Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ОПТИМИЗАЦИИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
А.П. ФОКОВ
Современные юристы, исследующие проблемы судебной власти, справедливо обращают внимание на то, что, несмотря на обновление судебной системы, появление новых судебных процедур, упрощение судопроизводства и все большее число руководящих разъяснений на уровне Пле
есовершенство действующей нормативно-правовой базы, в частности гражданского законодательства.
Политическое руководство страны, приняв решение о необходимости усовершенствования действующего кодифицированного гражданского законодательства, Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" создало Совет из числа видных ученых и практических работников, которым предложено подготовить проект Федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (Российская газета. 2008. 18 июля).
В соответствии с Указом Президента от 18 июля 2008 г. изменения в Гражданский кодекс должны быть подготовлены и внесены на обсуждение общественности в целях:
а) дальнейшего развития основных принципов гражданского законодательства Российской Федерации, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений;
б) отражения в Гражданском кодексе Российской Федерации опыта его применения и толкования судом;
в) сближения положений Гражданского кодекса Российской Федерации с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского союза;
г) использования в гражданском законодательстве Российской Федерации новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран;
д) поддержания единообразия регулирования гражданско-правовых отношений в государствах - участниках Содружества Независимых Государств;
е) обеспечения стабильности гражданского законодательства Российской Федерации.
Подготовке проекта закона о внесении изменений в Гражданский кодекс предшествовала разработка названным Советом при Президенте Российской Федерации Концепции развития гражданского законодательства, которая была опубликована в различных изданиях, широко обсуждалась юридической общественностью.
Подготовка в соответствии с названной Концепцией проекта закона о внесении изменений в Гражданский кодекс проводилась в семи рабочих группах, образованных с этой целью Советом по кодификации и осуществивших свою деятельность под руководством:
- по общим положениям ГК - В.Ф. Яковлев, советник Президента Российской Федерации, председатель Совета по кодификации;
- по законодательству о юридических лицах - Е.А. Суханов, заведующий кафедрой гражданского права МГУ, заместитель председателя Совета по кодификации;
- по законодательству о вещных правах - А.А. Иванов, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, член Совета по кодификации;
- по законодательству об обязательствах (общие положения) - В.В. Витрянский, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, член Совета по кодификации;
- по законодательству о ценных бумагах и финансовых рынках - С.В. Сарбаш, судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, член Совета по кодификации;
- по законодательству о международном частном праве - И.С. Зыкин, руководитель Центра правовых проблем международных экономических отношений Института государства и права РАН;
- по законодательству об интеллектуальных правах - Е.А. Павлова, начальник отдела Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации, член Совета по кодификации.
В конечном итоге Советом по кодификации на заседании 7 октября 2009 г. под председательством Президента Российской Федерации Концепция развития гражданского законодательства была одобрена и предложена к опубликованию для широкого обсуждения общественностью.
Подробные предварительные варианты Концепции были опубликованы в ведущих юридических журналах: Концепция совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Концепция развития законодательства о вещном праве - в Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ (2009. N 4. С. 9 - 185), Концепция развития законодательства о юридических лицах и Концепция развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках - в Вестнике гражданского права (2009. N 2. С. 6 - 143), Концепция совершенствования общих положений обязательственного права - в журнале "Хозяйство и право" (2009. Приложение к N 3. С. 1 - 64).
В полном объеме Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации была представлена в сборнике и на официальном сайте Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации (Вступительная статья профессора А.Л. Маковского. М.: Статут, 2009. 160 с.).
Во вступительной статье к сборнику "Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации" заместитель председателя Совета профессор А.Л. Маковский подчеркнул, что главный рефрен требований современности к новому гражданскому законодательству - "...обеспечить стабильность гражданского законодательства. Сохранить неизменной структуру Гражданского кодекса, поддержать двухуровневую систему гражданских законов, при которых решение общих вопросов гражданского права должно быть сосредоточено в Гражданском кодексе, а не в существующих наряду с ним федеральных законах. Наконец, концепция - "рабочий чертеж" намеченного строительства, а не просто красивый эскизный проект" (Там же. С. 4 - 7).
