Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
В.И. ЕВТУШЕНКО, Е.А. КРАВЦОВА
Исходный пункт теории естественного права - это природа человека, социальные качества людей. Люди признаются равными по своей природе, наделенными естественными страстями, стремлениями, разумом, стремлением к общению с себе подобными. "Какой бы системы ни придерживаться при определении того, как человек занял свое место среди живых существ, наличие в нем чувства общественности остается неоспоримым, - пишет П. Гольбах в работе "Естественная политика, или Беседы об истинных принципах". Если допустить, что человеческий род произошел от одного человека, то и этот один человек не замедлил начать жить в обществе, прежде всего со своей женой, а затем со своим потомством" <1>. По данной теории все существование человечества условно делится на догосударственное (естественное) и после создания государственного образования. Естественное состояние регулируется законами природы, которыми оно управляется и которые обязательны для каждого. На основании таких естественных законов учеными выводятся естественные права и идеи, на которых они основаны. Для Канта и Вольтера это прежде всего свобода, для Монтескье - равенство, для Гольбаха - справедливость. Эти естественные законы действуют равно на всех и имеют надпозитивное значение, т.е. все нормы права основаны на них и не могут им противоречить. Ни одна норма права не должна существовать, если она не соответствует основным идеям, лежащим в основе права. Государство - только дополнительный инструмент, который создан лишь для того, чтобы защищать основные естественные права человека. Для осуществления всех естественных законов необходимо, чтобы право обладало принудительной силой, поскольку у каждого человека должна быть возможность защитить себя в случае нарушения этих естественных прав. Именно поэтому люди вынуждены зафиксировать свои права на бумаге и создать государство для обеспечения соблюдения своих прав со стороны других лиц.
--------------------------------
<1> Гольбах П. Избранные произведения. Т. 2. М., 1963. С. 89.
"Закон в его подлинном смысле представляет собой не столько ограничение, сколько руководство для разумного и свободного существа в его собственных интересах и предписывает только то, что служит на общее благо тех, кто подчиняется этому закону. Если бы они могли быть счастливее без этого закона, то он, как бесполезная вещь, исчез бы сам по себе" <2>. Идея юридических прав и свобод человека разрабатывалась в рамках именно этой - естественно-правовой - теории. Однако и другие школы внесли в нее свой вклад. Так, сама идея прав человека получила свое закрепление в официальных документах, в нормах права, а затем нашла опору в судебной практике, которая является одной из гарантий соблюдения этих прав. Таким образом, права и свободы человека и гражданина, являясь надпозитивными, имеют приоритетный характер и действуют вне зависимости от их закрепления в нормативных документах. Однако установление таких прав и свобод на официальном уровне, равно как и разработка механизма их действия, необходимо, прежде всего, для государства, которое может действовать только в тех сферах, которые им законодательно определены, и на основании официальных документов.
--------------------------------
<2> Локк Д. Два трактата о правлении. М.: Мысль, 1988. С. 294.
Закрепление прав человека, как наиважнейших и жизненно необходимых для его существования, осуществляется не только на уровне государств, но и в международных актах. На международном уровне принято апеллировать к трем основным международным документам в области прав человека - Всеобщей декларации прав человека 1948 г. <3>, Пакту о гражданских и политических правах 1966 г. <4>, Пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. <5>. Именно они легли в основу общепринятой классификации прав человека на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные. Во второй половине XX в. появилась тенденция выделять еще один вид прав - экологические права. Однако с точки зрения естественно-правовой теории они слишком тесно переплетены и явно тяготеют к личным правам человека. Право на благоприятную окружающую среду является важнейшей составляющей права на жизнь, поскольку право на жизнь, например, можно считать нарушенным, если государство законодательно не закрепит недопустимость сбрасывания ядовитых отходов в окружающую среду и не закрепит ответственность в случае нарушения указанной нормы.
--------------------------------
<3> См.: Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г.) // Библиотечка "Российской газеты". 1999. Вып. N 22 - 23.
<4> См.: Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Библиотечка "Российской газеты". 1999. Вып. N 22 - 23.
<5> См.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. // Библиотечка "Российской газеты". 1999. Вып. N 2 - 23.
Действующая Конституция РФ <6> закрепила нормы, посвященные правам и свободам человека, в главе 2, объявив их наличие и соблюдение высшей ценностью и обязанностью для государства. Из 137 статей Конституции более половины (69) так или иначе затрагивают их, гарантируют их осуществление. Статья 18 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, однако большинство из них не может быть использовано без закрепления конкретного правового механизма реализации, зафиксированного в нормативных актах и отработанного на организационно-практическом уровне. Так, например, в ряде случаев Конституция прямо предусматривает необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов (ст. ст. 24, 25, 29, 36, 37, 39 и т.д.). Таким образом, государство выполняет функции законодательного формулирования прав, их защиты и обеспечения. Конституция субъективные экологические права в чистом виде закрепляет в ст. 42: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".
