Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УКРЕПЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВАМИ
Е.В. БЫКОВА
На сегодняшний день процессы глобализации, став главной тенденцией развития мира, затрагивают не только цивилизации, народы, государства, но и отдельных индивидов.
В такое непростое время международно-правовые связи государств приобретают особое значение.
Во всем их разнообразии далеко не последнее место занимают проблемы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
В данной сфере существует ряд проблем, требующих своего разрешения, необходимо продолжать определенную работу по присоединению России к соответствующим конвенциям, что послужит не только целям борьбы с преступностью, но и укрепит отношения с различными государствами.
Уровень международного сотрудничества в борьбе с преступностью за последние 20 лет значительно вырос, однако в его "механизме" все еще имеется множество пробелов, которые могут быть использованы в корыстных целях преступниками, особенно теми из них, кто принадлежит к наиболее влиятельным и хорошо приспосабливающимся к новым условиям транснациональным преступным организациям. Эти организации представляют серьезную угрозу для государств, сдержать которую можно лишь в том случае, если государства сумеют наладить еще более тесное взаимодействие между собой.
В этой связи представляется целесообразным участие Российской Федерации в Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г. и участие в Факультативном протоколе к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 2002 г.
Принимая во внимание весьма неблагоприятную ситуацию с преступностью в России, и особенно с безвестным исчезновением людей, существует настоятельная необходимость в разработке срочных адекватных мер борьбы с этими негативными явлениями.
Подписание этих международных документов, на наш взгляд, явится серьезным шагом в этом направлении.
При этом следует учитывать важность соблюдения конституционных прав и основных свобод граждан в Российской Федерации, необходимость обеспечения прав жертв преступлений на справедливое правосудие, возмещение ущерба и др.
В России продолжает оставаться серьезным положение с незаконным арестом, задержанием, лишением свободы в любой другой форме, что регулируется Конвенцией для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г.
Каждое цивилизованное государство должно быть заинтересовано в действии на его территории необходимых правовых норм, тем более что указанные международные документы предусматривают определенную свободу действий в рамках национального законодательства.
Полагаем, что данная Конвенция послужит дополнительным средством правовой защиты граждан.
Особое значение имеют п. "a" ч. 1, ч. 2 ст. 9 Конвенции, где регулируется принятие необходимых мер для установления своей компетенции осуществлять юрисдикцию на любой территории (государства-участника) в отношении насильственного исчезновения.
Характерно, что применительно к выдаче лиц преступления насильственного исчезновения не рассматриваются в качестве политических или совершенных по политическим мотивам.
В Конвенции предусмотрено оказание самой полной правовой помощи в соответствии с внутренним законодательством, что несомненно позволит укрепить международно-правовое сотрудничество в сфере уголовной юстиции.
Что касается присоединения к Факультативному протоколу к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 2002 г., то, учитывая, что Россия является участницей самой Конвенции, по нашему мнению, необходимо подписать и этот международный документ, являющийся ее частью и направленный на совершенствование конвенциальных норм, и что особенно важно - дополняющий и укрепляющий национальное законодательство в этой области.
Внимания и поддержки заслуживает просветительская и профилактическая роль данного Протокола.
Полагаем, что в свете обеспечения прав и свобод граждан предусмотренная в Протоколе возможность посещения независимыми международными и национальными органами мест лишения свободы позволит улучшить неблагоприятную ситуацию по предотвращению пыток и других жестоких видов обращения и наказания.
Также предусматривается возможность проведения частных бесед с лишенными свободы лицами лично и через переводчика. По итогам указанных посещений ежегодно разрабатывается и публикуется доклад. При этом отказ государства-участника в таком посещении должен быть мотивированным и убедительным.
Эти международные документы разработаны в рамках Устава Организации Объединенных Наций, давним и постоянным членом которой является Россия, их главная цель заключается в защите и обеспечении прав и свобод граждан, подвергшихся указанным насильственным действиям. Более того, в рамках Протокола регламентируется сотрудничество по предупреждению пыток с соответствующими органами ООН, другими международными, региональными и национальными учреждениями.
На наш взгляд, отдельного внимания заслуживает Межамериканская конвенция о правовой помощи по уголовным делам.
