Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ГЕРБ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.Е. ТОНКОВ
В действующем российском законодательстве геральдические символы органов местного самоуправления - пример сферы правового регулирования, обделенной пристальным вниманием законодателя, но, тем не менее, получившей широкое развитие в виде активной деятельности муниципальных образований по утверждению собственных символов.
Необходимо указать, что в России стройной законодательной регламентацией на федеральном уровне, а следовательно, и наибольшей государственно-правовой защитой, обладают лишь геральдические символы Российской Федерации (в частности, Государственный герб РФ). В меньшей степени уделяется внимание символам федеральных органов государственной власти. Отношения по использованию официальных символов субъектов Федерации и органов местного самоуправления практически не регулируются федеральным законодательством. Это предопределяет робость мер прокурорского реагирования на уровне районных прокуратур, принимаемых при осуществлении надзора за соблюдением законов в соответствии с предметом, определенным ст. 21 Закона о прокуратуре.
Исходя из ч. 1 ст. 70 Конституции РФ государственный герб, его описание и порядок официального использования устанавливается федеральным конституционным законом, чем подчеркивается особое значение государственного герба как средства самоидентификации публично-правового образования <1>. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. "О Государственном гербе Российской Федерации" устанавливает государственный символ - герб РФ, его описание и порядок официального использования.
--------------------------------
<1> Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М.: Наука, 1977. С. 3.
В связи с урегулированием исключительно официального использования Государственного герба РФ приведенные нормы не распространяются на физических лиц, использующих Государственный герб в личных (не связанных с коммерческими или иными) целях <2>. В то же время установлена административная (ст. 17.10 КоАП) и уголовная (ст. 329 УК) ответственность за совершение незаконных действий в отношении государственных символов РФ (в том числе Государственного герба) и надругательство над ними.
--------------------------------
<2> Подробнее о коммерческой геральдике см.: Наумов К. Корпоративная геральдика: практическое применение // Интеллектуальная собственность. 1997. N 5 - 6. С. 23 - 26.
Конституцией обоснованно не развиты нормы об официальных символах субъектов Федерации, что обусловлено конституционным статусом субъектов, их возможностью осуществлять самостоятельное правовое регулирование в сферах, определенных ст. 73 Конституции РФ.
Указанная позиция подтверждается взаимосвязанными положениями ст. ст. 65, 66 Конституции РФ, поддержана Конституционным Судом РФ в Постановлении от 7 июня 2000 г. N 10-П, указавшем, что субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать свои символы, выражающие исторические и иные ценности и традиции народов, проживающих на соответствующей территории, придавать им статус официальных отличительных атрибутов, определять порядок их официального использования. При этом официальные символы призваны самоидентифицировать субъект внутри Федерации и по своему предназначению не могут служить иным целям.
В то же время гербы, установленные субъектами, не должны противоречить законодательству о Государственном гербе РФ. Статья 8 ФКЗ от 25 декабря 2000 г. говорит о том, что гербы (геральдические знаки) субъектов Федерации, муниципальных образований не могут быть идентичны Государственному гербу РФ. Он не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) ее субъектов, муниципальных образований.
Термин "геральдическая основа" не раскрывается в российском законодательстве <3>. Геральдическим советом при Президенте РФ (далее - Геральдический совет) установлено, что принципом определения факта использования Государственного герба как геральдической основы эмблем и других геральдических знаков является наличие в них основной (базовой) фигуры - двуглавого орла. Геральдический совет также пояснил, что эмблемой (иным знаком), построенной с использованием Государственного герба РФ в качестве геральдической основы, считается эмблема, представляющая собой изображение Государственного герба РФ с изменением его отдельных геральдических характеристик: иным расположением крыльев орла, иным цветовым решением, заменой атрибутов в лапах орла или удалением атрибутов, не полной, обрезанной фигуры орла, перемещением орла на щит особой формы и расцветки и т.п. <4>. Указанное определение, однако, может быть использовано исключительно как руководящая норма при анализе правовых норм, так как у нее нет обязательной юридической силы.
--------------------------------
<3> Пронина Н.А. Вестник государственной регистрации. 2009. 25 февраля. N 7 (212).
<4> Заседание Геральдического совета от 17 ноября 2004 г.
Таким образом, возможность публично-правовых образований устанавливать свои официальные символы и определять порядок их официального использования в настоящее время не оспаривается. В то же время среди юристов получило распространение мнение о том, что вопросы неофициального использования (в том числе коммерческого) государственных символов РФ, ее субъектов и муниципальных образований лежат вне сферы регулирования нормативных правовых актов, которыми установлены такие символы <5>.
--------------------------------
<5> См., напр.: Черячукин В. Права на официальные символы РФ, ее субъектов и муниципальных образований // Интеллектуальная собственность. 2007. N 5. С. 35.
