Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕЙ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII В.
А.В. КАЛИНИЧЕНКО
Начало становлению Сената, которому в Российской империи принадлежала высшая исполнительная, законодательная и судебная власти, положил Указ Петра I от 22 февраля 1711 г. <1>, согласно которому был упразднен Разрядный приказ, а в Сенате для рассмотрения судебных дел учреждался "стол разрядный". В соответствии с Указом от 2 марта 1711 г. <2> на Сенат возлагалось требование о том, чтобы "суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то же и ябедникам да наследует". Из нормы этой статьи следовало, что Сенату поручался не только контроль над правосудием в целом, но и производство суда. При этом в соответствии с Указом от 22 декабря 1718 г. запрещалось приносить жалобы на приговоры и решения Сената под угрозой смертной казни <3>.
--------------------------------
<1> ПСЗРИ-1. Т. IV. N 2321.
<2> ПСЗРИ-1. Т. IV. N 2330.
<3> ПСЗРИ-1. Т. V. N 3261.
В первых законодательных актах, обозначающих судебные функции Сената, однако не было четко прописано, в каких случаях он мог быть апелляционной инстанцией, а в каких - первой, на что было обращено пристальное внимание многих дореволюционных авторов <4>. Отмечается, что в первые годы своего существования Сенат рассматривал как суд первой инстанции как политические дела, так и простейшие уголовные и гражданские <5>.
--------------------------------
<4> Петровский С.А. О Сенате в царствование Петра Великого: историко-юридическое исследование. М., 1875. С. 249 - 250; Грибовский В.М. Высший суд и надзор в России в первую половину царствования императрицы Екатерины II. СПб., 1901. С. 7.
<5> Петровский С.А. О Сенате в царствование Петра Великого. С. 250.
Попытки установления судебных инстанций, замыкавшиеся на Сенате как высшем судебном органе, прослеживается в законодательстве Петровской эпохи, начиная с 1713 г., с момента принятия сенатского Указа от 4 сентября "О взятии в Расправную Палату на рассмотрение тяжебных дел по жалобам на неправое решение Губернаторов и Судей, о побуждении оной Палаты, чтобы губернаторы и Судьи решили дело безволокитно и о присылке месячных ведомостей в Сенат о вершенных делах, начавшихся по доносам фискалов" <6>. В соответствии с Указом, Расправная палата с этого времени не могла принимать к своему разрешению дела, которые не были предварительно рассмотрены в низших судебных органах - "из губерний и приказов". Челобитчикам, обращавшимся в Палату, предписывалось не "глухо ссылаться" на неправильность приговора, а точно обозначать "такую неправильность".
--------------------------------
<6> ПСЗРИ-1. Т. V. N 2710. Причины создания этого Указа в основном заключались в чрезмерной загруженности Сената незначительными делами, которые годами не рассматривались в низших судебных установлениях.
Тогда же Палате было предписано побуждать решать дела указанных лиц "безволокитно" и присылать ежемесячно в Сенат ведомости о рассмотренных делах, начавшихся по "доносам" фискалов. Таким образом, здесь мы можем говорить о первой попытке высшей судебной власти установить судебные инстанции.
Более четко инстанционное производство было прописано в Указе от 17 марта 1714 г., согласно которому устанавливались три судебные инстанции: низшая - в городах (коменданты), средняя - губернаторы, высшая - Сенат. С учреждением коллегий Сенат стал над ними в качестве ревизионной и апелляционной инстанции <7>, при этом с 1718 г. дела могли поступать на апелляционное рассмотрение Сената только с санкции монарха <8>.
--------------------------------
<7> Кавелин К. Основные начала русского судоустройства и гражданского судопроизводства в период времени от Уложения до Учреждения о губерниях. М., 1844. С. 168 - 169.
<8> Серов Д.О. Судебная реформа Петра I. Историко-правовое исследование. М., 2009. С. 242.
