Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕНЕЖНЫМ ОБРАЩЕНИЕМ
Е.Е. ФРОЛОВА
Финансовые отношения как один из видов денежных отношений в различные периоды развития общества играли неодинаковую роль в экономической жизни, что неизбежно отражалось на степени их регулирования со стороны государства. В докапиталистических формациях, в условиях фрагментарности товарно-денежных отношений, финансы также имели фрагментарный характер, чем было обусловлено отсутствие правового регулирования данного вида отношений. При капитализме, когда товарно-денежные отношения стали основой развития экономики, финансовые отношения приобрели всеобъемлющий характер, что предопределило развитие правового регулирования данной сферы общественных отношений. В социалистическом обществе финансовые отношения были ограничены преобладанием отношений производственно-планового распределения, в связи с чем финансово-правовое регулирование было существенно сужено. Для современной России, переживающей бурное развитие рыночных отношений, финансы играют одну из ведущих ролей в жизни общества <1>. Этим объясняется довольно динамичное развитие отечественного финансового законодательства в последние пятнадцать лет.
--------------------------------
<1> Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2002. С. 17.
Объективно современное государство не может не регулировать финансовые отношения, поскольку эти отношения возникают по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных публичных фондов денежных средств и контроля за названными процессами. Данный пласт отношений связан с деятельностью государства, т.е. является формой публичной деятельности, что объясняет высокую степень социальной значимости финансовых отношений для общества в целом, предопределяя необходимость их правового регулирования.
Отношения в сфере финансовой деятельности государства являются предметом регулирования финансового права <2>. Будучи урегулированы нормами финансового права, отношения в сфере финансовой деятельности государства приобретают характер финансовых правоотношений.
--------------------------------
<2> Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 1999. С. 35.
Государственный финансовый контроль является формой финансовой деятельности государства, соответственно, и отношения по осуществлению финансового контроля в рамках денежного обращения являются видом финансовых правоотношений.
Контрольные правоотношения представляют собой правовую связь между контролирующим и подконтрольным субъектами в целях создания наиболее благоприятных условий для реализации нормативно-правовых предписаний в поведении, деятельности подконтрольных субъектов, обеспечения эффективности правового регулирования, восстановления состояния законности и правопорядка в случае их нарушения <3>. Как и все виды финансовых правоотношений, контрольные правоотношения обладают всеми общими признаками данной группы правовых отношений <4>.
--------------------------------
<3> Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 135.
<4> Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. М., 2003. С. 33 - 34.
Во-первых, отношения по финансовому контролю возникают и развиваются в рамках финансовой деятельности государства. Как уже не раз отмечалось, контроль как неотъемлемая часть любого управленческого процесса имманентно присущ финансовой деятельности государства. Финансовый контроль способствует соблюдению финансового законодательства, создает предпосылки для повышения уровня финансовой дисциплины, нацелен на обеспечение эффективного управления финансовой системой. Отсутствие финансового контроля в процессе формирования, перераспределения и использования государственных централизованных и децентрализованных фондов денежных средств не позволит государству достичь целей финансовой деятельности.
Во-вторых, контрольное правоотношение является формой реализации публичных интересов, в связи с чем характеризуется как публично-правовое отношение. Финансовый контроль, как, впрочем, любой государственный контроль, имеет своей целью защиту общественных интересов. В рамках финансовой деятельности это проявляется особенно отчетливо. Аккумулирование, перераспределение и расходование денежных средств из государственных централизованных и децентрализованных фондов осуществляется исключительно в публичных целях - "покрытие публичных затрат, т.е. таких затрат, которые обеспечивают реализацию коллективных интересов" <5>. Следовательно все общество заинтересовано, чтобы эти процессы (формирование, распределение и использование фондов денежных средств) проходили в строгом соответствии с законодательством, в связи с чем контроль за финансовыми операциями в государственных денежных фондах осуществляется в интересах не только государства как аппарата управления, но и всего общества, которое участвует не только в формировании этих фондов, но и в их расходовании. Обеспечить общество информацией относительно законности финансовых операций в государственных денежных фондах - задача и назначение государственного финансового контроля.
--------------------------------
<5> Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 12.