В течение 2010 г. в различных городах России Совет при Президенте Российской Федерации проводил широкое обсуждение норм, положений, институтов и целых разделов нового Гражданского кодекса, которые гласно, открыто публиковались в СМИ, в сети Интернет, проходили дискуссионную трибуну радио и телевидения.
Как и следовало ожидать, практически все предложения об усовершенствовании гражданского законодательства сгруппировались в отдельные блоки.
Неудивительно, что концептуально это соответствовало основным направлениям, которые базировались на уже действующем гражданском законодательстве.
1. Основным ядром экономических реформ 90-х годов прошлого столетия стал Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 - 1996 гг., часть первая принята Государственной Думой 21 октября 1994 г., в редакции ФЗ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ; часть вторая принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г., в редакции ФЗ от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ; часть третья принята Государственной Думой 1 ноября 2001 г., в редакции от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ; часть четвертая принята Государственной Думой 24 ноября 2006 г., в редакции от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ.
2. Научно-технический прогресс, интенсивное развитие финансового рынка на волне кризиса экономики, всплеска новых процессов и форм, требующих гражданского обеспечения, например финансовых платежей в сети Интернет, и многое иное потребовало дополнений и детализации многих положений действующего Гражданского кодекса.
3. Многообразие форм гражданского оборота породило совершенно новые правовые основания как судебных, так и внесудебных споров, в том числе на международном уровне, которые сформировали новую судебную практику и потребовали новых обеспеченных гражданско-правовых норм, гарантированно охраняющих и защищающих бизнес в различных отраслях экономики государства.
4. Выявление и обобщение многочисленных потребностей общества в законодательном обеспечении предмета, объекта, принципов гражданского права, уточнение правового статуса и положения физических и особенно юридических лиц потребовали серьезных изменений Общей части Гражданского кодекса, а вместе с тем и федеральных законов путем преобразования правовых институтов и отдельных отраслей законодательства.
5. В условиях развитого рынка и правового государства назрела необходимость системного изменения подходов к роли, например, корпоративных отношений, которые необходимо кооптировать в отношения, регулируемые гражданским законодательством (ст. 2). Таким образом, только комплексная взаимосвязь институтов вещного права (право собственности) и объединенных развернутой системой общих норм вещного права сможет наполнить новый Гражданский кодекс стабильностью вещных прав: на землю, жилище, объекты природы и т.д.
6. В условиях развитой экономики, которая порождает многочисленные формы обеспечения вплоть до макроотраслей, в новом Гражданском кодексе необходимо ввести новые принципы, допустим "добросовестности", с тем чтобы исключить злоупотребление правом; ввести институт преддоговорной ответственности (culpa in contrahendo), которая позволит исключить многочисленные иски о недействительности сделок; ввести меры солидарной ответственности лиц (орган юридического лица в п. 3 ст. 55 ГК).
Все указанное, бесспорно, будет способствовать усилению юридической ответственности лиц в процессе всей его деятельности, независимо от наступления несостоятельности юридического лица, за несвоевременную и ненадлежащую актуализацию данных в Едином реестре юридических лиц.
С этой целью, полагают ученые, необходимо введение общих правил об исчислении и возмещении "абстрактных убытков", о случаях и условиях компенсации правомерно причиненных убытков.
7. Центральное место в новом Гражданском кодексе должны занять новые нормы гражданского права, устраняющие пробелы, обнаруженные в процессе его правоприменения.
Так, в части второй Гражданского кодекса предполагается ввести правила о публичных акционерных обществах нормами о возможности и последствиях оспаривания незаконной реорганизации юридических лиц, системой норм о бездокументарных ценных бумагах, о залоге прав по договору банковского счета и вклада, о "металлических счетах" и договоре вклада драгоценных металлов.
Предлагается пересмотреть и обязательственные нормы Гражданского кодекса с учетом анализа практики применения соответствующих норм арбитражными и международными судами, а также заимствование удачных решений, найденных при кодификации принципов договорного права в рамках УНИДРУА, в Европейском союзе.
8. Поиск баланса интересов частного и публичного в гражданском праве всегда был темой для долгих и порой безнадежных споров.
В новой Концепции выявилось рациональное зерно, которое, полагаем, станет стержнем нового Гражданского кодекса.
