Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ РАБОТНИКОВ
В.С. ВОЙКИН, Р.Г. ДОБРЯНСКАЯ
Молодые люди, выбирающие престижную в настоящее время профессию прокурора, обычно не имеют представления о том колоссальном напряжении, которое испытывают прокурорские работники, добросовестно выполняющие свои повседневные обязанности <1>, что эта специальность относится к сложной интеллектуально-практической деятельности <2>.
--------------------------------
<1> См.: Васильев В.Л. Психологическая культура прокурорско-следственной деятельности. СПб., 1998.
<2> См.: Кроз М.В. Психология прокурорской деятельности: Пособие для прокуроров / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2009.
Учитывая повышенные требования, предъявляемые к работникам прокуратуры, особые условия и интенсивность их труда, во исполнение Приказа Генерального прокурора РФ от 14 апреля 1997 г. N 366-к "О проведении психодиагностического обследования" с 2002 г. в штатном расписании прокуратуры Томской области установлена должность психолога <3>.
--------------------------------
<3> См.: Екименко А., Добрянская Р. Психологическое обеспечение кадровой службы в органах прокуратуры // Законность. 2009. N 8. С. 20 - 21.
К функциональным обязанностям главного специалиста-психолога относится не только проведение психологического тестирования выпускников юридических факультетов, претендующих на службу в органах прокуратуры, но и обследование абитуриентов, поступающих в институты прокуратуры согласно графику, утвержденному начальником управления кадров Генеральной прокуратуры РФ.
В статье анализируются результаты обследования 55 абитуриентов институтов прокуратуры, 60 выпускников юридического факультета (ЮИ), 23 помощников прокурора, поступивших на службу в органы прокуратуры в 2007 - 2009 гг.
Психологическое тестирование проводится в соответствии с рекомендациями управления кадров Генеральной прокуратуры РФ, изложенными в Руководстве по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации <4>.
--------------------------------
<4> См.: Романов В.В., Кроз М.В. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации: Методическое пособие. М., 1994.
Учитывая, что в последние годы некоторые кандидаты проходят подготовку к тестированию в коммерческих психодиагностических центрах <5>, для повышения качества психологического тестирования психолог нашей прокуратуры с 2009 г. дополнительно к рекомендованным тестам, которые в настоящее время стали доступны для любого посетителя сети Интернет, использует современные методики, пригодные для русскоязычной социокультурной среды <6>.
--------------------------------
<5> См.: Глибовец В.В. Обобщенный материал по итогам проведения психодиагностического обследования кандидатов в абитуриенты для поступления в институты прокуратуры РФ от 22 октября 2008 г. N 6/2-76311-08 и от 3 декабря 2009 г. N 6/2-93638-09.
<6> Информацию о методиках могут получить только психологи прокуратур.
Мы не одиноки в своих наблюдениях в том, что отличная академическая успеваемость еще не показатель зрелости, подготовленности выпускника к работе в органах прокуратуры <7>. Например, шесть отличников из группы "абитуриенты" по тестам, характеризующим ситуативную интеллектуальную эффективность <8>, показали очень низкие результаты.
--------------------------------
<7> См.: Тимофеев В. Прокуратуре - лучшие кадры // Законность. 2005. N 9. С. 19 - 22.
<8> Диагностируемый на момент исследования интеллект является основой для адаптации к предстоящей профессиональной деятельности и обозначен как "интеллектуальный порог" (минимальный уровень интеллекта, необходимый для успеха в конкретной деятельности). См.: Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика. СПб.: Академия, 2003.
Следует заметить, что применение тестов, характеризующих умственные способности и дифференцирующих людей по интеллектуальным способностям, сопряжено со значительными этическими проблемами, но в то же время психологические тесты весьма полезны, когда необходимо изучить особенности познавательной сферы, выявить признаки компенсированной социальной дезадаптации.
Так, при анализе личностных особенностей у абитуриентов-отличников с низкой ситуативной интеллектуальной эффективностью установлено также снижение параметров по шкалам "выносливость", "гибкость". Высокая успеваемость этих учащихся скорее обусловлена "зацикленностью" на учебе, когда "пятерки" достигаются не за счет высоких способностей к анализу, синтезу, обобщению, а "зазубриванием".
Если для абитуриентов снижение интеллектуальной эффективности связано с эмоциональной дезорганизацией мышления в силу сниженной способности быстро перестраивать систему саморегуляции в зависимости от изменения жизненных событий, то для выпускников юридического факультета с низкой интеллектуальной эффективностью характерна незрелость адаптивных стратегий преодоления стрессовой ситуации.
В стрессовой ситуации у этих лиц снижается способность к сохранению самообладания, что мешает эффективно анализировать проблемную ситуацию. Это могут быть и беспечные личности, не умеющие брать на себя ответственность в пределах своих возможностей. Немаловажно и то, что в этой группе выявляются личности с недостаточно развитым чувством долга из-за неумения различать добро и зло, с низкой готовностью служить людям, преодолевать собственные черствость и эгоизм.
