Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
В.В. ГРИЦЕНКО
Мировая финансовая система <1>, так же как и национальные финансовые системы, в том числе и российская финансовая система, переживает в настоящее время тяжелый кризис, вызвавший волну недоверия к финансовой системе и к государственному управлению финансами.
--------------------------------
<1> Система (греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство // Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. С. 738.
Экономисты указывают на три основные причины кризиса: во-первых, ошибки государственного регулирования; во-вторых, циклическое развитие экономики <2>; в-третьих, провал сложившейся финансовой системы <3>.
--------------------------------
<2> Хмыз О.В. Мировая банковская система во время финансового кризиса // Финансы и кредит. 2009. N 30. С. 25.
<3> См.: Яковенко А. ООН принимает антикризисную эстафету // Российская газета. 2009. 25 июня; Данилов-Данильян В. Глобальный кризис как следствие структурных сдвигов в экономике // Вопросы экономики. 2009. N 7. С. 31.
Поскольку финансовый кризис коснулся практически всех стран, которые так или иначе связаны экономическими отношениями между собой, назрела необходимость рассматривать мировую финансовую систему как институционально- или структурно- правовую форму организации финансовых отношений. Мировой финансовый рынок предполагает наличие финансовой системы, представляющей собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются денежные ресурсы <4>.
--------------------------------
<4> Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 060600 "Мировая экономика" и 060400 "Финансы и кредит" / Под ред. В.А. Щегорцова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 260.
Одним из приоритетных направлений в формировании финансовой системы является усиление ее роли в борьбе с финансово-экономическим кризисом. При этом необходимость реформирования финансовой системы представляется базовым условием успешного построения цивилизованных рыночных отношений в стране.
Термин "финансовая система" является в настоящее время одним из самых распространенных и часто используемых в нормативно-правовых актах <5>, судебных решениях <6>, средствах массовой информации, в выступлениях главы государства <7>, председателя Правительства РФ <8>. Однако законодательного определения оно не имеет, отсутствует и единый концептуальный подход ученых к выработке рассматриваемой дефиниции. Следует также отметить ее сложный характер, так как можно выделить следующие аспекты: исторический, политический, экономический и правовой.
--------------------------------
<5> Данный термин содержится более чем в одной тысяче нормативно-правовых актов, в том числе законах и подзаконных актах, например Федеральном законе "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ (далее - СЗ РФ). 2008. N 42. Ст. 4698; Указ Президента РФ "О мерах по подготовке кадров обеспечения деятельности финансово-банковской системы" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 41. Ст. 2310; Указ Президента РФ "О некоторых мерах по сдерживанию инфляции" // Российская газета. 1993. 8 июня; Указ Президента РФ "О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 35. Ст. 4383; и т.д.
Следует также подчеркнуть, что увеличение количества нормативно-правовых актов, направленных на урегулирование отношений в финансовой системе, к сожалению, носит бессистемный, сиюминутный характер. При этом можно сделать вывод, что чаще всего данный термин употребляется в законодательстве в период кризисных явлений.
<6> См., напр., Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2001 N 15-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" в связи с жалобой гражданина В.П. Редекопа" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 1; Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.1999 N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Сибирское агентство "Экспресс" и гражданина С.И. Тененева, а также жалобой фирмы "Y. & g. Reliable Services, Inc." // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 4; Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия". Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 июня 2004 г. N 12-П по делу о проверке конституционности положений ст. ст. 155, 156 и 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 4.
<7> Д.А. Медведев подчеркивает, что Россия и США должны вместе работать над совершенствованием мировой финансовой системы. По его мнению, обеспечить "устойчивость глобальной финансовой системы" можно, "только сделав ее архитектуру взаимодополняемой и основывающейся на разноплановой системе региональных резервных валют и финансовых центров". См.: Белов С. Мы готовы. Дмитрий Медведев написал письмо в "Вашингтон пост" // Российская газета. 2009. 1 апреля. Президент РФ указывает на "неадекватность" нынешней структуры финансовой системы (См.: Леонидов И. Мир получит кредит // Российская газета. 2008. 20 ноября) и ставит вопрос о необходимости ее самореорганизации. Кузьмин В. Пятый элемент // Российская газета. 2008. 9 июня.
<8> Председатель Правительства РФ считает, что хотя финансовая система и спасена, но является слабой // Сидибе П. Шоковой терапии не будет // Российская газета. 2009. 2 июня.
В основном ученые рассматривают финансовую систему как совокупность звеньев (элементов, частей, т.е. ее составляющих) или как совокупность конкретных органов. Так, определяя финансовую систему в экономическом аспекте как "внутреннее строение финансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений", Н.И. Химичева отмечает, что рассмотрение данного термина как системы финансовых органов "ведет к размыванию предмета изучения, его неясности" <9>. Противоположной точки зрения придерживался А.И. Худяков <10>.
