Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ПРИНЦИПОВ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ
А.М. ВОРОНОВ, К.Р. АВЕТИСЯН
В общей теории права под правовыми принципами понимаются те основные идеи, которые являются отправными в законодательной деятельности, получают свое выражение и конкретизируются в содержании правовых норм, выступают как направляющие установки при реализации норм и воплощаются в них <1>.
--------------------------------
<1> Теория государства и права: Учебник. М., 1977. С. 270.
Таким образом, принципы права - основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой - представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.
Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.
Представляется, что в системе общих принципов административной юрисдикции в налоговой сфере можно выделить как универсальные, характерные для административного процесса в целом, так и частные принципы - обеспечивающие внутреннюю организацию административно-юрисдикционного процесса в налоговой сфере, а также взаимодействие налоговых органов с другими государственными администрациями.
В качестве частных принципов можно определить: компенсацию ущерба, возникшего в результате решений и действий налогового органа; единообразие основных требований, предъявляемых к процессуальным действиям сотрудников налоговых или таможенных органов в налоговой сфере; презумпцию невиновности; состязательность и др.
В зависимости от правовой регламентации - принципы, закрепленные Конституцией РФ, а также принципы, нашедшие выражение в федеральных законах: Налоговом кодексе РФ, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), Таможенном кодексе РФ.
На основе анализа действующего законодательства, нормативных правовых актов, регламентирующих данную деятельность, а также научных источников и учебно-методической литературы, с нашей точки зрения, систему принципов административной юрисдикции в налоговой сфере образуют следующие: законности, заинтересованности лиц в надлежащем осуществлении и результатах административного производства в налоговой сфере; быстроты процесса (его еще определяют как принцип экономичности и эффективности); охраны интересов личности и государства при осуществлении административной юрисдикции в налоговой сфере; гласности; материальной истины; равенства; состязательности, осуществления процесса на национальном языке; ответственности должностных лиц органов исполнительной власти за ненадлежащее ведение процесса и принятое решение; презумпции невиновности; непосредственности.
Принцип законности является основой всех иных принципов. Это универсальный, особо значимый принцип, распространяющийся на все без исключения стороны общественной и государственной жизни, в том числе и на административный процесс, а значит, и на юрисдикционную деятельность налоговых органов.
Сущность принципа законности состоит в требовании надлежащего применения законов и иных нормативных юридических актов. Данное обстоятельство имеет первостепенное значение для юрисдикционной деятельности, в ходе которой происходит применение материальных норм административного и налогового права. Принцип законности находит свое выражение в том, что применение административного принуждения в налоговой сфере допустимо только на основаниях и в порядке, установленных законом.
Эффективность принципа законности зависит от ряда непременных, взаимозависимых условий.
Во-первых, необходимо нивелировать процесс декодификации. КоАП РФ должен обеспечить на современном уровне надлежащее регулирование общественных процессов в исследуемой сфере. Еще в 2001 г. в своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации подчеркнул: "...нам давно уже нужна систематизация законодательства, позволяющая не только учесть новые экономические реалии, но и сохранить традиционные отрасли, опасно "размытые" в последние годы" <2>.
--------------------------------
<2> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 04.04.2001.
Законодательство об административной ответственности в налоговой сфере, порядок рассмотрения споров являются тому примером. "Огромное число уже принятых декларативных норм, их противоречивость дают возможность для произвола и произвольного выбора, недопустимого выбора в такой сфере, как закон. Мы практически стоим у опасного рубежа, когда судья или иной правоприменитель может по своему собственному усмотрению выбирать норму, которая кажется ему наиболее приемлемой" <3>. Однако данные вопросы остаются актуальными и сегодня, после вступления в законную силу в июле 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
--------------------------------
<3> Там же.
Во-вторых, реальность этого принципа состоит в создании и обеспечении надлежащего механизма реализации законов. "Любой закон должен быть обеспечен и организационно, и материально" <4>.
--------------------------------
<4> Там же.
В-третьих, информированность населения о содержании законов и иных правовых актов - это необходимое условие для реализации принципа законности. Правовая грамотность широких слоев населения способствует повышению уровня правосознания.
Кроме того, реализация данного принципа предполагает юрисдикционную деятельность в налоговой сфере только компетентными органами (должностными лицами), соблюдение процессуальных сроков, административно-процедурных требований составления процессуальных документов и ряда других условий.
В соответствии с принципом законности особое внимание административно-процессуальным законодательством обращается на охрану прав и законных интересов граждан. В случае нарушения прав и законных интересов того или иного участника административно-юрисдикционного процесса лицо, привлеченное к ответственности, вправе обжаловать незаконные действия должностных лиц (органа).
Гарантиями принципа законности служит не только право граждан на обжалование неправомерных административно-правовых актов, но и право участников административного процесса на судебную защиту от неправомерных действий, прокурорский надзор, внутриведомственный контроль <5>. В ст. ст. 139 - 140 Налогового кодекса Российской Федерации содержатся процедурные нормы, регламентирующие порядок и сроки обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц в вышестоящие налоговые органы или (соответственно) вышестоящим должностным лицам.