Активный интерес вызывает вопрос о том, могут ли РФ, субъекты Федерации и муниципальные образования обладать иными правами (кроме права на официальное использование) на официальные символы.
Ответ на этот вопрос выходит за рамки заявленной автором тематики, для развития которой, однако, необходимо кратко охарактеризовать поставленную проблему.
На сегодняшний день государственные и официальные символы не признаются и не охраняются какими-либо институтами права интеллектуальной собственности. Стоит, однако, отметить, что право на официальный символ появляется у публичного образования исключительно с момента выдачи свидетельства о регистрации официального символа. До указанного момента проект официального символа в его графическом (герб, флаг) виде - объект авторского права в силу норм ст. 1264 ГК. С момента утверждения проект становится официальным символом, перестает быть объектом авторского права, однако автор сохраняет право на соответствующую компенсацию в соответствии с конкурсом (договором) на разработку символа.
Надо лишь указать, что законодатель в ст. 1225 ГК не предусмотрел среди перечня охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации официальные символы публично-правовых образований. Согласно прямому указанию подп. 2 п. 6 ст. 1259 ГК официальные символы публично-правовых образований не являются объектами авторских прав. Более того, стремление некоторых правоведов <6> определить гражданско-правовую сущность прав публичных образований на официальные символы сводится лишь к применению в отношении норм об исключительных правах на произведения аналогии закона (ст. 6 ГК) с учетом положений Указов Президента в этой сфере и со ссылкой на ст. 3 ГК. Подобный подход обосновывается тем, что эти права весьма схожи с исключительными правами, так как официальные символы представляют собой результаты интеллектуальной деятельности, являются, как правило, произведениями искусства и не охраняются авторским правом лишь в силу прямого указания закона <7>.
--------------------------------
<6> См., напр.: Черячукин В. Указ. соч. С. 38.
<7> Там же.
Приведенная позиция, во-первых, неубедительна по своему логическому построению, так как оперирует оценочными категориями ("как правило", "весьма схожи"), в связи с чем допускает наличие множества исключений; не выдвигает четкого обоснования применения аналогии, а также не оценивает нормы об исключительных правах на произведения на совместимость с официальными символами как объектами подобных прав. Во-вторых, указанная позиция противоречит конституционному смыслу официальных символов, призванных индивидуализировать публично-правовые образования. В-третьих, нет необходимости изобретать гражданско-правовые механизмы защиты права на официальные символы, так как уже есть аналогичные публично-правовые механизмы охраны официальных символов, которые, вдобавок, более эффективны.
Муниципальным образованиям в сфере геральдического устройства необходимо лишь соблюдать нормы как федерального, так и регионального законодательства о геральдических символах. В том числе в целях осуществления контроля за соблюдением законодательства о геральдических символах и создан Геральдический совет. Следует при этом заметить, что у муниципального образования есть право, но не обязанность устанавливать собственные официальные символы.
Статья 9 ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гласит, что муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.
Представляется, что некоторые авторы неверно истолковывают нормы указанной статьи закона, придавая ей такой смысл, согласно которому законодатель путем употребления термина "федеральное законодательство" указал на необходимость урегулирования геральдических правоотношений федеральным законом. У подобного прочтения ст. 9 нет юридического обоснования, так как оно основано на тезисе о незавершенности правового регулирования в этой сфере, поскольку нет единого комплексного нормативного правового акта. В дополнение забывается о том, что в термин "федеральное законодательство" в соответствии со смыслом ст. 3 ГК включаются и Указы Президента РФ, регулирующие соответствующие сферы правоотношений, к которым, собственно, и сводится все нормативное регулирование геральдических символов муниципальных образований <8>.
--------------------------------
<8> Туник Г.Л. Практическая геральдика в современной России (политико-правовой анализ) // Право и политика. 2008. N 2 (98). С. 466.
Право на символы местного самоуправления - неотъемлемая часть самостоятельности органов местного самоуправления, позволяющая отличить их от государства и государственных органов <9>. В соответствии с позицией Геральдического совета герб муниципального образования - главный официальный символ муниципального образования, так как на основе герба строятся все прочие символы муниципального образования <10>. Решение о создании и учреждении герба должно всегда исходить исключительно из практических потребностей муниципального образования.
--------------------------------
<9> Постатейный комментарий к ФЗ N 131-ФЗ / Под ред. В.И. Шкатуллы. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2006.
<10> Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований, утв. Геральдическим советом при Президенте РФ 28.06.2006 // http://www.rossimvolika.ru.