Для рассмотрения жалоб на волокиту и "неправосудие" коллегий в январе 1722 г. при Сенате учреждается должность рекетмейстера <9>, который принимал апелляционные жалобы, проверял их основательность, следил за ходом дел. С этого времени санкций монарха на разрешение дел в Сенате фактически уже не требовалось. Эти функции вкупе с функциями сенатского секретаря перешли к рекетмейстеру. Таким образом, установление рекетмейстерской должности, на которую назначались близкие к имперской власти люди, "знатные особы", закрепило значение Сената в качестве высшего апелляционного суда <10>.
--------------------------------
<9> ПСЗРИ-1. Т. VI. N 3877.
<10> Грибовский В.М. Высший суд и надзор в России. С. 11.
Рекетмейстерская контора, явившись, по сути, органом досудебной подготовки дел, на деле сыграла и определенную роль в укреплении инстанционности в судопроизводстве <11>. Однако если говорить в целом о Сенате как высшем судебном органе Петровской эпохи, мы не можем утверждать, что в этот период действительно произошло отделение судебной власти от власти административной. Можно согласиться с мнением Д.О. Серова о том, что Петр I не создал в Правительствующем Сенате никакого обособленного присутствия, которое занималось бы отправлением правосудия на постоянной основе. Сам Сенат рассматривал свою судебную деятельность как второстепенную <12>, что не могло не отразиться и на общем состоянии судебной системы России того периода.
--------------------------------
<11> Серов Д.О. Судебная реформа Петра I. С. 244.
<12> Серов Д.О. Судебная реформа Петра I. С. 245 - 246.
Несмотря на это, уже факт создания высшего апелляционного суда в лице Сената имел прогрессивное значение. Однако с приходом к власти Екатерины I положение кардинально изменилось. С возникновением Верховного тайного совета компетенция Сената было низложена до уровня коллегий. Так, в Указе от 7 марта 1726 г. "О должности Сената" было прямо указано: "...разве такое дело случится, на которое нет ясных указов или какое новое и весьма важное, которое собственному нашему разрешению подлежит, о таком доносить нам в Верховный Тайный Совет, представляя свое мнение и резолюцию" <13>. Указом от 28 марта 1726 г. "О форме сношений Верховного Тайного Совета с Сенатом и Коллегиями" <14> подчиненное положение Сената было еще раз подтверждено: все документы шли только через Верховный тайный совет, которому принадлежали решающие полномочия по их разрешению.
--------------------------------
<13> ПСЗРИ-1. Т. VII. N 4847.
<14> ПСЗРИ-1. Т. VII. N 4862.
Несмотря на столь подчиненное положение Сената, он оставался апелляционной инстанцией, а с 1729 г. - и судом первой инстанции по делам, поручаемым ему Верховным тайным советом, а также по делам "о преступлениях по должности" <15>.
--------------------------------
<15> Филиппов А.Н. История Сената в правление Верховного тайного совета и кабинета. Юрьев, 1895. С. 473.
Судебные функции Сената вновь несколько возросли в период Анны Иоанновны, которая практически сразу после своего воцарения попыталась восстановить учреждения, созданные Петром I. Манифестом от 4 марта 1730 г. Верховный тайный совет был ликвидирован <16>, а Сенату возвращены его прежние права на тех же основаниях, на которых он действовал в период правления Петра I.
--------------------------------
<16> ПСЗРИ-1. Т. VIII. N 5510.
Шестнадцатого апреля 1730 г. была восстановлена должность рекетмейстера <17>, чем устанавливался косвенный контроль за деятельностью средних и низших судебных мест <18>, а также усиливались функции Сената как высшей апелляционной инстанции.
--------------------------------
<17> ПСЗРИ-1. Т. VIII. N 5534.
<18> Грибовский В.М. Указ. соч. С. 41.
Еще одним нововведением стало разделение в 1730 г. Сената на департаменты <19>, четвертый из которых занимался только делами юстиции. При этом оговаривалась обязанность сенаторов участвовать в подготовке дел, следить за тем, чтобы "всякие дела с лучшим основанием и благоугодным правосудием. безволокитно и без остановки решаемы были".
--------------------------------
<19> ПСЗРИ-1. Т. VIII. N 5570.
