Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ (XIX - НАЧАЛО XX В.)
А.А. ЯЛБУЛГАНОВ
I. Основные направления развития финансового права - учение о государственной росписи, учение о налогах и налогообложении, учение о государственном кредите, государственном контроле
1. Учение о государственной росписи. Данное учение эволюционировало и с развитием финансового права усложнялось, изменялось, в том числе и качественно. Поэтому мы его рассмотрим на примере отдельных позиций наиболее известных специалистов финансовой и финансово-правовой науки. Вообще в России первая роспись государственных доходов и расходов была подготовлена в 1722 г. на 1723 г. С 1802 г. эти росписи готовились ежегодно, но лишь с 1811 г. начинается составление бюджета, который носил формальный характер, так как каждое министерство распоряжалось выделенными ему средствами бесконтрольно.
По И.Х. Озерову, бюджет представляет собой центральное звено финансовой системы. И.Х. Озеров определяет бюджет как план ведения государственного хозяйства на данный период времени. Государственный бюджет рассматривается как роспись доходов и расходов государства на определенный срок, утверждаемая в законодательном порядке. В то же время, по мнению автора, бюджет не является актом материального законодательства, так как он не создает новых правовых положений, а дает только цифры. Задачей бюджета является не ограничение прав и обязанностей, а регулирование хозяйственной деятельности.
Цель бюджета - удержание расходов в равновесии с доходами, что является условием правильного ведения государственного хозяйства. Основным принципом современного государства профессор Озеров называет единство бюджета. Состояние бюджетного дела автор исследует на примере Англии как правового государства и колыбели конституционного бюджетного права. Несколько критически он оценивает российский бюджет. По его мнению, в бытность министров финансов И.А. Вышнеградского и С.Ю. Витте применялась система преуменьшенного исчисления государственных доходов, что, конечно, давало возможность заканчивать год с большими избытками действительного поступления доходов над сметными предположениями. Такой подход производил впечатление финансового процветания России.
Концепция В.А. Лебедева. Виды бюджетов (государственный и местный). К местным бюджетам относились провинциальные, земские и общинные. Значение последних связывается с тем, насколько развиты в государстве принципы самоуправления.
Общий государственный бюджет включал сметы главных отраслей управления (в основном министерств) и специальные сметы некоторых учреждений в качестве дополнения. Сметы министерств, в свою очередь, делились на сметы второстепенных и местных управлений, образуя в общей смете соответствующие подразделения на главы, секции, титулы, параграфы, пункты.
В.А. Лебедев также обосновывает деление бюджета на обыкновенный и чрезвычайный. В первом, отмечает он, доходы и расходы хотя и изменяются в цифрах, но соответствуют принятому плану, а во втором они выходят из рамок этого плана. Автор различает бюджет консолидированный и нормальный.
В части, касающейся бюджета, предметом детального анализа становятся такие вопросы, как срок действия бюджета, его технические стороны, баланс. Дается также обзор бюджета в зарубежных странах, история государственной росписи в России.
2. Учение о налогах и налогообложении. Концепция И.И. Янжула. Он рассматривает налоги как самую важную категорию "общественно-правовых источников государственных доходов...". Он понимает под налогами такие материальные пожертвования, которые государство, в силу того, что оно является представителем общества, взимает с частных лиц для удовлетворения общественных потребностей и покрытия государственных издержек. Как пишет И.И. Янжул, это та доля, определенная законом, которую государство требует с имущества подданных для достижения высших целей своего существования.
Одно из многих достоинств работы И.И. Янжула - это исследование им элементов налогообложения. Автор определяет субъект налогообложения (все граждане), объект налогообложения (имущество граждан - деньги, земля, рабочие инструменты), отношения между субъектами и объектами обложения.
Основной принцип налогообложения - налог должен взиматься равномерно. Автор называет три способа взимания налогов: налог равный, пропорциональный и прогрессивный.
Часть, посвященную личным налогам, он традиционно открывает определением понятия. И.И. Янжул пишет, что под личными налогами подразумеваются налоги, которые взимаются на основании лишь личных качеств плательщика, при этом не учитывается его имущественное положение.
Самым распространенным видом таких налогов в зарубежных странах являлся подоходный налог. По мнению Янжула, подоходный налог формировался соединением многих налогов в один. Достоинства подоходного налога он обобщает с точки зрения предыдущих исследователей. Преимущества этого налога видит в легкости и простоте обложения, в том, что к уплате подоходного налога привлекаются все классы общества, а также в том, что при его распределении появляется возможность наиболее точно соразмерить налог с действительной налогоспособностью плательщиков.