--------------------------------
<9> Химичева Н.И. Финансовая система (структура финансов) Российской Федерации. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 27.
<10> Он характеризовал финансовую систему в экономическом смысле через "совокупность финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует определенный фонд денежных средств", выделяет "организационное" значение рассматриваемого термина - "совокупность финансовых учреждений государства (финансовое ведомство и его подразделения, налоговые органы, государственные банки, государственные страховые компании и т.п.). См.: Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан (Общая часть). Алматы: Каржы-каражат, 1995. С. 12.
Е.М. Ашмарина рассматривает финансовую систему с нескольких сторон: с одной стороны - как совокупность целевых фондов, с другой - комплекс общественных отношений, как связанных с образованием, распределением и использованием этих фондов, так и сопутствующих этому процессу, а также как совокупность органов, принимающих участие в финансовой деятельности государства, связанной с эмиссией, образованием, накоплением, распределением и использованием денежных средств <11>.
--------------------------------
<11> Ашмарина Е.М. Взаимообусловленность системы финансового права и финансовой системы в Российской Федерации // Финансовое право. 2008. N 7.
Следует отметить, что дискуссионность определения термина "финансовая система" напрямую связана с предметом финансового права, с очерчиванием его границ, с такими категориями финансового права, как финансовая деятельность, финансовая дисциплина.
Комплексный характер термина "финансовая система" определяется тем, что данное понятие должно являться объектом научных исследований ученых-экономистов, финансистов, административистов, поэтому основной задачей при рассмотрении данного термина представляется выделение круга общественных отношений, попадающих в сферу действия норм таких отраслей российского права, как финансовое, административное. Актуальность проблем в сфере международной финансовой системы обусловлена мировым финансово-экономическим кризисом и связана с необходимостью укрепления ее архитектуры <12> в целях предотвращения аналогичных потрясений в будущем, предотвращения дальнейшего распространения кризиса.
--------------------------------
<12> Понятие "архитектура" включает различные учреждения, рынки и те практические меры, которые используют правительства, предприниматели и отдельные лица при осуществлении экономической и финансовой деятельности. См.: Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 060600 "Мировая экономика" и 060400 "Финансы и кредит" / Под ред. В.А. Щегорцова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 393.
Наиболее спорным представляется вопрос об определении финансовой системы в правовом аспекте.
С.В. Запольский подчеркивает, что для определения финансовой системы как правовой категории необходимо существование правовой дефиниции или юридической концепции, в которой это понятие имеет правообразующее значение, поэтому он определяет финансовую систему как "явление собирательное и, таким образом, не имеющее собственного правового значения" <13>. Отметим, что юридические понятия (категории) формулируются в виде определений, кратко раскрывающих существо правовых явлений <14>.
--------------------------------
<13> Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права: Монография. М.: РАП; Эксмо, 2008. С. 48.
<14> Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. СПб.: Питер, 2008. С. 21.
Особое внимание необходимо уделить принципам построения финансовой системы.
Н.И. Химичева отмечает, что функционированию финансовой системы в целом свойственны определенные принципы, которые находят закрепление в законодательстве. При этом известный ученый подчеркивает, что их выявление и "четкое формирование в нормах права, в первую очередь в общей части финансового как его принципов имело бы существенное значение для определения финансовой деятельности государства соответственно конституционным основам" <15>.
--------------------------------
<15> Химичева Н.И. Проблемы финансового права на новом этапе развития Российского государства // Финансовое право. 2006. N 4.
Системные требования, принципы построения финансовой системы: законность, гласность, строгая финансовая отчетность, исполнение финансовых обязательства, исполнение финансовой дисциплины, экономическая эффективность и обоснованность принятия решений, основанная на обобщающем анализе и конкретных расчетах, обеспечение социальной направленности финансово-правового регулирования. Создание эффективно действующей финансовой системы предполагает "постоянную и кропотливую работу государства как в сферах права, в том числе и административного принуждения к исполнению закона, так и в сферах формирования институциональных основ финансовых отношений" <16>.
--------------------------------
<16> Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. 6-е изд., испр. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К.", 2008. С. 10.
Финансовая система должна соответствовать принципам: устойчивость, стабильность финансовой системы, принцип взаимодействия и согласованности финансового контроля и государственного управления с государственными и финансовыми органами, принцип федерализма.
Кроме того, и ученые, и законодатели допускают смешение терминов "финансовая система" и "бюджетная система", "финансовая система" и "валютная система" <17>.
--------------------------------
<17> См.: Юровицкий В.М. Россия в мировой финансовой системе // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2008. N 10.
Можно сказать, что налоговая, бюджетная системы являются частью финансовой системы.
С.В. Мирошник определяет финансовую систему как следствие разработанных и официально утвержденных концептуальных идей, касающихся механизма финансово-правового регулирования, как результат целенаправленного воздействия финансово-экономических инструментов на соответствующие общественные отношения, есть совокупность образующихся финансовых ресурсов, отличающихся своими правовыми режимами <18>.
