Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОБРАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ И ОТХОДОВ
К.Ф. БАГАУТДИНОВ, А.Г. САГИРОВА
В феврале 2009 г. сотрудникам экологической милиции г. Альметьевска поступила информация о том, что в с. Ирекле Альметьевского района в складском помещении зернотока крестьянско-фермерского хозяйства "Фаттахова" хранятся ядохимикаты и пестициды общим весом более 60 т с истекшим сроком хранения. Руководитель фермерского хозяйства Ф. пояснила, что склад арендовало ООО "СтройКомАльянс Плюс", якобы для временного хранения удобрений.
При осмотре места происшествия было установлено, что на складе находятся мешки и бочки с ядохимикатами. Причем склад не имел никакой вентиляции. Он располагается в 10 м от зерносортировочного комплекса. На расстоянии 50 м от склада находятся жилые дома. В этом же складе, наряду с химикатами и пестицидами, хранились зерновые культуры - овес и гречиха.
Нарушения элементарных правил обращения с экологически опасными веществами и отходами были видны невооруженным глазом, однако этого было мало, чтобы возбудить уголовное дело. К проверке подключили соответствующие контролирующие органы: службу Главного государственного санитарного врача по Альметьевскому району и г. Альметьевску, специализированную инспекцию аналитического контроля Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан" в Альметьевском районе и г. Альметьевске, отдел надзора за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами управления Россельхознадзора по Республике Татарстан, управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ФГУ "Татарстанская межрегиональная ветеринарная лаборатория". Проверка проводилась под общим руководством прокурора г. Альметьевска.
После получения заключений контролирующих органов, в которых подтверждались многочисленные нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, было принято решение о возбуждении уголовного дела.
В ходе расследования было установлено, что в складском помещении зернотока ядохимикаты и пестициды с истекшим сроком хранения находились в период с 12 января до 12 марта 2009 г. При транспортировке и хранении ядохимикатов ООО "СтройКомАльянс Плюс" были допущены многочисленные нарушения требований действующего законодательства - различных санитарных норм и правил. Генеральный директор указанного ООО, в нарушение санитарных правил и норм, не поставил в известность орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, т.е. территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, о завозе на территорию Апьметьевского муниципального района опасных отходов - ядохимикатов и пестицидов, не оформил санитарно-эпидемиологическое заключение установленного образца на помещение для хранения пестицидов и агрохимикатов. Ядохимикаты и пестициды хранились вместе с зерном; в складском помещении, где отсутствовала обязательная приточно-вытяжная вентиляция, складирование опасных веществ производилось непосредственно на полу зернохранилища, поддоны отсутствовали; тара, в которую были упакованы химикаты и пестициды (бочки, бумажные и полиэтиленовые мешки), не обеспечивала их сохранность; допускались пролив и россыпь препаратов; препараты хранились в порванных мешках; бочки были загрязнены снаружи подтеками препаратов; средства механизации, очистки, обезвреживания на территории зерносклада отсутствовали. Прилегающая к складу территория была загрязнена пролитыми и рассыпанными препаратами; там же хранились отходы из-под препаратов (рваные мешки, поддоны).
При исследовании проб почвы, отобранных 10 марта и 9 апреля 2009 г. возле складского помещения зернотока, было установлено, что предельно допустимая концентрация (ПДК) отдельных видов пестицидов в почве превышена в 5 и более раз. При исследовании проб воздуха, отобранных на территории складского помещения зернотока, а также на расстоянии 50 м от него, было установлено превышение ПДК различных видов пестицидов в воздухе в 1,5 - 4 раза.
Указанные выше преступные действия Я., состоящие в перевозке в большом количестве в нецелостных упаковках, на неспециализированном транспорте опасных веществ - ядохимикатов и пестицидов, размещении их в не предназначенном для хранения ядохимикатов складе, расположенном в непосредственной близости от населенного пункта, в рассыпанном, разлитом виде, загрязнении прилегающей к складу территории пролитыми, рассыпанными химическими веществами, создали реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и возникновения чрезвычайных ситуаций, массового заболевания людей, повлекли загрязнение и отравление окружающей среды. При этом Я. действовал умышленно, зная, что допускает многочисленные нарушения закона, из корыстных побуждений, с целью неосновательного обогащения.
Это уголовное дело - яркий пример того, что всякого рода конкурсы, тендеры, аукционы, проведение которых регламентировано законом, не всегда выполняют свое предназначение. Подразумевается, что любой конкурс или аукцион должен выявить того исполнителя, который справится с этой работой лучше всех. Что же получилось в этом случае? Я. создает ООО "СтройКомАльянс Плюс" 2 февраля 2008 г., регистрирует его в реестре юридических лиц 11 июля 2008 г. Юридический адрес фирмы был указан по адресу квартиры, где был зарегистрирован и сам Я. В ООО числилось всего три работника: генеральный директор Якимов и два помощника руководителя. Поддельная лицензия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Министерства экологии и природных ресурсов РФ, которую Я., по его словам, приобрел у неустановленных лиц в Москве, датирована 16 августа 2008 г. Информация об аукционе появилась на сайте Агентства по государственному заказу Республики Татарстан в августе 2008 г.
Хотя на участие в аукционе подали документы и другие организации, в том числе и специализированные, имевшие продолжительный опыт деятельности по утилизации ядохимикатов, комиссия по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе "Утилизация ядохимикатов и пестицидов с истекшим сроком хранения" признала победителем предприятие Я.
