Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Исполнительное производство. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ВЗЫСКАНИЮ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
В.С. ШЛЫКОВ
Таможенные платежи - неотъемлемая часть системы обязательных платежей, а их применение возможно в случае факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Именно условие перемещения и предопределяет особое место таможенных платежей в бюджетной системе Российской Федерации.
Нормативным правовым актом, регламентирующим взаимодействие таможенных органов и Федеральной службы судебных приставов, является Соглашение о порядке взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений таможенных органов и иных исполнительных документов от 23 апреля 2008 г. Следует отметить, что Соглашение определяет общие принципы взаимодействия Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России), региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов (далее - таможенные органы) и Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов и их структурных подразделений (далее - ФССП России) при исполнении постановлений таможенных органов о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества организации-должника, а также исполнительных документов, выданных судами на основании судебных актов о взыскании таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей, в том числе за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
Первоочередными задачами взаимодействия таможенных органов и ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений являются, во-первых, повышение эффективности контроля ФССП России за исполнением постановлений, вынесенных таможенными органами, и иных исполнительных документов; во-вторых, организация надлежащего взаимодействия таможенных органов и ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений при осуществлении возложенных на них полномочий; в-третьих, осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.
Особый интерес представляет вопрос об осуществлении взаимодействия. Так, в соответствии с Соглашением взаимодействие таможенных органов и ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений осуществляется в форме проведения совместных мероприятий, заседаний рабочих групп, обмена информацией, сверки статистических данных.
Совместные мероприятия, информационную поддержку решения совместных задач и организацию надлежащего взаимодействия должностных лиц таможенных органов и территориальных органов ФССП России в ходе исполнения исполнительных документов обеспечивают в пределах своей компетенции начальники (заместители начальников) таможенных органов, руководители (заместители руководителей) территориальных органов ФССП России и начальники структурных подразделений территориальных органов ФССП России.
В целях ускорения обмена информацией допускается ведение переписки между таможенными органами и ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений с использованием электронных средств связи, в случае необходимости - с использованием средств защиты информации, при этом оригиналы документов направляются заказной почтой или передаются нарочным.
Обмен информацией из баз данных осуществляется в соответствии с требованиями и условиями, установленными правовыми актами ФТС России и ФССП России.
Уполномоченные должностные лица соответствующего таможенного органа (при предъявлении судебному приставу-исполнителю документов, подтверждающих их полномочия) как представители стороны исполнительного производства имеют права и несут обязанности, предусмотренные ст. 50 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве" <1>). В частности, стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке.
--------------------------------
<1> Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 30.12.2008 N 306-ФЗ, от 03.06.2009 N 106-ФЗ).
Таможенный орган в установленные законодательством сроки предъявляет к исполнению исполнительный документ, соответствующий требованиям ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 306-ФЗ), передается путем направления исполнительного документа и заявления о возбуждении исполнительного производства в структурное подразделение территориального органа ФССП России, в некоторых случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", - главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, с приложением заверенных в соответствии с правилами делопроизводства копий документов (при их наличии), содержащих сведения:
- о передаче таможенным органом имущества должника на ответственное хранение;
- об экспертной (или иной) оценке стоимости имущества должника, изъятого (арестованного) таможенным органом;
- о частичном исполнении исполнительного документа;
- о наличии счетов должника, о принадлежащих должнику объектах недвижимого имущества и транспортных средствах, об ином имуществе должника;
- иные дополнительные сведения.
Необходимо отметить, что начальники структурных подразделений территориальных органов ФССП России в пределах своей компетенции обеспечивают своевременность принятия исполнительных документов судебными приставами-исполнителями и их исполнение в полном объеме. Если в ходе исполнительного производства должник полностью (частично) погасил сумму, подлежащую взысканию, таможенный орган направляет судебному приставу-исполнителю, на исполнении у которого находится исполнительный документ, уведомление с приложением заверенных таможенным органом копий соответствующих платежных документов.
Денежные средства, перечисленные должником после получения им копии постановления о возбуждении исполнительного производства, учитываются таможенным органом в счет погашения задолженности по исполнительному документу, произведенного в результате деятельности судебного пристава-исполнителя. Денежные средства, взысканные в ходе исполнения исполнительных документов, перечисляются структурным подразделением территориального органа ФССП России на счета, указанные в исполнительном документе и (или) сопроводительном письме таможенного органа, в срок, устанавливаемый нормативными правовыми актами, регулирующими порядок зачисления и выдачи денежных средств со счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов ФССП России.
При отсутствии в исполнительном документе, выданном судом на основании судебного акта по заявлению таможенного органа в случаях, предусмотренных пп. 1.3 - 1.5 п. 1 Соглашения, сведений о счетах, на которые должны быть перечислены взысканные суммы, судебный пристав-исполнитель направляет запрос об этих счетах в указанный таможенный орган. При вынесении таможенным органом постановления о прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях таможенный орган направляет его судебному приставу-исполнителю, возбудившему исполнительное производство.
При возвращении фактически исполненного или частично исполненного исполнительного документа судебный пристав-исполнитель направляет в таможенный орган заверенную копию соответствующего платежного документа с отметкой банка о перечислении денежных средств на счет Федерального казначейства, открытый для таможенного органа, или на счет, указанный в исполнительном документе либо в сопроводительных документах к постановлению, вынесенному таможенным органом, или ином исполнительном документе. Таможенный орган незамедлительно, не позднее одних суток с момента подтверждения того, что товар, находящийся под таможенным контролем или выпущенный для свободного обращения, является собственностью должника, извещает об этом по оперативным каналам связи судебного пристава-исполнителя, возбудившего исполнительное производство.
Для дальнейшего совершенствования взаимодействия таможенных органов и Федеральной службы судебных приставов, а также в целях наиболее полного и своевременного отражения сведений о плательщиках таможенных платежей требуется создание единой информационно-аналитической системы указанных органов.
Резюмируя вышеизложенное, полагаем, что в Российской Федерации основные приоритеты усиления взаимодействия таможенных органов и Федеральной службы судебных приставов обусловлены тем, что один из приоритетов государства - содействие развитию внешней торговли - может быть достигнут лишь при выработке согласованных позиций таможенных органов и Федеральной службы судебных приставов, основанных на приоритете соблюдения законных прав субъектов внешней торговли. Вместе с тем должен быть обеспечен разумный баланс публичных и частных интересов, позволяющий решить основные задачи таможенных органов: формирование доходной части бюджетной системы, пресечение правонарушений в области таможенного дела, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем. В частности, создание объединенных информационных ресурсов таможенных органов и Федеральной службы судебных приставов, использование новых прогрессивных принципов аналитической работы, принятие решений с использованием информационных технологий позволит координировать деятельность вышеуказанных органов, выделять приоритеты в организации этой деятельности, шире использовать связи с общественностью как в целях профилактики уклонений от уплаты таможенных платежей, так и в целях получения дополнительной информации о плательщиках, мнения населения об эффективности деятельности таможенных органов и Федеральной службы судебных приставов. Несомненно, это будет также способствовать борьбе с проявлениями коррупции и взяточничеством в органах власти.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Исполнительное производство, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.