В-третьих, контрольное правоотношение является властеотношением, в котором одной из сторон всегда выступает государство в лице его компетентных органов <6>. Всякий социальный контроль, любой из его видов есть атрибут власти, важнейшее ее проявление. Контрольным отношениям всегда присущ властно-волевой момент. Каждый субъект контроля обеспечивается соответствующими властными полномочиями, необходимыми для выполнения целей, поставленных перед контролем <7>. Отношения в сфере государственного контроля всегда связаны с реализацией государством властных полномочий, посредством действий уполномоченных государственных органов. Властные полномочия контролирующих органов выражаются в том, что в пределах отведенной им компетенции они вправе по собственному усмотрению проверять работу подконтрольных объектов, независимо от их желания определять вопросы, по которым необходима проверка, принимать в пределах своей компетенции меры к устранению выявленных недостатков <8>. При этом одним из вариантов развития контрольного правоотношения является возможность применения мер государственного принуждения за нарушение норм законодательства.
--------------------------------
<6> Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М., 2004. С. 94.
<7> Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 135.
<8> Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М., 1981. С. 183.
В-четвертых, финансово-правовое отношение всегда по своей сути экономическое отношение. На первый взгляд отношения по финансовому контролю не обладают данной чертой. Однако в отечественной литературе по финансовому праву справедливо отмечается, что финансовая деятельность государства не ограничивается только финансовыми отношениями, а включает в себя и нефинансовые (с экономической точки зрения) отношения. Последние также определены состоянием экономики и направлены на то, чтобы вызвать к жизни, отрегулировать в нужном режиме собственно финансовые отношения. К таковым традиционно относятся отношения по финансовому контролю <9>.
--------------------------------
<9> Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 87.
В-пятых, финансовые правоотношения всегда имущественные. И здесь опять-таки подчеркивается неоднородность финансовых правоотношений, среди которых выделяются так называемые организационные или процессуальные (процедурные) правоотношения, не опосредующие процесс перехода денежных средств от одних субъектов к другим <10>. В число последних включаются те, которые направлены на организацию, планирование; которые возникают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, контроля за их использованием. Тот факт, что организационные правоотношения непосредственно не обслуживают движение денежных средств, не отрицает характеристики их как имущественных, так как организационные отношения конечной целью имеют движение денежных средств <11>.
--------------------------------
<10> Ангелов А.С. Финансовое право НР България. София, 1967. С. 107 - 108; Костов М. Финансови правни отношения. София, 1979. С. 136 - 137; Советское финансовое право. М., 1987. С. 73.
<11> Советское финансовое право. М., 1982. С. 48.
Помимо названных признаков, контрольные правоотношения часто характеризуются так называемой вторичностью, производностью. Данная особенность проявляется в том, что отношения по финансовому контролю развиваются в рамках сложных финансовых правоотношений.
Теория финансового права выделяет в зависимости от структуры и юридического содержания простые и сложные финансовые правоотношения. Простые финансовые правоотношения состоят из одного права и одной обязанности. В сложных финансовых правоотношениях существует несколько взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей <12>.
--------------------------------
<12> Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 137.
Стоит подчеркнуть, что в науке высказывается точка зрения, что все контрольные финансовые правоотношения являются производными, вторичными. Болгарский ученый С.И. Кучев, исследуя систему финансового контроля, подчеркивал, что правоотношения по финансовому контролю являются вторичными, производными от первичных финансовых правоотношений, т.е. отношений по формированию, распределению и использованию общественного продукта и национального дохода <13>.
--------------------------------
<13> Кучев С.И. Систематика на финансовия контрол. София, 1974. С. 15 - 26, 274.
Однако такое утверждение, по мнению автора, справедливо только по отношению к бюджетным и налоговым контрольным правоотношениям. Действительно, отношения по бюджетному контролю возникают на основе других бюджетных правоотношений, например правоотношений по бюджетному финансированию, где содержание основного правоотношения заключается в обязанности финансирования из бюджета каких-либо расходов государства, а контрольное правоотношение возникает как производное, или вторичное, основанное на отношении по выделению денежных средств из бюджетного фонда. Его содержание заключается в проверке обоснованности выделения указанных средств распорядителем бюджетных средств и в целевом их использовании бюджетополучателем. Данное контрольное правоотношение неразрывно связано с отношением по бюджетному финансированию и без него не возникает.
Аналогичный пример возможен и с налоговыми правоотношениями. Отношения по уплате налога заключаются в обязанности налогоплательщика уплатить налог и праве уполномоченного государственного органа требовать этой уплаты в установленные законодательством сроки и в определенных размерах. Правоотношения по налоговому контролю возникают не самостоятельно, а на основе отношения по уплате налога, без которого их существование невозможно.