Но возвращенная самостоятельность Сената оказалась временной. С 1731 г. он попадает под надзор созданного Кабинета при Дворе Ея Императорского Величества <20>. Указ от 11 ноября 1731 г. <21> устанавливал отчетность Сената перед Кабинетом: "А ныне Мы... имея о верных наших подданных богоугодное попечение, чтобы всем суд происходил нелицемерный, по оным нашим Указам неотменно и безволокитно, по учреждении Нашего Кабинета заблагорассудили, из всех здесь определенных высших и низших судебных правительств, как из Сената и из Синода, так и из коллегий и приказов и канцелярий для собственного Нашего в тех челобитниковых делах усмотрения, безволокитном оном решения бывают, собирать в Кабинет Наш краткие рапорты помесячно".
--------------------------------
<20> ПСЗРИ-1. Т. VIII. N 5871.
<21> ПСЗРИ-1. Т. VIII. N 5872.
Итак, Сенат с этого времени стал рассматриваться как подчиненное, судебно-надзирающее учреждение <22>. Из ведения Сената были изъяты дела по следствиям о злоупотреблении высших должностных лиц, за ходом которых следила лично императрица. С 1731 г. он перестает быть высшим органом суда по уголовным делам, а с 1736 г., с созданием особого высшего судилища <23>, - и по гражданским делам.
--------------------------------
<22> Грибовский В.М. Указ. соч. С. 46.
<23> ПСЗРИ-1. Т. IX. N 7113.
Таким образом, десятилетие с 1726 по 1736 г. характеризуется упадком судебного значения Сената как высшей апелляционной инстанции. Эта тенденция продолжалась до конца правления Анны Иоанновны. При ее преемниках - Иоанне Антоновиче и Анне Леопольдовне - положение Сената как высшего судебного органа принизилось еще больше. Учреждение рекетмейстерской должности при Высочайшем дворе <24>, в функции которой входил и прием жалоб, в том числе и на решения Сената <25>, окончательно поставили Сенат в положение промежуточной судебной инстанции.
--------------------------------
<24> ПСЗРИ-1. Т. XI. N 8288.
<25> ПСЗРИ-1. Т. XI. N 8289, 8293, 8294.
Положение несколько изменилось в правление Елизаветы Петровны. Указы от 5 августа 1746 г. <26>, 13 марта 1749 г. <27> и 12 мая 1749 г. <28> вновь рассматривают Сенат как высшую апелляционную инстанцию. Этому же способствовало и восстановление при Сенате рекетмейстерской должности. Однако четкой правовой регламентации судебных функций Сената в законодательстве того времени сделано не было.
--------------------------------
<26> ПСЗРИ-1. Т. XII. N 9312.
<27> ПСЗРИ-1. Т. XIII. N 9586.
<28> ПСЗРИ-1. Т. XIII. N 9616.
При Петре III при Сенате учреждается особый Апелляционный департамент <29> "для лучшего порядка и скорейшего оных дел решения, а челобитчикам удовольствия".
--------------------------------
<29> ПСЗРИ-1. Т. XV. N 11422.
Но в целом говорить о продуманной судебно-правовой политике в первой половине XVIII в. было бы не совсем верно. Начиная с периода правления Петра I и заканчивая временем Петра III правительство не особенно заботилось о построении стройной судебной системы. Все мероприятия высшей власти были направлены, прежде всего, на укрепление ее позиций в том числе в судебной сфере. В связи с этим они не носили упорядоченного характера, а являлись следствием разрешения каких-либо текущих моментов, в большей степени политического характера. Функции Сената заключались в основном в надзоре за деятельностью коллегий (административных учреждений, которым принадлежали и судебные функции). Со второй четверти XVIII в. его деятельность ограничивали Верховный тайный совет, а затем Кабинет министров и Конференция при высочайшем дворе.
