Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СТАТУСНО-РОЛЕВАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВИКТИМНОСТЬ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
И.Н. ШИТЯКОВ
Профессия сотрудника правоохранительных органов (применительно к предмету нашего исследования - сотрудника исправительного учреждения) наиболее часто называется исследователями в ряду других виктимных профессий. В связи с этим рассмотрение виктимологического аспекта посягательств осужденных в отношении персонала исправительных учреждений вызывает несомненный интерес. В ходе исследования виктимного поведения сотрудников исправительных учреждений (далее - ИУ) нами было опрошено 450 респондентов - пострадавших от насильственных посягательств осужденных.
Согласно результатам проведенного анкетирования, наибольшую долю среди сотрудников составляют лица, достигшие 30 - 39 лет (52,4%), т.е. лица достаточно зрелого возраста. Это наиболее опытные и профессиональные сотрудники, которые хорошо знают осужденных, особенности их поведения, проблемы, возникающие в процессе отбывания ими наказания, имеют свой взгляд на пути их преодоления.
Основу будущего профессионального ядра исправительных учреждений составляют лица в возрасте 25 - 29 лет (20,6%). Им присуще стремление к передовым формам и методам работы с осужденными, однако в их деятельности не исключены ошибки и просчеты. Остальная часть сотрудников (27%) - это лица других возрастных групп.
Возрастные особенности связаны с трудовым стажем сотрудников. Наибольший трудовой стаж имеют сотрудники, возраст которых составляет 30 - 39, от 10 до 15 лет - 26,6%, от 15 до 20 лет - 25,2% и от 5 до 10 лет - 27,9%. К возрастной категории до 25 лет относятся и сотрудники, трудовой стаж которых менее одного года, - 3,2%, от одного года до трех лет - 3,5%, от двух до пяти лет - 3,8%. Число лиц, общий стаж работы которых составляет свыше 20 лет, - 9,8%.
Образовательный уровень опрошенных сотрудников исправительных колоний также является одним из основных показателей их социальной характеристики. По нашим данным, 76% сотрудников подразделений исправительных колоний имеют высшее образование, в том числе: высшее юридическое - 58,2%, высшее педагогическое - 2,7%, высшее иное - 14,6%. Среднее образование имеют всего лишь 4,5% сотрудников, а среднее специальное - 20%.
Сведения об образовательном уровне сотрудников исправительных учреждений, совершивших преступления, представляют определенный интерес в процессе профессиональной виктимизации, ибо они являются важным показателем интеллектуального уровня сотрудников и находятся в определенной связи с нарушениями дисциплины. До недавнего времени считалось, что лица с высоким образовательным и культурным уровнем значительно реже совершают дисциплинарные проступки <1>. Но следует учитывать, что приведенные данные об образовании формализованны и далеко не всегда отражают уровень фактической подготовленности и социальной зрелости личности.
--------------------------------
<1> См.: Тарарухин С.А. Преступное поведение. М., 1974. С. 187 - 188; Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984. С. 117.
Теоретически виктимологическая профилактика насильственных преступлений, совершаемых в ситуации конфликта, сводится либо к выработке у жертвы навыков распознания таких ситуаций и избежания их (последнее противоречит обязанностям сотрудников ИУ), либо к требованию придерживаться непровоцирующих форм поведения. И здесь возникает проблема трактовки действий сотрудника ИУ в ситуации, предшествующей посягательству на него.
Ситуации, приводящие к оказанию насильственного сопротивления сотруднику ИУ, полностью, а ситуации посягательств на его жизнь и здоровье - в подавляющем большинстве случаев (за исключением заранее подготовленных и внезапно осуществленных посягательств, не связанных с предыдущими контактами между субъектами) относятся к конфликтным. Очевидно, что такая ситуация является в равной степени следствием ролевого поведения как правонарушителя, так и сотрудника ИУ. При этом противоправные действия правонарушителя выступают обязательным условием правомерного включения сотрудника ИУ в ситуацию, и правомерные действия сотрудника по пресечению противоправных действий осужденного обусловливают противодействие. Однако нельзя не отметить и тот факт, что личность и поведение потерпевшего сотрудника могут играть достаточно существенную роль в мотивации преступного поведения и ситуации, в которой оно осуществляется, например необоснованное применение мер дисциплинарного характера к осужденному, применение специальных средств, оскорбление и унижение и т.п.
Введение профессионального аспекта в содержание понятия "вина жертвы" позволяет решать еще одну теоретическую коллизию, возникшую в результате утверждения, что активная роль в генезисе преступного поведения может принадлежать жертве только при ее провоцирующем поведении, т.е. при наличии "вины". Активность позиции сотрудника ИУ при взаимодействии с преступником (осужденным), продиктованная его профессиональными обязанностями, положительная с точки зрения этики и права, в сочетании с профессиональными действиями может провоцировать посягательство. Активность, подкрепленная профессионализмом, в большинстве случаев не дает перерасти виктимности из потенциальной в реальную. Резонно предположить, что наиболее уязвимыми для посягательств должны быть сотрудники ИУ с небольшим стажем.
