Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СМЫСЛ ЖИЗНИ В ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ, НАЗНАЧЕНИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
А.И. КОСАРЕВ
Общие положения. Смысл жизни - приближение к истине. Кризис в духовном состоянии человека или народа заставляет обозреть пережитое, подняться над обыденным, выделить главное. Тогда-то и обрисовываются контуры смысла жизни, рождаются новые решения. Тема смысла жизни не только позволяет каждому наметить пути достижения собственного благоденствия, но и дает основание задуматься о современном этапе развития своего народа, своей страны: чего мы достигли, куда идем, к чему стремимся, - и, конечно, более полно понимать назначение своей профессии, своего дела.
Мы все когда-нибудь и что-нибудь думали о смысле жизни. Но затем бросили это дело как бесцельное времяпрепровождение, как пустое занятие. Так было и с автором данной статьи до тех пор, пока не пришлось заниматься общими вопросами истории государства и права. Как названные вопросы соотнести со смыслом жизни, можно ли понять государство и право, отстраняясь от смысла жизни; зачем, для чего нужны государство и право, да и есть ли у жизни смысл? Речь идет о том, как писал в свое время князь Е. Трубецкой, стоит ли жить, обладает ли жизнь положительной ценностью, притом ценностью всеобщей и безусловной, ценностью, обязательной для каждого. Для нас весьма существенна и роль государства, права в постижении и обеспечении смысла жизни.
Мы говорим о государстве и экономике, государстве и политике, праве и морали, а не следует ли прежде подумать об отношении государства и права ко всему человечеству и смыслу его существования в космосе? Не является ли юридическое сообщество собранием лилипутов, не разумеющих Гулливера - Человечество? Как можно говорить о норме права, о правоотношении, не представляя, зачем они, не разумея смысла жизни?
Объяснить парадоксальное, однако, способно то очевидное, что знание предмета на одном уровне вовсе не исключает, но восполняет его же познание на иных, более высоких уровнях, и наоборот. Использованная выше форма полемики - это не риторический прием, уводящий от существа дела, а гипербола. Применительно к современной России осознание смысла жизни с реализацией базовых ценностей и целей в назначении государства и права ведет к устранению болезненных искажений, вызванных духовным кризисом "перестройки".
История вопроса. Познание смысла жизни во времена Античности и Средневековья замыкалось на постижении Бога, закрывало дверь рационалистическому учению о смысле человеческого существования. Но и в Новое время идея Бога в обличьи абсолютной идеи, мировой души не давала ответа на извечный вопрос о смысле жизни: "...зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...".
Попытка обнаружения смысла жизни средствами гениальности с использованием тончайшего анализа структуры личности была предпринята, в частности, Н. Бердяевым. Возвышаясь в либеральной идеологии признанием абсолютного приоритета личности в осознании всего космоса, Н. Бердяев в божественности человека видел "все наслоения мира, весь состав мира", в том числе смысл жизни, призвание государства, права служить его реализации. Религиозное постижение смысла жизни у Е. Трубецкого или Н. Бердяева все же едва ли сможет удовлетворить человека, не принадлежащего ни к одной конфессии. Поэтому рациональные соображения и логические построения, может быть, и не вполне совершенны как инструменты познания смысла жизни, но именно они положены в основание последующего изложения.
Рациональное познание бытия человечества как в анализе, так и в синтезе знания становится все более значимым в современном мире. Известны историческая, психологическая, материалистическая, биосоциальная и другие школы изучения государства и права. Рядом с ними вполне допустимо поставить и антропокосмическое направление, конкретизирующее подчиненность государства и права постижению смысла жизни. Комплексное, интегративное осознание жизни, государства и права непременно предполагает и антропокосмическое направление их изучения.
Конфуцианское "Не делай другому того, чего не пожелаешь себе" или кантовский категорический императив со сходным содержанием видят смысл жизни в самой жизни. С. Миронов в статье, приближающей данную тему к политике, общественной практике, смысл жизни видит в том, чтобы сделать ее краше, гуманнее <1>. Но моральные сентенции не раскрывают назначение самой жизни. С. Мироновым приводится и упрощенное согласно западным либеральным представлениям понимание смысла жизни Э. Фромма: "В жизни человека нет иного смысла жизни, кроме того, какой он сам придает ей".
--------------------------------
<1> Миронов С. Служить людям и делать добро // Лит. газета. 2008. 17 - 22 июля.
