Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
О.Н. КУРГЕЕВА
Под предупреждением правонарушений в специальной юридической литературе принято понимать деятельность государства и общества, направленную против незаконного деяния, с целью удержать его на минимальном уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих его причин.
Предупреждение правонарушений - это осуществление экономических, политических, идеологических, воспитательных, правовых и иных мер по противодействию деянию, деятельность по выявлению и устранению его причин.
На наш взгляд, более удачной является трактовка предупреждения правонарушений О.Г. Рузиченковой. Под указанным предупреждением она понимает воздействие общества, институтов социального контроля, органов МВД России, приводящее к сокращению и изменению структуры правонарушений и к несовершению их в будущем <1>.
--------------------------------
<1> См.: Рузиченкова О.Г. Незаконный оборот алкогольной продукции: теория и проблемы практики // Российский следователь. 2007. N 1. С. 56.
С позиции, применимой к исследуемой проблематике, предупреждение правонарушений в сфере незаконного оборота алкогольной продукции заключается в воздействии на факторы, определяющие появление и воспроизводство правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции, путем нейтрализации влияния факторов, способствующих их совершению, или их устранения. Профилактическая деятельность подобного рода может осуществляться в различных масштабах: как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В юридических исследованиях по схожей тематике часто говорится о системе предупреждения правонарушений, включающей в себя:
- объекты предупреждения;
- субъекты, осуществляющие предупредительное воздействие;
- меры предупредительного воздействия;
- меры обеспечения воздействия <2>.
--------------------------------
<2> См.: Мальченковский А.Н. Ситуация в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Курск, 2009. С. 46.
К объектам предупреждения правонарушений относятся, как правило, процессы и явления различного порядка:
- экономические, социальные, политические, психологические и иные факторы, обусловливающие состояние и динамику правонарушений;
- деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия (при этом характер деятельности может быть различным: профессиональным, административно-управленческим, технологическим и т.д.);
- личность правонарушителя, точнее, социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств <3>.
--------------------------------
<3> См.: Мякиньков А.Г. Концепция становления и развития алкогольного рынка в России // Экономика сельского хозяйства. 2002. N 2. С. 485.
Предупреждение правонарушений в рассматриваемой сфере должно осуществляться на основе программно-целевого подхода, который можно определить как процесс разработки и реализации конкретных программ (межотраслевых, межведомственных, межрегиональных) предупреждения правонарушений, основанный на определенной системе тщательно проработанных целей и ресурсов.
Общие и частные цели системы предупредительного воздействия можно рассматривать на нескольких уровнях предупредительной деятельности.
Во-первых, это общесоциальное предупреждение, имеющее цель ослабления и нейтрализации всего комплекса факторов, способствующих правонарушению; предупреждение самой возможности антиобщественной направленности личности.
Во-вторых, профилактика, включающая устранение или ослабление неблагоприятных факторов социализации, пресечение начавшегося процесса деформации личности, недопущение перехода правонарушения в категорию преступления.
В-третьих, охранительное предупреждение <4>, включающее удержание неустойчивых лиц от совершения правонарушения, создание внешних препятствий, делающих затруднительным совершение правонарушения, обнаружение и пресечение начатых правонарушений.
--------------------------------
<4> См.: Шаховская Л.С., Коваль Е.В. Специфика продвижения алкогольной продукции на рынок // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2006. N 5. С. 241.
Представленная система целей, безусловно, не может быть механически перенесена в программы предупреждения правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции без соответствующей конкретизации, так как цели предупреждения данного вида правонарушения обусловливаются совокупностью конкретных детерминирующих факторов.
С учетом сказанного система целей на уровне предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, по нашему мнению, может быть представлена следующим образом:
- выявление форм правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции;
- совершенствование правового регулирования механизма оборота алкогольной продукции;
- разработка целостной системы государственного контроля над отношениями на рынке алкогольной продукции;
- правовой, финансовый и налоговый контроль в системе мер борьбы с правонарушениями, связанными с незаконным оборотом алкогольной продукции;
- международное сотрудничество и учет положительного международного опыта по предупреждению правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции.