Закон устанавливает требование о государственной регистрации символики муниципальных образований (п. 2 ст. 9 ФЗ от 6 октября 2003 г.). Государственный геральдический регистр РФ создан в целях систематизации и упорядочения использования официальных символов и отличительных знаков и ведется Геральдическим советом. Положение о Геральдическом совете при Президенте РФ и его состав утверждены Указом Президента РФ от 29 июня 1999 г. Требование о регистрации введено для того, чтобы исключить наличие полностью идентичной символики у разных муниципальных образований.
В частности, указанным Положением определено, что в Государственный геральдический регистр вносятся официальные символы органов местного самоуправления и иных муниципальных образований (п. 4 Положения).
В целях обеспечения единой государственной политики в области геральдики, упорядочения и систематизации официальных символов и отличительных знаков Указом Президента РФ от 21 марта 1996 г. "О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации" утверждено Положение о Государственном геральдическом регистре Российской Федерации.
О регистрации официальных символов и отличительных знаков в Государственном геральдическом регистре РФ выдается свидетельство в порядке, утвержденном Распоряжением Президента РФ от 13 октября 2003 г.
Геральдический совет в своих решениях руководствуется нормативными актами о геральдических символах, в том числе нормами местного законодательства. В то же время Геральдический совет - орган, призванный соблюдать исторически сложившиеся геральдические каноны. Его деятельность направлена на решение методических задач в этой сфере, в связи с чем законодательное регулирование является лишь структурообразующим элементом в его работе. Это подразумевает опору на научную теорию геральдики, сохранение признанных геральдических традиций, учет местных традиций и особенностей.
Как уже было упомянуто, геральдические знаки принадлежат тем, кто ими правомерно пользуется. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 июня 2006 г. N 15 (п. 22) разъяснил, что официальные символы органов местного самоуправления и иных муниципальных образований подлежат государственной регистрации, а следовательно, право на зарегистрированный официальный символ, внесенный в государственный регистр, принадлежит обладателю свидетельства о его государственной регистрации. С момента внесения официального символа муниципального образования в Государственный геральдический регистр и выдачи свидетельства (практически - с момента выдачи свидетельства, так как оно удостоверяет внесение геральдического символа в регистр) этот символ считается официально признанным государством. Государство подтверждает право владельца на этот геральдический символ и принимает на себя обязательства по охране символа в федеральном юридическом пространстве <11>.
--------------------------------
<11> Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований, утв. Геральдическим советом при Президенте РФ 28.06.2006 // http://www.rossimvolika.ru.
Действующая процедура разработки официального символа включает поэтапно разработку проектных рисунков символа и разработку проектов документации о символе, которая, в свою очередь, включает в себя: проект правового акта об утверждении символа, проект Положения о символе (документ, определяющий вид символа и правила его использования), проект описания символа, обоснование символики учреждаемого знака (в виде пояснительной записки, исторической справки и т.п.).
Разработанные проекты следует представить в Геральдический совет для проведения бесплатной геральдической экспертизы (непосредственно от муниципального образования или через региональную геральдическую комиссию в тех субъектах Федерации, где такие комиссии есть).
Для проведения экспертизы в Геральдический совет направляются: официальное письмо на имя Государственного герольдмейстера с просьбой о проведении экспертизы, рисунки проекта символа (цветной и черно-белый контурный), проект Положения о символе, проект описания символа (если текст описания включен в Положение, то представлять его отдельно не требуется), пояснение к проекту (обоснование композиции и пояснение символики знака, толкование причин и оснований, побудивших остановиться на этом проекте).
Срок проведения экспертизы - 30 дней с момента поступления документов в Геральдический совет. В случае особой сложности экспертных действий срок может быть продлен до 60 дней с обязательным извещением отправителя о задержке экспертизы. Экспертиза, проводимая советом, может выдвинуть к проекту рекомендации по усовершенствованию и доработке, призванные обеспечить соответствие проекта законодательству РФ, принципам единой государственной политики в области геральдики, геральдическим правилам, и избежать дублирований.
После доработки проекта в соответствии с высказанными замечаниями проект геральдического символа выносится на официальное утверждение. Следует помнить, что муниципальное образование не вправе принимать геральдический символ до его внесения в Государственный геральдический регистр РФ.
Следует также заметить, что, несмотря на отсутствие единого и всестороннего акта федерального уровня, регулирующего порядок разработки и использования геральдических символов муниципальных образований, спорной представляется позиция о необходимости принятия специального федерального закона в этой сфере для устранения пробела в законодательстве. Действующая нормативная база в полной мере обеспечивает реализацию конституционного принципа свободы органов местного самоуправления и учета местных особенностей в рамках, предусмотренных законодательством. Одновременно Геральдический совет успешно претворяет в жизнь государственную политику по унификации и упорядочиванию сферы геральдических символов муниципальных образований.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.