Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1802 - 1864 ГГ.)
О.Н. ЯКОВЛЕВА
Министерство юстиции Российской Федерации является одним из старейших министерств в стране. Его история берет свое начало 20 (8) сентября 1802 г., когда в ходе проведения реформ центрального государственного аппарата в составе Правительства была учреждена должность Министра юстиции, который по должности являлся генерал-прокурором Российской империи с правом законодательной инициативы <1>.
--------------------------------
<1> Довнар-Запольский М.В. Зарождение министерств в России. М., 1912. С. 63.
С момента своего учреждения министерство принимало участие в решении широкого круга вопросов относительно различных сторон жизни государства. Одним из основных направлений деятельности стала разнообразная нормотворческая деятельность, касающаяся организации и порядка деятельности государственных учреждений, органов местного управления, отдельных областей государственного хозяйства и промышленности.
Одним из знаменательных событий в сфере правотворчества XIX столетия явилось участие министерства в подготовке основных государственных законов России. Представив для обозрения во внешней обобщающей форме богатство русского законодательства, Свод создал широкие возможности для научной разработки отечественного права, дал толчок к проведению ряда исследований. С технико-юридической стороны Свод законов и по замыслу, и по исполнению явился большим достижением русского правоведения.
Говоря о роли Министерства юстиции в проведении систематизации российского законодательства, необходимо отметить, что за тридцатилетний период с момента создания министерства и до окончания систематизации степень его участия была различна: от включения Комиссии составления законов в структуру министерства и подчинения ее товарищу министра (21 октября 1803 г.) до полного отстранения министерства от этой деятельности (1 января 1810 г.). Однако если оценивать в целом этот период, то можно сказать, что Министерство юстиции внесло значительный вклад в систематизацию законодательства, особенно на завершающем этапе, когда проводился юридический анализ подготовленного проекта Свода законов <2>.
--------------------------------
<2> Коркунов Н.М. Значение Свода законов // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1894. N 9 - 10.
Значимым направлением в работе Министерства юстиции являлось управление судебной системой. В рамках выполнения этой задачи судебным ведомством проводилась большая законопроектная работа по организации ее деятельности и надзора за судебными учреждениями, последующему переустройству в ходе Судебной реформы 1864 г., укреплению кадрового состава, совершенствованию форм и методов деятельности.
Судебная реформа в корне изменила судоустройство, процессуальное и отчасти материальное право Российской империи. Она отделила судебные органы от административных и законодательных. Был введен суд присяжных. Впервые была учреждена адвокатура, реорганизована прокуратура, освобожденная от функции общего надзора и сосредоточившаяся на работе в суде. Был учрежден и институт судебных следователей, независимых и от полиции, и от прокуратуры, числящихся при окружных судах <3>.
--------------------------------
<3> Гессен И.В. Судебная реформа. СПб., 1905. С. 56.
Первые законопроекты Министерства юстиции по преобразованию судебной системы Российской империи, относящиеся к первой половине XIX столетия, явились началом того систематического пересмотра законодательства о судопроизводстве, который в действительности был осуществлен лишь в конце 50-х годов, в результате чего была проведены судебная реформа, а также последующие отдельные изменения некоторых положений Судебных уставов 1864 г.
История создания Судебных уставов показывает, с каким упорством Министерство юстиции настаивало на их строгом согласовании с судебной практикой, ставя от этого в зависимость саму возможность осуществления судебной реформы. Благодаря этому в подготовке документов о судебных преобразованиях принимали участие различные эксперты - от университетских профессоров до полицейских чиновников, что в конечном счете позволило уставам охватить всю многосложную систему гражданско-процессуальных правоотношений.
Определяющую роль сыграло Министерство юстиции и на таком важном этапе в истории судебной реформы, как создание новых судебных органов, организация их деятельности, подготовка обширного персонала квалифицированных работников для замещения должностей в новых судебных учреждениях. Кроме этого, по инициативе судебного ведомства были подготовлены и внесены в дореформенные процессуальные правила, в соответствии с которыми продолжали действовать старые судебные органы, изменения, которые значительно улучшили их деятельность.
Деятельность Министерства юстиции Российской империи по разработке нормативно-правовых актов о межевании была направлена прежде всего на решение задач формирования самостоятельной отрасли межевого (земельного) законодательства. Если первоначально участие Министерства юстиции в межевой деятельности ограничивалось исключительно осуществлением надзора за судебно-межевыми делами, производившимися в Сенате, то объективная потребность государства в развитии законодательства о межевании обусловила то обстоятельство, что с конца 30-х годов XIX столетия все законопроектные работы велись исключительно по ведомству Министерства юстиции, в составе которого в тот момент был образован особый межевой стол <4>.
--------------------------------
<4> Герман И.Е. История русского межевания. 3-е изд. М., 1914. С. 24.
Нормотворческая деятельность Министерства юстиции, направленная на совершенствование технических и юридических действий, имеющих своей целью установление и укрепление границ земельных владений; упрощение характера судебно-межевых действий, неоправданно обремененных множеством формальностей; устройство межевых учреждений (межевого корпуса, межевой канцелярии); улучшение личного состава землемеров дает основание полагать, что при ведущей роли Министерства юстиции складывалась одна из важнейших отраслей права Российской империи, определявшая право собственности на землю, а также меры его судебной защиты.
Министерством юстиции за шестьдесят с небольшим лет со времени его образования была проведена значительная нормотворческая работа: с 1802 по 1864 г. им было подготовлено 106 законопроектов, которые прошли все последующие стадии обсуждения и согласования и были приняты в установленном порядке. Кроме того, за это же время было принято 70 нормативно-правовых актов, проекты которых готовились Министерством юстиции совместно с другими министерствами. Обращает на себя внимание тот факт, что подавляющее большинство из них разрабатывались совместно с Министерством внутренних дел. Следует отметить, что нормотворческая работа Министерства юстиции сосредоточивалась преимущественно на проблемах, связанных с судоустройством и судопроизводством, а также межеванием, нормативно-правовая регламентация которого и некоторые вопросы организационно-технического плана были возложены непосредственно на него.
Разработка и внесение Министерством юстиции изменений в различные нормативные документы, касающиеся организации и порядка деятельности государственных учреждений (Комитета министров, Правительствующего сената, министерств), органов местного управления, отдельных областей государственного хозяйства (по соляной части, горнозаводской и винокуренной промышленности, устройству и содержанию казенных фабрик), вошедшие в содержание Законов органических и учредительных; Законов о состоянии; Законов гражданских и межевых; Законов уголовных; Устава о службе гражданской; Устава о пенсиях и единовременных пособиях; Рекрутского устава; Устава о земских повинностях; Устава о пошлинах; Устава о питейном сборе и акцизе; Устава об акцизе с табаку; Лесного устава; Устава торгового; Устава о ссыльных и ряда других нормативных актов, - дает основание полагать, что в анализируемый период Министерство юстиции способствовало реализации широкого круга общесоциальных функций государства посредством участия в законодательном процессе.
Кратко перечисленные основные направления законопроектной работы Министерства юстиции убедительно свидетельствуют о том, что ему принадлежала основная роль в процессе формирования правовой системы и развития законодательства в Российской империи.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.