Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ РАЗОВЫХ И РЕГУЛЯРНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ В СИСТЕМЕ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.А. СУТКЕВИЧ
Право государства взимать платежи при пользовании недрами или, как в свое время писал академик Иван Иванович Янжул, "право фиска на получение дохода с горного дела" есть следствие реализации государством полномочий собственника содержимого недр - горной регалии, а также возможности частных лиц присваивать себе добытые из недр полезные ископаемые - горной свободы <1>. Лишь то, что добыто из недр, "добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности", - гласит ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <2> (далее - Закон РФ "О недрах").
--------------------------------
<1> См.: Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах. М., 2002. С. 188 - 194.
<2> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.
Законом РФ "О недрах", включающим в себя самостоятельный раздел V "Платежи при пользовании недрами", платежи при пользовании недрами в ст. 39 сведены в систему. В нее входит четыре самостоятельных вида платежа <3>, включая разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (далее - разовые платежи за пользование недрами, разовые платежи), и регулярные платежи за пользование недрами (далее также - регулярные платежи).
--------------------------------
<3> С 1 января 2011 г. в систему платежей при пользовании недрами входит только три самостоятельных платежа, так как вступили в действие изменения в Закон РФ "О недрах", отменяющие плату за пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр.
Специфика правовой природы разового платежа за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, заключается в том, что это единственный из обязательных законно установленных платежей, в основе уплаты которого заложены как публично-правовые, так и частноправовые конструкции.
Правовую основу взимания разовых платежей за пользование недрами составляют соответствующие нормативные правовые акты: Закон РФ "О недрах" (ст. 40), ряд постановлений Правительства Российской Федерации <4>, приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации <5>, а также индивидуальные правовые акты в виде приказов Федерального агентства по недропользованию <6>.
--------------------------------
<4> См.: Постановление Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 206 "Об утверждении Положения о возмещении расходов на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых и суммы уплаченного в соответствии с условиями совмещенной лицензии разового платежа за пользование участком недр лицам, которым в соответствии с частью пятой статьи 2.1 Закона Российской Федерации "О недрах" отказано в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, и о выплате им вознаграждения" // СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1306; Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. N 94 "О порядке определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии" // СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 843.
<5> См.: Приказ Минприроды РФ от 30 сентября 2008 г. N 232 "Об утверждении Методики по определению стартового размера разового платежа за пользование недрами" (вместе с "Методикой расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами"), зарегистрированный в Минюсте РФ 22 декабря 2008 г. N 12914 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 3.
<6> См.: Приказ Роснедр от 5 мая 2008 г. N 417 "Об утверждении Временных методических рекомендаций по определению стартовых размеров разовых платежей за пользование недрами при подготовке конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, содержащими твердые полезные ископаемые" // СПС "КонсультантПлюс".
По общему правилу порядок исчисления разовых платежей поэтапный, что предполагает сначала определение стартового, а затем окончательного размеров разовых платежей за пользование недрами. Согласно Методике по определению стартового размера разового платежа за пользование недрами, утвержденной Приказом Минприроды России <7>, стартовый размер разового платежа за пользование недрами рассчитывается по специальной формуле, согласно которой минимальный стартовый разовый платеж в размере не менее десяти процентов расчетной величины суммы налога на добычу полезных ископаемых умножается на интегральный поправочный коэффициент, характеризующий соответствующий участок недр (за исключением участков недр федерального значения и участков недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов). Данным коэффициентом учитывается степень геологической изученности участка недр, состояние инфраструктуры района и основные географо-экономические факторы. Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами.
--------------------------------
<7> См.: Приказ Минприроды РФ от 30 сентября 2008 г. N 232 "Об утверждении Методики по определению стартового размера разового платежа за пользование недрами" (вместе с "Методикой расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами"), зарегистрированный в Минюсте РФ 22 декабря 2008 г. N 12914 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 3.
При этом Административным регламентом Роснедр по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами <8> предусмотрено, что одним из условий регистрации заявки на участие в конкурсе (аукционе), помимо внесения заявителем сбора за участие в конкурсе (аукционе), является оплата задатка. До подачи заявки на участие в конкурсе (аукционе) заявитель заключает с территориальным органом Роснедр, указанным в извещении о проведении конкурса (аукциона), договор о задатке и производит оплату суммы задатка по реквизитам, указанным в порядке и условиях проведения конкурса (аукциона) на право пользования участком недр.