Широко распространено убеждение, что смысла жизни не существует или он непостижим (почти общепризнанная, чуть ли не официальная убежденность). Встречается и такое: "Смысл жизни в предельной форме определяется сверхрациональными факторами". Иногда вопросы смысла жизни подменяются вопросом о полезности его поиска или художественной обработкой темы в телевизионных передачах, что тоже не дает решения.
Приведу пример обсуждения темы смысла жизни в одной из передач на телеканале "Культура". На сцене - двое отстаивающих свою правду, свое понимание темы. Один убежден: масса забот - семья, работа, машина, дача - не оставляют времени, да и делают вовсе не нужными какие-либо рассуждения о смысле жизни, "надо просто жить". Другой утверждает, что человек как существо высшее не может не думать о том, зачем он, к чему он должен стремиться, зачем жить, - все это отличает человека, возвышает его над другими проявлениями живой природы. Но опять же здесь нет решения. В заключение можно услышать, что следует бояться людей, знающих смысл жизни. Вместе с тем опасность заключается не в идее смысла жизни, а в ее абсолютизации и гиперболизации.
Определение. Однако зачем человечество в космосе, можно ли помыслить его присутствие там случайным или неизъяснимым казусом природы? Нет, оно закономерно. Что касается рационального постижения смысла жизни, то следует согласиться с тем, что "все действительное разумно", что есть, то должно быть, то и закономерно. Человечество в космосе преследует цели, имеющие высшее назначение. В чем же этот смысл и назначение? Становится очевидным единственно возможное: человечество существует в космосе для того, чтобы соединять материальное и духовное, облагораживать, украшать безжизненную материю, наполнять ее человеческим, духовным содержанием и тем вести к постижению высших форм и гармонии, точнее, к гармонии высших форм. В этом и состоит смысл жизни в его наиболее общем значении; смысл индивидуальной жизни - это не вся жизнь, а лишь ее осколок <2>. Что есть в космосе, то в преобразованном виде есть и в природе человека, отражаясь также в государстве, праве.
--------------------------------
<2> Подробнее об этом см.: Ковлер А.И. Антропология права. М., 2002; Мордовцев А.Ю., Попов В.В. Российский правовой менталитет. Ростов н/Д, 2007.
Здесь решается вопрос "зачем?", выверяется общий вектор развития, формируются ценностные ориентиры, основания жизни, среди которых государство и право становятся средством постижения смысла жизни, призваны оберегать и способствовать движению народов к исполнению своего предназначения. Достижение высших форм и гармонии - великая цель каждого народа и всего человечества. Понимание смысла жизни организует деятельность государства, формирует образ жизни, качество жизни и судьбы народов. Для кого Бога нет, тому следовать Высшему закону - долг, честь и смысл жизни <3>. Этим определяются феномен человечества и назначение государственности в миропорядке. Так давайте же постараемся понять и проникнуться смыслом жизни, что, может быть, и не изменит нас, но хотя бы немного приблизит к осознанию своего предназначения, облагородит нас и наши поступки.
--------------------------------
<3> Косарев А.И. О Высшем законе в природе, обществе, государстве и праве // Рос. юрид. журн. 2008. N 2.
Осмысление жизни внутренне присуще человеку, активно поддерживается религиями, но и рациональное мышление способно выявлять стороны, качества смысла жизни, вести к постижению его сути. Такое понимание смысла жизни отчасти сходно с утверждением И. Канта о том, что человек имеет в самом себе высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу.
Смысл жизни неизменно выступает во множестве вариантов и может сильно разниться: представляться в верности своему долгу (альтруизм и даже самопожертвование) или быть противоположным здоровым жизненным устремлениям (преступность, алкоголизм, курение, наркотики). Каждый народ, не отвергая общее, имеет свой смысл жизни, облекаемый в религиозные "одежды", в повседневные заботы. Предназначение каждого народа конкретизируется его этнической особостью, условиями времени.