Исходя из целей любой конвенции - стремления к сотрудничеству, в данном случае в сфере уголовного судопроизводства и решения проблем мирным путем, - присоединение к Межамериканской конвенции существенно расширит сферу взаимодействия России не только с США, но и с другими странами-участницами. Принимая во внимание экономические, политические и правовые реалии сегодняшнего дня, для этого имеется большой потенциал.
Данная Конвенция отличается большей демократичностью и широтой, чем, например, Европейская.
Это относится прежде всего к такому важному вопросу, как меры по защите имущества - предоставление информации о наличии доходов, результатов или орудий преступной деятельности (ст. 14, 15); оказание правовой помощи, даже если деяние не является преступлением в запрашиваемом государстве, имеющее, правда, исключение (ст. 5); процедуры, содержащиеся в запросе, исполняются способом, указанным запрашивающим государством (ст. 10); частично решены вопросы выдачи - на время; возможность обмена информацией, связанной с применением данной Конвенции.
Положения Конвенции не содержат противоречий российскому законодательству.
Немаловажным обстоятельством является то, что присоединение к Конвенции не повлечет изменений или отмены российских нормативных актов и специальных финансовых затрат.
Присоединение к данной Конвенции будет способствовать решению не только правовых проблем, но и достижению внешнеполитических интересов России в этом регионе.
Считаем, что в силу участившихся в последнее время случаев использования "политических мотивов" в качестве лазейки во избежание неотвратимости наказания при подписании Конвенции целесообразно сделать соответствующую оговорку.
Заслуживают внимания и другие международные документы. Проект второго Дополнительного протокола к Европейской конвенции о правовой помощи по уголовным делам 1959 г. призван восполнить неполноту Конвенции в части содействия личной явке лиц, в том числе содержащихся под стражей, на территорию запрашивающего государства. Проектом предусмотрена как специальная форма правовой помощи - временная передача лиц, содержащихся под стражей, для дачи показаний или оказания содействия в расследовании уголовного дела (ст. 3). Причем отдельно рассматривают случаи временной передачи лица запрашивающим государством запрашиваемому государству, если такая передача требуется для надлежащего исполнения ходатайства о правовой помощи (ст. 13). В особую категорию рассматриваемый документ выделяет лиц, осужденных и переданных для отбытия наказания в виде лишения свободы на территорию запрашиваемой стороны (ст. 14). Подобный акцент на специфике названной категории лиц, содержащихся под стражей, несомненно, является существенной новеллой в международной договорной практике.
Признание временной передачи лиц, содержащихся под стражей, одной из специфических форм правовой помощи по уголовным делам подчеркивается и в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности.
Как правило, наибольшие затруднения вызывает исполнение запросов о проведении на территории запрашиваемого государства по ходатайству компетентных органов запрашивающего государства обысков помещений и выемок предметов и документов, поскольку эти действия непосредственно затрагивают область конституционных прав граждан - право на неприкосновенность жилища и право на частную собственность (соответственно ст. 25 и 35 Конституции РФ).
Прежде всего наряду с обязательством выполнять запросы об обыске, выемке и передаче доказательств в той мере, в которой это допускается российским правом, в законодательстве, устанавливающем процедуры проведения обыска, наложения ареста, конфискации и принятия других мер в отношении имущества по запросу зарубежного компетентного органа, важно предусмотреть механизмы для защиты прав третьих лиц.
Интернационализация преступности вызывает необходимость совершенствования методов борьбы с ней, в том числе в сфере оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам. Анализ соответствующей практики показывает возрастающую потребность применения новых методов получения доказательств, особенно с использованием новых технологий - посредством видеозаписи и/или видеоконференций.
Существуют проблемы и другого характера. Как известно, международно-правовое сотрудничество между Россией и Молдовой (в состав которой входит Приднестровье) осуществляется в рамках Минской конвенции и Протокола к ней.
В ст. 5 порядок сношения осуществляется "через центральные, территориальные и другие органы, если только Конвенцией не установлен иной порядок сношений. Договаривающиеся стороны определяют перечень своих центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляют депозитария".
Прокуратура Приднестровья таким органом не является.
В соответствии с принципами международного права международное сотрудничество является правовой обязанностью любого цивилизованного государства.
В свою очередь, оно предполагает добросовестное соблюдение норм международного права и Устава ООН. Игнорирование государствами своих обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, подрывает основу сотрудничества.
