Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО КАЗАЧЕСТВА
С.В. УСАТОВ
Одним из действительных факторов обеспечения правопорядка в государстве могут стать современные казачьи объединения, которые в последнее время активно возрождаются на юге России. Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края по праву считаются не только житницей страны, но и вотчиной казачьих традиций и ценностей. Не смотря на то что сегодня юг России населяет огромное количество этнокультурных групп, казачество является серьезной политической силой, уникальным культурным феноменом и действенным институтом патриотического воспитания.
Существует достаточно обширное количество этнографических, культурологических и педагогических исследований на тему казачества. Описана и подвергнута анализу история казачьих войск (Б.В. Виноградов, В.Б. Виноградов, В.А. Колесников, В.Н. Ратушняк, В.П. Трут, К.В. Чистов, Ф.А. Щербина), охарактеризованы ритуалы, обряды, символьно-сакральное содержание традиций казаков (Ю.Н. Бахмет, Н.И. Бондарь, С.А. Голованова, И.Я. Куценко, О.В. Матвеев, С.В. Моисеев, Б.Е. Фролов), система передачи культурного наследия казаков от поколения к поколению (С.Г. Александров, А.В. Дюкарев, Ю.Н. Емельянов, В.И. Лях), изучена роль женщины в казачьем сообществе (А.А. Кулинич, А.Н. Мануйлов, А.А. Цыбульникова) и многое другое. До сих пор ведутся аргументированные со всех сторон споры о том, является ли казачество военным сословием или этносом (П. Кузнецов, А.Н. Малукало, П. Федосов).
Однако в большинстве исследований единодушно подчеркивается наличие в менталитете казаков сплава патриотизма, православной веры и свободолюбивости [1 - 12]. Яростная преданность государям причудливо сочетается с независимым нравом; толерантность к чужим верованиям и традициям не противоречит казачьему высокомерию по отношению к "иногородним" и "кацапам"; истовое соблюдение заповедей Божьих согласуется с воинственностью и самоубийственной готовностью пожертвовать собой на поле боя. Эти характеристики казачества позволили стать ему одной из самых мощных стабилизирующих сил на южных границах Российского государства.
В данной работе хотелось бы подробно рассмотреть систему воспитания в казачьем социуме. Обозначим традиционно выделяемые направления воспитания: нравственное, эстетическое, интеллектуальное и трудовое, физическое, а также патриотическое. Все эти направления в казачьей этнопедагогике имеют своеобразие.
Нравственное воспитание, конечно же, теснейшим образом связано с православной верой. Заповеди Божьи, каноны христианской религии являются основными морально-нравственными регулятивами в казачьем социуме. Нарушение предписаний "не убий", "не укради", "не прелюбодействуй" и т.д. каралось жестко и неотвратимо [1].
Другим столпом морали стало почитание старших. Старший (дед, отец, брат) являлся беспрекословным авторитетом и априори наделялся объемной жизненной мудростью. Старшие принимали все важные для общины решения, определяли меру поощрений и наказаний; без благословления старших нельзя было приступить ни к одному обряду инициации. В быту же не полагалось приступать к еде пока первым не начнет старший мужчина; считалось недопустимым окликать старшего и просить остановиться - следовало догнать, поравняться и лишь тогда приветствовать[1; 2; 4; 12]. Этнографических примеров уважения, даже можно сказать благоговения перед старшими, великое множество.
К еще одному важному моральному устою можно отнести уважение к женщине. Роль женщины в казачьем обществе достаточно уникальна для тех времен. Летописцы отмечали, что казачки славились неукротимой гордостью, силой духа и удивительной самостоятельностью [7]. Психотип женщины-казачки, вероятно, сформировался в связи вынужденным принятием на себя всей полноты ответственности за семью, что было обусловлено частым отсутствием воюющих мужчин, необходимостью самой справляться с воспитанием малых детей, ведением хозяйства и т.д. Во время отсутствия или в случае смерти старшего хозяина всей полнотой власти наделялась его жена, отношение к ней устанавливалось подобающее. Статус женщины в обществе зависел не только от статуса мужа, но и определялся количеством и полом рожденных ею детей, хозяйственностью, умом и добродетельными качествами. Гордость за принадлежность к казачьему роду девочке прививали сызмальства, как и формировали готовность взвалить на себя все бремя главенства и хозяйствования [11].