Крупным недостатком подоходного налога он считает трудность определения реального дохода налогоплательщика, необходимого при подоходном обложении.
В то же время И.И. Янжул говорит об огромном значении этого налога в налоговой системе государства. Для того чтобы стать таковым, подоходный налог должен отвечать важным правилам. По его мнению, подоходный налог не должен быть единым налогом государства, а может лишь дополнять специальные налоги. Необходим строгий контроль финансовой администрации как над деятельностью оценочных комиссий, так и над декларационной системой. И, наконец, по мнению Янжула, следует соблюдать общее условие правильной организации налоговой системы - умеренность обложения.
И.И. Янжул сформулировал основные признаки налога (научная ценность и актуальность его учения о налогах сохраняются, так как он видит общественное предназначение налога и социальную пользу налогообложения):
1) односторонний характер взимания (налог не плата за государственные услуги);
2) материальная форма налога (этим признаком налог отличали от существовавших тогда разнообразных личных повинностей - воинской, трудовой, гужевой);
3) установление налога публичной властью - государством, а в ряде случаев общественными группами (земствами, общинами, городами и т.д.);
4) легальный характер налога: налог устанавливается законодательным путем;
5) законный способ взимания - взимание налога, который "определен законом или, по крайней мере, определяется предписаниями распорядительной власти";
6) предназначение налога для удовлетворения необходимых общественных потребностей - если налог идет на личные нужды правителей, то он превращается в побор.
И.И. Янжул дал определение прямых и косвенных налогов, сформулировал их свойства. Изложил теорию переложения налогов. Выявил основные способы уклонения от несения налога. Дополнил правила обложения А. Смита.
Новое правило: государство не должно вводить налогов, противных предписаниям нравственного, морального кодекса (налог на евреев, раскольников). Он дал подробную характеристику системы налогов. Выделял три уровня - прямые (поземельный, подомовой, квартирный, промысловый, налог на денежный капитал, личный, общеподоходный); косвенные налоги (таможенные пошлины, акцизы); налоги на роскошь (налог на собак, экипажи и лошадей, прислугу и т.д.).
II. Понятие, предмет и метод финансового права. Система финансового права. Источники финансового права
К 1880 г. в отечественной науке уже определились общие контуры предмета финансового права. Суть сводилась к тому, что финансовая наука и финансовое право имеют один и тот же предмет. Они различаются только "по способу его рассмотрения". Такого подхода придерживались тогда многие исследователи, что предопределило двуслойность финансово-правовой науки того времени.
1. В упомянутом нами учебнике И.Я. Горлова под теорией финансов понималась "наука, рассуждающая о... получении и употреблении средств для удовлетворения государственных потребностей".
2. Ф.Б. Мильгаузен предметом финансовой науки определял финансовое хозяйство государства.
3. В.А. Лебедев к определению предмета финансового права приходит через определение предмета финансовой науки. По Лебедеву, предмет финансового права уже предмета финансовой науки и представляет собой исследование правил финансового хозяйства, облеченных в законодательные нормы (т.е. финансовое законодательство).
По В.А. Лебедеву, финансовое право - это облеченные в законодательную форму правила существования финансового хозяйства, т.е. нормы, в соответствии с которыми осуществляется хозяйственная деятельность государства, направленная на приобретение требуемых ему материальных средств.
Финансовая наука, или наука о финансах, определяется им как наука, занимающаяся изучением состава финансов, способов их образования и управления ими, иначе говоря, как наука о материальных средствах удовлетворения государственных потребностей. Отмечается также, что научные принципы и теоретические советы в деле государственного управления для обязательности их выполнения должны, конечно, вступить в союз с законом.
Данное понятие финансового права является для того времени вполне точным и конкретным. В этом определении четко просматривается отличие предмета финансового права от предмета финансовой науки. Позитивное проявляется уже и в том, что дается определение финансового права.
Плюсы: а) определена система финансового права; б) продемонстрированы преимущества использования исторического и сравнительного методов при изучении финансового законодательства.
В разработке системы науки финансового права заслугой В.А. Лебедева является отход от наметившейся в российской финансовой литературе тенденции ограничивать область исследования вопросами публичных доходов.