Вполне уместно поставить вопрос и о смысле жизни отдельной личности. Судьба под действием объективных законов строится волею и разумом человека, стечением обстоятельств и регулирующей ролью государства. Индивидуально решается вопрос, как понять себя, свои интересы и способности, найти свое место в окружающем мире, мобилизовать волю и решимость, чтобы выразить, сообразовать свое назначение с общим смыслом жизни. Смысл жизни матери-одиночки, проживающей к тому же в стесненных жилищных условиях, не исчезает, но укрепляется тем, к чему привязан, что радует, трудом и верой в лучшее для себя и своего ребенка. Предназначение человека лишь в первом приближении представляется достижением достатка, но оно и в том, чтобы оставить после себя лучшее. Смысл жизни народа или отдельной личности проявляется в целях и задачах, четко обнаруживается в общем ходе движения и стабильности нашей жизни.
Разве женщина не является продолжательницей рода, а повседневный труд - уделом каждого? Также нравственность, почитание родителей, Отечества - непреложный закон человеческого общежития, проявление Высшего закона природы. И разве человек может забывать об этом? "Основания к жизни нужно искать в самом себе" - это верно лишь как способность ума и сердца воспринимать общий смысл жизни частью себя. Многотрудная работа на пути к самопознанию предшествует реализации своего предназначения. Параллельно в сфере государства и права решается извечная проблема нахождения с учетом состояния народа и условий времени оптимального соотношения демократии, свободы и централизации власти.
Смысл жизни как нечто отвлекающее от насущного может вызывать равнодушие, раздражение и неприятие, но даже отвергаемый на словах он неизменно присутствует в жизненных установках, дающих перспективу, укрепляющих позиции жизни. Исключая мистическое, допустимо согласиться с изображением смысла жизни в виде креста как пересечения общего с индивидуальным. Общее понятие смысла жизни конкретизируется народной идеей, выраженной в формуле "Труд, Семья, Отечество" <4>.
--------------------------------
<4> О народной идее подробнее см.: Косарев А.И. Ценностные ориентиры российского общества // Рос. юрид. журн. 2009. N 1.
Радости жизни и долг природе. Наблюдение за повседневными реалиями обнаруживает в смысле жизни достаточно четкое проявление двух устремлений: одно - стихия с безудержным стремлением к радостям, наслаждениям, комфорту в обществе потребления и либеральной идеологии, ориентирующей на достижение ближайших, непосредственных интересов личности; другое - детерминизм с долженствованием и раскрытием предназначения человека в Труде, Семье, Отечестве, представленных в религиозных вероучениях, в марксистской теории или в современных поисках сближения человека с природой.
Различающиеся устремления жизни были хорошо известны задолго до нашей эры. В учении Эпикура высшим благом признавалось познание счастья и блаженства. Правда, сам Эпикур, как полагают, предпочтение отдавал духовному удовлетворению. После вульгаризации его учения в нем стали преобладать чувственные наслаждения. Но и в то время односторонности выделения в смысле жизни радостей и удовольствий активно противостояло учение стоиков, в котором идеалом мудрого человека признавался человек, живущий по законам природы. Стоики отождествляли природу с Богом. Жизнь по законам природы признавалась нравственной, согласной с ее законом, тогда как безнравственные поступки, грехи, болезни души, считалось, вели к умалению природы, разрушали и саму личность.
Радости жизни и закон природы, однако, не разделены непреодолимой стеной. Жизнь так устроена, что исполнение человеком своего долга (изготовление хорошей вещи, создание благополучной семьи или получение нового знания) всегда подкрепляется радостным удовлетворением, что делает жизнь полной, счастливой. Максима жизни: радуйся, исполняя свой долг. "Человек родится для счастья, как птица для полета". Видимо, получение радости и удовольствия для того и существует, чтобы человек, человечество не воспринимали свой долг как бремя или обузу. Если же средства становятся целью, то это противоестественно и ведет к пресыщению и умалению радости.
Пожалуй, фокус в понимании смысла жизни составляет разрушение ложного "я никому и ничего не должен". Но как быть с любовью и преданностью к матери, отцу, детям? Если здесь нет чувства долга, то не свидетельствует ли это о деформации, болезненности души? И разве мы каждодневно не исполняем свой долг, оплачивая тепло, одежду и крышу над головой? Как быть с уважением к тем, кто обеспечивает нам мир и порядок в стране, городе, других поселениях? Разве мы не несем ответственность за природу, собственное здоровье, не обязаны поддерживать их такими, какими они должны быть? Достижение волей и разумом должного, своего предназначения в его многообразии с массой оттенков и радостным восприятием реального составляет истинный смысл жизни <5>.