Система эстетического воспитания у кубанских и терских казаков сложилась в результате синтеза преимущественно украинских и горских культурных традиций. В одежде, обмундировании, символике, оружейной атрибутике, в танцах и песнях четко прослеживается их влияние. В песнях воспевание красоты родных мест выступает фоном для описания военных успехов, удали, храбрости казаков, для описания душевных переживаний женщин. Хоровое пение в обязательном порядке присутствовало на всех общинных и семейных мероприятиях. А вот танцы мужчин можно отнести не только к элементам эстетической культуры, но и физической тоже, т.к. они требуют серьезной физической подготовки, гибкости и координированности движений.
В аспекте эстетического воспитания следует также подчеркнуть фанатичную аккуратность казаков. Историки отмечали, что чистота, ухоженность казачьих хат и подворий приводила в восторг всех заезжих людей, а опрятность одежды у казаков считалось делом чести [3; 12].
Интеллектуальное воспитание в основном было направлено на развитие сообразительности, воинской хитрости и простых умений читать, писать. Одним из воспитательных принципов у казаков был следующий: дать задание ребенку, а он должен сам сообразить, какими путями его выполнить. Наиболее сообразительные мальчики брались на примету и рекомендовались атаману как наиболее перспективные в ратном деле [5].
Трудовое воспитание у казаков было одним из приоритетных. Умение хозяйствовать и содержать семью в достатке выступало главной целью трудового воспитания. Трудолюбие рассматривалось как добродетель, во многом обеспечивающая дальнейшее благополучие. К труду дети приучались с малых лет, доля участия в трудовой жизни семьи определялась разным детским возрастом - детям поручали посильную работу, за выполнением которой взрослые строго следили. В случае невыполнения или пренебрежительного отношения к трудовым обязанностям к детям применяли достаточно суровые наказания [4].
За лень сурово карались и взрослые с помощью материального наказания (неприбранное подворье - штраф в казну поселения) [12] или общественного порицания ("у его грязюки в хате як у кацапа"). Наиболее суровые трудовые повинности были у "примака", "завчуха" - заведующего чужим хозяйством (т.е. зятя без своего подворья, живущего с родителями жены) и у младшей невестки. В целом трудовое воспитание казаков можно дифференцировать на внешнее, "надворное" (трудовые обязанности по двору, посеву, жатве, птице- и скотоводству) и внутреннее, "хатное" (убранство в доме, готовка пищи, ткачество и т.д.). Мужчин обучали только внешнему хозяйствованию, а женщин - и тому, и другому [3]. Это опять же объясняется военизированным укладом жизни мужчин и необходимостью владения женщинами премудростями как внутреннего, так внешнего хозяйствования. Девочек приучали вставать гораздо раньше мужчин, готовить пищу, убирать в доме; ориентировали на то, чтобы до совершеннолетия они успели сами себе приготовить приданое (подготовить пряжу, соткать, сшить).