На основании решения комиссии 5 ноября 2008 г. между Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и ООО "СтройКомАльянс Плюс" был заключен государственный контракт на выполнение работ по утилизации ядохимикатов и пестицидов с истекшим сроком хранения. Согласно контракту ООО обязалось осуществить работы по сбору, перезатариванию, взвешиванию ядохимикатов и пестицидов общим весом более 131 т с истекшим сроком хранения с территорий 12 районов Республики Татарстан. Ядохимикаты и пестициды должны были быть доставлены на специализированный полигон под Санкт-Петербургом для последующей утилизации и захоронения. Сумма контракта составила 10 млн. руб., из которых Я. в качестве аванса успел получить и использовать 3 млн. руб.
Возможно, решающую роль в победе на аукционе сыграла местная "прописка" ООО, руководимого Я. Остальные предприятия - участники аукциона были из других регионов, и комиссия могла учесть это обстоятельство, желая обеспечить работой предприятие, расположенное в Республике Татарстан. Но в данном случае стремление поддержать свое предприятие (отечественного, регионального производителя, как любят говорить) привело к совершенно иным последствиям.
Конечно же, трудно поверить, что ООО выиграло аукцион без содействия ответственных лиц Минэкологии РТ, комиссии по проведению аукциона. Было непонятно, почему же Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан либо Агентство по государственному заказу Республики Татарстан не проверили подлинность лицензии, представленной Я. Ведь в случае направления запроса в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ обман бы раскрылся. Сам Я. от сотрудничества со следствием отказался. Несмотря на предпринятые меры, в ходе следствия не удалось установить какие-либо его связи с членами комиссии, руководством, сотрудниками Министерства экологии.
Я. было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 УК РФ, - транспортировка, хранение, иное обращение химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека, окружающей среде, повлекли загрязнение, отравление окружающей среды. Кроме этого, ему были предъявлены обвинения в незаконном предпринимательстве, использовании заведомо поддельного документа.
Материалы уголовного дела составили 9 томов. Только свидетелей обвинения было 60 человек. Расследование проводилось 5 месяцев. Приговором Альметьевского городского суда Я. осужден по п. "б" ч. 2 ст. 171, ч. 2 ст. 247 УК РФ на 3 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
В соответствии со ст. 151 УПК РФ уголовные дела по большинству экологических преступлений, в том числе и по ст. 247, расследуются следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. С учетом общественной опасности этих преступлений, сложности их расследования, имеющихся трудностей в доказывании вины такой подход законодателя, безусловно, является обоснованным. В то же время полагаем, что здесь возможен и принцип альтернативной подследственности, т.е. целесообразно поручать расследование этой категории дел не только следователям Следственного комитета при прокуратуре РФ, но и следователям МВД. Это обусловлено и тем обстоятельством, что в настоящее время во многих регионах (в том числе и в Республике Татарстан) создана и действует так называемая экологическая милиция. Она входит в структуру МВД, активно выявляет экологические правонарушения и преступления, помогает в проведении проверочных мероприятий и первоначальных следственных действий. Чтобы максимально использовать возможности экологической милиции в сопровождении расследования уголовных дел, считаем необходимым законодательно разрешить расследование экологических преступлений в том числе и следователями МВД. Возможно здесь использовать принцип - дело расследует следователь того органа, который выявил преступление. Полагаем, что это активизирует усилия органов внутренних дел по выявлению экологических преступлений.
Управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды Министерства внутренних дел по Республике Татарстан (так называемая экологическая милиция) было создано 16 марта 2002 г. по инициативе Министерства внутренних дел и Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан при поддержке Кабинета Министров Республики Татарстан. Главное его предназначение заключается в обеспечении прав граждан в области охраны окружающей среды, в выявлении, предупреждении и пресечении экологических преступлений. Оперативное сопровождение расследования уголовного дела по обвинению Я. обеспечивали именно сотрудники межрайонного отдела УБПО ООС МВД по РТ (с дислокацией в г. Альметьевске).
В заключение обратим внимание на законодательную конструкцию ст. 247 УК. Это единственная статья из числа статей, предусматривающих уголовную ответственность за совершение экологических преступлений, которая сформулирована по признакам формально-материальных составов. Часть 1 ст. 247 предусматривает уголовную ответственность за действия, которые создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, т.е. наступления общественно опасных последствий не требуется. Части 2 и 3 ст. 247 уже являются материальными составами - уголовная ответственность наступает при наличии указанных в законе последствий.
Отметим, что с 1998 по 2009 г. в Республике Татарстан было зарегистрировано 33 уголовных дела по ст. 247 УК РФ, из них по ч. ч. 1 - 13, по ч. 2 - 19, по ч. 3 - 1.
Для сравнения: по ст. 246 УК РФ (нарушение правил окружающей среды при производстве работ) за этот же период в Республике Татарстан зарегистрировано только 9 уголовных дел. И это при значительной распространенности нарушений правил охраны окружающей среды при производстве работ.
Таким образом, статистика убедительно свидетельствует о том, что при формулировании состава экологического преступления по признакам формально-материальных составов у следственных органов больше возможностей для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности. В этом несомненный плюс законодательной конструкции ст. 247 УК. Поэтому полагаем, что и другие статьи об экологических преступлениях должны быть сформулированы таким же образом.
В то же время ст. 247 не лишена и определенных изъянов. Например, следовало бы предусмотреть применительно к данному преступлению такие квалифицирующие признаки, как совершение преступления группой лиц, а также повторно. Кроме этого, следует расширить и перечень общественно опасных последствий, указанных в ч. ч. 2 и 3, включив в их число: существенное изменение радиационного фона, уничтожение растительного мира, причинение существенного экологического вреда, иные тяжкие последствия.
Реализация этих предложений будет способствовать дифференциации уголовной ответственности за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.