Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИЗ ИСТОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И НАСЕЛЕНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.В. ЕГОРЫШЕВ, Н.В. ЕГОРЫШЕВА
Рассматривая современное состояние проблемы взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества и населением, нельзя игнорировать отечественный исторический опыт подобного взаимодействия, что необходимо как для познания и практического использования имеющихся здесь традиций и наиболее эффективных форм этой деятельности, так и для понимания специфики взаимоотношений населения и государства в лице органов охраны правопорядка в деле противодействия преступности. Более того, этот опыт сегодня с полным основанием может оцениваться как важнейшая предпосылка выстраивания новой практики сотрудничества населения и институтов гражданского общества.
Идея привлечения населения к решению задач охраны правопорядка в нашей стране не является изобретением только советского периода отечественной истории, а восходит к временам царской России. Так, например, такая форма участия общественности в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений, как широко известные добровольные народные дружины, возникла в Москве в 1881 г. В то время они не были столь массовым явлением и ставили перед собой цель поддержания правопорядка при проезде высочайших особ по улицам столицы, во время коронаций и связанных с ними массовых мероприятий <1>. Но уже к 1905 г. численность этой организации достигла 80 тысяч человек, что говорило о востребованности данного общественного формирования правоохранительной направленности.
--------------------------------
<1> См.: Харламов В.И. Исторический опыт проблемы совершенствования нормативно-правовой базы деятельности народных дружин в Российской Федерации // Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности: Материалы "круглого стола" 27 января 2006 г. в Академии управления МВД России. М.: Академия управления МВД России, 2006. С. 29.
К 1913 г. Департамент полиции распространил этот опыт Москвы на всю Россию, и народные дружины стали превращаться в постоянно действующую организацию. В этом же году была разработана и принята Инструкция для организации добровольной дружины, которая содержала в себе основные принципы ее организации: 1 - принцип добровольности вступления, фиксированного членства и строгого отбора; 2 - принцип подотчетности и подчиненности органам государственной власти, государственного руководства и контроля за ее деятельностью <2>.
--------------------------------
<2> См.: Жеребцов А.В. Правоохранительные органы (история, теория, практика) // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2005. N 1. С. 82.
Данные принципы в дальнейшем, уже в советское время, также были положены в основу подобных общественных формирований правоохранительной направленности.
После Октябрьской революции, когда процесс становления новых правоохранительных органов шел противоречиво и медленно, функции охраны правопорядка и обеспечения "революционной законности" были возложены на рабоче-крестьянские вооруженные формирования (отряды Красной гвардии, продотряды, комитеты бедности, ЧОНы и др.), деятельность которых регламентировалась не правовыми нормами, а подчинялась принципу "революционной целесообразности".
К началу 30-х годов прошло века в процессе окончательного утверждения государственных институтов советской власти "революционные" вооруженные формирования были упразднены и для оказания содействия населения органам правопорядка создается военизированная общественная организация - добровольное Общество содействия милиции (Осодмил), которое, хотя и являлось формально самодеятельным формированием населения, фактически, как и любая общественная организация того времени, находилось под строгим контролем государства и его правоохранительных органов. Это была довольно многочисленная организация. Только в РСФСР насчитывалось 2,5 тысячи ее подразделений <3>.
--------------------------------
<3> См.: Веремеенко И.И. Оперативные отряды добровольных народных дружин. М.: Юридическая литература, 1976. С. 8.
Позднее эта организация преобразуется в Бригадмил - бригады содействия милиции, которые оказали большую помощь правоохранительным органам в борьбе с преступностью в конце 30-х - 40-е годы XX в.
Конечно же, эти общественные формирования нельзя полностью отнести к институтам гражданского общества, но участие в них граждан позволило прийти к осознанию того, что в борьбе с преступностью государство не может обойтись без широкой поддержки и активного участия общественности, что действительно "сила милиции - в связи с народом" и что по мере общественного развития часть функций государства, включая правоохранительную, могут и должны осуществлять общественные формирования граждан.
Подобные общественные формирования и организации стали оцениваться не как составляющая часть правоохранительных органов, работающая под их руководством, а как своего рода "приданные силы" милиции, имеющие свою структуру и органы управления, как силы содействия милиции, функционирующие под руководством местных органов власти.
В 1958 г. по инициативе рабочих ряда предприятий города Ленинграда была создана новая форма участия населения в охране общественного порядка - хорошо известные добровольные народные дружины (ДНД), которые к 1987 г. в своих рядах насчитывали уже 14 миллионов человек <4>. В эти же годы создаются советы профилактики, товарищеские суды, комиссии по борьбе с пьянством, содействия семье и школе, общественные советы при инспекциях по делам несовершеннолетних, действующие на общественных началах домовые, дворовые, уличные комитеты, институт внештатных сотрудников милиции.
--------------------------------
<4> См.: Взаимодействие милиции с трудящимися в охране общественного порядка // Советская милиция: история и современность (1917 - 1987). М.: Юридическая литература, 1987. С. 312.
