Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Н.Д. БЕРЕЖНОВА
Президент РФ Д.А. Медведев указывает, что реформа Федеральной службы исполнения наказаний должна быть направлена на то, "чтобы человек после выхода из тюрьмы или из исправительно-трудового учреждения превращался в нормального, подготовленного к обычной жизни человека. Агрессивных, опасных, абсолютно десоциализированных нарушителей закона строго карать, а тех, кто может быть исправлен без лишения свободы, наказывать иначе. Законодательство в сфере исполнения наказаний, а также законодательство об уголовной ответственности должно быть не гуманистическим, а эффективным" <1>.
--------------------------------
<1> См.: www.kremlin.ru - сайт Президента РФ. Блог "Наказание не только кара".
Данный наказ ставит перед психологическими службами УИС задачу выработки эффективных интегральных методов криминологической дифференциации и психологического исправления. Необходимость полной и достоверной информации о пенитенциарных преступниках, соответствующего подбора кадров, научного обеспечения управления процессами профилактики, предупреждения и прогноза криминальных ситуаций требуют изменений организационно-правовых основ функционирования психологических служб УИС, которые не должны ограничиваться психологическим обеспечением деятельности сотрудников учреждений УИС и сопровождением исправления лиц, отбывающих наказание. Организационно-правовые вопросы, возникающие в процессе деятельности данных служб, реальные возможности и богатый арсенал методик позволяют выполнять определенные правоохранительные функции: прогноз, профилактику и предупреждение пенитенциарной преступности.
Службы имеют достаточный опыт, чтобы взаимодействовать с различными структурными подразделениями в рамках данных функций, а также участвовать в планировании, организации и контроле правоохранительной деятельности.
Для выполнения функций правоохранительной деятельности и создания условий для эффективного взаимодействия психологических служб с другими службами необходима разработка нормативно-правовой базы, основанной на изучении следующих направлений: исторической и научно-теоретической готовности; актуальности участия в решениях задач уголовно-исполнительной системы; состоятельности и преемственности российского и зарубежного опыта; организационно-правовой обеспеченности эффективного функционирования; необходимости использования психодиагностических и электронных визуальных мониторингов.
Круг решаемых вопросов с помощью мониторинга на сегодняшний день значительно расширился. Проводится индивидуально-личностная диагностика от вновь прибывших осужденных до осужденных на пожизненное заключение. Обобщение опыта данных служб дает возможность заключить, что службы готовы выйти на новый уровень, новое содержание работы, которое даст возможность другим правоохранительным структурам минимизировать неопределенность путей выполнения задач профилактики, предупреждения и прогноза пенитенциарной преступности. В свою очередь, выполнение психологами данных функций потребует правового и организационного обеспечения.
Все структурные подразделения УИС относятся к правоохранительным органам, в том числе и психологические службы. Основными направлениями деятельности психологических служб должны быть не только исправительные функции и функции по обеспечению деятельности сотрудников (психофасилитация), но и профилактика, предупреждение, прогнозирование пенитенциарных преступлений, которые являются функциями правоохранительной деятельности. Психологические службы, по нашему мнению, готовы активно включиться в данную работу и скоординировать свою деятельность с другими структурными подразделениями, разработать совместный план, систему информационного обмена и контроля. В связи с тем что рост преступной образованности набирает темп, необходимо:
- внедрять психологов в правоохранительную деятельность;
- использовать интегральные методы психологии и юриспруденции при выполнении правоохранительных функций;
- рассматривать уровень исправляемости как степень изменения характеристик осужденных, осознание вины и принятие общественных норм, ценностей;
- составлять исправительные программы в рамках предупредительной деятельности применительно к различным периодам отбывания наказания;
- использовать мониторинг исправления как непрерывный процесс, включающий в себя комплексы методик, программы исправительных мероприятий и прогноз, проводимые в специально запланированные периоды с целью выявления уровня исправляемости личности обследуемого и эффективности применяемых методик;
- выявлять наличие направленности на исправление.
Правоохранительную деятельность психологических служб в уголовно-исполнительной системе можно рассматривать, на наш взгляд, как вид психологической деятельности, которая осуществляется с целью обеспечения правопорядка лиц, отбывающих наказание или находящихся под стражей, а также как обеспечение безопасности сотрудников, осуществляющих правоохранительные функции посредством предупреждения, профилактики, прогнозирования преступлений и других правонарушений.
