Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РЕФОРМА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: НАУКА И ПРАКТИКА ОБ ИХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Ю.В. ТРУНЦЕВСКИЙ
24 декабря 2009 г. Президент России подписал Указ "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации".
Думается, что основной вопрос заключается не в стоимости реформы органов внутренних дел, а в том, что представляет содержательная сторона такой реформы.
Отмечу, что данную статью планировалось опубликовать еще до данного Указа, так как абсолютно правильно, что "существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации" (см. преамбулу Указа). Настоящая действительность показывает насущную необходимость в модернизации такой функции государства, как борьба с преступностью, ключевую роль в которой играют органы внутренних дел.
Опрос руководящих кадров МВД России из более чем 40 субъектов Федерации, экспертов, а также результаты собственных исследований позволили сделать ряд выводов и сформулировать предложения о мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в обозначенные в Указе сроке.
Первая задача - сократить численность сотрудников милиции общественной безопасности, ликвидировать отдельные ее подразделения.
Не будет, по мнению сотрудников МВД России, беды, если в системе ОВД: сократить штабные подразделения, информационно-аналитические отделения в службах, в Организационно-инспекторском департаменте МВД России; дознание вывести из милиции общественной безопасности и объединить со следствием. Это связано с тем, что данные службы выполняют дублирующие функции и никаким образом не способствуют эффективности деятельности милиции.
"С земли" слабо видятся перспективы таких "непрофильных" (в Указе - несвойственных функций) служб органов внутренних дел, как ГИБДД, за исключением ее ДПС, ОСБ (собственная безопасность), ПДН (по делам несовершеннолетних), Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, подразделения по защите свидетелей.
Не может одно министерство, причем наиболее слабо укомплектованное в материально-техническом и кадровом плане, "тянуть" все основные проблемы государства в сфере обеспечения общественной безопасности.
Вообще профилактика преступлений и иных правонарушений как задача органов внутренних дел должна быть с них снята. Опыт зарубежных стран, да и советский опыт показывают, что политическую ответственность за обеспечение правопорядка должна нести политическая партия абсолютного парламентского большинства, а юридическую ответственность - главы администраций. Нельзя винить милицию в том, что в России в последние 25 лет высочайший уровень преступности, особенно насильственной и корыстно-насильственной. Ни для кого не секрет, что предупреждать преступность нужно социальными мерами, т.е. воздействовать на причины и условия, способствующие совершению преступлений, не правоохранительными мерами, так, преступность несовершеннолетних сможет сократить не сотрудник ПДН или участковый уполномоченный, а внимание общества в решении социально-экономических и духовных проблем развития молодого поколения.
Сокращение численности патрульно-постовой службы и замена "постовых" милиционеров на камеры видеонаблюдения в системе "Безопасный город" не привели к снижению уличной преступности - картинка с этих камер в ряде регионов поступает в течение четырех минут, когда пресечь преступление по горячим следам не представляется возможным, либо ввиду слабого разрешения таких видеокамер, установленных на улицах, различить можно только силуэты, но не основные приметы преступника. Привлечь общественность к охране общественного порядка должна не милиция, а местная власть - это ее задача охранять такой порядок, по крайней мере, так было и в 60-е, и в 70-е годы прошлого столетия.
Не могут подразделения по борьбе с экономическими преступлениями осуществлять профилактику этих преступлений, так как они призваны выявлять, пресекать и раскрывать их. При существующей системе оценки деятельности органов внутренних дел по признаку +1, когда показатели текущего года, например, по раскрываемости преступлений должны на 1% быть выше предыдущего периода (года).
Да и вообще, как такое могло прийти в голову, считать приоритетной задачей ОБЭП осуществление экономической безопасности государства? Разве обеспечение устойчивого состояния национальной экономики - это задача оперативных отделов МВД или следствия? Конечно нет, ОБЭП борется с отдельными проявлениями экономической преступности - конкретными экономическими преступлениями.
Обращаться за помощью к МВД в решении подобных проблем можно постольку, поскольку ее сотрудники имеют право проводить оперативно-розыскные мероприятия и обладают еще рядом специальных полномочий, но не больше.
Существующая организационно-инспекторская практика требует точно установленных параметров в отчетах каждого территориального подразделения, и то, в свою очередь, правильно "рисует" эти показатели, чтобы не выглядеть бледно на коллегии МВД России или при проверке.
В последние месяцы только ленивый не говорит о коррупции в ОВД. Но если освободить их от несвойственных им функций, то и коррупция в их рядах снизится. Зачем ГИБДД проводить техосмотр, в ОВД иметь лицензионно-разрешительные отделы, нужно ли вообще милиции бороться с экономической преступностью? Это все коррупционноемкие сферы. Если этим займутся другие органы, тогда в их рядах и будем искать новых коррупционеров.
