Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное частное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРИМИРЕНИЕ КАК ТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В КНР
С.Ф. ЛИТВИНОВА
Система разрешения споров в КНР носит смешанный характер, представляет собой сплав древних традиций и современного законодательства, основанного на идеях "социализма с китайской спецификой".
Споры на территории КНР могут разрешаться в народных судах, которые являются государственными судебными органами, арбитражах (третейских судах), посредством консультаций и урегулирования, в народных правительствах нижней ступени, государственных административных комиссиях, а также в народных примирительных комиссиях.
Среди перечисленных способов рассмотрения споров только рассмотрение в суде относится к судебным способам, рассматривающим любые споры между гражданами и/или юридическими лицами, в том числе и иностранными. Несмотря на то что в последние 20 лет граждане Китая все чаще обращаются за разрешением споров в суды, все же не им принадлежит лидирующая позиция в этой области. И это можно объяснить тем, что в 90-х годах прошлого столетия к началу юридической реформы в Китае "народ был недоволен качеством юридических услуг, в результате чего пострадал имидж Партии и Правительства" <1>. Причинами такого недовольства наряду с другими факторами была сама судебная система и квалификация судей. В течение трех десятилетий после образования КНР между судами и повседневной жизнью граждан не было никакой связи. В китайском обществе не было частной собственности, а каждый отдельный индивидуум рассматривался как элемент государственной машины. Все принадлежали государству как общественная собственность, а любая экономическая деятельность рассматривалась как государственная функция. Государство и общество были унифицированы, и правительство имело все инструменты, чтобы показать свою силу. Почти все социальные противоречия и конфликты решались административными мерами, роль суда в них была незначительной. Обращение в суд считалось постыдным. Человек, у которого был опыт разбирательства в суде, выглядел как белая ворона. Более того, учитывая, что суды являлись инструментом диктатуры пролетариата и средством реализации политических целей партии и правительства, кадры на должности судей подбирались не по профессиональному критерию, а по политическим убеждениям. В законодательстве Китая не было требования, чтобы судья имел высшее юридическое образование. Ключевым моментом в рабочем отчете, выпускаемом каждый год Верховным народным судом для Всекитайского собрания народных представителей, было то, как суд применил центральную установку партии и правительства.
--------------------------------
<1> Xin Chunying Chinese Court: History and Transition. China: Law press, 2003. С 245 - 249.
Рассмотрение споров в китайских судах все же не лишено влияния традиций, сформированных под влиянием конфуцианского учения, согласно которому "на переднем плане должны находиться воспитание и убеждение, а не власть и принуждение" <2>. Одна из них заключается в преобладании норм морали над нормами права в регулировании любых вопросов общественной жизни, включая самые важные. Традиции китайского общества сформировали особый метод (не способ. - Прим. авт.) разрешения споров - примирение.
--------------------------------
<2> Сухарев А.Я. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. М.: Наука, 2000. С. 319.
Проявлением таких традиций является процедура примирения в рамках судебного процесса, проводимая судами при принятии ими на рассмотрение гражданских дел, дел по экономическим спорам и мелких уголовных дел. Этой процедуре посвящена глава 8 Гражданского процессуального кодекса КНР (далее - ГПК КНР) <3>. Примирение в рамках судебного процесса является обязательной процедурой при рассмотрении дел, связанных с расторжением брака, уплатой алиментов, по делам, по которым возможно немедленное исполнение, и другим делам, в которых отсутствует необходимость в составлении мирового соглашения. По другим гражданским делам вопрос о примирении решается сторонами добровольно.
--------------------------------
<3> Civil Procedure Law of the People's Republic of China of 9 April 1991 (with amendment from 28 October 2007) URL: www.lawinfochina.com. Copyright Chinalawinfo Co., Ltd. Peking University Center for Legal Information.
Примирение в судах осуществляется на основе установления фактов и не должно противоречить нормам закона. При этом суды "разделяют правду и неправду" (ст. 85 ГПК КНР). Примирение может быть произведено народным судом в составе одного судьи или коллегии. Также в суд для содействия в примирении могут быть приглашены соответствующие организации (о которых будет сказано ниже) и частные лица. Если в результате примирения соглашение между спорящими сторонами не принято или одна из сторон меняет свое решение до вручения ей мирового соглашения, народный суд рассматривает дело в соответствии с судебной процедурой.
Народные суды КНР рассматривают любые дела по спорам между юридическими лицами КНР и/или гражданами КНР, а также споры с участием иностранных юридических и физических лиц в том случае, если спор касается внешнеторговых отношений, стороны которых не достигли арбитражного соглашения. При этом иностранные лица в народных судах имеют те же процессуальные права и обязанности, что и китайские граждане и юридические лица (ст. 5 ГПК КНР).
