Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СЕМЬЯ КАК КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ГРУППА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ: ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Б.В. ЦЕРЕНОВ
В налоговом праве признается необходимым учитывать семейное положение налогоплательщика - физического лица. Существует понятие "семейное налогообложение". Главными целями семейного налогообложения выступают учет фактической платежеспособности налогоплательщика, который имеет семейные обязательства, и неущемление его прав в сравнении с налогоплательщиками - физическими лицами, не обремененными семейными обязательствами. Консолидацию налогоплательщиков при определенных условиях можно применить к семье как единому целому хозяйству, так как полученные членами семьи доходы расходуются совместно, сообща. Во многих развитых государствах при подоходном налогообложении налогооблагаемой базой считается расходуемый доход семьи, т.е. доход работающих супругов или главы семьи с учетом необходимых расходов, в числе которых содержание нетрудоспособных членов семьи, обучение детей и др. Рассчитанный соответствующим образом налогооблагаемый доход облагается по дифференцированным ставкам в зависимости от суммы доходов, оставшихся после законодательно допустимых расходов.
Введение совместного налогообложения можно оценить как направленное на защиту прав семьи. Переход к совместному налогообложению семьи может повысить благосостояние граждан. К тому же, могут наблюдаться увеличение сбережений населения, использование освобожденных от налогообложения средств на инвестиционные цели, повышение потребления, что в конечном итоге может содействовать росту российской экономики. При этом, возможно, снизятся общие поступления в бюджет от налога на доходы физических лиц, усложнится администрирование и контроль для налоговых органов. Но совместное обложение семьи отвечает принципам налоговой справедливости, равенства, соразмерности, учета фактической способности к уплате налогов, недопустимости налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав, и удобства взимания.
В России поддержку семьи можно и нужно активно осуществлять с помощью налоговых мер. Подавляющая часть жителей России живет в составе семьи, в которой доходы и потребление объединены. Семья является некой единой общностью. С учетом демографической ситуации в нашей стране и проводимой семейной политики введение возможности консолидации для семей можно рассматривать как насущную необходимость.
Если физическое лицо, содержащее семью (себя, супруга, детей, родителей), платит такую же сумму налогов, сколько и несемейный (не обремененный дополнительными расходами на других людей) человек, а зарабатывают они одинаково, то такую ситуацию можно расценивать как создающую экономические препятствия для семьи в силу несовершенства законодательства о налогах и сборах. Таким образом, налоговое бремя семейных граждан не соответствует их действительному материальному состоянию. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 13 марта 2008 г. N 5-П указал, что "исходя из конституционного принципа равного налогового бремени при подоходном налогообложении требуется учет экономического положения не только конкретного налогоплательщика, но и несовершеннолетних членов его семьи". Налогообложение совокупного дохода семьи позволит более справедливо перераспределить налоговую нагрузку между налогоплательщиками с различным составом семьи.
Совместное налогообложение семьи в России можно ввести путем использования понятия "консолидированная группа налогоплательщиков". При использовании понятия "консолидированная группа налогоплательщиков" необходимо будет установить круг физических лиц, которые смогут консолидироваться в одну группу. Представляется, что при определении возможного круга лиц необходимо руководствоваться Семейным кодексом РФ. Следовательно, право на совместное налогообложение должны иметь: 1) близкие родственники (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры); 2) супруги; 3) усыновители и усыновленные; 4) фактические воспитатели и воспитанники; 5) пасынки, падчерицы, отчимы и мачехи; 6) опекуны, попечители и подопечные; 7) приемные родители и приемные дети. Следует также рассмотреть вопрос о возможном присоединении к такой консолидированной группе налогоплательщиков иных зависимых лиц (иждивенцев, нуждающихся родственников) при соответствии определенным требованиям. Например, лицо самостоятельно не может себя обеспечить на уровне прожиточного минимума, а его родственник или иное лицо берет заботу о нем на себя. В этом случае необходимо установить определенные критерии. Нуждающееся лицо может присоединиться к консолидированной группе при доходах, не превышающих определенного размера или прожиточного минимума. В свою очередь, гражданин, заботящийся о таком лице, должен нести соответствующие расходы.
Лица, желающие перейти на совместное налогообложение, должны будут соответствовать определенным условиям:
1) они должны быть налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) они должны состоять в соответствии с семейным законодательством в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, попечителя и опекаемого (т.е. должны быть близкими родственниками или состоять в действительном браке (брак между лицами должен быть заключен в соответствии с семейным законодательством), быть усыновителями и усыновленными и так далее);
3) у них должны быть одинаковые налоговые режимы;
4) указанные условия должны иметь место к моменту подачи совместного заявления о переходе на совместное налогообложение.
Представляется, что включать в качестве обязательного условия факт совместного проживания лиц, желающих перейти на совместное налогообложение, не следует, так как российское семейное законодательство не предусматривает обязанности постоянного совместного проживания таких лиц (даже для супругов). К тому же подтверждение такого факта может сопровождаться некоторыми искажениями: 1) лица (даже супруги) могут быть зарегистрированы по разным адресам в силу тех или иных причин; 2) одно лицо может часть времени не проживать совместно со своей семьей по тем или иным причинам (может учиться или работать (например, вахтовым методом) в другом населенном пункте, находиться в местах лишения свободы, служить в армии и т.д.).
