Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТРЕТЬЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д.А. МЕДВЕДЕВА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
К.Е. ЛУКИЧЕВ
Вне правовых отношений финансовая деятельность государства и муниципальных образований неосуществима. Этот посыл подтверждается тем, что только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам.
Имея несомненное сходство с другими правоотношениями, финансовые четко выделяются из общей массы благодаря своим отличительным чертам, основная из которых проявляется в том, что финансовые отношения возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных, муниципальных, иных публичных денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которая, в свою очередь, так или иначе связана с нормотворчеством.
На сегодняшний день законодательная деятельность в Российской Федерации корреспондирует с содержанием ежегодных посланий Президента Российской Федерации, прежде всего с точки зрения состояния и динамики законодательного обеспечения основных приоритетов, которые глава государства определяет, обращаясь к Федеральному Собранию Российской Федерации. Послание, по сути, представляет собой форму сотрудничества главы государства с парламентом России через документ, устанавливающий направления, цели и задачи деятельности всей системы государственной власти в стране.
Конституция Российской Федерации в п. "е" ст. 84 наделяет Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию статусом документа, определяющего государственную политику России, в связи с чем Послание является актом особого стратегического масштаба, определяющим важнейшие политические и социально-экономические общенациональные задачи.
Опираясь на такие общеотраслевые принципы финансового права, как приоритетность публичных задач в правовом регулировании отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан, а также принцип плановости и законности финансовой деятельности, попробуем оценить очередное Послание с позиций финансовых правоотношений.
В ежегодном Послании Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, прозвучавшем 30 ноября 2010 г., прежде всего обращает на себя внимание не официальная структурированность текста с поручениями различным ветвям власти, а "приземленность" документа, затрагивающего проблемы российского общества и, самое главное, предлагающего пути их решения. Структуру документа условно можно разделить на пять крупных разделов, в которых подняты темы: "Детство", "Образование", "Экология", "Политсистема" и "Безопасность". Каждый из них при этом был разделен на 5 - 10 четко очерченных пунктов.
Экономико-финансовая часть Послания Президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию оказалась весьма размытой и разбросанной мелкими вкраплениями по основным блокам, но уже в тот же день Правительством Российской Федерации были даны соответствующие рекомендации.
На чем же еще акцентировал внимание Президент Российской Федерации, затрагивая общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по образованию (формированию), распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований?
Практически в самом начале выступления было сообщено о минимальном на сегодняшний день размере суверенного долга. Государственный (муниципальный) кредит всегда выступал составной частью финансовой системы Российской Федерации и наряду с другими способами использовался для привлечения дополнительных денежных средств в распоряжение государства. В связи с тем что госкредит можно рассматривать как один из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса доходов и расходов бюджета, можно сделать вывод, что его минимальные размеры косвенно свидетельствуют о благополучии в бюджетной сфере. Однако уже в следующей своей фразе Президент говорит о высоком дефиците бюджета, который необходимо срочно снижать, из чего следует, что это будет, скорее всего, реализовываться через механизм государственного заимствования.
Обозначая наиболее затратные статьи расходной части федерального бюджета, Дмитрий Медведев указал, что на создание "новой высокотехнологичной мобильной армии" потратят более 20 трлн. руб. до 2020 г. Этим самым он подтвердил решение Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Российской Федерации о росте расходов с 13 трлн. руб. за десять лет до 22 трлн. руб. Однако, как констатировал в тот же день Алексей Кудрин, программа не обеспечена финансированием, к тому же основной рост расходов в ней предполагается лишь с 2013 г.
В социальной сфере необходимостью поднятия пенсионных выплат и проведения модернизации здравоохранения была объяснена причина увеличения обязательных страховых взносов. Целевые денежные фонды, в которые они направляются, являются особой формой аккумуляции и расходования денежных средств, направленных на обеспечение строго целевого финансирования конкретных мероприятий на наиболее важных участках экономического и социального развития. Вместе с тем Президент специально оговорился, что для смягчения отрицательного последствия этой меры для предпринимательской деятельности, для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сфере, предусматривается двухлетний переходный период с установлением более низкой ставки взносов на уровне 26% (остальные - 34%).
