рассчитывать на положительный исход дела в силу социального происхождения, а лица из числа наемных работников должны были пройти испытание. В созданные испытательные комиссии поступавшие на службу должны были представить справки о несудимости и нелишении избирательных прав. После проверки справок комиссией поступавшие на службу проходили собеседование по политграмоте. В милиции было много вакансий, желавших служить в милиции также было много, но большинство из трудящихся были неграмотны и поэтому не принимались на работу <3>. Решение данного противоречия было возможно только с ликвидацией неграмотности населения. Таким образом, перед органами милиции остро стояла проблема повышения профессиональной подготовки сотрудников. Ее решение становилось возможно путем обучения сотрудников в специализированных учебных заведениях.
--------------------------------
<2> Бюллетень Народного комиссариата внутренних дел РСФСР. 1927. N 8 (227). С. 144.
<3> ГАОО. Ф.р.-79. Оп. 1. Д. 171. Л. 15, 16, 20.
Важным шагом на этом пути стали решения июльского (4 - 12 июля 1928 г.) Пленума ЦК ВКП(б) "Об улучшении подготовки новых специалистов" и ноябрьского (10 - 17 ноября 1929 г.) Пленума ЦК ВКП(б) "О кадрах народного хозяйства" <4>. Постановление СНК РСФСР от 9 июля 1930 г. "О состоянии и работе милиции и уголовного розыска" поставило задачу открыть в каждой области (крае) в 1930/1931 учебном году не менее чем по одной школе младшего начсостава, а также расширить сеть курсов по подготовке или переподготовке рядового состава милиции. Однако в отдельных регионах они уже были созданы.
--------------------------------
<4> См.: КПСС в резолюциях и решениях. Т. 4. С. 355 - 361; Т. 5. С. 18 - 28.
Накануне образования Центрально-Черноземной области (ЦЧО) <5> в Воронеже имелась 3-я школа младшего начсостава милиции, а в Курске школа губернского резерва милиции. Но 24 марта 1927 г. Приказом ВРИД начальника милиции республики Кацва Курская школа резерва была преобразована в краткосрочные курсы. Однако руководство административного отдела Курского губернского исполнительного комитета Советов обратилось в ЦАУ НКВД РСФСР с просьбой реорганизовать школу резерва в школу младшего начсостава милиции. Такое разрешение было получено 31 марта 1927 г., но из-за начавшегося районирования и последовавших оргштатных мероприятий работа в этом направлении завершена не была.
--------------------------------
<5> Центрально-Черноземная область (ЦЧО) существовала с 1928 по 1934 г. В состав ЦЧО входили территории современных Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской и Тамбовской областей, часть южных районов Тульской и Рязанской областей. Центром ЦЧО был г. Воронеж.
Создание (14 мая 1928 г.) ЦЧО совпало с переименованием учебных заведений НКВД. 3-я Воронежская школа младшего начсостава милиции 19 мая 1928 г. была преобразована в 6-ю школу НКВД административно-милицейских работников <6> со сроком обучения два года. С этого момента 6-я школа НКВД подчинялась начальнику административного отдела области. В 1928 г. на первый курс 6-й школы НКВД административно-милицейских работников было принято 140 человек, из них 20 по специализации уголовного розыска <7>. Для области этого количества специалистов было недостаточно. Поэтому Приказом начальника административного отдела ЦЧО 13 ноября 1928 г. в Курске, Орле и Тамбове были образованы трехмесячные курсы по переподготовке административно-милицейских работников <8>. До 50 процентов курсантов, принимаемых на курсы, имели слабые знания по русскому языку и арифметике. Вследствие этого с начала 1929 г. в учебные планы курсов были включены дополнительные учебные дисциплины - русский язык и арифметика в объеме по 30 часов <9>. Такое решение вызвало протест отдельных работников курсов на основании того, что это не входит в задачи профессиональной подготовки, так как милиционеру необходима только физическая и огневая подготовка, а также основы знаний уголовного и административного права, повышение же общей грамотности должно осуществляться в рамках ликбеза. Но ошибочность подобных взглядов была очевидной.