Физическое воспитание велось в основном в отношении лиц мужского пола. Хотя в казачке также ценились здоровье, выносливость, внешняя привлекательность. Но если казачку оценивали с позиций пригодности к здоровому материнству и трудоспособности, то казака с позиций пригодности к военной службе. Физическое воспитание подкреплялось формированием у юных казачат осознания высокого сыновнего долга перед Родиной, и здесь оно тесно переплетается с патриотическим воспитанием. Серьезное физическое воспитание мальчиков начиналось в 7 лет с обряда перевода мальчика на мужскую половину хаты (изымалась прежняя детская мягкая подушка, воспитанием ребенка теперь занималась не мать, а дед, отец и старшие братья), начинались тренировки в верховой езде, джигитовке, фехтовании, стрельбе и т.д. С этого возраста для казачат устраивают соревнование между собой во всех взрослых видах состязаний. С 13 лет подростки учатся фехтовать тупыми саблями, а в возрасте 14 - 15 лет отправляются обучаться военным премудростям в специальные лагеря [6; 10]. Обучение верховой езде юных казаков дополнялось изучением нетрадиционных боевых приемов, которые, видимо, были заимствованы у кочевых народов. Например, военнослужащие из армий различных европейских стран свидетельствовали, что терялись и не могли адекватно реагировать, если казаки в бою применяли "лаву", т.е. охват противника в рассыпном строю. Также вызывала восхищение оригинальная система разведочной и сторожевой службы у казаков [3; 8].
В процессе военной, физической подготовки много внимания уделяется воспитанию дисциплинированности у казаков. Все эти мероприятия имели своей целью сформировать ментальность воина, самоотверженного служителя царского престола и защитника Отечества.
В настоящее время казачество интересует ученых, политиков, культурных деятелей, работников системы образования. Культурный, военно-патриотический и педагогический потенциал казачества сегодня не используется в полной мере. Федеральная законодательная база в поддержку казачьих объединений становится достаточно объемной: Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. "О реабилитации репрессированных народов"; Указы Президента РФ от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества"; от 15 марта 1993 г. "О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества"; Постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. N 355 "О концепции государственной политики по отношению к казачеству" и "Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству"; Указ Президента РФ от 20 января 1996 г. "О Главном управлении казачьих войск при Президенте Российской Федерации".
На уровне субъектов Федерации, находящихся на "исконно казачьих" территориях, также издаются нормативно-правовые акты, связанные со стремлением властей к возрождению и развитию казачества. Однако все региональные попытки зачастую выглядят рекламными акциями по созданию "казачьего бренда" региона. Казаки позиционируются в основном как символ местного колорита, а к серьезным региональным и государственным делам доступ у казачества ограничен.
Актуальным остается вопрос о потенциале современного казачества в обеспечении правопорядка, в охране государственности от внешних и внутренних угроз, а также в нравственном, патриотическом и трудовом воспитании молодежи.
На территории Ростовской области, Кубани и ряда населенных пунктов Ставрополья (традиционно считающимися казачьими поселениями) нами в 2009 г. проведен опрос среди лиц, идентифицирующих себя с казаками. В опросе приняли участие 500 человек, начиная с 16-летнего возраста. При выборе респондентов была соблюдена гендерная равнопропорциональность. Предварительная пилотажная анкета состояла в основном из открытых вопросов, что впоследствии позволило сформулировать полузакрытые вопросы, вошедшие в итоговую версию опросного листа.
Большая часть респондентов (66%) считают, что являются продолжателями казачьих традиций. 21% не считают себя продолжателями казачьих традиций, однако отмечают неосознанное копирование поведения своих предков-казаков; 9% опрошенных считают, что отошли от казачьих традиций, но одобряют "придерживающихся". Среди респондентов, признающих свои казачьи корни, лишь 4% утверждают, что полностью отошли от традиций казаков; что казачьи ценности устарели и нет смысла их культивировать. Данные результаты говорят о том, что пресловутая казачья ментальность до сих пор присутствует в сознании потомков казаков.
Более половины респондентов (61%) думают, что современное казачество может стать мощной защитой государства от внешних угроз; сомневающихся, что казачеству можно доверить защиту внешних границ страны, - 22% опрошенных. 17% выступают противниками охранной деятельности казаков в отношении внешних угроз.