--------------------------------
<5> Административная юрисдикция: Курс лекций. М.: ЮИ МВД РФ, 1994. С. 8.
Принцип заинтересованности лиц в надлежащем осуществлении и результатах административного производства в налоговой сфере. Конституция РФ в п. 1 ст. 32 закрепляет право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Формой такого участия можно считать оказание юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а именно участие защитника, а для оказания юридической помощи потерпевшему - защитника и представителя, допущенных к участию в производстве по делу об административном правонарушении в налоговой сфере, которые вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Правовой статус законного представителя организации и уполномоченного представителя налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами, а также таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, закреплен в ст. ст. 26 - 29 Налогового кодекса Российской Федерации, главе 5 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации и главе 5 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.
Следует также обратить внимание и на следующий факт. Налоговые органы, в соответствии с ч. 1 ст. 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обязаны направить протокол об административном правонарушении, а также материалы, подтверждающие совершение правонарушения, судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления такого протокола. Однако в случае вынесения судом постановления, нарушающего нормы материального, процессуального права, налоговые органы лишены возможности обжаловать данное решение суда.
Налоговые органы в соответствии с главой 25 КоАП РФ не являются участниками по делам об административных правонарушениях, а следовательно, в соответствии со ст. 30.1 данного Кодекса лишены права на обжалование постановлений суда. Выход в данном случае видится лишь в том, что налоговые органы могут направить материалы дела об административном правонарушении и результаты его рассмотрения судом в органы прокуратуры для опротестования в соответствии с КоАП РФ и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". Однако даже в случае такого опротестования судья или вышестоящее должностное лицо в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы вправе изменить постановление, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Таким образом, инструменты для пересмотра судебного акта, нарушающего нормы материального и процессуального права, практически отсутствуют.
Принцип быстроты процесса является следствием динамичности как свойства государственной управленческой деятельности в налоговой сфере, реализуемой налоговыми и таможенными органами. "С другой стороны, этот принцип выступает в качестве определенной юридической гарантии реализации гражданами их прав и охраняемых законом интересов. Поэтому действующее законодательство, в исследуемой сфере, в необходимых случаях устанавливает сроки, в течение которых должны быть совершены процессуальные действия по административному делу" <6>, строго определенный порядок проведения установленных процедур, круг привлекаемых к процессу участников, использование и применение которых позволит максимально сэкономить материальные и иные ресурсы, в целях объективного рассмотрения и разрешения принятого к производству дела об административном правонарушении в сфере налогового законодательства.
--------------------------------
<6> Сорокин В.Д. Правовое регулирование: Предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2003. С. 187.
Этот принцип направлен на обеспечение такой организации административного процесса, которая не требовала бы больших материальных затрат и вместе с тем обеспечивала бы быстроту процесса без излишнего обременения участников спора.
Принцип охраны интересов личности и государства при осуществлении административной юрисдикции в налоговой сфере опирается на конституционное положение, согласно которому "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2 Конституции РФ).
Принцип гласности - рассмотрение индивидуальных дел об административном правонарушении в налоговой сфере происходит публично, открыто, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (могут привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов его семьи, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц). Решение о закрытом рассмотрении дела об административных правонарушениях в налоговой сфере выносится должностным лицом налогового или таможенного органа, судьей, рассматривающим дело, в виде определения.
Судопроизводство в Российской Федерации по общему правилу открытое, что определено ч. 1 ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ. Сведения о фискально-обязанном лице, ставшие известными должностному лицу налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда в ходе судебного разбирательства по налоговому спору, где это должностное лицо представляло соответствующий налоговый (фискальный) орган, на наш взгляд, не следует относить к налоговой тайне.
Сведения же о фискально-обязанном лице, являющиеся налоговой тайной, в соответствии с ч. 2 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации, могут разглашаться должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, экспертами и специалистами исключительно в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. К такого рода случаям следует отнести, например, дачу свидетельских показаний в процессе судебного разбирательства по делу, в соответствии со ст. ст. 56 и 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, или передачу носителей соответствующих сведений вышестоящему налоговому (фискальному) органу для осуществления последним его полномочий либо другому налоговому (фискальному) органу, уполномоченному на принятие необходимых мер в соответствии с нормативными правовыми актами.
Естественно, указанные сведения могут сообщаться суду и представителям налогового (фискального) органа в ходе рассмотрения судом налогового спора. Кроме того, п. 3 ст. 82 и п. 3 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации допускается передача фискально-значимой информации, в том числе содержащей сведения, составляющие налоговую тайну, "по горизонтали" между различными фискальными органами: налоговыми и таможенными, между налоговыми органами и органами внутренних дел и тому подобное.
В связи с этим следует определить и сведения, которые не могут составлять налоговую тайну. К таким сведениям ч. 1 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации относит: сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; сведения об идентификационном номере налогоплательщика; сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; сведения, предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств, в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, представленных этим органам).