Таким образом, предупреждение правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, - это система экономических, технических, организационных, правовых, воспитательных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий совершения правонарушений в этой сфере, а также выявление лиц, склонных к противоправному поведению в сфере оборота алкогольной продукции, и оказание на них предупредительного воздействия.
Возможно и использование опыта некоторых зарубежных стран. Например, в Швеции с 1995 г. осуществляется план по профилактике алкоголизма, в том числе незаконного оборота алкогольной продукции, определяющий долгосрочную стратегическую программу конкретных действий в государственных учреждениях, общественных и религиозных организациях в отношении различных социальных групп населения.
Однако никакая антиалкогольная политика не принесет успеха, если не сопровождается борьбой государства с бедностью, безработицей, маргинализацией общества.
Анализируя деятельность органов внутренних дел (ОВД), следует отметить: на них возложен широкий круг полномочий по предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции.
Несмотря на указанные возможности предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, экономические, социальные, правовые и иные меры, одними из основных субъектов осуществления предупредительной работы в сфере незаконного оборота алкогольной продукции являются правоохранительные органы, среди которых ОВД занимают особое место.
Особая роль ОВД в предупреждении рассматриваемых правонарушений обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, ОВД осуществляют охрану общественного порядка, борьбу с административными правонарушениями и другими негативными явлениями, которые обычно способствуют совершению рассматриваемых правонарушений.
Во-вторых, ОВД располагают наиболее полной информационной базой для осуществления целенаправленной деятельности по предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, включающей не только данные статистики, но и сведения об административных правонарушениях, материалы следственных и розыскных аппаратов и других служб.
В-третьих, ОВД располагают соответствующими кадровыми и организационно-техническими возможностями (однако оговоримся: без взаимодействия с государственными и общественными институтами предупредительная работа не может быть эффективной).
В-четвертых, поскольку Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" с 1 июля 2003 г. была упразднена Федеральная служба налоговой полиции, ее правомочия возлагаются на ОВД. Так, на ОВД возложена задача по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений, к которым в том числе могут относиться и правонарушения в сфере оборота алкогольной продукции. Для осуществления данной задачи ОВД, в частности, должны организовывать и осуществлять в установленном порядке выявление, предупреждение и пресечение нарушений федерального законодательства о государственном регулировании производства и оборота продукции, облагаемой акцизами, к которой в соответствии со статьей 181 Налогового кодекса РФ относятся этиловый спирт, а также спиртосодержащая и алкогольная продукция.
Подразделениями ОВД принимаются меры по активизации борьбы с правонарушениями, связанными с незаконным оборотом алкогольной продукции, систематически организуются и проводятся широкомасштабные мероприятия. Так, ежегодно в целях усиления государственного контроля над производством и оборотом алкогольной продукции, подрыва экономических основ организованных преступных групп, действующих в сфере оборота алкогольной продукции, на территории Хабаровского края проводится оперативно-профилактическая операция "Алкоголь".
В результате принимаемых мер в 2005 г. в сфере противодействия нелегальному обороту этилового спирта и алкогольной продукции на территории края проведено 1390 проверок предприятий и организаций, занимающихся реализацией алкогольной и спиртосодержащей продукции, из них 158 - во взаимодействии с другими правоохранительными и контролирующими органами. По результатам составлено 543 протокола об административных правонарушениях.
В 2006 г. на территории края проведено 3910 проверок предприятий и организаций, занимающихся реализацией алкогольной и спиртосодержащей продукции, из них 458 - во взаимодействии с другими правоохранительными и контролирующими органами. По результатам составлены 1374 протокола об административных правонарушениях.
В 2007 г. проведено 1620 проверок предприятий и организаций, занимающихся реализацией алкогольной и спиртосодержащей продукции, из них 235 - во взаимодействии с другими правоохранительными и контролирующими органами. По результатам составлены 815 протоколов об административных правонарушениях. В 2008 г. из 1648 проверок 540 проведены во взаимодействии с другими правоохранительными и контролирующими органами. Результатом явилось составление 916 протоколов об административных правонарушениях.
Анализ работы специализированных подразделений показывает, что их деятельность по предупреждению правонарушений в исследуемой области гораздо эффективнее, чем у неспециализированных. Таким образом, целесообразно создавать в регионах специализированные подразделения по борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции, так как количественные и качественные показатели их деятельности в несколько раз превышают аналогичные показатели остальных служб ОВД в данной сфере.