При наличии арбитражного соглашения между иностранными и китайскими лицами возникающие споры передаются на рассмотрение в арбитражи. Арбитражи - это третейские суды, рассматривающие споры, состоящие из арбитров - специалистов в области возникшего спора. Деятельность этих арбитражей на территории континентального Китая регулируется Законом КНР "Об арбитраже" от 31 августа 1994 г. <4>. На территории Китая наиболее авторитетными такими арбитражами являются: Морская арбитражная комиссия и Международная торгово-экономическая комиссия, созданные при Китайском комитете содействия международной торговле. Важной особенностью деятельности этих арбитражей является сочетание арбитражного разбирательства споров с примирением сторон.
--------------------------------
<4> Arbitration Law of the People's Republic of China of 31 August 1994 г. // URL: www.lawinfochina.com. Copyright Chinalawinfo Co., Ltd. Peking University Center for Legal Information.
Арбитражи развили традицию примирения при разрешении споров, отягощенных иностранным элементом, в соответствии с задачами, стоящими перед ними. Методы их деятельности отличаются от соответствующих методов за рубежом. В зарубежных странах арбитражная и примирительная процедуры резко и автоматически разделяются, т.е. вначале проводится процедура примирения, если она заканчивается успешно, то дело завершается. Если же примирение завершается неудачей в достижении соглашения между спорящими сторонами, то проводится арбитражное разбирательство. Причем обе процедуры не имеют отношения друг к другу. Китайский арбитраж может проводить обе процедуры раздельно, а может их объединить. Он может вначале проводить процедуру примирения, и если примирение окажется успешным, то разбирательство заканчивается. Если же примирение оказывается безрезультатным, то вновь начинается проведение арбитражного разбирательства. Однако китайский арбитраж в процессе арбитражного разбирательства в любое время до принятия арбитражного решения может проводить примирение и тем самым органически соединять проведение обеих процедур. Примирение осуществляется с согласия сторон на основе исследования обстоятельств и выяснения истины.
В последние годы арбитраж с зарубежными органами арбитража выработали новый способ примирения, именуемый "совместным урегулированием". Он заключается в следующем: при возникновении спора между китайским и иностранным предпринимателем каждый из них обращается с ходатайством о совместном урегулировании в арбитраж своего государства. Затем арбитражные органы обеих сторон назначают лицо, осуществляющее примирение. Этот новый метод привлек внимание к себе арбитров всего мира и лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
Помимо двух вышеуказанных способов разрешения споров в Китае при разрешении споров с участием иностранных лиц часто применяется такой способ, как консультации и урегулирование. Преимуществом урегулирования споров является экономия времени, расходов, а также сохранение конфиденциальности. В 1987 г. был создан Центр по урегулированию споров при Китайской международной торговой палате, подведомственной Китайской международной торгово-экономической арбитражной комиссии. В настоящее время имеется более 35 филиалов данного центра, охватывающих всю территорию Китая <5>.
--------------------------------
<5> Китай сегодня: Бизнес-справочник. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2003. С. 198 - 199.
Немаловажную роль в обеспечении общественного порядка играют местные народные правительства, которые согласно ст. 110 Конституции КНР от 4 декабря 1982 г. (с изменениями от 14 марта 2004 г.) <6> являются государственными административными органами, которые находятся под единым руководством Государственного совета и ему подчиняются. Они наделены полномочиями урегулирования обычных споров между гражданами, а также споров по некоторым особо установленным гражданским делам, или по экономическим спорам, или по трудовым спорам в соответствии с положениями законов <7>. Основным методом разрешения таких споров является примирение спорящих сторон.
--------------------------------
<6> Constitution of the People's Republic of China of 1982 (with amendment of 14 March 2004) // URL: www.lawinfochina.com. Copyright Chinalawinfo Co., Ltd. Peking University Center for Legal Information.
<7> См., например: Закон КНР "О посредничестве и арбитраже в трудовых спорах" (Law of PRC on Labor Dispute Mediation and Arbitration) от 29 декабря 1997 г. // URL: www.lawinfochina.com. Copyright Chinalawinfo Co., Ltd. Peking University Center for Legal Information.
Метод примирения, пронизывающий все способы разрешения споров, в Китае наиболее ярко проявляется при разрешении споров в народных примирительных комиссиях, специфических органах КНР по разрешению споров между гражданами. Эти комиссии создаются в соответствии со ст. 111 Конституции КНР комитетами городского населения и комитетами сельского населения - низовыми массовыми организациями самоуправления, создаваемыми по месту жительства. Поэтому народные примирительные комиссии можно рассматривать как проявление народно-демократического самоуправления, имеющего китайскую специфику. По мере необходимости народные примирительные комиссии также могут быть созданы и на предприятиях, и в учреждениях для разрешения трудовых и иных споров.
В соответствии со ст. 16 ГПК КНР народные примирительные комиссии являются массовыми организациями, занимающимися урегулированием споров между гражданами. Для сторонников примирительных комиссий они обеспечивают идеальную модель правосудия в коммунистическом обществе. Невзирая на то, кто из исследователей признает или осуждает китайскую примирительную систему, общепризнанным является то, что в качестве альтернативы государственному праву комиссии серьезно влияют на порядок в китайском обществе. В настоящее время в Китае действует около миллиона таких комиссий, которые разрешают около 90% гражданских споров между китайскими гражданами <8>. В отличие от судебных и административных органов при урегулировании спора народные примирительные комиссии не наделены полномочиями применять какие-либо принудительные административные либо иные правовые средства.
