Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СРОКИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
А.А. ГАРАЕВ
Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Федерации об административных правонарушениях (ст. 1.1 КоАП РФ).
Указанная норма устанавливает приоритет норм КоАП над нормами других законов применительно к административным правонарушениям. Другие федеральные законы могут применяться к административным правонарушениям только в том случае, если есть бланкетная ссылка в норме КоАП на применение иного закона.
В числе прочих к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление порядка производства по делам об административных правонарушениях и порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний (ч. 1 ст. 1.3).
Следовательно, КоАП регламентирует процедуру производства по делам об административных правонарушениях и производства по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях. Составная часть производства по делам об административных правонарушениях - определение процессуальных сроков совершения действий и наступления юридически значимых событий. КоАП не определяет процедуру исчисления сроков в ходе производства по делу об административном правонарушении и производства по исполнению постановления по делу об административном правонарушении. В этой связи возникает соблазн применить к административным правонарушениям аналогию права.
Гарантией соблюдения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, является принцип законности, установленный ч. 1 ст. 1.6 КоАП: лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Аналогия закона - это применение к отношениям, которые не урегулированы законодательством, норм закона, регулирующих сходные отношения. По вопросу применения аналогии закона к административным правонарушениям нет однозначной точки зрения.
Приведем некоторые позиции ученых и практиков, допускающих применение аналогии применительно к административным отношениям. Л. Родина полагает, что в связи с недостатком необходимых процессуальных норм мировые судьи при рассмотрении административных дел могут применять аналогию закона <1>. А. Семенистый отмечает, что при исчислении сроков исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях правоприменители, по аналогии закона, пользуются положениями, установленными в других отраслях законодательства <2>. О. Пантюшов констатирует, что в настоящее время использование аналогии закона в налоговой сфере вполне допустимо <3>.
--------------------------------
<1> Родина Л. Применение аналогии закона при рассмотрении дел об административных правонарушениях // Законность. 2008. N 2.
<2> Семенистый А.В. Правовые и организационные основы исполнения органами внутренних дел постановлений о назначении административных наказаний: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 79.
<3> Пантюшов О. Аналогия закона (права) при разрешении налоговых споров // Корпоративный юрист. 2007. N 11.
Другие ученые полагают, что применение аналогии закона и аналогии права к административным правонарушениям будет неправомерным. Н. Власенко считает, что, отвечая на вопрос о допустимости аналогии норм в случаях, когда есть пробелы в процессуальных отраслях, необходимо учитывать как минимум два обстоятельства, другими словами - два критерия. Речь идет о предмете регулирования той или иной процессуальной отрасли и, соответственно, ее месте в системе права, также ее характеристике с позиции "принадлежности" к праву частному или публичному. Решение этих вопросов позволит наметить более точный, более аргументированный путь в определении пределов допустимости аналогии в процессуальном праве <4>. Для гражданского права характерен диспозитивный способ регулирования спорных отношений и защиты их в суде, где допускается регулирование при помощи обычаев делового оборота (ст. 5 ГК), применение гражданского законодательства по аналогии закона, аналогии права (ст. 6 ГК, ч. 4 ст. 1 ГПК). А уголовные и административные правонарушения регулируются с помощью императивных, запретительных норм, способов пресечения правонарушений и преступлений, направленных на неотвратимость наказания, где не случайно не допускается регулирование по аналогии (ст. ст. 1.1 - 1.7 КоАП, ст. ст. 1 - 8 УК, ст. ст. 1, 7 УПК) и ссылок на применение аналогии нет, перечень правового регулирования носит исчерпывающий характер <5>. Подобной позиции о недопустимости применения аналогии закона применительно к властным (административным, уголовным) отношениям придерживаются и другие исследователи и правоприменители.
--------------------------------
<4> Власенко Н.А. Об аналогии в современном процессуальном праве // Российская юстиция. 2005. N 7.
<5> Шалыгин Б.И. О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере административных правонарушений и обжалования решений по ним // Административное право. 2008. N 1.
Согласно п. 3 ст. 2 ГК к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Верховный Суд РФ дал разъяснение, что ГПК не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002 г. устанавливает КоАП (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г.). Следовательно, гражданское законодательство определяет, что применение аналогии закона и права к административным правоотношениям допустимо, если это разрешено самим административным законодательством.
Нормы КоАП не содержат особой регламентации процедуры исчисления сроков. В Кодексе также нет указания на применение иных законов, определяющих порядок особого исчисления сроков. Поэтому можно полагать, что в ходе производства по делам об административных правонарушениях при исчислении сроков нельзя применять аналогию закона. Если в ходе производства по делам об административных правонарушениях срок истекает в выходной или праздничный день, то днем окончания срока считается этот же день, а не следующий за этим днем рабочий день.
Процедура производства по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях согласно ч. 1 ст. 1.3 КоАП устанавливается законодательством об административных правонарушениях. Как указано выше, КоАП не содержит нормы, определяющей правила переноса срока, если он истекает в нерабочий или праздничный день. Поэтому по общему правилу для административных правонарушений исчисление сроков в ходе производства по исполнению постановления по делу об административном правонарушении производится так же, как и в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Однако в этом правиле есть и исключения. Если процедура исполнения административного наказания содержит бланкетную ссылку на иной федеральный закон, то к этим правоотношениям применяются нормы этого закона. Например, при принудительном исполнении наказания в виде взыскания административного штрафа подлежат применению нормы ФЗ от 2 октября 2007 г. "Об исполнительном производстве" (ч. 5 ст. 32.2 КоАП). Согласно ст. ст. 15 - 16 ФЗ "Об исполнительном производстве", если в исполнительном производстве последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.
В ходе исполнения постановления по взысканию административного штрафа различают стадии добровольного исполнения и принудительного взыскания административного штрафа. Процедура добровольной уплаты административного штрафа определена КоАП. Следовательно, здесь правила переноса сроков с выходного или нерабочего дня на следующий рабочий день неприменимы. Что касается принудительного взыскания административного штрафа, то ч. 5 ст. 32.2 КоАП отсылает к ФЗ "Об исполнительном производстве". Поэтому подлежат применению правила исчисления сроков, установленные специальным законом - ФЗ "Об исполнительном производстве". Получается немного запутанно, но, к сожалению, такова воля и юридическая техника законодателя.
Представляется, можно сделать следующие выводы.
1. Применение аналогии закона и права запрещено для публичных отраслей права. Использование аналогии к административным и уголовным правоотношениям допустимо в случаях, если она разрешена в законе. В противном случае это может привести к злоупотреблению и произволу.
2. Законодателю необходимо оперативно восполнять правовые пробелы в публичных отраслях права, не допуская применения аналогии права.
3. В ходе производства по делам об административных правонарушениях и производства по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях при исчислении сроков недопустимо применять аналогию гражданского, уголовного и иного законодательства, если это специально не оговорено административным законодательством (например, в случае с принудительным взысканием административного штрафа).
4. Следует признать незаконными разъяснения на вопрос 16 о дате вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу, приведенные в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2008 г. и утвержденные постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 4 марта и 25 марта 2009 г. Применение аналогии закона к административным правонарушениям правовой доктриной и действующим законодательством не предусмотрено.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.