--------------------------------
<8> Утвержден Приказом Минприроды России от 17 июня 2009 г. N 156 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 21.09.2009. N 38.
Денежные средства в качестве задатка выплачиваются заявителем в целях обеспечения исполнения обязанности по уплате разового платежа за пользование недрами и, как следствие, допуска к участию в конкурсе (аукционе). Размер задатка устанавливается в процентном соотношении от размера стартового разового платежа и, в случае признания заявителя победителем конкурса (аукциона), задаток засчитывается в счет окончательного размера разового платежа.
В итоге разовый платеж, как правило, вносится двумя платежами: первый платеж обеспечительный, договорного характера, вносится в форме задатка; второй - в виде недостающей суммы разового платежа путем отчуждения и перечисления соответствующих денежных средств в федеральный бюджет либо бюджеты субъектов РФ.
Сущностный анализ правовой конструкции взимания регулярных платежей за пользование недрами показал, что платежи эти по своей правовой природе тяготеют к налогам. Правовую основу взимания регулярных платежей за пользование недрами составляют помимо соответствующих нормативных правовых актов - Закона РФ "О недрах" (ст. 43), постановлений Правительства РФ <9> и приказов Минприроды России <10>, также индивидуальные правовые акты налоговых органов. Например, форма расчета регулярных платежей за пользование недрами и порядок ее заполнения, утвержденные Приказом МНС РФ от 11 февраля 2004 г. N БГ-3-21/98@ <11>.
--------------------------------
<9> См.: Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2003 г. N 249 "О порядке и условиях взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 18. Ст. 1721.
<10> См.: Приказ МПР РФ от 5 сентября 2002 г. N 558 "О введении в действие Методических рекомендаций по установлению геолого-географических критериев обоснования конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами" // Природно-ресурсные ведомости. 2002. N 40; Приказ МПР РФ от 22 ноября 2002 г. N 770 "Об утверждении Временных методических рекомендаций по расчету конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
<11> Российская газета. 2004. N 53.
Анализируя положения ч. 1 ст. 43 Закона РФ "О недрах", необходимо отметить, что регулярные платежи взимаются не за само предоставление исключительных прав пользования недрами, а уплачиваются недропользователем уже в процессе осуществления с целевым назначением соответствующего вида работ, предусмотренного лицензией на право пользования недрами в границах выделенного участка недр.
Регулярным платежам за пользование недрами в определенной степени присущи все признаки налогового платежа, предусмотренные п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в частности:
- регулярные платежи являются обязательными платежами в силу обязанности по их уплате, установленной законом (п. 10 ст. 22, ст. ст. 39, 40 Закона РФ "О недрах"), более того, обязанность по их уплате является конституционно-правовой (ст. 36 Конституции РФ);
- регулярный платеж индивидуально безвозмезден, так как уплата его строго юридически не приводит к возникновению у государства корреспондирующей обязанности либо встречного обязательства оказать в пользу плательщика какую-либо услугу или совершить иные юридически значимые действия;
- регулярные платежи по аналогии с налогами представляют собой денежную форму отчуждения принадлежащих недропользователем на праве собственности денежных средств;
- регулярные платежи уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, так как зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Более того, на основе положений ст. 43 Закона РФ "О недрах", регламентирующих порядок исчисления и уплаты регулярных платежей за пользование недрами, теоретически возможно определить и сформулировать элементы обложения регулярными платежами по аналогии с элементами налогообложения, предусмотренными в ст. 17 НК РФ.
Особенностью регулярных платежей является то, что размеры их устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и определяются в пределах максимальных и минимальных размеров ставок, установленных в ст. 43 Закона РФ "О недрах", в зависимости от конкретных условий недропользования с учетом геолого-географических критериев обоснования конкретных ставок, включая следующие факторы: экономико-географические условия, размер участка недр, вид полезного ископаемого, продолжительность работ, степень геологической изученности территории и степень риска. Влияние перечисленных факторов учитывается в специальной формуле расчета конкретных размеров ставок регулярного платежа в виде суммы поправочных коэффициентов согласно методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Минприроды России <12>.