Вице-премьер Алексей Кудрин оценил вводимую льготу в 30 - 40 млрд. руб. в год: "Общее увеличение нагрузки от повышения взносов - порядка 800 млрд. руб.: Президент готов вернуть экономике не более 5% изымаемых в налоги средств". К тому же помощник Президента Аркадий Дворкович признал: "При подготовке законопроекта о льготе будет сложно отделить производственную и социальную сферы от финансовой или торговой". Однако это не помешало ему выразить уверенность в том, что проект будет принят Госдумой в течение ближайших недель. "Переходный период" по повышению страховых взносов для части малого бизнеса Алексей Кудрин трактует еще жестче: "Это касается только тех, кто находится на упрощенной системе налогообложения. Будут специально подготовлены нормативы, которые более четко сформулируют отрасли, которые подпадают под действие льготы".
Конечно, повышение единого социального налога - это очень большая нагрузка на малый и средний бизнес. Будем надеяться, что двухлетней передышки им хватит и принятое решение не спровоцирует массового ухода в тень этих хозяйствующих субъектов.
Как поручение соответствующим органам государственной власти следует рассматривать фразу о введении налоговых льгот и государственного финансирования исследовательской деятельности для тех, у кого есть инновационные идеи. По своей сути льготами по налогам и сборам являются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность полного или частичного освобождения от данного платежа. Исходя из этого, в ближайшее время следует ожидать внесения уполномоченными структурами соответствующих изменений в источники налогового права.
В Послании нашел свое отражение и важнейший для России проект - превращения Москвы в международный финансовый центр.
Крупнейший в истории глобальный экономический и финансовый кризис не оставляет России иного выбора, кроме быстрой, радикальной и хорошо продуманной реформы сектора финансовых услуг. Это обязательное условие для вхождения нашей страны в число лидеров мировой экономики.
Правительство Российской Федерации распоряжением от 17 ноября 2008 г. N 1662-р утвердило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. В качестве долгосрочного приоритета развития финансовых рынков Российской Федерации Концепция определяет создание международного финансового центра (МФЦ) как системы взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, с инвесторами, стремящимися к размещению своих средств. Такая система охватывает участников из многих стран. Формирование МФЦ рассматривается как неотъемлемая часть перехода России к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Задачей первого этапа развития является создание инфраструктуры международного финансового центра в столице. Распоряжение правительства Москвы от 7 августа 2008 г. N 1801-РП "О первоочередных мерах по развитию Москвы как национального и международного центра финансовых услуг" определяет это направление работы как одно из приоритетных.
Позволим себе озвучить цели Концепции, механизм достижения коих в ближайшем будущем потребует своей дальнейшей правовой регламентации:
- становление Москвы в качестве одного из ведущих городов - международных финансовых центров, который базируется на развитой финансовой инфраструктуре и адекватной регулятивной системе, способствует ускоренному развитию экономики страны и обеспечивает лидирующие позиции России на финансовых рынках евразийского пространства;
- интеграция финансового сектора экономики Москвы в качестве значимого элемента в систему международных финансовых отношений;
- развитие эффективной финансовой инфраструктуры, увеличение спектра доступных инвесторам финансовых инструментов, рост числа российских и зарубежных институциональных инвесторов, работающих в Москве;
- создание условий для притока инвестиций в Россию, Москву и в иные субъекты Российской Федерации с международного рынка капиталов для роста объемов первичного размещения акций, торговых оборотов на рынке долговых ценных бумаг и производных финансовых инструментов;
- формирование современной финансовой системы, которая оказывает позитивное воздействие на все секторы экономики Москвы, обеспечивает рост бюджетных поступлений, улучшение бизнес-инфраструктуры, условий жизни в Москве и рост благосостояния москвичей;
- формирование емкого конкурентного рынка труда в финансовом секторе Москвы;
- формирование сильного бренда Москвы как финансового центра и повышение уровня доверия инвесторов к России.
