Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ПУБЛИЧНЫЕ ФОНДЫ
В.А. ЯГОВКИНА
С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" <1>, изменяющий в том числе порядок финансирования деятельности государственных и муниципальных учреждений. Предполагается, что реализация норм указанного Федерального закона позволит сместить акценты и бюджетные средства будут расходоваться не на то, чтобы поддерживать функционирование учреждения как юридического лица, а на то, чтобы обеспечить потребителю право на получение бесплатной (либо частично платной) услуги необходимого качества. При этом должны сохраниться либо снизиться расходы бюджетов различных уровней бюджетной системы на предоставление услуг путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс"; СЗ РФ. 10.05.2010. N 19. Ст. 2291.
Если резюмировать основные изменения законодательства, касающиеся финансовой стороны деятельности трех типов учреждений - казенных, бюджетных и автономных, то можно констатировать, что:
- изменяются механизмы финансового обеспечения учреждений;
- бюджетные и автономные учреждения имеют право заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в распоряжение этих учреждений;
- устраняется субсидиарная ответственность государства или муниципального образования по обязательствам бюджетных и автономных учреждений, но при этом расширяются права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает его учредитель.
Автономные и бюджетные учреждения будут получать финансирование не по смете, а в виде субсидий для выполнения государственных (муниципальных) заданий на оказание госуслуг (муниципальных услуг), когда высчитывается стоимость соответствующей услуги, количество потребителей и т.п. и выделяется бюджетное финансирование в необходимом объеме.
Казенные учреждения финансируются в том же порядке, в каком до 2011 г. финансировались бюджетные учреждения - по смете, т.е. деятельность казенных учреждений финансируется учредителем в полном объеме, а бюджетные учреждения с расширенным объемом полномочий (или нового типа, как их еще называют на практике) приближаются к порядку финансирования автономных учреждений, за исключением выделения последним средств на развитие.
Казенные учреждения в соответствии со ст. 70 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) <2> получают средства из бюджета на обеспечение выполнения своих функций, что включает в себя:
--------------------------------
<2> СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823.
- оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
- оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
- уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
- возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.
Статья 78.1 БК РФ регулирует порядок предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), хотя из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям и на иные цели.
Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Таким образом, все типы государственных (муниципальных) учреждений будут оказывать услуги в пределах заданий за счет бюджетных средств, однако полностью осуществлять содержание учреждения публично-правовое образование будет только по отношению к казенным учреждениям, а бюджетные и автономные учреждения должны получить средства на реализацию выполнения задания и на содержание закрепленного за ними имущества, а остальное зарабатывать сами в пределах выполнения своих функций.
Основным источником доходов для бюджетных и автономных учреждений будут являться денежные средства, полученные за оказанные ими платные услуги.
Статья 161 БК РФ в новой редакции предусматривает, что казенное учреждение может заниматься приносящей доходы деятельностью, если такое право закреплено в учредительном документе, при этом ему запрещено использовать иные источники доходов, такие как субсидии, получение займов и кредитов, вложения в ценные бумаги и пр. Однако все доходы казенного учреждения будут поступать в соответствующий бюджет, и само учреждение их использовать не сможет.
Бюджетное и автономное учреждения обладают большей свободой в использовании полученных доходов от приносящей их деятельности. Они вправе оказывать услуги, выполнять работы, относящиеся к их основным видам деятельности, сверх установленного государственного (муниципального) задания для физических и юридических лиц за плату на одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг. Порядок определения размера указанной платы устанавливается учредителем, если иное не предусмотрено законодательством.
Законодательство не предусматривает общего закрепленного перечня платных услуг для всех учреждений как источника возможного получения доходов, а только упоминает в различных так называемых "отраслевых" законах, какие услуги могут быть оказаны за плату, причем в самом общем виде. Таким образом, в первую очередь определяются услуги, которые в любом случае бесплатны, остальные, определенные учреждением и его учредителем, могут оказываться за плату. При этом не следует забывать, что есть и платные услуги, входящие в государственное (муниципальное) задание, т.е. финансируемые частично государством, а частично потребителем (например, музеи берут плату за вход и посещение выставки, хотя получают финансирование из бюджета).
Главные принципы получения и использования доходов учреждений от приносящей доход деятельности можно свести к трем критериям:
- деятельность, приносящая доход, должна соответствовать целям деятельности учреждения;
- такие виды деятельности обязательно должны найти отражение в уставе учреждения, причем перечень должен быть закрытым;
- расходование полученных средств допускается только на цели деятельности учреждений, причем допускается широкое понимание подобных расходов (от инвестиций до повышения заработной платы сотрудникам, вложения в ценные бумаги и депозиты и т.п.).