С конца 50-х годов государство постоянно принимало меры по расширению участия общественности в охране общественного порядка, в осуществлении мер по организационному укреплению и совершенствованию деятельности народных дружин, углублению их взаимодействия с правоохранительными органами. За работу этих общественных формирований отвечали руководители предприятий и учреждений, местных органов исполнительной власти, органов внутренних дел. Через средства массовой информации велась активная пропаганда важности и полезности этой работы.
Благодаря такой деятельности диапазон влияния добровольных народных дружин значительно расширился. Они активно участвовали в укреплении порядка на улицах, площадях и в других общественных местах, вели воспитательную, профилактическую работу среди жителей микрорайонов, в трудовых коллективах, взаимодействовали с органами внутренних дел в борьбе с хищениями имущества, а также в обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов, участвовали в правовом воспитании населения.
Немалое внимание государство уделяло стимулированию участия общественности в борьбе с преступностью, а также поощрению наиболее активных участников. Так, с 1970 по 1985 г. Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями свыше 800 дружинников, медалью "За отличную службу по охране общественного порядка" только по Российской Федерации - около 6 тысяч человек. Десятки тысяч добровольцев были награждены почетным знаком "Отличный дружинник" <5>.
--------------------------------
<5> См.: Там же. С. 312 - 313.
Основной упор делался на укрепление взаимодействия общественности и милиции. Это взаимодействие осуществлялось по двум основным направлениям: обмен информацией о состоянии охраны общественного порядка, совместные совещания и обучение членов народных дружин; совместная охрана общественного порядка.
Помимо этих общественных формирований правоохранительной направленности, существовал целый ряд специализированных подразделений, которые были созданы для профилактики дорожно-транспортных происшествий, охраны порядка на воде, борьбы с радиохулиганством, предотвращения хищений государственного имущества. Специализированные дружины успешно использовались и на железнодорожном транспорте, где широко было распространено шефство коллективов промышленных предприятий над поездами пригородного сообщения. К 1987 г. такое шефство было организовано уже более чем над 2 тысячами поездов <6>.
--------------------------------
<6> См.: Министерство внутренних дел России за 200 лет: история, теория, практика: Материалы Всероссийской научно-практич. конф.: г. Уфа, 25 - 26 апреля 2002 г. В 2 ч. Ч. 1. Уфа: УЮИ МВД России, 2002. С. 294 - 297.
В работе по предупреждению детской безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних и молодежи активную роль играли оперативные комсомольские отряды, созданные при городских и районных комитетах комсомола. Борьбу с пьянством, хулиганством и другими правонарушениями вели сводные оперативные отряды добровольных народных дружин.
В 70-е годы прошлого века почти одновременно были созданы советы профилактики на предприятиях и общественные пункты охраны порядка по месту жительства. Первые наряду с укреплением трудовой дисциплины на предприятиях вели индивидуальную профилактическую работу с отдельными членами трудового коллектива. Вторые осуществляли те же функции в контакте с милицией непосредственно по месту жительства.
Весь этот арсенал общественных помощников милиции в той или иной степени позволял получать какие-то результаты главным образом в двух сферах деятельности органов внутренних дел: профилактики преступлений и охраны общественного порядка на улицах и в общественных местах <7>.
--------------------------------
<7> См., например: Министерство внутренних дел России за 200 лет: история, теория, практика: Материалы Всероссийской научно-практич. конф.: г. Уфа, 25 - 26 апреля 2002 г. В 2 ч. Ч. 1. Уфа: УЮИ МВД России, 2002. С. 127 - 134; 311 - 318; 181 - 189.
Однако, несмотря на положительные стороны, эта система была не лишена недостатков, отличаясь громоздкостью и формализмом. Работа некоторых советов профилактики строилась без учета конкретных задач, подменялась многочисленными заседаниями в ущерб конкретной индивидуальной профилактике, ликвидации причин и условий, способствовавших совершению правонарушений. Нередко и участковые инспекторы милиции сводили взаимодействие с общественностью к написанию всякого рода планов и отчетов.
Успех достигался лишь там, где эта работа находила своих энтузиастов, где была создана соответствующая материальная база для организации здорового досуга населения, особенно несовершеннолетних и молодежи.
В ходе реформ в начале 90-х годов прошлого столетия была во многом разрушена система общественных связей органов внутренних дел и система общественного содействия им.
Вместе с тем рыночные преобразования, демократизация общественной жизни и связанное с этим формирование институтов гражданского общества, а также структурные изменения самой преступности привели к тому, что сами органы внутренних дел с целью повышения эффективности своей работы начали восстанавливать утраченные или крайне ослабленные общественные связи и выстраивать новые направления и формы взаимодействия с формирующимися институтами гражданского общества, широкими слоями общественности, с органами местного самоуправления. А для этого, несомненно, следует опираться на уже имеющийся опыт подобного взаимодействия, который в достатке имеется в нашей недавней истории.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.