--------------------------------
<6> См.: Приказ НКВД РСФСР от 19 мая 1928 г. N 74 "О переименовании школ среднего и младшего начсостава милиции НКВД" // Бюллетень Народного комиссариата внутренних дел РСФСР. 1928. N 18 (273). С. 344.
<7> ГАВО. Ф.р.-1439. Оп. 1. Д. 39а. Л. 4 об.
<8> ГАКО. Ф.р.-2638. Оп. 1. Д. 45. Л. 5, 6, 47.
<9> ГАОО. Ф.р.-483. Оп. 1. Д. 23. Л. 4.
В конце 1929 г. трехмесячные курсы по переподготовке административно-милицейских работников были реорганизованы в краткосрочные курсы по переподготовке активно-строевого состава работников милиции и уголовного розыска. Были открыты курсы в Старо-Оскольском округе <10>. Таким образом, на территории ЦЧО к началу 1930 г. действовала школа НКВД и 4 межокружных курса.
--------------------------------
<10> ГАКО. Ф.р.-2638. Оп. 1. Д. 103. Л. 67.
К началу 1930 г. 6-я школа НКВД (по РСФСР на март 1931 г. функционировало 9 школ: 1-я средняя школа - Ленинград, 2-я - Омск, 3-я - Новочеркасск, 4-я - Свердловск, 5-я - Саратов, 6-я - Воронеж (обслуживала ЦЧО и Западную область), 7-я - Нижний Новгород, 8-я - Благовещенск, 9-я - Самара <11>) и 4 межокружных курса могли обучать 800 человек за год <12>.
--------------------------------
<11> ГАРФ. Ф.р.-9415. Оп. 3с. Д. 1. Л. 74, 75.
<12> См.: Состояние и работа местных органов НКВД // Административный вестник. 1930. N 4. С. 29 - 49.
Для ЦЧО этого было недостаточно. Сохранялся некомплект командного состава, а высокий для своего времени уровень подготовки в 6-й школе НКВД часто способствовал тому, что райкомы партии переводили выпускников школы на партийно-хозяйственную работу. Рядовые милиционеры были, как правило, малограмотны и имели низкий культурный уровень <13>.
--------------------------------
<13> См.: Очередные задачи в области работы административных органов: Доклад народного комиссара внутренних дел т. Толмачева на II Всероссийском съезде административных работников // Еженедельник советской юстиции. 1928. 31 мая. N 20. С. 585 - 589; 1928. 9 июня. N 21. С. 617 - 620; 1928. 16 июня. N 22. С. 643 - 647.
В то же время необходимость изыскания средств для индустриализации страны поднимала вопрос об экономии. На практике это вело к сокращению штатов. Так, созданный 6 июля 1928 г. областной административный отдел ЦЧО насчитывал всего 32 сотрудника <14>, но уже 13 сентября 1929 г. четыре должности были сокращены <15>. Всего к концу 1929 г. из органов милиции было уволено почти 10 процентов от общей численности.
--------------------------------
<14> ГАВО. Ф.р.-1439. Оп. 1. Д. 53. Л. 2.
<15> ГАВО. Ф.р.-1013. Оп. 3. Д. 5. Л. 156.
Борьба за экономию средств коснулась и учебных заведений. В 1931 - 1932 гг. ГУРКМ при СНК РСФСР провело реорганизацию милицейских учебных заведений. Восемь милицейских школ (среди них и 6-я) было снято с госбюджета и передано на местный бюджет. На финансирование из местного бюджета должны были перейти и курсы по переподготовке.