Также бюджетные и автономные учреждения могут сдавать имущество в аренду, получать доход и свободно тратить такие средства, но в этом случае бюджетных средств на содержание такого имущества выделяться не должно.
Что касается особенностей использования доходов учреждений, автономные и бюджетные учреждения должны получать предварительное разрешение на совершение крупных сделок, даже если речь идет о расходах за счет собственных средств. Так, в соответствии со ст. ст. 14 - 15 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" <3> крупной сделкой автономного учреждения признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с данным Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
--------------------------------
<3> СЗ РФ. 06.11.2006. N 45. Ст. 4626.
Подобная сделка совершается только с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Крупная сделка, совершенная с нарушением требований законодательства, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения.
Статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <4> устанавливает аналогичные критерии для крупных сделок бюджетных учреждений, которые могут быть совершены бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Крупной сделкой в этом случае признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с Федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 15.01.1996. N 3. Ст. 145.
Крупная сделка, совершенная с нарушением этих требований, может быть также признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.
Вышеуказанная статья также закрепляет дополнительные ограничения по расходованию денежных средств бюджетными учреждениями, запрещая им размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами, тогда как автономные учреждения вправе совершать подобные действия, а казенные в принципе не могут свободно распоряжаться своими финансами.
Также особенностью расходов бюджетных учреждений можно признать необходимость заключения ими государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении закупок для нужд бюджетных учреждений. Следует отметить, что в законодательство о государственных (муниципальных) закупках даже вводится новый термин - закупки для нужд бюджетных учреждений, тогда как привычное определение "закупки для государственных (муниципальных) нужд" будет распространяться только на контракты, заключенные для нужд казенных учреждений. Под нуждами бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений (ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <5>).
--------------------------------
<5> СЗ РФ. 25.07.2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.
Отдельные специфические особенности расходования средств учреждений различной отраслевой принадлежности могут регулироваться соответствующими законами (например, учреждениями образования, здравоохранения, системы исполнения наказаний).
Одним из основных направлений расходования денежных средств учреждений является уплата налогов. Казенным учреждениям соответствующие денежные средства в полном объеме выделяет учредитель, а бюджетные и автономные учреждения получат финансирование из бюджета лишь в том объеме, в каком будет производиться налогообложение закрепленного за ними имущества, остальные расходы по налогам они несут за счет собственных, заработанных ими от приносящей доход деятельности, средств.
Следует отметить, что доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) и от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций, а также лимиты бюджетных обязательств, доведенные до казенных учреждений, и субсидии, выделенные автономным и бюджетным учреждениям (ст. 251 Налогового кодекса РФ <6>), освобождаются от уплаты налога на прибыль при условии, что такие доходы учтены отдельно от остальных доходов, иначе они будут классифицироваться налоговыми органами как внереализационные доходы и облагаться налогом на прибыль.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 07.08.2000. N 32. Ст. 3340.
Статья 41 БК РФ в новой редакции косвенно подтверждает достаточно свободный порядок распоряжения бюджетными и автономными учреждениями своими заработанными средствами, поскольку в соответствии с ней к неналоговым доходам бюджетов относятся в том числе:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями.
Следовательно, доходы автономных и бюджетных учреждений не являются доходами бюджета, а являются доходами самих учреждений. Однако следует обратить внимание, что все имущество учреждений, в том числе и заработанные ими средства и имущество, приобретенное на средства, полученные от приносящей доход деятельности, не поступают в собственность указанных юридических лиц, а остаются собственностью их учредителей - публично-правовых образований.
Законодательство вообще не предусматривает такого вида собственности, как собственность учреждений; все учреждения, независимо от типа, обладают своим имуществом и финансовыми средствами на праве оперативного управления (ст. ст. 296 и 298 Гражданского кодекса РФ <7>). Таким образом, денежные средства учреждений находятся у них как государственная (муниципальная) собственность, а следовательно, являются децентрализованными фондами государственных (муниципальных) денежных средств. Кроме того, при уплате учреждениями налогов фактически не происходит смена собственника данных денежных средств, поскольку средства публично-правовых образований переходят из децентрализованных публичных фондов в централизованные фонды денежных средств (соответствующие бюджеты различных уровней).
--------------------------------
<7> СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.