Раскрывая сущность предупредительной деятельности ОВД, отметим: в общепринятом значении профилактическая деятельность может иметь место в двух случаях: когда негативные явления находятся в зачаточном состоянии и когда их еще нет, но существует возможность их возникновения. Поэтому содержание профилактической деятельности ОВД должно состоять в предупреждении предделиктного поведения. Соответственно, главными объектами профилактической деятельности ОВД должны стать лица с антисоциальной ориентацией, проявляющейся в антиобщественных действиях и поступках.
Эту сторону профилактической деятельности можно назвать субъектной, и она относится к индивидуальной профилактике.
Острота сложившейся ситуации на алкогольном рынке обусловливает необходимость разработки и осуществления неотложных мер по ее стабилизации. Во исполнение решений федеральных органов на местах были подготовлены планы комплексных мероприятий по увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, обеспечению экономической безопасности и защите здоровья граждан.
В планах ГУВД Хабаровского края предусмотрено привлечение к осуществляемым мероприятиям и сотрудников других правоохранительных органов. Так, опрос, проведенный исследователем П.Р. Ростовским, показал: от деятельности ОВД по предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, население ожидает:
- более решительных действий по пресечению незаконного производства и оборота спирта и алкогольной продукции, в том числе проведения масштабных специальных операций (45,2%);
- привлечения к более строгой ответственности лиц, занимающихся подпольным производством водочной продукции (24,2%);
- активного привлечения общественности к деятельности в этой сфере (6%).
Однако около 30% опрошенных исследователем экспертов в целом отметили активность и наступательность действия ОВД в борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции, а 26% указали, что деятельность малоэффективна, носит эпизодический характер; по мнению 17% опрошенных, большей эффективности можно достичь, если создать материальный стимул для сотрудников ОВД, в том числе за счет получения поощрения из фонда отчислений, получаемых от реализации изъятой продукции у нелегальных производителей спирта и алкогольной продукции.
Деятельность ОВД по предупреждению правонарушений в рассматриваемой сфере реализуется в конкретной социально-политической, экономической, культурной и духовной сфере. Тем не менее из всего многообразия профилактических мер, осуществляемых ОВД, необходимо выделить направленные на выявление и ограничение факторов, способствующих совершению таких правонарушений, поскольку именно они носят профилактический характер и тесно связаны с общесоциальным воздействием.
Особенность деятельности ОВД в реализации мер, направленных на устранение и нейтрализацию факторов, способствующих совершению правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, состоит в том, что их возможности в этом деле весьма ограничены. Для нейтрализации условий, способствующих совершению рассматриваемых правонарушений, вклад ОВД может быть более весомым.
Одно из важных направлений профилактической работы ОВД - изучение и адекватное формирование общественного мнения об обстановке на алкогольном рынке и деятельности ОВД по ее оздоровлению.
Формирование адекватного общественного мнения реализуется через выступления - в СМИ, перед населением и т.д. Главное в этой деятельности - формирование позитивного отношения к профилактике правонарушений в рассматриваемой сфере как социальной ценности, внедрение в общественное сознание идеи о необходимости участия общественности в этой работе. На местном уровне представители ОВД должны высказывать свое мнение в СМИ, вносить предложения, позволяющие устранить источники повышенной опасности в сфере нелегального оборота алкогольной продукции.
Среди профилактических мер большое значение имеет техническое укрепление предприятий - производителей этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в целях недопущения хищения для использования в незаконном обороте.
Весьма актуальна для профилактической деятельности ОВД задача восстановления и развития сети общественных формирований правоохранительной направленности, налаживания и укрепления деловых связей милиции с населением, общественным активом.
Еще одним направлением профилактической деятельности ОВД является правовое воспитание и пропаганда, оказание консультативной помощи населению по вопросам, касающимся незаконного оборота алкогольной продукции, издание специальной литературы по этим вопросам.