За годы первой пятилетки только в ЦЧО были построены 21 электростанция и 90 крупных промышленных предприятий, но угроза вооруженной интервенции со стороны "передовых" государств, существовавшая с 1927 г., требовала сосредоточить внимание на обеспечении обороноспособности страны. Поэтому доходы от деятельности новых промышленных предприятий не покрывали в полном объеме все потребности местного бюджета. В силу этого три из четырех курсов по переподготовке активно-строевого состава работников милиции и уголовного розыска, функционировавших на территории области, на местный бюджет переведены не были до середины 1932 г. В связи с этим понадобился специальный циркуляр ГУРКМ при СНК РСФСР о том, что "число курсов по краям, областям и АССР, отнесенных на содержание по госбюджету, должно составлять не более одной точки в каждом крае, области" <16>. Только после этого они были переведены на местный бюджет, а срок обучения в них был сокращен до двух месяцев. Недостаток специализированных учебных заведений планировалось компенсировать стимулированием сотрудников к повышению своей квалификации и самообразованию, а также "внешкольной" подготовкой.
--------------------------------
<16> ГАРФ. Ф.р.-9415. Оп. 3с. Д. 4. Л. 25.
Первоначально пополнение профессиональных знаний милиционеров предполагалось проводить на еженедельных совещаниях в РАО. Такая работа была начата еще с октября 1928 г. Однако проверка знаний милиционеров по пройденному материалу в марте 1929 г. показала неэффективность такого подхода <17>.
--------------------------------
<17> ГАКО. Ф.р.-1758. Оп. 1. Д. 110. Л. 14.
В целях стимулирования сотрудников к повышению своей квалификации и самообразованию с 1929 г. стал проводиться конкурс (с апреля по 10 ноября) на лучшего милиционера в деревне <18>. Руководствуясь Постановлением ЦК ВКП(б) от 16 октября 1930 г. "О заочном обучении" <19>, начальники административных управлений стали давать указание о заочном обучении сотрудников милиции. В определенной степени это было обращением к опыту царской России, в которой с 1915 г. на городовых была возложена обязанность расширять свои знания <20>. Но комплект учебно-методической литературы был платным. Стоимость комплекта литературы для обучения на первом курсе заочных высших курсов НКВД составляла 40 - 45 рублей, средних - 20 - 25 рублей <21>. При месячной зарплате сотрудников в 18 - 50 рублей большинство из них не могли себе позволить заочное обучение. Тогда выход стали искать в новых (инновационных. - Прим. авт.) формах обучения.
--------------------------------
<18> ГАТО. Ф.р.-396. Оп. 1. Д. 207. Л. 23.
<19> См.: Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 5. С. 219.
<20> См.: Борисов А.В., Колодкин Л.М. Становление и развитие юридического образования в дореволюционной России. М.: АУ МВД России, 1994. С. 51.
<21> ГАКО. Ф.р.-2638. Оп. 1. Д. 103. Л. 248.
Была предпринята первая попытка введения в нашей стране дистанционного обучения через заочные "радиокурсы" и "радиолекции". Для установки радиоантенн предлагалось использовать колокольни <22>. С 15 января 1931 г. в ЦЧО по указанию областного комитета ВКП(б) были открыты годичные радиокурсы партстроительства, началась передача радиолекций <23>. Сельским сотрудникам милиции было рекомендовано посещать радиолекции. Но эта работа не получила широкого распространения, так как далеко не каждый сельский Совет мог выделить, а тем более оборудовать специальную комнату для слушания радиолекций <24>. Там же, где такие комнаты были созданы, обучающиеся демонстрировали очень низкий уровень знаний. Тем самым внедрение внешне эффектных форм обучения, с одной стороны, не дало желаемого результата, а с другой - затруднялось отсутствием материально-технических возможностей.
--------------------------------
<22> См.: Административный вестник. 1928. N 7. С. 60.
<23> ГАОПИ КО. Ф.п.-69. Оп. 1. Д. 196. Л. 439.
<24> ГАВО. Ф.р.-893. Оп. 3. Д. 2. Л. 11.
К 1932 г. была создана мощная индустриальная база. Это заложило основу для повышения уровня материального обеспечения милиции. Но голод 1932 - 1933 гг. внес негативные коррективы. Новые условия выдвигали новые задачи. Они нашли свое отражение в Постановлениях ЦИК и СНК СССР от 25 июня 1932 г. "О революционной законности", от 7 августа 1932 г. "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности", от 22 августа 1932 г. "О борьбе со спекуляцией" и Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 10 ноября 1932 г. "Об изменении ст. 107 Уголовного кодекса РСФСР". Реализация этих нормативно-правовых актов была возможна только при условии наличия у субъектов применения права убеждений о целесообразности, справедливости и законности общественного порядка, основанного на общественной собственности на средства производства. В связи с этим проблема политического и правового воспитания сотрудников милиции приобрела особую актуальность.
