Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КАДРОВЫЙ СОСТАВ СОВЕТСКИХ СУДОВ В 1941 - 1945 ГОДАХ
А.Я. КОДИНЦЕВ
Война оказала большое влияние на кадровую структуру органов юстиции СССР. Хроническая текучесть кадров судебных работников, имевшая место с 1917 г., непрерывно продолжалась и в 40-е годы XX в. Статья продолжает серию публикаций по истории кадрового состава судов СССР (Кадровый состав советских судов в 30-е годы XX века // Администратор суда. 2010. N 4. С. 35 - 38).
В начале войны кадровые подразделения наркоматов юстиции (НКЮ) и Управлений НКЮ (УНКЮ) были сокращены, но сохранились. Все отделы и сектора управления кадров в наркоматах юстиции были объединены в отделы кадров. Управления учебных заведений НКЮ СССР и НКЮ союзных республик были реорганизованы в отделы подготовки и переподготовки кадров и вошли в состав управления кадров.
Управления кадров НКЮ СССР и других наркоматов пересматривали штаты, изучали кадры, давали характеристики. В конце войны фокус работы наркоматов сосредоточился на решении кадровой проблемы. Принимались приказы по восстановлению юридического образования, по работе с юристами. Так, в январе 1945 г. было издано Наставление о работе с кадрами народного суда. Начальники УНКЮ были лично обязаны подбирать кандидатов на должность судьи. Кандидат должен был иметь "политический кругозор" и юридическое образование или среднее образование не ниже семи классов и стаж работы в юстиции свыше двух лет или трех лет в государственных органах <1>.
--------------------------------
<1> Работа с кадрами народных судей // Социалистическая законность. 1945. N 1, 2. С. 41; Справочник народного судьи. С. 610 - 627; Улучшение работы с кадрами народных судей // Социалистическая законность. 1945. N 5. С. 40.
27 сентября 1941 г. согласно Приказу НКЮ СССР N 12 начальники УНКЮ получили право самостоятельно, без НКЮ РСФСР, ставить вопрос о снятии судей. Согласно разъяснению НКЮ СССР от 23 октября 1941 г. в условиях военного времени вводились довыборы народных заседателей через советские органы власти вместо выборов заседателей на собраниях трудящихся. Советы формально утверждали кандидатуры, представленные управлением Наркомата юстиции. Начальники управлений, невзирая на закон, снимали и назначали судей. Начальник Управления НКЮ по Кировской области М.С. Завиданов за три месяца работы (в конце 1943 г.) наложил дисциплинарные взыскания на 26 народных судей из 67. Наркоматы обязывали управления укомплектовать кадры. Кадровый вопрос стал главным вопросом управления.
В 1943 г. в штаты УНКЮ введена должность заместителя начальника по кадрам. В 1942 г. в РСФСР была принята Программа ревизии УНКЮ. Ревизор наркомата проверял в том числе, каково было состояние работы с кадрами (подбор, повышение квалификации, изучение кадров, резерв, текучесть, злоупотребления, учет кадров, меры поощрения и т.д.), как осуществляется контроль над народными судами <2>.
--------------------------------
<2> Законодательные и административно-правовые акты военного времени. С 22 июня 1941 г. по 22 марта 1942 г. М., 1942. С. 101 - 102; ГАКО, ф. Р-903, оп. 1, д. 114, л. 59 - 67; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 47, л. 38 - 39; д. 49, л. 8 - 22; д. 61, л. 5; д. 73, л. 113; ф. Р-1519, оп. 5, д. 1, л. 8 - 9; ф. Р-8300, оп. 11, д. 80, л. 292; ОГАЧО, ф. Р-1041, оп. 1, д. 41, л. 24; д. 71; ЦДООСО, ф. 4, оп. 39, д. 273, л. 20 - 24.