В ответах на вопрос о возможностях участия казачества в обеспечении внутреннего порядка были получены следующие результаты: 54% утверждают, что казачество способно самостоятельно охранять общественный порядок на вверенной ему территории; 23% считают, что казаки могут стать союзниками правоохранительным органов в обеспечении общественной безопасности; 16% сомневаются, что казакам можно доверить охрану общественного порядка. Есть и мнения, в соответствии с которыми современным казакам не стоит вмешиваться в профессиональную правоохранительную деятельность, а следует лишь выполнять функцию охраны культурных традиций - 7%. Исходя из этих результатов следует заключить, что большинство современных казаков воспринимает казачество как вполне реальную и действенную силу в отношении охраны государства от внутренних и внешних угроз.
На вопрос, предназначенный только мужчинам, были получены следующие ответы: 84,8% выразили полную готовность в случае общественной опасности надеть казачью форму и выполнять правоохранительные действия; 15,2% мужчин-респондентов считают, что лишь в крайнем случае вступят в казачьи формирования и примут участие в охране общественного порядка.
Женщинам также задавался специально предназначенный вопрос, касающейся женской роли в сохранении казачьих традиций. 72,4% женщин-респондентов считают себя обязанными передать детям (хотя бы частично) казачьи традиции; 19,2% считают, что следует передавать традиции лишь при наличии искреннего интереса к ним у ребенка; и лишь 8,4% не считают нужным соблюдать, передавать информацию детям о казачьем укладе.
Со своими казачьими корнями респонденты обоих полов связывают наличие у себя следующих характеристик: трудолюбие - 74%; честность, справедливость - 62%; патриотизм - 61%; готовность защищать государство в случае опасности - 57%; ценность крепких семейных связей - 55%; почтение к старшим - 55%; аккуратность - 52%; смелость - 49%; хозяйственность - 48%; выносливость - 47%; православная вера - 44%; гордость - 43%; гостеприимство - 42%. Практически все респонденты (96%) называют себя жизненно успешными людьми и считают данное обстоятельство следствием "казачьей крови".
Становится видно, что образ мышления, мировосприятие, духовная настроенность современных казаков представляют собой "сословное" самосознание, которое при необходимости может стать объединяющим и стабилизирующим социальным фактором.
Особого внимания заслуживает опыт формирования казачьих классов в некоторых (чаще всего, сельских, станичных) школах. Занятия в специальных казачьих классах ведутся в рамках факультативных занятий. Учебная программа предполагает знакомство казачат с началами военной подготовки и гражданской обороны, историей казачества, основами психологии. Действительно заметное влияние на сознание юных казачат оказывает изучение генеалогии кубанского казачества; взаимосвязи истории казачьих семей и родов с общим ходом развития кубанской истории; выявление особенностей происхождения и становления казачьего рода, к которому принадлежит учащийся.
Большой объем занятий выделяется на физическую подготовку. Военно-патриотическую эффективность подобных классов можно будет проверить по достижению выпускниками призывного возраста, а вот нравственно-культурные результаты видны уже сейчас - по данным отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, дети - учащиеся казачьих классов на порядок меньше демонстрируют девиантное и противоправные поведение. Органы управлений образования и культуры подтверждают высокую просоциальную активность этих учащихся; педагоги школ фиксируют у детей развитие нравственных, патриотических, волевых качеств и таких характеристик, как ответственность, справедливость и т.д. Безусловно, роль внутришкольного казачьего обучения-воспитания велика, но не всеобъемлюща. Основная воспитательная нагрузка, конечно же, ложится на семью. Применение в семье традиционных методов воспитания (убеждения, упражнения, стимулирования, личного примера), основывающихся на казачьих ценностях, может оказать колоссальный эффект оздоровления социальной ситуации. Это особенно актуально в век пагубного распространения потребительских установок в обществе.
Подводя итоги, следует сказать, что современное казачество обладает мощным социально-стабилизирующим потенциалом. С одной стороны, неутраченная казачья ментальность свидетельствует о готовности современных казаков выступить в роли защитников государственности и внутреннего порядка. С другой стороны, возрождение нравственных, патриотических ценностей казачества среди подрастающего поколения позволит противодействовать наметившимся тенденциям моральной деградации общества.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.