--------------------------------
<18> Мирошник С.В. Финансовая политика и финансовая система страны // Финансовое право. 2008. N 4.
Думается, что после завершения очередного финансово-экономического кризиса изменится архитектура не только мировой финансовой системы, но и российской финансовой системы.
Итак, современный финансово-экономический кризис - это в первую очередь кризис финансовой системы, показавший ее несостоятельность, а также необходимость в четком государственном регулировании. Практически все ученые отмечают тенденцию увеличения роли государства в регулировании кризисных явлений, в том числе путем правового регулирования, принятия превентивных мер, создания программ антикризисного управления. Проблема в том, что эти программы и меры должны разрабатываться не тогда, когда кризис стал "глобальным", всеохватывающим по своей широте, а государство должно постоянно выполнять свои функции с целью предотвращения кризисных ситуаций. Совершенно верно отметил В. Зорькин, что "глобальный финансово-экономический кризис по существу означает также кризис современного правового государства..." <19>.
--------------------------------
<19> Зорькин В. Кризис доверия и государство // Российская газета. 2009. 10 апреля.
Термин "финансовая система" представляет собой комплексную межотраслевую <20> категорию. Следует отметить, что с развитием рыночных отношений наблюдается тесное переплетение экономических и финансово-правовых категорий. Рассуждения А.И. Худякова в отношении указанных категорий позволили сделать вывод, что "правовой институт - это финансово-экономический институт, облеченный в правовую "одежду". Отсюда вытекает, что система особенной части финансового права - это облеченная в правовую "одежду" финансовая система" <21>. На существовании в предмете финансового права трех составных частей, одной из которых является финансово-правовая категория, указывает К.С. Бельский <22>. Правовой категорией считают финансовую систему А.А. Тедеев и В.А. Парыгина <23>. Э.Д. Соколова подчеркивает, что "экономические категории, к которым относятся финансы и финансовая система, проявляются и реализуются лишь в правовой форме, которая может либо создавать благоприятные условия для их функционирования, либо тормозить их развитие" <24>.
--------------------------------
<20> Следует отметить спорный характер вопроса об отраслевых категориях в российской науке. Дискуссионной представляется позиция М.В. Карасевой о том, что выработанная экономической наукой категория "финансовая система" не может дополняться или изменяться финансово-правовой наукой. См.: Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2002. С. 20.
<21> Худяков А.И. Основы теории финансового права. Алматы, 1995. С. 203.
<22> См.: Бельский К.С. Наука финансового права. Финансовое право: Учебник / Под ред. С.В. Запольского. М., 2006 (Российское юридическое образование). С. 71.
<23> См.: Парыгина В.А., Браун К., Стиглиц Дж.Э., Тедеев А.А. и др. Бюджетная система России: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. М., 2006. (серия "Российское юридическое образование"); Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право: Учебник. М., 2004. С. 18 - 19.
<24> Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России (текст); отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: ИД "Юриспруденция", 2006. С. 31.
Следует также согласиться с мнением Е.В. Покачаловой о том, что "четкая дифференциация финансовой системы на определенные звенья (институты), важна не только с теоретической, но необходима и с практической точки зрения" <25>.
--------------------------------
<25> Покачалова Е.В. Публичный долг в Российской Федерации: вопросы теории финансового права / Под ред. Н.И. Химичевой. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2007. С. 76.
Резюмируя вышеизложенное, финансовую систему можно определить как основанную на определенных принципах взаимосвязанную совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов органами, осуществляющими финансовую деятельность.
Принятие Федерального закона "О финансовой системе Российской Федерации" <26>, в котором необходимо определить понятие финансовой системы, принципы ее построения, структуру, ответственность за правонарушения, посягающие на финансовую систему, полагаем, в настоящее время по-прежнему является актуальным.
--------------------------------
<26> Следует отметить, что предложения о принятии единого нормативно-правового акта (с разными названиями) высказываются учеными на протяжении многих лет. См.: Слом В.И., Измайлов О.В. По поводу совершенствования финансового законодательства // Финансы. 1976. N 12. С. 37; Химичева Н.И. Субъекты советского бюджетного права: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 1979. С. 389; Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку: дис. д-ра наук. М., 1996; Петрова Г.В. Финансовое право: Учебник. М.: ТК Велби, 2006. С. 16; Рукавишникова И.В. Метод финансового права / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2006. С. 20; и др.
Следует отметить, что текущая экономическая ситуация создала благоприятные возможности для активного участия России в разработке методологических вопросов устройства мировой финансовой системы, деятельности международных институтов и принципов финансово-банковского регулирования <27>.
--------------------------------
<27> Котляров М.А. Россия и будущее мировой финансовой системы // Банковское дело. 2009. N 4. С. 56.
Сильное Российское государство - это, прежде всего, государство с эффективно действующей финансовой системой.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.