Судебные органы в ходе войны оказались в тяжелом положении и не смогли нормально выполнять свои функции. Осенью 1941 г. в СССР вводится карточная система. Члены областных судов, народные судьи и работники управлений наркоматов юстиции были отнесены к 3-й группе служащих с нормой снабжения хлебом 400 граммов в сутки. В то же время райпрокуроры, помощники областных прокуроров относились к 1-й группе. На деньги почти ничего нельзя было купить. Материальное положение судей ухудшилось. Они голодали. Еще более тяжелым было положение у технических сотрудников. Секретари народных судов получали от 180 до 325 рублей, машинистки - от 130 до 165 рублей. 17 - 18-летние девушки, едва окончившие семь классов школы, принимались секретарями в суд.
Увеличивается количество злоупотреблений и преступлений, совершенных судьями. В 1942 г. народные судьи г. Кемерово, г. Челябинска, а также многие другие судьи присваивали вещественные доказательства. Народный судья Ростокинского района г. Москвы Борисова выносила решения о выселении из квартир эвакуированных и заселяла квартиры родственниками и знакомыми, писала фиктивные решения и подделывала подписи. В Казахстане в 3-м квартале 1941 г. за должностные преступления было отстранено 6% народных судей, в 4-м квартале 7%, а в 1-м квартале 1942 г. уже 8,3%. За взятки были осуждены заместитель председателя ВС Дагестанской АССР Ш.М. Камилов. За растрату средств был осужден народный судья Коми АССР Елин. Председатель Андижанского областного суда Хаджимухамедов, начальник Управления Наркомата юстиции Андижанской области Ибрагимов, члены областного суда и адвокаты области организовали преступную группу и вымогали взятки. В апреле 1943 г. все были осуждены. За три года за подделку судебных протоколов и единоличное рассмотрение дел было возбуждено 215 уголовных дел. Многие секретари и судебные исполнители за взятки задерживали исполнение судебных решений и приговоров, уничтожали дела. Были потеряны тысячи дел. В 1942 - 1943 гг. было арестовано и осуждено большинство председателей областных судов и начальников управлений наркоматов юстиции Узбекистана. Ежегодно сменялись председатели Верховного суда и наркомы юстиции Узбекской ССР. 3 февраля 1942 г. ревизор УНКЮ по Челябинской области И.В. Юрин вскрыл письменный стол бывшего секретаря 1-го участка советского района г. Челябинска В.И. Надеиной. В столе он обнаружил 176 неисполненных производств с июня 1941 г., 33 неоткрытых почтовых конверта, 32 исковых заявления и другие документы. Надеина была привлечена к уголовной ответственности. При сдаче дел Бахирева (народный судья Чашинского района Челябинской области) новому судье Пятому недосчитались 216 дел. В 1944 г. в Таджикистане было арестовано 8 работников юстиции, в Туркмении - 7, в Казахстане - 23, в Узбекистане - 45 и т.д. Работники юстиции пьянствовали, присваивали средства, злоупотребляли, присваивали вещи, брали взятки, хулиганили, самовольно оставляли свою работу и т.д. Всего в 1943 г. к уголовной ответственности было привлечено в РСФСР 70 народных судей, в 1944 г. - 106. Санкцию на уголовное преследование давали ПВС республик. В большинстве случаев судьи привлекались за получение взяток, причем если в 1942 г. за взятки было привлечено 5 народных судей РСФСР, то в 1944 г. уже 30. На втором месте шли преступления, связанные с присвоением вещественных улик. Далее шли преступления, связанные с подлогом судебных документов. 10 ноября 1944 г. вышло Постановление ЦК ВКП(б) об укреплении состава народных судей г. Москвы в связи с выявленными фактами взяточничества. Озлобленные, малограмотные и напуганные судьи вели процесс как попало. В судах царили грубость, оскорбления, безразличие. Народный судья Вологодской области Собенин, составляя приговор, вписал в него: "...гробил животноводство, скрывал существенное положение животноводства, не принял мер к уничтожению животноводства". Народный судья Кущевского района Краснодарского края Горин во время судебного заседания делал замечания подсудимым и произносил фразы: "врешь", "уши тебе облил бы" и т.д. <3>.