--------------------------------
<5> Принцип, согласно которому смысл жизни человека состоит в достижении счастья, называется эвдемонизмом (от греч. "эвдемониа" - счастье, блаженство). Он обосновывался Демокритом, Сократом, Аристотелем, Гельвецием, Дидро и др. (Царегородцев Г.И. и др. История и философия науки. М., 2008. С. 195).
Известен эксперимент, в котором крысам вживляли электрод в мозговой центр блаженства. Нажимая на определенную педаль, они непрерывно активизировали этот центр и вскоре погибали. Имеет ли данный эксперимент отношение к пониманию рассматриваемого вопроса? Разрушение смысла жизни проявляется, прежде всего, в изменениях вектора человеческих устремлений с подавлением, умалением здоровых жизненных ориентаций, фундаментальных, базовых ценностей жизни, обнаруживается также в снижении качества образования, в целом культуры народа. Да, человечество отчасти угнетает природную среду своего обитания, его деятельность ведет к исчерпанию сырьевых ресурсов, а влиянием вульгарного либерализма разрушает и природу самого человека. Но пока что, плохо ли, хорошо ли, человечество выполняет свою миссию облагораживания материи, расширяет в ней сферу духовного.
Негативные, порочные устремления личности к гедонизму, отрицанию природного закона смысла жизни хорошо различимы в западном мире, например в ослаблении семейных уз, легализации легких наркотиков, однополых браков. Это вполне согласуется с вульгарным либерализмом, но противно смыслу жизни в долге человека. Приходится соглашаться с тем, что истонченная цивилизационная общность людей, как и всякий высокоспециализированный вид, крайне уязвима, и народы "вымирают, если их кровь не обновляется за счет сферы, обогащенной живым духом".
И в нашем обществе духовный кризис, вызванный надломом "перестройки", на время привел к ослаблению или утере смысла жизни с деформацией ценностных ориентаций и ростом алкоголизма, преступности, резким падением рождаемости, сокращением жизни. Речь идет о широком устремлении к радостям, наслаждениям и комфорту любой ценой и немедленно, не когда-нибудь в будущем, а сегодня. Хорошо известна замечательная мелодия, сопровождаемая яркими, привлекающими внимание словами: "Есть только миг, за него и держись, есть только миг между прошлым и будущим". Значит, бери, что можешь, радуйся и наслаждайся сегодня, сейчас, завтра не будет. Как, однако, жаль, что слова этой песни выражают лишь одну сторону жизни, искажая ее целостность. Здесь нет места созидающему закону смысла жизни.
Сходные настроения максимального потребления процветают в шоу-бизнесе, рекламе, профессиональном спорте, тогда как производящая, созидательная деятельность отодвигается на задний план; "новая культура" разрушает смысл жизни и природу личности. Всему этому можно найти "оправдание": таково неумолимое течение жизни. Но нельзя же отождествлять стареющее состояние Запада и болезненность надлома с переходом на более высокий уровень развития современной России. Не следует ли проникнуться сознанием того, что определяемый природой смысл жизни наставляет нас на правильный путь, отклонения от которого угрожают изничтожением жизни, ведут в ничто. Преодолению нездоровых явлений в жизни народов способствует утверждение фундаментальных, базовых ценностей в народной идее российской государственности.
Справедливость и свобода. Среди ценностей жизни в последнее время особенно выделяются свобода и справедливость. Справедливость ведет к сплочению общества, достижению стабильности и гармонии в общественных отношениях, тогда как свобода, раскрывая инициативу и предприимчивость личности, - к высшим формам. Справедливость и свобода, как стабильность и развитие, составляют основание всякого общества. В разные периоды преобладает то одно, то другое. Каким, однако, образом самое святое оборачивается своей противоположностью? Идея справедливости... но она привела к застою и подвела к разрушению СССР. Идея свободы... но ее именем разрушали государственность России со всеми известными последствиями. Возникает мысль: если в физической жизни народов случаются эпидемии, пандемии, например чума, холера и т.д., то, может быть, нечто подобное имеет место и в их духовной жизни?
Либеральная идеология... Невероятным представляется ее уподобление какому-либо заболеванию. Но каким образом в последние годы рынок, будучи проявлением либерализма, отодвинул духовную жизнь куда-то на задворки? В одной газетной статье утверждалось, что всюду, куда приходит либерализм, наблюдаются проявления деградации народов, сокращение численности населения и продолжительности жизни. Биологии хорошо известны мутации. Так, может быть, идейные ценности тоже подвергаются мутациям со способностью менять положительный смысл на отрицательный? В последнее время вульгарно-либеральная идеология все чаще воспринимается как иммунодефицит.