Однако вторичность контрольных правоотношений в рамках финансового права не распространяется на контрольные правоотношения в сфере денежного обращения. Контроль за соблюдением законодательства о денежном обращении - соблюдение правил наличных и безналичных расчетов, соблюдение правил совершения валютных операций и законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, - имеет самостоятельное значение, и правоотношения по данному виду финансового контроля возникают как основные правоотношения, не обусловленные существованием какого-либо другого финансового правоотношения.
Для возникновения, скажем, правоотношения по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций и порядка работы с денежной наличностью не требуется никаких, предшествующих контрольным, финансовых правоотношений. Более того, отношения между банком и юридическим лицом по банковскому обслуживанию имеют частноправовую природу, однако именно договор банковского обслуживания предопределяет наличие контрольных полномочий уже публичного характера у коммерческого банка по отношению к своему клиенту - хозяйствующему субъекту. Обслуживающий банк в силу законодательных предписаний автоматически будет осуществлять контроль за соблюдением его клиентом правил обращения наличных денежных средств (полнота оприходования наличных денежных средств, своевременная сдача наличности сверх установленных лимитов и пр.).
Или, например, контроль за платежностью и подлинностью наличной национальной валюты также будет осуществляться коммерческим банком автоматически при приеме (вне зависимости от юридического основания) наличных денежных средств в кассу банка. При этом никаких иных финансово-правовых отношений между банком и плательщиком не существует.
То же самое справедливо и в отношении валютного контроля: проверка банком соблюдения клиентом правил проведения валютных операций не обусловлена никакими финансово-правовыми отношениями по формированию, распределению или использованию государственных фондов денежных средств. Это так называемый контроль в чистом виде - как надзор за соблюдением законодательства. Предпосылкой возникновения этих правоотношений является исключительно наличие специальных нормативно установленных правил в сфере денежного обращения и вовлеченность частных или государственных хозяйствующих субъектов в денежный оборот.
Таким образом, правоотношения по контролю в сфере денежного обращения нельзя отнести к вторичным или производным финансовым правоотношениям. Их отличительной особенностью по сравнению с другими контрольными правоотношениями в рамках финансового права является самостоятельность возникновения. С точки зрения автора, контрольные правоотношения в сфере денежного обращения должны быть отнесены к основным правоотношениям.
Финансово-контрольные правоотношения всегда имеют регулятивный характер. Теория права относит к регулятивным те правоотношения, которые связаны с установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией <14>. Для контрольных правоотношений, в том числе и в сфере денежного обращения, справедлива только вторая часть приведенной дефиниции. Иными словами, данные правоотношения связаны с реализацией установленных позитивных прав и обязанностей. Например, такие правоотношения будут иметь место между Центральным банком РФ и коммерческим банком по поводу контроля за соблюдением порядка ведения кассовых операций кредитными организациями.
--------------------------------
<14> Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2005. С. 498.
Результатом финансовых контрольных правоотношений может стать возникновение охранительного финансового правоотношения по привлечению виновных в нарушении финансового законодательства лиц к ответственности. Однако это не обязательно, такое развитие регулятивного финансово-контрольного правоотношения возможно только в случае выявления в ходе контрольной деятельности фактов правонарушений. Если же проведение контрольных мероприятий показало соответствие деятельности подконтрольного объекта требованиям законодательства, то охранительные правоотношения не возникают.
При этом любые контрольные правоотношения, в том числе и в сфере денежного обращения, могут быть только относительными, двусторонне индивидуализированными <15>. В качестве управомоченного лица выступает компетентный орган государственного финансового контроля, ему противостоит в качестве обязанного совершенно конкретное физическое или юридическое лицо - подконтрольный объект. Например, коммерческий банк как агент государственного финансового контроля выступает уполномоченной стороной в отношениях по контролю за соблюдением правил осуществления безналичных расчетов, а обязанной стороной будет конкретный хозяйствующий субъект, осуществляющий платеж через данный банк.
--------------------------------
<15> Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 106.