Далее в своем Послании Президент отметил необходимость направления финансовых ресурсов (в том числе не менее половины экономии запланированных расходов) не на "латание дыр", а на модернизацию экономики.
Модернизация стала сегодня ключевым термином. "Модернизация" сейчас, как и "демократия" 20 лет назад, предполагает спасение страны, вывод ее к новым историческим рубежам и горизонтам развития. Экспертные дискуссии в средствах массовой информации в основном сводятся к следующему: модернизация - это система мер и мероприятий по преодолению экономического и технологического отставания России от развитых стран, что подразумевает неизбежный импорт технологий как основу рывка (прорыва) на отдельных направлениях. В любом случае модернизацию необходимо рассматривать как краткосрочный или среднесрочный (в зависимости от масштабов объекта модернизации) проект, имеющий четкие временные параметры и границы, и, естественно, соответствующий бюджет.
Социально-демографическая политика, ставшая главной темой Послания, также содержит финансово-правовую новацию - для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми налоговый вычет составит 3 тыс. руб. на ребенка. Выведение из-под обложения 13-процентным подоходным налогом такой суммы будет означать ежемесячную прибавку к бюджету родителя 390 руб. на ребенка (1,17 тыс. руб. на трех детей). Сейчас вычет равен 1 тыс. руб. на ребенка при любом количестве детей, но предоставляется он лишь до месяца, в котором годовой доход родителя не достиг 280 тыс. руб. Сохранится ли ограничение после повышения вычета, Президент не уточнил. Не повлечет серьезных расходов бюджета и постоянное разрешение погашать материнским капиталом ипотеку, и выделение четверти дополнительного бюджета Минздрава до 2014 г. на нужды детского здравоохранения - хотя речь идет о 100 млрд. руб., это чистое перераспределение бюджета.
Помимо этого, обозначена необходимость исключения из налогооблагаемого дохода средств, получаемых на поддержку детей от благотворительных организаций, а также снижения арендных ставок и установления льгот по налогу на имущество для новых видов детских садов, в том числе семейных детских садов.
В сфере образования дано поручение региональным и муниципальным органам власти предусматривать в расходной части своих бюджетов средства на оказание финансовой поддержки учителей через создание возможности проведения их стажировок и повышения квалификации в ведущих вузах страны. К примеру, на федеральном уровне на эти цели в 2011 г. запланировано выделение более 2 млрд. руб.
Президентом также высказана важная мысль о поддержке не только отстающих регионов, но и тех, которые стараются искать инвестиции, развивают экономику, увеличивают бюджеты, поскольку иначе у развивающихся регионов снижается мотивация наращивать дальше объем бюджета.
Принцип приоритета публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. Он определяет необходимость совершенствования правовых норм, закрепляющих механизм государственного воздействия на финансовые отношения, четкого определения его границ и самого понятия государственного регулирования этих отношений как в целом, так и в разных их областях.
С учетом обозначенного принципа публичности необходимо акцентировать внимание и на требовании Президента законодательно ввести ответственность должностных лиц за нарушение сроков оказания государственных услуг, а также за несоблюдение процедур, предусмотренных соответствующими административными регламентами. Данное Правительству Российской Федерации поручение в месячный срок представить соответствующие предложения, на наш взгляд, приведет к обновлению подходов в организации взаимодействия государства и личности, сдвиг приоритетов в сторону принципа социальной направленности финансово-правового регулирования.
В заключение хотелось бы отметить, что третье Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации в части финансово-правовых отношений жестко корреспондирует с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 гг., подготовленным в соответствии со ст. 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации 29 июня 2010 г. Обозначенные в нем задачи по координации долгосрочного стратегического и бюджетного планирования реализованы, что, помимо всего прочего, выводит осуществление органами государственной власти регулирования и контроля финансово-правовых отношений на прямую взаимосвязь с успешным будущим великой России.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.