Для этого необходима специальная организация психологического реагирования, основанная на совместных действиях с другими структурными подразделениями и алгоритме использования полученных данных с помощью электронного визуального мониторинга. Данный алгоритм должен включать информационный обмен, план мобилизации и расстановки сил в докриминальной, криминальной и посткриминальной ситуациях.
Масштаб предупредительной деятельности раскрывается посредством учета всех составляющих указанных ситуаций. Эффективность предупредительной деятельности будет зависеть от планомерной организации функционирования психологических служб по направлениям: получение и хранение информации; разработка алгоритма информационно-аналитической работы; определение технологии оценки достоверности и надежности информации; планирование и контроль выполнения управленческих решений; построение межструктурного взаимодействия; контроль эффективности предупредительных методов; своевременное корректирование управленческих решений. Межструктурное взаимодействие должно включать следующие действия: проведение общих совещаний для определения совместных действий и повышения качества взаимодействия; разработку регламента взаимодействия; подготовку плана кооперирования общих сил и порядок обмена оперативной информацией.
Деятельность психологов в рамках предупредительной работы должна иметь следующие направления: составление психологических портретов; выявление преступных группировок; определение скрытой агрессии и недостоверности информации; разоблачение преступных намерений; подготовка кодированных аудиальных команд, пресекающих преступление; ранжирование этапов и сил в схеме взаимодействия отделов; прогнозирование форс-мажорных ситуаций и путей выхода из них, определение профессиональной готовности сотрудников к предупредительной деятельности.
Деятельность психологов в рамках пенитенциарной профилактики направлена на решение задач предотвращения преступности в местах лишения свободы. К профилактическим функциям относятся: электронный визуальный мониторинг и выявление преступных замыслов; воздействие на криминогенные личности с помощью аудиальных кодов; нейтрализация вредных последствий в посткриминальной ситуации. Психологические службы готовят предложения о постановке отдельных осужденных на профилактический учет, их распределение по отрядам и переводе из одного отряда в другой с целью реализации профилактических мер. Углубленное изучение осужденных, составляющих "группу риска", позволяет осуществлять контроль их психического состояния. На основе этого проводятся профилактические и психокоррекционные мероприятия.
Организация психопрофилактики имеет функции: постановки целей и задач с учетом особенностей учреждения; информационное обеспечение отделов психологическими данными; психологическое обеспечение реализации запланированных мероприятий; психологическое сопровождение осуществления взаимодействия и координации субъектов профилактики; внесение коррективов и изменений в профилактическую деятельность на основе оценки ее эффективности и новых задач; кадровое обеспечение и т.д.
Планирование пенитенциарной психопрофилактики преступлений - это разработка основных направлений, путей и средств решения задач по выявлению и устранению психологических причин и условий, способствующих совершению преступлений. Планирование включает этапы: организационный - определение персонального состава ответственных лиц за конкретные мероприятия согласно утвержденным срокам; аналитический - анализ криминологических составляющих пенитенциарной преступности и специально-криминологических мер; прогностический - прогноз о качественных и количественных изменениях пенитенциарной преступности и дополнительных мерах по ее профилактике.
Деятельность психологов в рамках прогнозирования пенитенциарной преступности направлена на определение общих показателей, полученных при психологическом исследовании формальных, неформальных групп, различных их взаимоотношений. Психологическое прогнозирование в пенитенциарной системе является научно обоснованным и специальным видом предвидения, основанным на мониторинге перспектив развития докриминальной, криминальной и посткриминальной ситуаций с помощью современных исследовательских методов психологии. Пенитенциарное прогнозирование преступности позволяет выявить асоциальные показатели, определить психологические факторы преступного поведения и возможное развитие криминальных событий.
Психологический прогноз в местах лишения свободы представляет собой систему прогнозов развития индивидуально-личностных и групповых поведенческих реакций криминального характера. Прогноз дает возможность предугадать развитие криминальных ситуаций, состояние преступности на прогнозируемый период, установить криминогенные факторы и осуществить план расстановки предупредительных сил.
Специальная подготовка сотрудников ИУ в целях освоения ими теоретических и практических основ индивидуального прогнозирования, что позволит им составить модель поведения осужденного через установление связи между внутренними характеристиками личности осужденного и особенностями его поведения для принятия верного решения в сложной ситуации.
Исследования в различных системах отношений (осужденный-осужденный, осужденный-сотрудник, сотрудник-сотрудник, сотрудник-осужденный) позволили выйти на необходимость организационно-правового обеспечения каждой системы отношений и психологического обеспечения правоохранительных функций, которое доминирует при выделении главных функций психологических служб и снимает ограничения самого участия данных служб в рамках правоохранительной деятельности УИС.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.