Абстрактно верное и конкретное, их мера. Легко сказать, что во всем должна быть мера. Но сама мера сегодня одна, а завтра - другая. Условия меняются, а идеи и идеологии отстают или опережают свое время. Все же главное, возможно, в другом: в слабости человеческого сознания, подчас не способного абстрактно верное соотнести с конкретным; в нередко случающемся преступном подчинении идей и идеологий своекорыстным интересам групп, частным интересам (частное способно быть врагом общего); в неспособности проникнуться высшим и соединить его со своим назначением. ("Я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший цвет жизни".)
Утверждение смысла жизни развенчивает свободу в качестве доминирующей ценности, которую должно насаждать во всем мире даже силой оружия. Высшее не равно лучшему, высшее не всегда лучшее. Свобода и справедливость равновелики, но как соединить их в единое целое? Числитель, знаменатель... что, однако, поставить в числитель, а что в знаменатель? Не получается. Применительно к современной России, учитывая ее традицию и то новое, что вошло в нашу жизнь, это соотношение можно выразить в формуле: возрождение справедливости в условиях свободы. Их объем и соотношение будут определяться особенностью народа, временем и его условиями. Лишь объединившись, справедливость и свобода дадут стратегическую цель и перспективу.
Государство и право в процветании жизни. Свобода и справедливость вместе работают над реализацией смысла жизни в строительстве высших форм и гармонии. При их единении нынешнему капитализму предстоит уйти в прошлое. Утверждая свободу и справедливость, оздоровленная государственность является главным инструментом возрождения России и постижения смысла жизни. И все же человек, человечество, а не бездушный механизм государства - высшая сущность. Конечно, человеческий разум, непосредственно воплощаемый в государстве и праве, не безгрешен, да и возможности его не безграничны, поэтому смысл жизни реализуется также нормами нравственности, религии и идеологии. Воля к жизни, гражданская активность составляют ту внутреннюю пружину, которой движется государство и право. Государство, право никак не "шествие бога в мире", не "абсолютное оружие", а действенное средство.
Правительственной деятельностью назначение государства, права может искажаться до неузнаваемости. Однако не следует предъявлять претензии орудию, механизму, которым мы всего лишь плохо владеем или неправильно пользуемся. Вы недовольны деятельностью государства, считаете право несправедливым или недейственным, пожалуйста, но предъявляйте претензии правительствам. Это никак не меняет назначения государства и права, их общей роли в жизни общества и постижении ее смысла.
Заключение. Смысл жизни отдельной личности или целого народа проявляется в целях и задачах, которые мы ставим и решаем. Смысл жизни может угасать старением (в мемориальной фразе "а нам ничего и не надо"), может не различаться в рутине, искажаться, временно прерываться состоянием болезненности надлома или трагически разрушаться военным поражением, подавлением конкурентной средой, но он четко обнаруживается в общем ходе движения и стабильности жизни. Способность человека и общества проникнуться смыслом своего существования может приостановить духовно-нравственное падение.
Болезненность надлома может, однако, преодолеваться обновлением ценностей жизни, их регенерацией. Такое не раз случалось в истории, например после глубокого кризиса, переживавшегося Римской империей на рубеже Новой эры или западными демократиями в ходе буржуазных революций. Тогда новая идеология в виде христианства, в другом случае - идеология свободы помогли народам подняться на ноги и достичь величия; идеология коммунистической справедливости на время помогла преодолеть разрушение России, привела к взлету культуры и победе в Великой Отечественной войне.
Соединение в новой российской идеологии фундаментальных ценностей жизни с их актуальным проявлением в идеях справедливости и свободы, обеспечиваемых также государством, правом, - залог возрождения духовной силы народа.
Подводя итоги рассмотрению смысла жизни, следует признать наличие различающихся взглядов на данный предмет: смысла жизни нет; смысл жизни непознаваем; смысл жизни состоит в достижении комфорта и благополучия; наконец, смысл жизни состоит в реализации своего природного назначения и через него в достижении удовлетворения и радости жизни. Читатель имеет возможность самостоятельно определиться со своим пониманием смысла жизни, его ролью в назначении государства и права.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.