Однако с учетом специфики ситуации на сегодняшний день у российской Генеральной прокуратуры отсутствуют правовые основания для взаимодействия с Приднестровьем по вопросам исполнения запросов об оказании правовой помощи и осуществления на их территории следственных действий.
В этой связи выходом может стать предложение Генеральной прокуратуре Молдовы определить приднестровские правоохранительные органы в качестве компетентных территориальных органов, обратив их внимание на необходимость борьбы с преступностью.
Следует отметить, что сложившееся положение не исключает возможности оказания научно-консультативной помощи, обращений по научно-методическим проблемам в качестве частных лиц.
Для разрешения этой конкретной ситуации необходима постановка данного вопроса в плане его обсуждения на очередном заседании генпрокуроров стран СНГ. Подобная ситуация касается и Нагорного Карабаха.
Полагаем, что, исходя из общей заинтересованности, стороны не будут чинить препятствий в решении столь важной проблемы.
Принимая во внимание непростые взаимоотношения России с Молдовой, хочется надеяться, что попытка решения этого частного вопроса может послужить хорошим поводом для развития и укрепления отношений по более общим вопросам на высшем уровне в будущем.
Целый ряд проблем международного сотрудничества для Российской Федерации может быть решен путем скорейшей ратификации Кишиневской конвенции 2002 г.
Следует отметить, что применительно к процедуре выдачи вопросы о сроках содержания под стражей являются наиболее сложными. Более того, постоянно увеличивается число обращений в Европейский суд по правам человека именно в связи с нарушением сроков содержания под стражей лиц, запрошенных к выдаче.
Главную роль здесь играет отсутствие в законодательстве конкретного срока для принятия решения о выдаче, в результате чего ожидание решения о выдаче или об отказе в ней растягивается порой на годы.
Для урегулирования данной проблемы, как уже отмечалось, необходима скорейшая ратификация Россией Кишиневской конвенции 2002 г., где в ст. 71 установлен срок рассмотрения запроса о выдаче. Он определен в 30 дней, и предусмотрена возможность получения дополнительной информации также в течение 30 дней, этот срок может быть продлен по ходатайству запрашивающей стороны еще на 30 дней.
Таким образом, установлен, на наш взгляд, разумный срок для принятия решения по запросу о выдаче, что, в свою очередь, позволит предотвратить незаконное содержание под стражей лица, запрошенного к выдаче.
Что касается действующего национального законодательства, то в Определении Конституционного Суда от 4 апреля 2006 г. указано, что часть первая ст. 466 УПК РФ не предполагает возможность применения к лицу, в отношении которого решается вопрос о выдаче его другому государству для привлечения к уголовной ответственности, меры пресечения в виде заключения под стражу вне предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством порядка и сверх установленных им сроков применения данной меры пресечения.
Однако на практике в сроки, предусмотренные УПК РФ, не всегда удается уложиться, и что важно, не всегда только по вине российской стороны.
При решении вопросов о сроках содержания под стражей лица, в отношении которого рассматривается вопрос о выдаче компетентными органами иностранного государства по запросу Российской Федерации, по нашему мнению, нужно исходить из следующего.
К сожалению, ни национальное уголовно-процессуальное законодательство России, ни ратифицированные Россией международные договоры не предусматривают продления срока содержания под стражей лиц, в отношении которых решается вопрос о выдаче, компетентными органами запрашивающей стороны (в рассматриваемом случае Россией).
Только в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.) закреплено правило, согласно которому "компетентное учреждение юстиции запрашивающей договаривающейся стороны, в производстве которой находится уголовное дело, решает в соответствии с внутренним законодательством вопрос о продлении срока содержания выдаваемого лица под стражей и направляет учреждению юстиции запрашиваемой договаривающейся стороны удостоверенную надлежащим образом копию решения об этом" (ст. 73). При этом истечение указанного в решении о заключении под стражу срока и непредставление копии решения о его продлении влечет незамедлительное освобождение лица, в отношении которого решается вопрос о выдаче, из-под стражи (п. "г" ст. 75). Однако до настоящего времени, как уже отмечалось, Кишиневская конвенция не ратифицирована Российской Федерацией, и указанное правило не может применяться правоохранительными органами и судами России.
Такая важная и сложная проблема, как международное сотрудничество вообще и в сфере уголовного судопроизводства в частности, содержит подчас больше вопросов, чем ответов, и предполагает большой простор для дальнейших исследований.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.