9. В новом Гражданском кодексе должно получить усиление и дальнейшее развитие обеспечение стабильности гражданско-правового регулирования, направленного на упорядочение системы гражданского законодательства, т.е. необходимо модифицировать, а порой сокращать нагромождение законодательных актов, в частности об АО, ООО, законов о кооперативах.
10. Благоразумие и взвешенный подход к гражданско-правовым новеллам, постепенный переходный период апробации новых положений, норм и институтов Гражданского кодекса - залог его долговечности.
В целом Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства за весь период своей работы, а особенно в 2010 г., довольно активно и на высоком экспертном уровне обсуждал на своих заседаниях законопроекты по различным разделам Гражданского кодекса, проводил экспертизы, давал оценку и освещал результаты в юридических журналах.
Так и не получили положительного заключения Совета законопроекты, рассмотренные в 2010 г., как не соответствующие Концепции.
В частности:
- о внесении изменений в ст. 120 части первой ГК РФ в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций (Вестник гражданского права. 2010. N 1. Т. 10. С. 162 - 172);
- Типовой проект Торгового кодекса Евразийского экономического сообщества - правовой акт в сфере регулирования внутренней торговли в государстве - члене Сообщества (Там же. 2010. N 2. Т. 10. С. 174 - 181);
- о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (Там же. 2010. N 3. Т. 10. С. 157 - 182);
- о внесении изменений в ст. 367 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Там же. 2010. N 4. Т. 10. С. 121 - 125);
- о внесении изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части введения возможности перевода земельного участка и объекта незавершенного строительства в судебном порядке из собственности застройщика в собственность образованного участниками долевого строительства жилищно-строительного кооператива" (Там же. 2010. N 5. Т. 10. С. 119 - 131);
- о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации с целью совершенствования определения правового режима земельных участков (Там же. 2010. N 5. Т. 10. С. 132 - 147);
- о внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и ст. ст. 10, 12 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (Там же. 2010. N 6. Т. 10. С. 132 - 145).
К концу 2010 г. наконец-то сформировались разделы Гражданского кодекса Российской Федерации, одобренные Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, и, например, 13 ноября 2010 г. на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда РФ были опубликованы проекты изменений, которые предлагается внести в разделы I, III, VI Гражданского кодекса РФ.
Наконец, проект изменений в гражданское законодательство Российской Федерации опубликован в окончательном виде и выглядит следующим образом:
- Основные изменения в раздел I Гражданского кодекса РФ;
- Основные изменения в раздел II Гражданского кодекса РФ;
- Основные изменения в раздел III Гражданского кодекса РФ;
- Основные изменения в раздел VI Гражданского кодекса РФ;
- Основные изменения в раздел VII Гражданского кодекса РФ;
- Свод поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации.
В настоящее время изменения в ГК РФ объемом в 450 станиц представлены на рассмотрение Президенту РФ Д. Медведеву.
Пользуясь правом главного редактора, хотелось бы исторически, сквозь призму времени, обращаясь к прошлому, взглянуть на будущность Гражданского кодекса России.
Опыт кодификации гражданского законодательства зарубежных стран вновь убеждает нас в том, что не следует торопиться с изданием большого количества законов, пытаясь одновременно и оперативно разрешить все проблемы общества. Законодатель вправе оформлять лишь такие общественные потребности, которые вполне назрели и решены самим ходом исторического развития общества. "Излишняя регламентация вредна, - говорил Наполеон, - поскольку она умаляет значение обычаев" (Пояснительная записка А. Тибодо к проекту ГК 1804 г. См.: Thbaudeau A.C. Memoires sur le Consulat. P. 1827).
В гражданском законодательстве обязательно правопреемство во времени: от прошлого - к настоящему и, безусловно, - к будущему с перспективой решения новых социально-экономических проблем на базе стабильных кодифицированных законов.
Гражданский кодекс - это своего рода экономическая конституция, которая постоянно эволюционирует, а если и усовершенствуется, то осторожно и поэтапно, с учетом профессионального мнения социологов, экономистов, финансистов, лиц иных профессий и конфессий, и безусловно, под знаменем просвещенной юридической общественности.
Судебная власть и совершенствование Гражданского кодекса Российской Федерации - неразделимы в настоящем и будущем как в целях оптимизации теории, так и в разрешении насущных проблем практики.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.