Переход на совместное налогообложение должен базироваться на добровольной основе, т.е. лица сами будут определять, уплачивать им налоги совместно или раздельно. Это будет согласовываться с правом налогоплательщика на оптимальное исполнение налоговой обязанности (налоговое планирование). Для перехода на совместное налогообложение лица должны будут подавать в налоговый орган по месту учета выбранного ответственного лица совместное заявление в количестве экземпляров, равных количеству участников группы, и копии необходимых документов (например, свидетельства о браке, свидетельства о рождении и так далее). При этом в заявлении лица должны будут определить срок совместного налогообложения и ответственное лицо (участника) своей группы, от имени которого будут подаваться налоговая декларация и уплачиваться налог на доходы физических лиц. Ответственный участник будет считаться законным представителем других участников группы в налоговых отношениях. В заявлении также должны быть перечислены все участники группы с указанием фамилий, имен и отчеств, а также адресов проживания и идентификационных номеров налогоплательщика. Перечень и объем полномочий, которые участники группы передают ответственному лицу, а также порядок и сроки исполнения обязанностей участников группы, возможно, следует закрепить законодательно или же предусмотреть, что "по умолчанию" применяются соответствующие положения налогового законодательства, если иное не предусмотрено в совместном заявлении. В любом случае участники должны будут представлять ответственному лицу все необходимые данные для составления налоговой декларации, определения налоговой базы и расчета суммы налога на доходы физических лиц.
Группа для совместного налогообложения должна будет создаваться на срок минимум в один календарный год. Участник группы не сможет войти в состав других групп. Учет группы будет вестись по месту учета ответственного участника. Можно будет установить, что необходимые документы для перехода на совместное налогообложение должны быть поданы ответственным лицом в налоговый орган не позднее 1 ноября года, предшествующего налоговому периоду, с которого предполагается совместное налогообложение. Налоговый орган должен будет принять решение в течение 30 дней. О принятом решении налоговый орган должен будет сообщать ответственному лицу группы письменно в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения. Налоговый орган также должен будет вместе с решением возвратить ответственному лицу все экземпляры совместного заявления с отметкой о принятом решении.
Отказ в переходе на совместное налогообложение будет возможен только в трех случаях: 1) несоблюдение условий для использования совместного налогообложения; 2) непредставление или нарушение порядка представления в налоговый орган документов для перехода на совместное налогообложение; 3) представление документов в неуполномоченный налоговый орган.
Группа для совместного налогообложения будет считаться созданной с 1-го числа налогового периода по налогу на доходы физических лиц, в котором принято решение о создании такой группы. Впоследствии в группу могут войти новые участники, если они соответствуют установленным условиям создания группы, или участник может добровольно выйти из состава группы, либо он может быть исключен из группы. Группа может продлить срок своего действия или установить неопределенный срок совместного налогообложения. Можно будет менять ответственное лицо. Состав участников группы, срок действия группы и ответственного лица можно будет менять путем подачи совместного заявления в налоговый орган по месту учета действующего и будущих ответственных лиц. Такие изменения будут вступать в силу с начала налогового периода по налогу на доходы физических лиц, следующего за налоговым периодом, в котором произошла их регистрация в налоговом органе, за некоторым исключением. В случае смерти или признания участника группы умершим состав этой группы считается измененным с момента соответствующего факта. Доходы такого лица включаются в совокупный годовой доход группы, но необлагаемый минимум и налоговые вычеты рассчитываются исходя из количества дней жизни этого участника в налоговом периоде. В случае выхода или исключения лица из группы такое лицо самостоятельно подает налоговую декларацию, исчисляет и уплачивает налог на доходы физических лиц исходя из фактически полученных доходов применительно к налоговому периоду, в котором лицо вышло (было исключено) из состава группы. При этом выход лица из состава группы не должен освобождать его от ответственности наряду с другими участниками группы по исполнению обязанностей по уплате налога на доходы физических лиц, соответствующих пеней и штрафов, возникших в период, когда лицо являлось участником группы, до тех пор, пока указанные обязанности не исполнены полностью.
Группа прекращает свою деятельность в следующих случаях: 1) истечение срока действия группы, если в налоговый орган не представлено в установленном порядке совместное заявление о продлении срока действия группы; 2) принятие участниками группы решения о досрочном прекращении совместного налогообложения; 3) прекращение соответствия условиям создания группы. В первых двух случаях группа признается ликвидированной с начала налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором возникли данные обстоятельства. В третьем случае - с начала налогового периода, в котором наступило обстоятельство, повлекшее прекращение соответствия условиям создания группы.
Объектом обложения будет являться совокупный годовой доход семьи, за исключением необлагаемых доходов. На каждого участника группы должен приходиться не облагаемый налогом минимум доходов, равный прожиточному минимуму. При расчете "подушевого" необлагаемого минимума суммироваться будут все доходы семьи, в том числе необлагаемые. При определении налоговой базы доходы, расходы и вычеты всех участников группы будут объединяться. Из налоговой базы должны будут вычитаться суммы уплаченных участниками группы налогов (налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог), а также предусмотренные законодательством налоговые вычеты. Расчет суммы налога будет осуществляться с объединенного дохода. При введении совместного налогообложения семьи целесообразно установить разные налоговые ставки (прогрессивную шкалу) в зависимости от размера доходов. Прогрессивная шкала ставок по налогу на доходы физических лиц может послужить средством выравнивания доходов различных социальных групп. Необходимо будет установить, что у лиц, перешедших на совместное налогообложение, налоговые агенты не исчисляют, не удерживают и не перечисляют налог на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации. Следовательно, стоит рассмотреть вопрос о переходе на зачисление подоходного налога по месту жительства налогоплательщика. При этом, может быть, следует одновременно предусмотреть систему распределения средств по данному налогу между бюджетами. Лица, перешедшие на совместное налогообложение, будут нести солидарную ответственность по исполнению обязанностей участников группы по уплате налога на доходы физических лиц. Первоначально можно установить совместное налогообложение только для супругов с возможностью присоединения доходов несовершеннолетних детей и вычетами на иждивенцев и нуждающихся родственников.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.