--------------------------------
<3> Басавин О. О недостатках. С. 19; Бондарь. Нет заботы о кадрах // Социалистическая законность. 1945. N 6. С. 44 - 45; Малкин И. Секретари суда // Социалистическая законность. 1946. N 7 - 8. С. 26; ГАКО, ф. Р-903, оп. 1, д. 5, л. 107; ГАРФ, ф. А-353, оп. 16, д. 40, л. 97; ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 50а, д. 4180, л. 56; оп. 81а, д. 61, л. 79; ф. Р-9492, оп. 1, д. 71, л. 126; оп. 1а, д. 254, л. 13 - 59; д. 309, л. 82 - 85; д. 376, л. 1 - 97; ОГАЧО, ф. Р-916, оп. 22, д. 201, л. 36 - 37; ф. Р-1041, оп. 2, д. 20, л. 153 - 154; д. 34, л. 133 - 134, 218 - 234.
Кадровое положение в начале войны быстро ухудшалось. Судьи, эвакуированные из западных районов, уклонялись от назначения на аналогичные должности на востоке страны. Только 129 человек приступили к судебной работе.
Согласно приказу наркома юстиции СССР Н.М. Рычкова 17 июля 1941 г. штаты НКЮ, управлений наркоматов юстиции, верховных и областных судов подлежали сокращению на 20%, в местностях, объявленных на военном положении, - на 30%. Сеть народных судов сокращалась на 25%, в местностях, объявленных на военном положении, - на 30%. В 1941 г. во всех судах проходят занятия по обороне. Работникам судов был продлен рабочий день до 10 часов вечера. Суббота превратилась в рабочий день.
В РСФСР в июле - октябре 1941 г. сменилось 30% народных судей. Всего за 1941 г. выбыл 2941 судья (82%). К лету 1942 г. число народных судей РСФСР уменьшилось в два раза по отношению к довоенному времени. В Казахстане в 1942 г. выбыло 130 народных судей из 317 и 31 член областного суда, в 1943 г. - 77 и 13. В Средней Азии некомплект по верховным судам составлял 22,4%, по областным судам - 18,9%. В то же время в ряде регионов произошел рост числа судебных работников (в Киргизии, Узбекистане). В РСФСР сокращение сети народных судов продолжалось до начала 1943 г. Так, сеть народных судов на 1942 г. была определена в 4080 участков, на 1943 г. - 4002 (до войны 5090). В реальности на 15 июля 1943 г. действовало 3663 участка. 339 народных судов оказались на оккупированной территории или были преобразованы в военные трибуналы. Штат членов областных судов РСФСР на 1 января 1943 г. составлял 623 единицы (фактически 532). В 1945 г. число народных судей в РСФСР составило 4065 <4>.
--------------------------------
<4> Абрамовский А.П. Челябинский областной суд. 70 лет. Люди, события, факты. Челябинск, 2004. С. 57; История государства и права советского Казахстана. Алма-Ата, 1965. Т. 3 (1938 - 1958 годы). С. 400; История советского государства и права Узбекистана. Ташкент, 1968. Т. 3 (1937 - 1958 гг.). С. 226; Супатаев А., Тайгин Ф. Создание и развитие советского суда в Киргизии (1917 - 1969 гг.). Фрунзе, 1971. С. 151 - 153; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 39, л. 107 - 112; д. 52, л. 32; оп. 16, д. 36, л. 44; д. 47, л. 0,57; д. 62, л. 121; ф. Р-5446, оп. 43а, д. 3905, л. 51; ф. Р-9492, оп. 1, д. 71, л. 159.
Падает образовательный уровень судей. Так, в РСФСР на 1 января 1941 г. высшее юридическое образование имели 4,5% народных судей. К январю 1944 г. их доля возросла до 9,1%, а затем (за счет реэвакуации) упала до 6,8% к концу войны. Также менялась доля лиц со средним юридическим образованием. Их доля выросла с 29,1% до 33,4%, а затем упала до 26,5%. В конце войны доля лиц без юридического образования была такой же, как и до войны (21%). Также необходимо отметить, что 65% народных судей имели всего лишь начальное образование. Следовательно, образовательный уровень судей оставался таким же, как и в 20 - 30-е годы. Почти не изменился партийный состав судей (80% были членами партии). В РСФСР в 1943 г. четверть заместителей председателей областных судов составляли женщины, а среди членов облсудов их доля достигла 61,6%, народных судов - 53,4%. До конца войны женщины составляли больше половины судей общегражданских судов. Можно представить среднего члена областного суда как женщину 30 - 40 лет со средним образованием, члена партии. Народный судья - то же самое, только образование начальное. Доля женщин увеличивалась до конца войны.