Сотрудники исправительных учреждений обладают более значительной, по сравнению с другими лицами, потенциальной или реализованной субъективной способностью стать жертвой преступления при условии, что объективно этого можно было бы избежать.
Повышенная виктимность сотрудников исправительных учреждений обусловлена их статусно-ролевыми функциями по исполнению наказания, а также рядом объективно-субъективных факторов. Одни из них связаны с личностью или поведением самих сотрудников, другие - с осужденными (обусловлены негативным отношением к работникам исправительных учреждений).
Первая группа факторов повышенной виктимности сотрудников исправительных учреждений связана с их статусно-ролевым положением, обусловленным выполнением функций по пресечению противоправного поведения и осуществлением личного контакта с осужденными.
Статусно-ролевая виктимность сотрудника ИУ определена и обусловлена его статусом и социальной ролью по выполнению обязанностей по охране общественного порядка. При рассмотрении данного вопроса применительно к персоналу определенных служб и отделов ИУ по результатам нашего исследования и с учетом статистических данных картина данного явления выглядит следующим образом: на первом месте стоят работники отделов безопасности - 42,26%, второе место принадлежит работникам оперативного отдела - 28,71%, далее идут работники воспитательного отдела - 14,19% и производственных служб - 8,71%, 6,13% - работники оставшихся отделов и служб. Сотрудникам перечисленных подразделений исправительных учреждений в силу своих служебных полномочий наиболее часто приходится пресекать противоправные действия и сталкиваться с агрессивно настроенными осужденными. Так, например, они участвуют в оперативных и режимных мероприятиях, а также они нередко оказываются в условиях, опасных для жизни и здоровья. Сотрудники указанных подразделений чаще других объективно вне зависимости от своих профессиональных качеств, а только в силу своего служебного положения оказываются в ситуациях, чреватых посягательствами на их жизнь и здоровье.
Вторая группа факторов повышенной виктимности сотрудников исправительных учреждений связана с уровнем (качеством) профессиональной подготовки сотрудников к действиям в конфликтной ситуации, обусловленной пресечением противоправного поведения, т.е. с личными качествами потерпевших (индивидуальной виктимностью).
Профессиональная деятельность сотрудников редко оценивается ими как творческая, приносящая удовлетворение. Преобладают такие оценки своей работы, как сложная, трудная, неблагоустроенная, конфликтная, утомительная, что при отсутствии мер компенсирующего характера приводит к снижению работоспособности, стрессоустойчивости, повышению апатии, личной тревожности и в конечном итоге профессиональной деформации <2>.
--------------------------------
<2> См.: Лебедев В.В. Мотивация профессиональной деятельности сотрудников ИТУ // Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел. М., 1992. С. 77.
Среди сотрудников исправительных учреждений, ставших потерпевшими в результате совершения исследуемых преступлений, преобладают лица, которых не следует считать агрессивными. По определению Д.В. Ривмана, эти лица являются некритичными <3>, они неадекватно воспринимают реальную опасность. Возможность перерастания потенциальной виктимности в реализованную зависит главным образом от уровня профессионализма в действиях сотрудников исправительных учреждений. Активная позиция, продиктованная выполнением профессиональных обязанностей, в сочетании с непрофессиональными действиями обусловливает совершение исследуемых преступлений. Выполнение сотрудниками своих должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне препятствует перерастанию потенциальной виктимности в реализованную.
--------------------------------
<3> См.: Ривман Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. Л., 1975. С. 103.
Анализ уголовных дел показал, что непрофессиональное поведение сотрудников исправительных учреждений обусловлено, во-первых, личными качествами потерпевших и недостаточным уровнем профессиональной подготовки, а во-вторых, недостатками в деятельности исправительных учреждений, препятствующими эффективному выполнению сотрудниками своих обязанностей.
Особая процедура принятия граждан на службу в органы внутренних дел должна исключать возможность внедрения в среду сотрудников милиции лиц, не отвечающих предъявляемым требованиям и склонных к нарушениям. Более того, "принадлежность сотрудника правоохранительных органов к конкретной профессиональной группе объективно предполагает соответствие его поведения определенным нормам, правилам и стандартам, морально-этическим требованиям общества к нему как к профессионалу. В этом случае назначение на государственную службу является проявлением особого доверия, которое полицейский должен оправдать верным исполнением долга" <4>.
--------------------------------
<4> Франке 3. Профессиональная этика полицейского. М., 1972. С. 72.