В случае, когда арбитражный суд в порядке п. п. 2 - 6 ст. 11 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает налоговый спор в закрытом процессе в целях сохранения коммерческой тайны налогоплательщика, сохраняется в части тех же сведений и налоговая тайна, поэтому представитель налогового (иного фискального) органа в таком судебном процессе не вправе в дальнейшем разглашать соответствующие сведения.
Проявлением принципа гласности могло бы стать закрепление в Налоговом кодексе норм об "обязательном информационном обеспечении, по примеру Европейского союза, введшего систему полного информирования о неуплате налогов во всех странах ЕС с целью защиты общественного порядка" <7>.
--------------------------------
<7> Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М.: Изд. М.Ю. Тихомирова, 2005. С. 650.
Принцип материальной истины возлагает важные обязанности на должностных лиц, рассматривающих административные дела. Он означает, что должностные лица налогового или таможенного органа, рассматривающие дело, в силу своих государственно-служебных обязанностей должны обеспечить полное, объективное и всестороннее рассмотрение дела, использовать все имеющиеся возможности для сбора и привлечения доказательств, относящихся к данному производству, должным образом их оценить.
Для установления истины важно не ограничиваться заявлениями участников административного процесса, а проверять документы, подтверждающие факты и достоверность свидетельских показаний. В случае необходимости должностное лицо имеет право истребовать дополнительные документы, провести экспертизу и принять другие меры для объективного разрешения дела.
Принцип ответственности органов исполнительной власти, должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса предусмотрен в п. 5 ст. 14 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" <8>, согласно которому государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990.
Принцип равенства сторон находит свою реализацию в закреплении определенного правового статуса сторон, установлении их административно-процессуальных прав и обязанностей как участников налоговых правоотношений. Лица, совершившие административные правонарушения в налоговой сфере, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, закрепленных в ст. 1.4 КоАП РФ. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Кроме того, этот принцип предполагает необходимость оказания соответствующей правовой помощи участнику административного процесса, если он в ней нуждается, и вместе с тем обязанность органа, разрешающего дело, следить за тем, чтобы участники административного процесса надлежащим образом использовали предоставленные им права и возложенные на них обязанности.
С принципом равенства сторон, точнее - процессуального равенства сторон, непосредственно связан принцип состязательности. Данный принцип имеет существенное значение для установления истины по делу. Состязательность определяется как "демократический принцип судопроизводства, согласно которому разбирательство дела происходит в форме спора сторон в судебном заседании" <9>. Принцип состязательности обеспечивается комплексом прав и обязанностей, позволяющих отстаивать свою юридическую позицию в ходе рассмотрения дела.
Необходимо учитывать и фактическое неравенство сторон, поскольку налоговый или таможенный орган (их должностные лица), обладая государственно-властными полномочиями, имеют несомненные преимущества перед физическим или юридическим лицом. КоАП РФ не содержит положения о принципе состязательности, что, на наш взгляд, возможно рассматривать как пробел.
--------------------------------
<9> Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 577.
Осуществление процесса на национальном языке обусловлено конституционным правом каждого "на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения" (ст. 26 Конституции РФ). Участвующему в административном производстве лицу, не владеющему русским языком, на котором ведется производство, обеспечивается право беспрепятственно пользоваться услугами переводчика и на родном языке выступать, заявлять ходатайства и т.д.
Согласно принципу презумпции невиновности лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения в налоговой сфере, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ и Налоговым кодексом РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением налогового или таможенного органа (руководителя или его заместителя), суда.
При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности в налоговой сфере, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Кроме того, п. 6 ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации прямо устанавливает, что все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Принцип непосредственности заключается в том, что дела рассматриваются самими органами (должностными лицами), правомочными разрешать административные правонарушения. Данное право предоставляется налоговым органам ст. ст. 23.5 и 23.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В ст. ст. 24.6, 25.1 - 25.5, 25.9, 25.10 изложены права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, их законных представителей, эксперта, переводчика, специалиста и других.
В ст. ст. 95 - 98 Налогового кодекса Российской Федерации содержатся требования к действиям лиц, участвующих в процессе. В соответствии со ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. В этой связи особенное значение имеет выполнение предписания ст. 25.1 КоАП РФ о рассмотрении дела в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Согласно п. 1 ст. 101 Налогового кодекса, если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
Принцип непосредственности характеризуется и тем, что разбирательство по делу производится устно, что дает участникам административного процесса возможность немедленно реагировать по ходу рассмотрения дела, заявлять возможные ходатайства, делать заявления и тому подобное.
В производстве по делам об административных правонарушениях принцип непосредственности реализуется путем регламентации порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, определенного ст. 29.7 КоАП РФ: объявление дела, подлежащего рассмотрению, разъяснение прав и обязанностей участникам процесса, заслушивание их объяснений (выступлений), открытого исследования доказательств, а также немедленное объявление вынесенного постановления по окончании рассмотрения дела в соответствии с ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ.
Безусловно, приведенная классификация принципов административно-юрисдикционной деятельности налоговых органов не является исчерпывающей, а данная работа может послужить основанием дальнейших научных исследований.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.