В исламских республиках доля женщин была ниже. В Киргизии в начале войны (по данным А. Супатаева) высшее юридическое образование имели 25% судей Верховного суда, 27,8% членов областных судов и 9,2% народных судей, в конце войны - 40,34 и 20% соответственно. Также выросла доля лиц со средним юридическим образованием. Увеличивается доля женщин. К концу войны доля женщин в Верховном суде Киргизии достигла 40%, в областных судах - 33%, в народных судах - 39%. Происходит "коренизация" судебного аппарата. В Казахстане выбывавших судей, как правило, заменяли казахи. В конце войны 1/3 казахских судей имели высшее и среднее юридическое образование. В 1944 г. в СССР высшее юридическое образование имели 49,7% членов верховных судов союзных республик, 25% членов облсудов, 11% народных судей. Если сравнить с довоенным периодом, то можно отметить, что увеличилась доля членов верховных судов и народных судей с высшим образованием <5>.
--------------------------------
<5> В судах и органах НКЮ Казахской ССР // Социалистическая законность. 1945. N 3. С. 40; Супатаев А., Тайгин Ф. Создание и развитие советского суда в Киргизии (1917 - 1969 гг.). Фрунзе, 1971. С. 151 - 153; ГАРФ, ф. А-353, оп. 16, д. 47, л. 60 - 65; д. 62, л. 124, 126; ф. Р-8300, оп. 11, д. 80, л. 292.
С 1943 г. сеть народных участков повсеместно увеличивалась. При этом сохранилась высокая текучесть кадров. Так, в 1942 г. в РСФСР выбыло 1480 народных судей, в 1943 г. - 1201, в 1944 г. - 1299. В первом полугодии 1943 г. в РСФСР выбыло 78 членов областных судов, 24 заместителя и председателя областного суда. В Москве при штате народных судов в 170 участков реально работали 118. По-прежнему во многих регионах хронически не хватало кадров. Так, в ноябре 1945 г. в РСФСР при штате членов судебных коллегий по гражданским делам областных судов в 313 единиц не хватало 37 человек, а в Бурятии, Мордовии и Ульяновской области судебно-кассационные коллегии по гражданским делам просто отсутствовали. В 1945 г. выбыло 1308 российских народных судей <6>.
--------------------------------
<6> ГАКО, ф. А-353, оп. 13, д. 577, л. 38; оп. 16, д. 62, л. 121; ГАОПДКО, ф. 166, оп. 2, д. 167, л. 18; ГАРФ, ф. А-353, оп. 13, д. 73, л. 207; оп. 16, д. 47, л. 60; д. 56, л. 67; ф. Р-9492, оп. 1, д. 84, л. 137 - 141; д. 117, л. 182.
В 1941 - 1942 гг. в Главном управлении военных трибуналов (ГУВТ) НКЮ СССР существовал отдел кадров. После выделения из него управлений в них также формировались кадровые подразделения. В 1942 - 1945 гг. в УВТ в/НКВД действовали отделения кадров, в ГУВТ управление кадров, в Главном управлении военных трибуналов транспорта (ГУВТТ) управление кадров. Управления военных трибуналов активно занимались расстановкой кадров в системе военной юстиции. Например, отдел (управление) кадров ГУВТ утверждало работников военных трибуналов, вело учет, составляло обзоры, проверяло состояние с кадрами в ВТ <7>.
--------------------------------
<7> Кожевников М.В. История советского суда. М., 1957. С. 341; Обухов В.В. Правовые основы организации и деятельности военных трибуналов войск НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. (историко-правовое исследование): Дис. ... канд. юр. наук. М., 2002. С. 99 - 100; ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 43а, д. 3903, л. 6 - 15; ф. Р-5446, оп. 47а, д. 3347.