Особое влияние на уровень виктимности сотрудников уголовно-исполнительной системы оказывает злоупотребление спиртными напитками на службе. Недопустимый либерализм к пьянству, сложившийся в уголовно-исполнительной системе, сказывается и на росте "пьяных" преступлений и проступков. Почти каждый 39-й (из 24406 нарушений служебной дисциплины) дисциплинарный проступок совершен в состоянии алкогольного опьянения. Изучение сведений о состоянии законности среди сотрудников УИС показало, что ежегодно за злоупотребление спиртными напитками, в том числе и при выполнении служебных обязанностей, увольняется от 43 до 61% сотрудников.
Такой показатель служебной дисциплины сотрудников уголовно-исполнительной системы, как утрата служебных документов, служебного имущества и специальных средств, начиная с 2006 г. имеет тенденции к снижению, но до сих пор остается высоким. В среднем ежегодно из 25 тыс. сотрудников, допустивших нарушения служебной дисциплины, каждый 36-й утратил служебные документы, или служебное имущество, или специальные средства.
Данное нарушение напрямую оказывает влияние на виктимологическую безопасность всего личного состава, так как специальные средства могут попасть в руки осужденных или заключенных под стражу и могут быть использованы осужденными при совершении преступлений.
Особую подгруппу факторов непрофессиональных действий сотрудников исправительных учреждений составляет так называемая профессиональная деформация. Одним из проявлений профессиональной деформации является невыполнение сотрудниками ИУ, имеющими, как правило, многолетний стаж служебной деятельности, требований правил обеспечения собственной безопасности. В результате такой профессиональной деформации эти лица проявляют излишнюю уверенность в своих профессиональных качествах и выполняют свои служебные обязанности ненадлежащим образом.
Таким образом, на основании изучения особенностей профессиональной виктимизации сотрудников уголовно-исполнительной системы можно сделать следующие выводы.
Сотрудники исправительных учреждений обладают повышенной, по сравнению с другими социальными группами, виктимностью. Повышенная специфическая виктимность сотрудников исправительных учреждений определяется особенностями как статусно-ролевой, так и индивидуальной виктимности.
Статусно-ролевая виктимность определена и обусловлена статусом сотрудника исправительного учреждения и его социальной ролью по выполнению обязанностей исполнять уголовные наказания. Исследование показало, что повышенной статусно-ролевой виктимностью обладают сотрудники исправительных учреждений, которые объективно, вне зависимости от своих профессиональных качеств, а только в силу своего служебного положения оказываются в ситуациях, чреватых посягательствами на их жизнь и здоровье.
Действие социально-ролевой виктимности усиливается наложением на нее индивидуальной виктимности жертв исследуемых преступлений.
Индивидуальная виктимность состоит в непрофессиональных действиях потерпевших, которые проявляются, во-первых, в непринятии надлежащих мер по обеспечению собственной безопасности при выполнении служебных обязанностей (несоблюдение тактики действий при задержании правонарушителей) и, во-вторых, в нарушении правил несения службы, нарушении дисциплины (утрата спецсредств, употребление спиртных напитков на службе). Индивидуальная виктимность, выражающаяся в непрофессионализме жертв указанных преступлений, имеет объективные и субъективные детерминанты.
К группе объективных виктимологических детерминант относятся недостатки в деятельности ФСИН России по подбору кадров на должности, связанные с выполнением обязанностей по охране общественного порядка в процессе исполнения наказаний; их профессиональной подготовке; организации работы, в том числе контролю за несением службы; материально-техническому обеспечению их деятельности.
Субъективные детерминанты непрофессионализма жертв исследуемых преступлений, в свою очередь, подразделяются на сформировавшиеся вне службы и сформировавшиеся в условиях работы в исправительных учреждениях.
К субъективным детерминантам непрофессионализма, не связанным с прохождением службы, относятся особенности врожденных и приобретенных личных качеств, которые выражаются в неразвитости эмоционально-волевой сферы, плохой физической подготовке, низком культурном и моральном уровне вплоть до наличия у личности антиобщественных установок. Субъективные детерминанты индивидуальной виктимности, лежащие в сфере правоохранительной деятельности, выражаются в утрате деловых качеств из-за негативного влияния служебного окружения или из-за отсутствия практики и тренинга нахождения в экстремальных ситуациях.
Происходящие в обществе социально негативные изменения захватывают отдельных сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые в силу своих личностных качеств, моральных устоев, нравственных убеждений, уровня правовой и общей культуры не могут противостоять общественному кризисному явлению и допускают различные нарушения служебной дисциплины и правил обеспечения собственной безопасности.
Вышеизложенное позволяет говорить о существовании жесткой зависимости между случаями профессиональных ошибок и фактами совершения посягательств в отношении персонала.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.