Специфика деятельности ОВД в этом направлении состоит в том, что они реализуют главным образом административно-правовые механизмы правового регулирования. Профилактический эффект достигается как применением административных мер воздействия и соответствующим информированием об этом населения, так и разъяснением норм права различным слоям общества с целью позитивного воздействия на правосознание людей. Такая деятельность осуществляется практически всеми подразделениями ОВД. Суть ее состоит в предупреждении граждан о недопустимости совершения противоправных деяний и информировании их о правовых и социальных последствиях правовых норм. Наиболее эффективно эта работа осуществляется через СМИ.
Оказание консультативной помощи по вопросам, касающимся незаконного оборота алкогольной продукции, издание специальной литературы по этим вопросам стали практиковаться в нашей стране относительно недавно, хотя в других странах уделяется большое внимание виктимологической профилактике. Конкретные формы этой работы состоят в издании и распространении плакатов, буклетов по профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, демонстрация соответствующих теле-, радиопередач. Необходимо по опыту других стран издавать доступную специальную литературу, содержащую различные рекомендации по выявлению мошенничества в сфере оборота алкогольной продукции и поведению в таких ситуациях, а также характеристику иных сторон незаконного оборота алкогольной продукции.
Сфера производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции - один из основных источников пополнения государственного бюджета. Основной целью проводимых подразделениями ОВД края мероприятий в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции является декриминализация данного сектора экономики и снижение доли алкоголя, находящегося на территории Приморского края в незаконном обороте.
С начала текущего года на территории края осуществлено 8543 проверки предприятий торговли, осуществляющих продажу алкоголя, по выявленным нарушениям составлены 4837 административных протоколов, из которых 619 - за продажу без лицензии, 140 - по фактам торговли алкоголем без маркировки. Изъято из незаконного оборота 57509 литров на сумму более 9 млн. руб., в том числе 248 литров спирта.
С целью пресечения незаконного поступления на территорию края алкогольной продукции проверены 12237 транспортных средств. За нарушение условий перевозки задержано и доставлено в дежурные части ОВД 343 автомашины с незаконной алкогольной продукцией.
В связи с принятием Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и Постановления Администрации Приморского края от 5 декабря 2005 г. N 272-па "Об утверждении Порядка определения мест общего питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе на территории муниципальных образований Приморского края", МОБ УВД ПК систематически проводятся мероприятия по проверкам общественных мест отдыха граждан, зон отдыха; также созданы мобильные группы по выявлению и задержанию лиц, распивающих пиво и спиртные напитки в общественных местах. За семь месяцев 2006 г. по части 4 ст. 14.16 (нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе) КоАП РФ составлены 554 административных протокола, по статье 20.20 (распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах) Кодекса составлены 3395 административных протоколов.
Во взаимодействии правоохранительных органов Приморского края остается ряд вопросов, требующих принятия совместных решений. Один из них - создание единой систематизированной базы данных сведений УВД ПК, УФНС, Лицензионной палаты Администрации Приморского края, а также иных заинтересованных ведомств.
На сегодняшний день остро стоит проблема функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы об объеме производства и оборота алкогольной продукции; в органах внутренних дел нет соответствующего оборудования, позволяющего проверить легальность каждой конкретной единицы алкоголя, тогда как основной объем выявленных нарушений приходится на милицию; отсутствуют приборы и методики, определяющие подлинность новых федеральных специальных марок, а также носителей информации.
Для активизации работы в данном направлении целесообразно обратить внимание на повсеместное развитие краевой многоуровневой комплексной программы "Профилактика" и мероприятий по предупреждению алкоголизма среди несовершеннолетних лиц - жителей Приморского края. Через СМИ следует постоянно информировать население об обстановке на алкогольном рынке, формах и методах профилактики правонарушений.
В целях профилактики правонарушений в сфере незаконного оборота этилового спирта и алкогольной продукции, пресечения фактов реализации спиртных напитков несовершеннолетним, на территории края регулярно проводятся оперативно-профилактические рейды по отработке увеселительных заведений, компьютерных залов, игровых клубов, к участию в которых привлекаются сотрудники различных подразделений УВД по Камчатскому краю: ПДН, УУМ, УБЭП, ОМОН, ГИБДД, ЦКС. Результаты проведения мероприятий освещаются в региональных СМИ.