--------------------------------
<12> См.: Приказ МПР РФ от 5 сентября 2002 г. N 558 "О введении в действие Методических рекомендаций по установлению геолого-географических критериев обоснования конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами" // Природно-ресурсные ведомости. 2002. N 40; Приказ МПР РФ от 22 ноября 2002 г. N 770 "Об утверждении Временных методических рекомендаций по расчету конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
Факт сходства регулярных платежей с налогами доказывает также наличие у налоговых органов полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты регулярных платежей за пользование недрами, что подтверждается системным анализом положений бюджетного законодательства РФ, которым платежи эти отнесены к налоговым доходам бюджета <13> (ст. ст. 20, 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Однако при выявлении нарушений законодательства о недрах налоговые органы не уполномочены применять меры ответственности, предусмотренные главой 16 НК РФ и ст. ст. 15.5, 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
--------------------------------
<13> См. также: Ялбулганов А.А. Неналоговые доходы в Российской Федерации: вопросы правового регулирования // Финансовое право. 2007. N 5; Моисеенко М.А. Отдельные вопросы полномочий налоговых органов в отношении пользователей недр // Финансовое право. 2008. N 1.
Действительно, в соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы наделены полномочиями по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ не только налогов и сборов, но и иных обязательных платежей в случаях, если это предусмотрено законодательством РФ.
Согласно перечню главных администраторов доходов федерального бюджета, утверждаемому соответствующим федеральным законом о бюджете <14>, администратором регулярных платежей за пользование недрами выступает Федеральная налоговая служба, в территориальные органы которой по местонахождению участка недр (а также в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в области природных ресурсов) согласно п. 6 ст. 43 Закона РФ "О недрах" недропользователь обязан ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым Минфином России по согласованию в Минприроды России <15>.
--------------------------------
<14> См.: приложение N 6 к Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 3995; приложение N 4 к Федеральному закону от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" // Парламентская газета. 2009. N 67 - 70.
<15> Российская газета. 2004. N 53.
Однако полномочия налоговых органов осуществлять налоговый контроль именно в отношении регулярных платежей за пользование недрами Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Интересен факт того, что ФНС России неоднократно обращалась в Минфин России с указанной проблемой, а также просьбой рассмотреть вопрос о передаче полномочий по администрированию регулярных платежей за пользование недрами органам Минприроды России <16>.
--------------------------------
<16> См.: письмо ФНС России от 11 января 2009 г. N ВЕ-20-3/2 "О регулярных платежах за пользование недрами", которое по определению не может носить общеобязательный характер" // СПС "КонсультантПлюс".
При этом общими специфическими признаками, характерными для разовых и регулярных платежей за пользование недрами, объединяющими их в систему платежей при пользовании недрами и разграничивающими с налогами и сборами по НК РФ, являются следующие:
- обязанность по внесению и порядок исчисления и уплаты установлены в Законе РФ "О недрах" в рамках системы платежей при пользовании недрами, т.е. за пределами действия норм законодательства РФ о налогах и сборах; при этом особенности порядка уплаты платежей конкретизируются на уровне подзаконных актов - соответствующих постановлений Правительства РФ и приказов Минприроды России;
- ввиду того, что плательщиками разовых и регулярных платежей являются пользователи недр, обязанность по своевременному и правильному внесению соответствующих платежей возникает у них с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу (ч. 7 ст. 9 Закона РФ "О недрах");
- при исчислении размеров разовых и регулярных платежей за пользование недрами учитываются конкретные условия недропользования, охватывая основные геолого-, географо-экономические факторы, что способствует более рациональному использованию и, соответственно, охране содержимого недр и позволяет дифференцировать размер получаемого дохода (горной ренты) в зависимости от характеристик используемого участка недр и добываемого вида полезного ископаемого. В связи с этим только в лицензионном соглашении как неотъемлемом приложении к лицензии прописываются окончательная сумма разового платежа, установленная по результатам конкурса (аукциона), а также конкретные ставки регулярных платежей.
Вышеперечисленные признаки порядка установления, исчисления и уплаты разовых и регулярных платежей за пользование недрами обусловлены спецификой недропользования в целом и теми целями, которые оно преследует через реализацию принципа платности пользования недрами.
На наш взгляд, система платежей при пользовании недрами, включая разовые и регулярные платежи за пользование недрами, формирует особую группу публично-правовых платежей, взимание которых направлено не только на удовлетворение фискального интереса государства, но и на удовлетворение задач комплексного рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов России.
В системе российского финансового права платежи при пользовании недрами следует признать как самостоятельную правовую категорию, что теоретически и практически обоснованно.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.