Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА НАРОДОВЛАСТИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
К.М. ТУТУЕВ
Конституция Кыргызской Республики и нормативно-правовые акты текущего законодательства закрепляют различные формы осуществления местного самоуправления в стране.
Местное самоуправление - гарантированное Конституцией Кыргызской Республики право и действительная способность местных сообществ осуществлять управление делами местного значения через представительные и исполнительные органы власти, а также путем непосредственного участия граждан <1>.
--------------------------------
<1> См.: Закон Кыргызской Республики от 12 января 2002 г. "О местном самоуправлении и местной государственной администрации". Ст. 3. Бишкек, 2002.
Представительные и исполнительные органы местного самоуправления прямо или косвенно формируются с участием граждан, т.е. на основе выборности или подчиненности выборным органам. Возможность для граждан Кыргызской Республики выражать свою волю в процессе как формирования этих органов местного самоуправления, так и их работы закрепляется несколькими конституционными нормами. Эти органы принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.
Под формами непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления понимаются способы и средства реализации жителям муниципальных образований вопросов местного значения без использования в качестве промежуточных звеньев каких-либо органов муниципальной власти или должностных лиц и без получения ими властных полномочий. Эти формы предназначены для личного, прямого, непосредственного участия граждан Кыргызской Республики в осуществлении местного самоуправления.
Закон Кыргызской Республики от 12 января 2002 г. "О местном самоуправлении и местной государственной администрации в Кыргызской Республике" закрепляет обширный перечень форм непосредственного участия населения муниципального образования в решении вопросов местного значения. В нем четко выделяются следующие формы:
- местный референдум;
- муниципальные выборы;
- народный курултай;
- голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам преобразования или изменения границ муниципального образования;
- сходы граждан;
- правотворческие инициатива граждан;
- территориальное общественное самоуправление;
- собрания граждан;
- обращения граждан в органы местного самоуправления.
Ведущее место среди форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления занимают референдум и муниципальные выборы. Как говорится в ст. 1 Конституции Кыргызской Республики, референдум и свободные выборы являются высшим и непосредственным выражением власти народа.
Референдум есть прямое голосование граждан соответствующей территории по какому-либо кругу вопросов, имеющих большую важность для населения. В мировой практике различаются общенациональные референдумы и местные. В Кыргызской Республике порядок проведения референдума установлен в Законе "О референдуме в Кыргызской Республике". Согласно трактовке, данной в Законе, под референдумом понимается способ принятия гражданами Кыргызской Республики всенародным голосованием законов Кыргызской Республики и иных решений по наиболее важным вопросам государственной жизни.
Самая распространенная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления - муниципальные выборы, которые проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Таким путем формируются как представительные органы местного самоуправления, так и органы, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции муниципальной власти. Непосредственно населением избираются депутаты, члены иных выборных органов, выборные должностные лица местного самоуправления. Государство обеспечивает конституционные права граждан Кыргызской Республики избрать и быть избранными в органы местного самоуправления. Благодаря этому все участвуют в формировании системы представительной демократии на муниципальном уровне.
В Законе Кыргызской Республики от 12 января 2002 г. "О местном самоуправлении и местной государственной администрации Кыргызской Республики" записано, что с целью учета широкого спектра общественного мнения и участия населения в решении важнейших вопросов организации его жизнедеятельности могут проводиться курултаи местных сообществ, районов, областей.
На курултай могут выноситься вопросы социально-экономического развития территории, формирования местного бюджета, использования и развития коммунальной собственности. Решения курултая носят рекомендательный характер для соответствующего местного кенеша и рассматриваются местным кенешем и мэром, главой города и главой местного самоуправления аила, поселка.
В Законе Кыргызской Республики "О местном самоуправлении и местной государственной администрации Кыргызской Республики" отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и голосование по вопросу территориальных изменений муниципального образования регулируются одними и теми же правовыми нормами. В действительности ничего общего в содержании этих законоположений нет, не считая того, что в общности правовых норм явно недостаточно оснований для объединения их в единый институт, поскольку законодательно регламентируются столь значимые и в то же время совершенно несопоставимые формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления, какими являются голосование по отзыву и голосование по территориальному изменению муниципального образования.
Одной из самых доступных форм участия населения небольших сельских округов в осуществлении местного самоуправления являются сходы граждан. Они созываются в каждом поселении численностью не менее 30 жителей, обладающих избирательным правом. Решения сходов граждан носят императивный характер и подлежат обязательному исполнению.
Для решения вопросов местного значения нередко принимаются муниципальные правовые акты. В муниципальных образованиях, где власть максимально приближена к населению, граждане могут компетентно судить о том, какой акт нужен для регулирования социальной ситуации. В этой связи на муниципальном уровне может быть востребована в первую очередь такая форма непосредственного участия в осуществлении местного самоуправления, как правотворческая инициатива граждан. Она представляет собой внесение населением в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Проекты подлежат обязательному рассмотрению органом или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта. Результаты рассмотрения проекта муниципального правового акта доводятся через инициативную группу граждан до сведения населения.