По Лебедеву, систему финансово-правовой науки составляют следующие разделы:
1) обзор государственных потребностей, понятия о финансовом хозяйстве и финансовых учреждениях;
2) обозрение государственных доходов и повинностей;
3) изложение устройства земского и общинного финансового хозяйства;
4) рассмотрение способов покрытия чрезвычайных потребностей (ключевая позиция раздела - государственный кредит).
В этой системе подчеркивается приоритет государственных расходов в сравнении с государственными доходами. Система курса финансового права В.А. Лебедева сложилась под влиянием немецкой финансовой школы (прежде всего работ К.Г. Рау и А. Вагнера).
Интересным является труд И.Т. Тарасова. В 1889 г. в Ярославле был издан его учебник "Очерк науки финансового права". В нем автор представил исследование всех институтов финансового права.
Финансовое право он определяет как науку о правомерном государственном хозяйстве. И.Т. Тарасов различает положительное финансовое право и науку финансового права. Положительное финансовое право есть "совокупность положений, определяющих государственно-хозяйственную сферу у данного народа в данную эпоху". Предметом науки финансового права, по И.Т. Тарасову, являются доходы и расходы государства и управление ими. Финансовое право как наука, по Тарасову, представляет собой науку о правовых нормах, определяющих сферу государственного хозяйства.
Теперь о системе финансового права. Общая часть курса теории финансового права у Тарасова включает четыре раздела:
1) организация финансового управления;
2) законодательство, исполнение и принуждение в сфере финансового управления;
3) кассоводство, счетоводство, отчетность, контроль и ревизия;
4) ответственность.
Особенная часть - домены, регалии, монополии, натуральные повинности, подати (прямые и косвенные), государственный кредит, финансовый кредит.
Автор ставит знак равенства между наукой финансового права и теорией финансов. Источниками финансового права служат, как пишет автор, законы, административные распоряжения и обычаи в той мере, в какой это допущено законом. Он обращает внимание на связь финансового права с административным, а также с гражданским правом и процессом и определяет место налогов в государственном хозяйстве.
Так, автор относит к налогам "все постоянные и правомерные сборы государства с граждан, употребляемые на покрытие государственных расходов".
Согласно определению И.Т. Тарасова, понятие о налогах включало в себя все подати и пошлины, взимавшиеся государством на покрытие государственных расходов, независимо от оказываемых государством услуг.
В классификации налогов автор выделяет налоги прямые и косвенные, определяет субъекты налогов ("все лица, живущие в государстве...").
И.И. Янжул предметом финансового права считал вопросы обеспечения государства доходами и обеспечение расходов.
Оригинальное для того времени, но близкое к современным представлениям о предмете финансового права определение дает в своем учебнике Э.Н. Берендтс. "Финансовое право... исследует хозяйство государства, но не с точки зрения того, что полезно, целесообразно, а с точки зрения правовой, т.е. оно изучает те правовые нормы, которые лежат в основе хозяйственной деятельности государственной власти и ее органов как деятельности не произвольной, а закономерной". Он также отмечает права и обязанности сторон, участников этих отношений. Интересно, что Берендтс различал понятия "наука финансового права" и "финансовое право", а также не отождествлял понятия "наука о финансах" (финансовая наука) и "наука о государственном хозяйстве". К источникам русского финансового права Берендтс относил "нормы, относящиеся к финансовому праву...", помещенные во всех томах Свода законов, иными словами, все законодательные акты (кодифицированные). Он также пишет, что "бюджетное право кодифицировано частными издателями", причем частные сборники норм, касающиеся бюджетного права, содержат также и правила, не вошедшие в Свод законов. Это работы В. Саковича и Н. Широкова "Правила и формы сметного, кассового и ревизионного порядка" 1908 г. и И.С. Плехана "Бюджетные законы" 1911 г.
Система финансового права, по Берендтсу, не усложнена, как у других авторов, и близка к современным представлениям, так как автор дает систему финансового права как науки, по институтам и как учебного курса. Во вводной части рассматривается наука финансового права, ее предмет и содержание, а также источники финансового права.
Следует сказать, что финансово-правовая наука в дореволюционной России развивалась не только в столичных университетах, но и на периферии. Уникальное явление в истории российской правовой науки - Демидовский юридический лицей в Ярославле, открывший много талантливых имен в отечественной юриспруденции.
В целом финансово-правовая наука имперской России достигла определенных высот в систематизации знаний о финансах и формировании устойчивого представления о системе финансового права как отрасли науки и учебной дисциплины, а также заложила основы формирования финансового права как отрасли права.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.