Кардинальные для того времени перемены в правовом статусе высшего судебного органа начались с приходом к власти Екатерины II. Одним из первых законодательных актов, подписанных императрицей, стал Указ от 2 июля 1762 г. <30>, согласно которому для ускорения разрешения судебных дел протоколы заседаний должны были подписываться не всеми сенаторами, а только четырьмя <31>. С той же целью журналы Сената с 1762 г. подписывались не сенаторами, а только секретарями и обер-секретарями <32>; отменялось право подписи присяги сенаторов при слушании апелляционных дел <33>.
--------------------------------
<30> Императрица Екатерина II официально вступила на русский престол 28 июня 1762 г.
<31> ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 11589.
<32> ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 11598.
<33> ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 11722.
В июле 1762 г. последовал именной Указ о нерассматривании Сенатом по общему правилу на будущее время уже решенных дел <34>. Как указывают исследователи, обстоятельства издания этого Указа заключались в том, что генерал-прокурор доложил императрице о нахождении в Сенате многих челобитных, поданных Елизавете Петровне с жалобами на сенатские приговоры, которые после смерти последней были вновь присланы в Сенат. Представляя таких просителей, генерал-прокурор Глебов пытался добиться подтверждения петровских указов о безапелляционности сенатского производства, но Екатерина II оставила за собой право предписывать ему (Сенату) вторичное рассмотрение законченного дела в случае, если найдет это нужным <35>.
--------------------------------
<34> ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 11623.
<35> Дмитриев Ф.М. История судебных инстанций и гражданского апелляционного судопроизводства от Судебника до Учреждения о губерниях. М., 1899. С. 547 - 549.
Кроме того, взяв под свой контроль деятельность высшего судебного органа, императрица в мае 1763 г. потребовала предоставления ежедневных рапортов из Сената о решенных в нем делах <36>.
--------------------------------
<36> ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 11839.
Указом от 30 июля 1762 г. был изменен порядок рассмотрения апелляционных дел <37>: рекетмейстерами должны были составляться краткие выдержки из дел (экстракты), в которых кратко излагалось существо дела, и которые закреплялись подписями челобитчиков и тех членов коллегии, которые принимали участие в его разрешении. Только после этого дело могло передаваться для рассмотрения в Сенат. Далее: для устранения затруднений и "проволочек времени при переносе дела из низших инстанций в высшую" предписывалось в первых инстанциях сразу же после вынесения приговора объявлять его сторонам и выдавать копии с указанием, что в течение недели недовольные могут подать письменную апелляцию на решение суда. По письменному заявлению дело должно было быть запечатано и с описью отправлено (в течение 3 - 10 дней) в апелляционную инстанцию. Дело, поступившее в высшую инстанцию, хранилось там в нераспечатанном виде до получения апелляционной жалобы. После ее получения рекетмейстер готовил краткое содержание дела, рассматриваемое затем Сенатом.
--------------------------------
<37> ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 11629.
В этом же Указе определялись и сроки исковой давности: для челобитчиков, находящихся внутри государства, - один год, для пребывавших за границей - два года; для несовершеннолетних срок удлинялся. Особо оговаривалось, что сторона, не заявившая суду, где первоначально рассматривалось дело, о своем желании апеллировать, не лишалась до истечения срока исковой давности права обжалования судебного решения.
Указ от 30 июля 1762 г. в следующем году был дополнен Указом от 30 сентября, в соответствии с которым предписывалось "удовлетворение присутственных мест из рекетмейстерской Конторы справками из тех дел", которые хранились до подачи апелляционной жалобы <38>.
--------------------------------
<38> ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 11941.
В 1762 г. граф Н. Панин попытался ограничить власть императрицы, подняв значение Сената. В ответ Екатерина II провела сенатскую реформу, в соответствии с которой Сенат был разделен на шесть департаментов <39>, второй и шестой <40> из которых ведали только судебными делами, что было закреплено Манифестом от 15 декабря 1763 г. <41>. С этого времени Сенат - административно-судебное учреждение, высший орган суда и надзора за исполнением законов. Несмотря на его разделение на департаменты со строго определенной компетенцией, в Манифесте 1763 г. было указано, что такое разделение и функции департаментов не являются постоянными, а могут быть в дальнейшем изменены <42>.