По данным Ю. Стецовского, в начале войны в СССР было 298 военных трибуналов (766 судей), к 1 марта 1942 г. уже 3735 судей. По данным В.В. Обухова, в первый год войны оперативный состав военных трибуналов войск НКВД был увеличен на 350%, секретарский - на 100%. Если в начале 1942 г. в ВТ войск НКВД служило 169 судей, то к концу войны уже 799. Всего в годы войны было сформировано 250 ВТ дивизий и укрепрайонов РККА (3000 судей). Численность военных трибуналов выросла к концу войны в пять раз. Ускоренный набор судей не покрывался ни выпусками Военно-юридической академии НКО СССР, ни бывшими студентами гражданских юрвузов. По данным В.В. Обухова, доля лиц с высшим юридическим образованием среди судей ВТ войск НКВД упала с 1942 по 1945 г. с 27,4% до 20,6%. Еще больше упала доля лиц со средним юридическим образованием. К концу войны меньше половины судей имели юридическое образование <8>.
--------------------------------
<8> Голунский С.А., Карев Д.С. Судоустройство. Ашхабад, 1942. С. 26 - 33; Обухов В.В. Правовые основы организации и деятельности военных трибуналов войск НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. (историко-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 88, 92, 97, 103; Очерки истории военных судов, военных тюрем и военно-уголовного законодательства. М., 2003. С. 76 - 79; Стецовский Ю. История советских репрессий. М., 1997. Т. 1. С. 80; Строгович М.С. Военные трибуналы Советского государства. М., 1942. С. 20; ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1а, д. 181, л. 78.
Нарком юстиции СССР назначал работников управлений военных трибуналов, председателей ВТ армий и фронтов. Он же утверждал по представлению председателей военных трибуналов председателей ВТ низших звеньев, членов ВТ, старших инспекторов и старших секретарей. Председатели ВТ фронтов/округов/флотов/союзных республик назначали председателей нижестоящих ВТ, членов судов, старших инспекторов и секретарей, судебных секретарей, статистиков, переводчиков и т.д. Остальных сотрудников назначал председатель соответствующего ВТ. Подбором кадров занимались отделения и управления кадров главных управлений. По мнению наркома юстиции Н.М. Рычкова, Управление кадров ГУВТ работало неудовлетворительно. В 1944 г. работники управления сделали свыше 60 выездов. На заседаниях коллегии наркомата было заслушано 20 отчетов председателей ВТ. Но эти материалы не использовались. Среди членов военных трибуналов оказались лица, имевшие судимость. Было принято Наставление по учету работников военных трибуналов. Управление кадров ГУВТ не создало резерва. Практика, когда председатели ВТ свободно назначали и перемещали работников, была объявлена вредной. Многие работники временно исполняли должности свыше двух лет без утверждения в ЦК партии. Приказ Рычкова от 16 мая 1945 г. обязал устранить эти недостатки. Предписывалось "как правило" принимать на работу лиц с юридическим и военным образованием. Была проведена чистка среди членов военных трибуналов <9>.
--------------------------------
<9> ГАРФ, ф. Р-9492, оп. 1а, д. 175, л. 205 - 208; д. 367, л. 65 - 69.
Приказ НКЮ СССР от 5 июня 1942 г. запретил председателям ВТ фронтов, округов самостоятельно назначать и смещать оперативных работников военных трибуналов железных дорог и водного транспорта, ограничив их компетенцию только армейскими частями. Дисциплинарные взыскания на военных судей налагал нарком юстиции СССР совместно с председателем ВТ. Частично дисциплинарные взыскания (замечание и выговор) мог налагать сам председатель ВТ <10>.
--------------------------------
<10> Карев Д.С., Голунский С.А. Судоустройство. Ашхабад, 1942. С. 14 - 15; Мирошниченко И. Организация и деятельность военных трибуналов // Военные трибуналы - органы социалистического правосудия. М., 1958. С. 97 - 100; http://www.supcourt.ru.
Качественный состав судей СССР в годы войны оставался таким же низким, как и в 20 - 30-е годы XX в. Неспособность наркомата юстиции СССР улучшить кадровый состав судебных органов стала вызывать раздражение у руководства страны. После войны началась кадровая кампания по повышению профессионализма советских судей.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.