Финансово-контрольные правоотношения не могут быть абсолютными, где управомоченной стороне противостоит всякий и каждый. Контрольная деятельность всегда имеет конкретный подконтрольный объект, невозможно помыслить себе осуществление контроля в отношении неопределенного круга объектов. Сама сущность контрольных мероприятий, заключающихся в проведении проверок или ревизий, проявляется в индивидуализации объекта контроля и оценке деятельности конкретного субъекта права с точки зрения законности, а в некоторых случаях эффективности и целесообразности. Поэтому потенциально объектами контроля, т.е. обязанной стороной в финансово-контрольных правоотношениях, могут быть только те лица, которые тем или иным образом попадают в сферу финансовой деятельности государства как бюджетополучатели, как посредники, как распорядители бюджетных средств, как налогоплательщики и т.п.
Финансово-контрольные правоотношения характеризуются также тем, что относятся к регулятивным правоотношениям пассивного типа. Развитие такого правоотношения происходит за счет активного поведения управомоченной стороны, которое всегда соединено с правомочием требовать от обязанных лиц воздержания от действий, препятствующих осуществлению субъективного права <16>.
--------------------------------
<16> Там же. С. 120.
Как уже отмечалось, управомоченной стороной в финансово-контрольном правоотношении выступает орган или агент государственного финансового контроля. Реализуя свое право на проведение контрольных мероприятий, субъект контроля обладает правом требования к подконтрольному объекту не мешать законным действиям контрольного характера.
Особенностью данного вида регулятивных правоотношений пассивного типа является компетенционный характер прав управомоченной стороны. Управомоченная сторона, будучи органом государства (или агентом), не может свободно распоряжаться своими правами, т.е. решать - использовать эти права или отказаться от их использования. Все права государственных органов являются компетенционными, следовательно, они должны быть реализованы при определенных обстоятельствах <17>. Так, ЦБ РФ обязан контролировать соблюдение коммерческими банками законодательства о денежном обращении. Или Федеральная служба по финансовому мониторингу обязана осуществлять проверку полученной информации об операциях с денежными средствами или имуществом, подлежащими контролю в соответствии с законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.
--------------------------------
<17> Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2002. С. 135.
Компетенционный характер прав управомоченной стороны отличает финансово-контрольные правоотношения от иных финансово-правовых отношений пассивного типа, где в качестве управомоченной стороны выступают не государственно-властные органы, а физические и юридические лица. Их права не обременены признаком обязательной реализации <18>.
--------------------------------
<18> Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 215.
Характеризуя далее финансово-контрольные правоотношения, необходимо отметить их процессуальный характер. Финансовые правоотношения традиционно классифицируются в зависимости от характера норм, на основе которых они возникают, на материальные и процессуальные. Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование <19>.
--------------------------------
<19> Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 1999. С. 63 - 64.
По мнению М.В. Карасевой, в материальных правоотношениях проявляются конкретные права и обязанности субъектов, а в процессуальных - порядок реализации этих прав и обязанностей. К материальным соответственно относятся правоотношения, которые содержат: обязанность налогоплательщика уплачивать налог и право налогового органа требовать его уплаты; право бюджетного предприятия обращаться за получением бюджетного кредита и обязанность уполномоченного органа рассмотреть обращение по существу и т.д. К числу процессуальных финансовых правоотношений могут быть отнесены правоотношения по бюджетному процессу, правоотношения в ходе налогового контроля и т.п. <20>.
--------------------------------
<20> Карасева М.В. Указ. раб. С. 258.
Право (обязанность) органов и агентов государственного финансового контроля на проведение мероприятий по проверке соблюдения законности в сфере финансовой деятельности реализуется в различных процессуальных действиях, урегулированных нормами финансового права. Например, контроль за соблюдением валютного законодательства материализуется в правоотношениях по поводу проверки наличия необходимых разрешений у субъектов валютных операций, своевременного и полного зачисления экспортной выручки на счета в российские банки, обоснованности оплаты импортируемых товаров иностранной валютой и пр. Предметом данных правоотношений выступают документы финансовой отчетности, финансовые операции, реальное финансовое состояние подконтрольных объектов.
Помимо перечисленных характеристик финансово-контрольного правоотношения, необходимо обратить внимание на его сущность, проявляющуюся в его объекте. Проблема объекта правоотношения активно исследовалась отечественной правовой наукой <21>, результатом чего стало выделение двух основных концепций. Первая понимает под объектом правоотношений материальные и нематериальные блага, на которые направлено (воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей <22>. Согласно второй позиции круг объектов правоотношения очерчивается через интерес управомоченного <23>. Не вдаваясь в теоретическую дискуссию об объекте правоотношения, отметим, что современное финансовое право восприняло вторую концепцию и под объектом финансового правоотношения понимает то, на что направлено поведение его участников, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей <24>.