--------------------------------
<8> Fu Hualing. Understanding People's Mediation in Post-Mao China // URL: http:// www.columbia.edu/ cu/ asiaweb/ v6n2fuhu.htm.
Деятельность народных примирительных комиссий в разное время регулировалась Временными правилами организации народных примирительных комиссий от 22 марта 1954 г. <9>, Положением об организации народных примирительных комиссий от 5 мая 1989 г. <10>. В настоящее время их организация и деятельность регулируются Законом КНР от 28 августа 2010 г. "О народном посредничестве", который вступил в силу с 1 января 2011 г. <11>. Основной целью создания народных примирительных (посреднических) комиссий является своевременное разрешение споров среди населения, поддержание социальной гармонии и стабильности.
--------------------------------
<9> Renmin tiaojie weiyuanhui zhanxing zuzhi tongze 22.03.1954 (на кит. языке) // URL: http:// www.dddg110.gov.cn/ html/ 200993055932.html.
<10> Renmin tiaojie weiyuanhui zuzhi tiaoli 05.05.1989 (на кит. языке) // URL: http:// www.lawyerhotline.com.cn/ news/ 9816.htm.
<11> People's Mediation Law of the People's Republic of China of 28.08.2010 // URL: www.lawinfochina.com. Copyright Chinalawinfo Co., Ltd. Peking University Center for Legal Information.
Руководство комиссиями осуществляют местные народные правительства и народные суды низшей ступени. Народные правительства низшей ступени создают институт помощников по судебно-административной работе для конкретного руководства работой по народному примирению. Их важнейшая обязанность - помощь народным примирительным комиссиям в организационном и идеологическом строительстве и профессиональном становлении. Низовые народные суды в основном осуществляют профессиональное руководство народными примирительными комиссиями через привлечение к участию в рассмотрении дел при судебном примирении, присутствие членов комиссии без решающего и совещательного голоса в суде при разбирательстве дел, руководство анализом дел, обобщение практики и обмен опытом.
В состав народных примирительных комиссий входит от 3 до 9 членов, один из которых - председательствующий (руководитель). Председательствующий (руководитель) может иметь двух или более заместителей. В состав комиссии должны обязательно входить женщины, в многонациональных районах - представители этнических меньшинств. Члены примирительных комиссий избираются на собраниях жителей соответствующего района или собраниях их представителей.
Примирение в рамках народного посредничества не является примирением любым способом. Примирение должно быть осуществлено на основе принципов свободы воли и равенства спорящих сторон. Кроме того, примирение должно быть осуществлено в соответствии с действующим законодательством и политикой государства.
Целью примирения путем народного посредничества является достижение мирового соглашения, которое может быть заключено в письменной и устной форме.
Таким образом, очевидно, что всем вышеперечисленным способам (судебным и внесудебным) разрешения споров характерен особый метод - примирение. Содержание этого метода раскрыто в ст. 2 Закона КНР "О народном посредничестве" - убеждение сторон спора заключить мировое соглашение. Применение этого метода делает примирение уникальным инструментом разрешения споров и поддержания правопорядка в государстве.
Примирение как метод разрешения споров предполагает: воздействие на чувства спорящих, выявление истинных причин происшедшего, сообщение истинной информации, ознакомление спорящих сторон с действующим законодательством, убеждение ценить нормы морали. При осуществлении примирения соответствующий орган должен установить факты на основе разграничения истины и лжи, полно аргументировать, терпеливо выяснять, устранять отсутствие взаимопонимания, помочь сторонам прийти к соглашению. Примирение должно быть зарегистрировано, запротоколировано. Целью примирения как метода разрешения споров является не примирение спорщиков только по инерции. Основное значение придается тому, чтобы на смену спору пришло согласие сторон, проявление активности для предотвращения и минимизации споров, предотвращение обострения споров между людьми.
Этот, казалось бы, неправовой метод разрешения споров существует в рамках права. Во-первых, право определяет возможность использования этого метода при разрешении споров, во-вторых, определяет способы разрешения споров, в рамках которых применяется этот метод, в-третьих, право определяет границы использования этого метода <12>.
--------------------------------
<12> См. также: Ethan Lutske. Consensual law: how legalization molds the practice of mediation in China // URL: http:// www.nyc.gov/ html/ oath/ pdf/ Madiation%20China.pdf.
Метод примирения является закономерным проявлением менталитета китайской нации, сформированной в большей степени под влиянием конфуцианства. В соответствии с его идеями человек не должен настаивать на своих нравах, поскольку долг каждого - стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех <13>. Согласно сложившейся в Китае практике конкретное разрешение спора должно отвечать справедливым и гуманным чувствам, а не быть втиснутым в рамки определенной законодательством юридической схемы.
--------------------------------
<13> Сухарев А.Я. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. С. 319.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное частное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.