--------------------------------
<39> Четыре в Санкт-Петербурге, два - пятый и шестой - в Москве.
<40> Шестой департамент находился в Москве с компетенцией второго департамента судебных дел.
<41> ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 11989.
<42> Там же. П. 2.
Так и произошло уже в январе 1764 г.: следственные дела, которые по Манифесту являлись компетенцией второго департамента, теперь стали распределяться по всем санкт-петербургским отделениям Сената: "По расписанию Сената в департаменты, определили Мы, во втором быть всем следственным делам; но как по течению дел Мы видим, что в оном департаменте и окромя следственных дел весьма довольно, то мы высочайше повелеваем, всяким следственным делам быть в прочих петербургских департаментах Сената, что по существу дел, до которого департамента принадлежать будет" <43>. Через некоторое время это правило было распространено и на московские департаменты. По Указу 1765 г. итоги предварительного следствия рассматривались только в тех департаментах, которые их назначали <44>. Таким образом, с этого времени, как отмечают исследователи, весь Сенат как в целом, так и в частях "облекся уголовно-судебной властью" <45>.
--------------------------------
<43> ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 12024.
<44> ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 12512.
<45> Кавелин К. Основные начала русского судоустройства и гражданского судопроизводства в период времени от Уложения до Учреждения о губерниях. С. 159.
В 1766 г. апелляционной инстанцией стали, кроме второго департамента, третий и четвертый <46>. Расширив круг апелляционного производства, законодатель вместе с тем оставил производство следственных дел в ведении всех департаментов.
--------------------------------
<46> ПСЗРИ-1. Т. XVII. N 12569.
В 1771 г. подверглись реорганизации и департаменты Сената в Москве (пятый и шестой) <47>, что дает основание говорить об очередном усилении высшей судебной власти, сконцентрированной в Сенате, и некоторое умаление его как административного органа.
--------------------------------
<47> ПСЗРИ-1. Т. XIX. N 13559.
Итак, преобразования в высшем судебном органе Российской империи в период с 1762 по 1775 г. повлекли за собой следующие изменения. Расширялась подсудность сенатского производства (1763 г.), уточнялась сущность апелляционного производства, порядок подачи апелляционных и кассационных жалоб (1762 г.). Кроме того, в это же время (1762 - 1769 гг.) были установлены процессуальные сроки, дано понятие кассации, установлена форма жалоб.
В течение 1760 - 1770-х гг. претерпевал изменения порядок апелляционного и кассационного производства в департаментах Сената. Деление Сената на департаменты привело к тому, что каждый из них обладал определенной подсудностью. Подведомственность высшего суда была определена Екатериной II в Указе от 13 сентября 1769 г. созданием особого присутствия при "Ее Императорском Величестве" <48>.
--------------------------------
<48> ПСЗРИ-1. Т. XVIII. N 13354.
В качестве первой инстанции Сенат с 1762 г. рассматривал дела по государственным преступлениям, но не в обычном составе, а в усиленном представителями высших подведомственных судов. С 1765 г. в качестве первой инстанции в нем рассматривались дела, по которым тем или иным департаментом Сената назначались следствия. После производства предварительного следствия дело назначалось к слушанию в том департаменте, который принимал решение о необходимости производства следственных действий.
Анализ законодательства XVIII в. показывает, что в течение этого периода положение Сената как высшего судебного органа Российской империи постоянно изменялось. Несмотря на утверждение некоторых авторов о том, что при Екатерине II были внесены лишь незначительные изменения в отношении пересмотра дел в апелляционном и ревизионном порядках <49>, мы не совсем можем согласиться с этим утверждением. Именно законодательная деятельность Екатерины II подняла Сенат как действительно высшую судебную инстанцию, что в дальнейшем нашло свое отражение и в последующем законодательстве, нашедшем свое высшее выражение в Судебных уставах 1864 г.
--------------------------------
<49> См., напр.: Хрусталев Л.А. Судебно-правовые реформы Петра I, конец XVII - первая четверть XVIII: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 26.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.