--------------------------------
<6> См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.
Полагаем, что право на благоприятную окружающую среду является одним из надпозитивных, естественных прав человека. Свойство надпозитивности в этом праве вытекает из самой природы человека - без существования в благоприятной среде человеческий род обречен на вымирание. Причем право на благоприятную окружающую природную среду в данном контексте следует понимать широко. Благоприятная среда - это такая среда, при которой достижим возможно высший уровень здоровья, т.е. состояния полного физического, душевного и социального благополучия <7>. Нормы экологического права, закрепленные в Конституции РФ, нуждаются в конкретизации, поскольку не являются непосредственно действующими. Необходимо установление механизмов для поддержания благоприятной среды. Сюда относится формирование органов, которые будут следить, чтобы благоприятная среда не нарушалась, законодательное закрепление стандартов в области охраны окружающей природной среды, установление ответственности за неисполнение таких стандартов. Такие механизмы зафиксированы в первую очередь на федеральном уровне. Так, И.А. Игнатьева указывает: "В настоящее время экологическое законодательство состоит из 24 законодательных актов" <8>, которые конкретизируют нормы, заложенные в Конституции, и устанавливают механизм их действия. Так, Федеральный закон "О радиационной безопасности населения" <9> дает определение понятия "радиационная безопасность"; разграничивает полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области радиационной безопасности; устанавливает систему органов, которые должны заниматься обеспечением радиационной безопасности; устанавливает основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения. Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" <10> построен по тому же принципу, что и Федеральный закон "О радиационной безопасности населения", однако наряду с общими требованиями не содержит нормативов по выбросам ядовитых веществ в воздух, а только определяет органы, которые вправе разрабатывать такие нормативы как на федеральном, так и региональном уровне. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" <11> также имеет скорее декларативный, чем конкретно направленный характер. Однако в нем присутствует тщательно разработанная терминологическая база, что является немаловажным для законодателя, распределены полномочия в области охраны окружающей среды между центром, регионами и органами местного самоуправления, устанавливается принцип платности за вредное воздействие на окружающую среду. Перечисляются виды нормативов воздействия на окружающую среду, однако ни один норматив непосредственно в законе не установлен.
--------------------------------
<7> См.: Глушкова С.И. Права человека в России. М.: Юрист, 2005. С. 370.
<8> Игнатьева И.А. Отражение конституционных норм в экологическом законодательстве России: проблемы законодательной техники // Журнал российского права. 2003. N 5. С. 10.
<9> Российская газета. 1996. 17 янв.
<10> Российская газета. 1999. 13 мая.
<11> Российская газета. 2002. 12 янв.
Таким образом, практически все нормативы вредного воздействия на окружающую природную среду устанавливаются подзаконными нормативными актами, что является нежелательным и может вести к злоупотреблениям чиновниками своим служебным положением путем изменения нормативов выбросов в пользу заинтересованных лиц, которыми в первую очередь являются крупные производители. Нормы экологического права содержатся и в нормативных актах, относящихся к другим отраслям. Так, ответственность за преступления и правонарушения в сфере экологии устанавливается административным и уголовным законодательством; пособия лицам, пострадавшим от катастроф и экологических бедствий фиксируются в нормах социального права, а возмещение экологического вреда регулируется гражданским правом. Полномочиями в области экологического права обладают и региональные власти, что обусловлено ст. 72 Конституции РФ. Здесь действует принцип, согласно которому все, что не закреплено в законодательных актах Российской Федерации как полномочия Российской Федерации, относится к полномочиям субъектов и может быть закреплено ими на законодательном уровне. Исходя из этого перечня, можно сделать вывод, что полномочия субъектов РФ в сфере экологии довольно велики. К компетенции региональных властей относятся возможности устанавливать ответственность за правонарушения в экологической сфере, возможность устанавливать свои особо охраняемые территории на уровне региона, возможность социальной помощи лицам, пострадавшим от катастроф, защита традиционной среды обитания, осуществление мер по борьбе с катастрофами и другими экологическими бедствиями и т.д. Так, например, в Белгородской области принято 315 актов, касающихся вопросов экологии. Большинство из них устанавливает особенности природопользования отдельными объектами, находящимися на территории Белгородской области, и имеет подзаконный характер (постановления губернатора Белгородской области, постановления правительства Белгородской области решения Белгородской областной Думы). Закон же, имеющий отраслевое значение и непосредственно касающийся прав человека в сфере экологии, принят только один. Это Закон Белгородской области от 23 сентября 1998 г. N 41 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <12>. Конституционные экологические права получают свое закрепление и развитие в специальном экологическом законодательстве как на федеральном, так и региональном уровне. В большей или меньшей степени они гарантируются государством и реализуются в жизни. Признание и правовое регулирование этих прав являются одними из важнейших компонентов в реализации функций государства.
--------------------------------
<12> Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 1998. N 10.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.