Профилактическая деятельность ОВД должна быть направлена на организацию постоянного взаимодействия с соответствующими государственными органами, предприятиями, учреждениями, благотворительными фондами, общественными объединениями. Среди основных форм такого взаимодействия мы можем выделить следующие:
- взаимный обмен информацией;
- совместное проведение совещаний, инструктажей, занятий, направленных на выработку согласованных действий по профилактике правонарушений;
- совместная практическая деятельность с оказанием разнообразной помощи друг другу в решении профилактических задач;
- совместное осуществление контроля и общее подведение итогов профилактической деятельности и т.п.
Так, согласно плану проведения организационно-практических мероприятий УВД Приморского края должно:
- проанализировать и обобщить имеющийся опыт проведения оперативно-профилактических мероприятий по противодействию незаконному обороту этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции, с выработкой рекомендаций по совершенствованию взаимодействия в организации этой работы;
- в целях выявления, документирования и пресечения правонарушений организовать сбор, обобщение и анализ информации о схемах нелегальной транспортировки алкогольной продукции, отслеживание каналов поступления сырья и готовой продукции в Приморский край из других регионов;
- с целью контроля над хозяйствующими субъектами в сфере оборота алкогольной продукции организовать совместный, электронный банк данных по учету оперативно значимой информации;
- провести комплексные проверки коммерческих структур в том числе на продовольственных базах, рынках и других объектах потребительского рынка товаров и услуг с целью выявления административных нарушений действующего законодательства Российской Федерации, где особое внимание следует уделить предприятиям находящимся под контролем иностранных граждан ближнего зарубежья;
- организовать и провести комплекс оперативно-розыскных мероприятий по выявлению подпольного производства с целью сбыта суррогатного фальсифицированного алкоголя;
- использовать возможности средств массовой информации, организовать и провести среди населения разъяснительную работу по формированию общественного мнения о необходимости содействия правоохранительным органам в борьбе с незаконным оборотом алкоголя.
Основные оперативно-профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление и пресечение правонарушений, связанных:
- с выпуском нелегального этилового спирта и алкогольной продукции;
- с нецелевым использованием гидролизных спиртов и продукции на их основе;
- с производством и оборотом опасной для жизни и здоровья алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- с уклонением от уплаты акцизных платежей в бюджеты всех уровней и недостоверным декларированием объемов произведенного спирта и алкогольной продукции;
- с нецелевым использованием федеральных и региональных специальных марок и оборотом поддельных марок.
В целях выявления и документирования правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции работникам ОВД необходимо предварительно планировать этапы и разновидности мероприятий, использовать в своей деятельности опыт иных служб ОВД. Планируемые мероприятия должны быть направлены на установление виновных лиц.
Действия сотрудников ОВД по пресечению правонарушений в сфере алкогольной продукции должны осуществляться с учетом специфики и особенностей обслуживаемых объектов. В целях повышения эффективности профилактических мер, осуществляемых ОВД, необходимо:
- разработать схему перекрытия каналов поступления по автодорогам фальсифицированной алкогольной продукции;
- обеспечить контроль над каждой партией алкогольной продукции;
- взаимодействовать с сотрудниками ОВД на транспорте;
- ходатайствовать перед исполнительными органами власти о принятии решения о безусловном закрытии предприятий торговли, допускающих грубые или повторные нарушения законодательных норм, регламентирующих производство и оборот алкогольной продукции, а также о выдаче лицензий на право оптовой либо розничной реализации алкогольной продукции только после согласования с конкретным подразделением ОВД;
- шире использовать СМИ для информирования населения о работе по пресечению незаконного оборота алкогольной продукции.
Указанные меры составляют лишь незначительную часть в широком спектре мер, осуществление которых позволит позитивно повлиять на процессы, протекающие на алкогольном рынке. Одним из приоритетных направлений повышения эффективности предупредительной деятельности ОВД является направленность на ликвидацию причин и условий пьянства.
Таким образом, в современных условиях противодействие правонарушениям, связанным с незаконным оборотом алкогольной продукции, приобретает принципиально новое содержание и направленность. Оно рассматривается в качестве одного из механизмов обеспечения экономической безопасности государства. ОВД предстоит большая работа в этом направлении. Их профилактическая деятельность должна быть направлена на организацию постоянного взаимодействия с соответствующими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, СМИ с целью активизации их участия в профилактике правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.