Традиционной для Кыргызской Республики формой непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление.
Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту жительства - на части территории аила, поселка, города для самостоятельного решения и осуществления под свою ответственность собственных инициатив в делах местного значения через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления <2>.
--------------------------------
<2> См.: Там же. Ст. 47.
Органы территориального общественного самоуправления, являясь добровольными объединениями жителей, выполняют большой объем работы на своей территории и по праву считаются стержневой частью общественного самоуправления. Их роль в системе управления прослеживается и в том, что государственные органы уделили им большое внимание в процессе принятия нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов территориального общественного самоуправления. Так, деятельность органов территориального общественного самоуправления не только регулируется Законом Кыргызской Республики "О местном самоуправлении и местной государственной администрации Кыргызской Республики", но и подробно описана в соответствующих положениях, утвержденных Правительством страны <3>.
--------------------------------
<3> См.: Постановление Правительства Кыргызской Республики от 10 октября 2001 г. "Об общинных организациях и их объединениях". Бишкек, 2001.
Широко известной и одобренной на практике формой непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления являются индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы муниципальной власти и к их должностным лицам. Если в органах местного самоуправления хорошо поставлена аналитическая работа содержания жалоб, заявлений и предложений граждан, то по ее результатам можно очертить круг наиболее острых проблем, требующих принятия стратегических решений, отобрать все ценные рекомендации по совершенствованию муниципального законодательства и практики его применения, повышению эффективности работы органов и должностных лиц местного самоуправления. Но главное заключается в том, что, удовлетворяя жалобы и заявления граждан, органы местного самоуправления вместе с тем решают жизненно важные вопросы населения муниципальных образований <4>.
--------------------------------
<4> См.: Костюков А.Н. Муниципальное право России. М., 2007. С. 248 - 249.
Требуют законодательного уточнения отдельные положения, регулирующие порядок формирования органов местного самоуправления и реализации публично-правовых интересов населения муниципального образования с учетом практики местных референдумов, муниципальных выборов, собраний (сходов), обращений, правотворческих инициатив, территориального общественного самоуправления, отзыва депутатов.
Сделанный вывод предопределяется неоднозначностью феномена непосредственной демократии в системе местного самоуправления.
Во-первых, непосредственная демократия - категория прежде всего социальная. Она не может существовать вне общества и реализуется только в системе отношений между людьми. Будучи социальной категорией, непосредственная демократия предполагает наличие равных возможностей и условий для саморазвития, удовлетворения разнообразных материальных и духовных интересов граждан, стремление к достижению социальной справедливости, духовной свободы и независимости.
Во-вторых, непосредственная демократия как власть народа - категория политическая. Она характеризует соответствующую форму государства, политический режим, политические ценности, политическое движение. Сочетание этих двух характеристик позволяет определить демократию в целом как новый социально-политический строй, знаменующий переход от традиционного, феодального и аристократического общества к обществу равных возможностей.
В-третьих, непосредственная демократия - категория правовая. Ценности, составляющие содержание непосредственной демократии, совокупность институтов, процедур управления, обеспечивающих функционирование всей политической системы в интересах их реализации, объективно нуждаются в законодательном и прежде всего в конституционном закреплении.
Важнейшая цель непосредственной демократии и местного самоуправления - развитие народовластия, широкое распространение навыков гражданской инициативы, включение местного сообщества в процесс управления местными делами. Реализация этой цели во многом зависит от системы местного самоуправления, на практике обеспечивающей постоянное участие граждан в выработке решений и их исполнении. Любая система предполагает наличие нескольких элементов и существование отношений между ними. Система местного самоуправления представляет совокупность организационно-правовых форм осуществления гражданами местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований. Каждой системе свойствен критерий, объединяющий составляющие ее элементы в единое целое и позволяющий отличить ее от других систем. Таким критерием или системным качеством, обеспечивающим единство системы местного самоуправления, является разграничение предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления.
Единство системы местного самоуправления проявляется также в том, что "все организационные формы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы единой системы являются производными от других или связаны между собой отношениями руководства, подотчетности и ответственности или подотчетности и подконтрольности. Между всеми организационными формами местного самоуправления существует тесная организационно-правовая связь" <5>.
--------------------------------
<5> Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997. С. 124.
Переходный характер кыргызской государственности и политической системы, отличающейся нестабильностью, неустойчивостью основных институциональных элементов по всей вертикали власти, оказывает влияние и на систему местного самоуправления, которая находится в постоянном движении как с точки зрения своего содержания, так и с точки зрения объема. Под влиянием объективных закономерностей не только изменяются юридические конструкции, но и сужается или расширяется сфера действия правовых норм.
Идеалом местного самоуправления является непрофессиональный (безвозмездный) характер участия граждан в местном самоуправлении. Целью такого участия является ограничение всевластия управленческой бюрократии в рамках муниципального образования. Воплощение этого идеала в жизнь возможно посредством институтов непосредственной демократии.
Таким образом, согласно Конституции Кыргызской Республики можно сделать вывод, что народ Кыргызской Республики, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.