--------------------------------
<21> Александров Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1995. С. 116 - 117; Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 154 - 163; Брауде И.Л. К вопросу об объекте правоотношения по советскому гражданскому праву // Советское государство и право. 1951. N 3. С. 58; Протасов В.Н. Правоотношение как система. М., 1991. С. 79 - 109; Толстой В.С. Реализация правоотношения и концепция объекта // Советское государство и право. 1974. N 1. С. 123; Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л., 1959. С. 64 - 65 и др.
<22> Дудин А.П. Объект правоотношения. Саратов, 1980. С. 68; Основин В.С. Гражданско-правовые отношения. М., 1965. С. 63; Божьев В.П. Уголовно-процессуальные правоотношения. М., 1975. С. 136; Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 493.
<23> Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 157; Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958. С. 137 - 140; Теория государства и права. Курс лекций. М., 1995. Т. 2. С. 106 и др.
<24> Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2002. С. 129.
В зависимости от объекта в рамках финансовых правоотношений выделяются имущественные и неимущественные. Объектом имущественных правоотношений является денежная субстанция - налог, трансферт, ассигнование и т.п. В качестве объекта неимущественных правоотношений признаются: финансово-плановые акты и их проекты и финансовая деятельность как процесс <25>. Согласно данной классификации отношения по финансовому контролю относятся к неимущественным. Объектом правоотношений по финансовому контролю будет являться контрольная деятельность как процесс.
--------------------------------
<25> Советское финансовое право / Под ред. Е.А. Ровинского. М., 1978. С. 47 - 48.
Таким образом, финансовые правоотношения по контролю в сфере денежного обращения являются разновидностью финансово-правовых отношений, которые возникают в рамках финансовой деятельности государства и характеризуются организационной сущностью, процессуальным содержанием, двусторонне индивидуализированным субъектным составом, неимущественным объектом, регулятивной функциональностью и компетенционным характером прав управомоченной стороны.
Нормы, регулирующие отношения по контролю за денежным обращением, образуют в своей совокупности самостоятельный финансово-правовой институт в рамках государственного финансового контроля как подотрасли финансового права <26>. Автор также хочет подчеркнуть возможный смежный характер данного правового института. Нормы, его составляющие, также входят в особенную часть подотрасли финансового права "право денежного обращения", которая в последнее время все чаще выделяется наряду с классическими бюджетным, налоговым правом в структуре финансового права <27>.
--------------------------------
<26> См.: Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 111 - 117.
<27> Журавлева И.А., Крысин С.А. Расчетные правоотношения в системе финансового права // Право и жизнь. М., 2001. N 37; Журавлева И., Василец В. Право денежного обращения как подотрасль финансового права // Право и жизнь. М., 2002. N 46. С. 314 - 328.
Контроль за денежным обращением включает в себя:
- контроль за наличным денежным обращением;
- контроль за безналичным денежным обращением;
- контроль за валютным обращением (валютный контроль);
- контроль в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
При этом в рамках контроля за наличным денежным обращением возникают правоотношения:
- по контролю за соблюдением порядка ведения кассовых операций;
- по контролю за соблюдением юридическими лицами порядка работы с наличными денежными средствами;
- по контролю за платежностью и подлинностью наличных денежных знаков.
В рамках контроля за безналичным денежным обращением возникают правоотношения:
- по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами форм и условий осуществления безналичных расчетов;
- по контролю за коммерческими банками в отношении соблюдения ими правил осуществления безналичных расчетов.
В рамках контроля за валютным обращением возникают правоотношения:
- по контролю за соблюдением требований при совершении валютно-обменных операций;
- по контролю за обоснованностью платежей в иностранной валюте;
- по контролю за соответствием проводимых операций законодательству и наличием необходимых для этого разрешений и лицензий;
- по контролю за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте;
- по проверке полноты учета и отчетности по валютным операциям.
В рамках контроля в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем:
- контроль за законным происхождением денежных средств хозяйствующих субъектов и физических лиц;
- контроль за соблюдением коммерческими банками законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем;
- контроль за соблюдением профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.