Уже весной 1930 г. начальник областного административного отдела ЦЧО Зуев предписывал каждому милиционеру быть не только администратором, но и политиком, умеющим сочетать свою деятельность с решениями партии <25>. Однако систематическая работа в этом направлении началась с 1932 г. Циркуляр Главного управления милиции и уголовного розыска при СНК РСФСР от 9 июля 1932 г. N 858/6 нормативно закрепил двуединую задачу политического и правового воспитания сотрудников милиции. Он указывал, что правильное соблюдение советских законов и своевременное проведение их в жизнь является отправной точкой политобеспечения всей работы милиции <26>. Циркуляр Главного управления милиции и уголовного розыска при СНК РСФСР от 20 сентября 1932 г. N 32/с "О своевременной реализации писем и заявлений рабочих и колхозников" конкретизировал эту задачу. В нем говорилось, что обязанность всех работников РКМ заключается в твердом и четком проведении генеральной линии партии, беспощадной борьбе с конкретными нарушителями революционной законности <27>.
--------------------------------
<25> ГАКО. Ф.р.-2638. Оп. 1. Д. 103.
<26> ГАРФ. Ф.р.-9415. Оп. 3с. Д. 2. Л. 84.
<27> ГАРФ. Ф.р.-9415. Оп. 3с. Д. 4. Л. 91.
С конца 1932 г. на систематической основе было организовано обучение среднего, старшего и высшего начсостава милиции по программе марксистско-ленинской учебы, которая включала четыре раздела: история ВКП(б), ленинизм, политэкономия, диалектический материализм. Большое внимание уделялось антирелигиозному воспитанию. Циркулярами от 9 октября 1932 г. N 66 и N 67 определялись формы и методы этой работы. Если до этого имели место факты "отвиливания" от политического просвещения <28>, то теперь они значительно сократились.
--------------------------------
<28> ГАОПИ КО. Ф.п.-5690. Оп. 1. Д. 13. Л. 82.
15 октября 1932 г. в центральной части РСФСР началась работа по организации специальных кружков для работы с малограмотными. Особое внимание уделялось сельским милиционерам <29>. В ходе занятий с начальствующим и рядовым составом милиции внимание слушателей обращалось на то, что их обязанностью является усиление борьбы с хищениями государственного и общественного имущества и спекулянтами.
--------------------------------
<29> ГАРФ. Ф.р.-9415. Оп. 1. Д. 5. Л. 124, 124 об., 142, 143, 143 об.
Повышение грамотности сельских милиционеров позволило с 1935 г. организовать систематические занятия и для них. Для сельских участковых инспекторов милиции политические занятия становились обязательными. В этих целях участковые инспекторы милиции вызывались в районные отделения милиции и, в зависимости от географических особенностей района, обучались два или три дня в месяц <30>. К этому времени стало ясно и то, что эффективная профессиональная подготовка может осуществляться только в специализированных учебных заведениях на бесплатной основе.
--------------------------------
<30> ГАРФ. Ф.р.-9415. Оп. 1. Д. 11. Л. 55.
Знания, полученные сотрудниками милиции в специализированных учебных заведениях, кружках по ликвидации неграмотности и системе политического просвещения, оказывали влияние на их правоприменительную деятельность, формировали соответствующие правовые установки, а в целом становились одним из факторов детерминации правосознания. Взаимная связь политической (антирелигиозной) и правовой пропаганды становилась средством формирования социалистического правосознания. А социально-экономическая поддержка государством сотрудников и членов их семей, на фоне явных успехов в строительстве нового общества, создавала благоприятные условия для интернационализации норм и принципов действовавшего позитивного права.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.