Тогда как в соответствии с Кодексом этики прокурорского работника РФ и Концепцией воспитательной работы в системе прокуратуры РФ, утвержденных Приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г. N 114, прокурор должен обладать высокими нравственными, морально-волевыми качествами.
Сравнение психологических параметров успешных помощников прокурора и лиц, уволенных из прокуратуры до аттестации, показало, что ситуативная интеллектуальная эффективность успешных сотрудников выше среднего, адаптация к профессии успешно проходит у тех, кто быстро улавливает суть проблемы и умеет применять полученные знания при решении практических задач.
Полемизируя с отдельными авторами, негативно относящимися к "Краткому ориентировочному тесту интеллекта" <9>, можем привести данные собственных наблюдений, согласно которым у прокурорских работников, назначенных к достижению ими 30-летнего возраста прокурорами районов, показатель по этому тесту при поступлении на службу был выше среднего.
--------------------------------
<9> См.: Психологические тесты и оценка компетенции // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2009. N 9.
Социально-психологический климат организации характеризует такой показатель, как "текучесть кадрового состава", определяемый в процентном отношении числа уволившихся работников к среднему числу занятых служебных мест за анализируемый период. Обращает внимание, что использование психологического тестирования как обязательного элемента в процедуре формирования кадрового резерва повлияло и на этот показатель, произошло снижение текучести кадров с 11,2% в 2002 г. до 6,6% в 2008 г.
Следует отметить, что те лица, которые уволились до аттестации на первоначальный классный чин, при приеме на работу по психологическим параметрам не в полной мере соответствовали тем требованиям, которые необходимы для успешной адаптации в органах прокуратуры.
Согласно Инструкции по учету кадров прокурорских работников в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 9 ноября 2009 г. N 983-к, данные профессионально-психологического тестирования прокурорского работника помещаются в третьем разделе личного дела. В заключениях психолога в отношении лиц, уволенных до окончания испытательного срока, встречаются следующие фразы: "переоценивает свои возможности", "усложняет происходящие события", "богатое воображение, романтизм и самобытность мировоззрения, с преобладанием в структуре личности черт тревожности", "необходим внешний контроль", "отдает предпочтение конфронтации".
Эффективно выполнять функциональные обязанности прокурорского работника не позволяют такие признаки скрытой дезадаптации, выявляемые только при психологическом исследовании, как снижение личностно-ситуативной прогностической компетентности, склонность к фиксации при регуляции деятельности посредством организации личного времени, неразвитые способности гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства.
Адаптироваться к выбранной профессии мешают и такие качества личности, как своенравность, беспечность, завистливость, обидчивость, склонность к манипулированию <10>, проявляющаяся в перекладывании ответственности.
--------------------------------
<10> Манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. См.: Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб.: Речь, 2003.
Анализ результатов тестирования работников, которые успешно адаптировались в органах прокуратуры, позволяет выделить следующие параметры.
Познавательная сфера характеризуется аналитическим складом ума, широким кругозором, что подтверждается не только высокими показателями по тестам, измеряющим интеллектуальную эффективность, но и знаниями по специальности. Более того, важно отметить такое качество, как умение реализовывать свои природные способности в практической деятельности. Достигается это сформированным в процессе воспитания в семье умением планирования деятельности, прогностической компетентностью <11>.
--------------------------------
<11> Прогностическая компетентность (предусмотрительность) - способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением. См.: Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005.
Для эмоционально-волевой сферы характерна уравновешенность, высокая выносливость, способность проявлять волевые качества при достижении цели, умение находить пути выхода из сложных ситуаций, сохраняя самообладание, а также нести персональную ответственность.
Выпускники юридического факультета, стремящиеся работать в прокуратуре, которых с каждым годом становится все больше <12>, нередко слабо представляют, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, предъявляющая высокие требования не только к профессиональным, но и моральным качествам тех, кто претендует на службу в ее органах.
--------------------------------
<12> В отдел кадров прокуратуры в 2007 г. обратились 40 выпускников юридического факультета, в 2008 г. - 72, в 2009 г. - 85.
Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что использование системы психологической оценки в целях профессионального отбора может быть исключительно полезно, особенно в ситуациях, когда возникает необходимость отрегулировать поток претендентов. Как показывает исследование, полагаться только на высокую академическую успеваемость не всегда целесообразно, необходимо учитывать и личностные особенности.
В результате многомерного исследования индивидуально-психологических особенностей личности установлено, что лица, успешно адаптировавшиеся к прокурорской специальности, менее подозрительны и беспокойны, они реалистичны, адекватно оценивают свои способности, добросовестно относятся к обязанностям, проявляют упорство при решении задач, поставленных руководством.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.