Что касается совершенствования кадрового обеспечения органов внутренних дел, то это наиболее сложный вопрос, так как можно поставить в отдел новые технические средства, предоставить каждому участковому уполномоченному ноутбук и т.п., но кто будет обеспечивать поддержку таких технологий? Хорошие программисты в милицию не идут, туда вообще идут в основном только те, кто пытается решить исключительно свои меркантильные задачи, а продолжают служить (на земле) либо те, кто другого не умеет, либо те, кто все же надеется к пенсии получить жилье. Я не говорю о тех должностях, которые имеют свою стоимость по коррупционному прейскуранту. Нельзя не видеть, что при сегодняшней интенсивности работы сотрудников органов внутренних дел (отсутствие выходных и постоянная переработка) высокие требования, касающиеся выполнения вышеуказанных показателей, низкая (неадекватная) зарплата не могут стимулировать к добросовестному выполнению своих обязанностей. Но почему-то кажется, что если до 1 января 2012 г. численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации снизится на 20%, то зарплата повысится на эти же параметры.
Резерв в сокращении сотрудников видится в разаттестовании ряда должностей и служб - тыл, кадры, информационно-аналитические центры, профессорско-преподавательский состав, а также, что было отмечено большинством опрошенных, в сокращении сотрудников аппарата министерства.
Имеющие место взятки среди сотрудников нижнего и среднего звена - это всего лишь возможность им за счет своих полномочий дофинансироваться, т.е. каждый сотрудник, превышающий свои служебные полномочия из корыстных побуждений, добавляет к своему установленному заработку ту часть, которой, по его мнению, не хватает, чтобы достойно существовать.
А берет взятки сотрудник для того, чтобы что-то купить. То, что он желает получить за свою службу и государство должно предоставить ему в виде соцгарантий за его такую нелегкую службу: льготные кредиты (не на общих основаниях в КБ) для покупки недвижимости и др.; получение образования, в т.ч. внеконкурсный прием детей таких сотрудников в ведомственные учебные заведения; пенсия в размере 100% после 25 лет службы не по 3% за каждый следующий год, а сразу; продовольственный паек; гарантированные отдых и лечение; помощь в трудоустройстве супруга; юридическая помощь в решении необходимых бытовых проблем.
Необходимо признать как одно из законных прав сотрудника его право на поощрение. Манипуляции руководителя с тем, наказать или поощрить подчиненного, сродни произволу, а значит, возможности "купить" такие преимущества. Думается, что каждый милиционер должен знать, что, выполнив те или иные обязанности, он имеет право на конкретное поощрение, которое должно быть ему представлено вне зависимости от усмотрения начальника.
Обладая таким соцпакетом, каждый сотрудник нижнего и среднего звена ОВД задумается - брать или не брать.
Правда, из числа опрошенных сотрудников только 5% желают, чтобы их дети пошли учиться в высшие учебные заведения МВД России.
Поэтому проблема кадров МВД - это не только социальная их поддержка, но и качественная подготовка. Ведь можно разрабатывать самые лучшие операции по противодействию преступности, но если реализовывать такие задачи некому, то любые, даже гениальные, идеи неосуществимы.
На первый взгляд хорошее предложение о ротации кадров. Но возникает вопрос: а кто придет на смену старому начальнику - лучший? А откуда он возьмется, разве в нашей стране есть какое-либо заведение, где иначе, чем везде, сейчас готовят юристов или управленцев-менеджеров для системы МВД? Нет, таких нет.
Думается, что задача провести реорганизацию государственных образовательных учреждений профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации должна быть связана не столько с оптимизацией их количества, сколько с изменением самого подхода к такому образованию.
Нужны новые учебники, новые учебные программы, новые приемы образовательного процесса. При подготовке сотрудников, кандидатов на высшие должности в ОВД применяются устаревшие программы - сами выпускники отмечают следующие недостатки такого образования: срок обучения два года ведет к полной профессиональной дезориентации, отрыву от "земли"; такие сотрудники вырываются из привычного ритма службы и вынуждены вместе с семьей решать скорее бытовые проблемы; по прибытии в подразделения через два года они сильно отрываются от практики, не знают, как применять новые приказы министерства. На вопрос, каких знаний Вам больше всего не хватает в период такого образования, большинство отметили - практических. Слушатели хотят учиться на "живых" примерах, поприсутствовать на совещаниях с участием тех лиц, должности которых у себя в регионах они предположительно будут занимать. Что у них в багаже? Информация из учебников. Этого безнадежно мало. Тогда зачем отрывать сотню специалистов на два года от дела? Хватит и меньшего времени для теоретических занятий - остальное время можно уделить дистанционному и методическому образованию.
Технические возможности послевузовского образования не позволяют знакомить слушателей с новациями, получить им навыки использования современных технологий, новых информационно-аналитических систем, ознакомиться с модельными решениями и т.п. Приезжая из разных регионов, они только в личных беседах могут обменяться своим богатым опытом в сфере управления борьбой с преступностью. Нет специальных программ по накоплению такого опыта и внедрения его результатов в процессе образования. Сами образовательные учреждения профессионального образования слабо оснащены технически - нет компьютерных сетей, использование мультимедийной техники - это всего лишь "цифровая доска", а не использование компьютерных обучающих программ.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.