Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.Ф. МУСАЕЛЯН
Современные тенденции в сфере российской организованной преступности свидетельствуют о расширении транснационального характера преступной деятельности, развитии международных связей с организованными группами и преступными сообществами других стран. В настоящее время организованная преступность все больше приобретает международный, или транснациональный, характер, в результате чего она представляет реальную угрозу стабильности и экономическому развитию как отдельных государств, так и международного сообщества в целом. Поэтому одним из важнейших аспектов обеспечения безопасности Российской Федерации в условиях возрастания внутренних и внешних угроз, активизации различных антигосударственных сил является изучение влияния различных форм транснациональной организованной преступности на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, а также мер, направленных на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в указанной сфере.
Прежде всего необходимо отметить, что решить проблему обеспечения безопасности личности, общества и государства невозможно без четкого определения понятия "национальная безопасность". Национальная безопасность - это сложная, многоаспектная социально-правовая категория, которая охватывает достаточно широкий круг общественных отношений. В российском законодательстве раскрывается понятие национальной безопасности. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 <1>, понимает под этим состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства (п. 6) <2>. Исходя из указанного определения национальной безопасности можно сделать вывод, что видовые составляющие национальной безопасности - безопасность личности, общественная и государственная безопасность <3>. Кроме того, можно согласиться с точкой зрения Т.Я. Хабриевой, по мнению которой одной из составляющих национальной безопасности является состояние правовой защищенности национальных интересов - жизненных интересов многонационального народа Российской Федерации <4>. В триаде объектов национальной безопасности "личность - общество - государство" основополагающей составляющей является безопасность личности, так как согласно статье 2 Конституции РФ именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства <5>. В то же время заметим, что обеспечение безопасности личности, общества и государства - не противоречащие друг другу приоритеты, поскольку являются неотъемлемыми составляющими единой системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
<2> Заметим, что в данном определении национальной безопасности Российской Федерации понятие общественной безопасности фактически не разграничивается с понятиями государственной и личной безопасности, что на практике может вызвать трудности в ее понимании.
<3> Следует отметить, что общим родовым понятием в отношении национальной безопасности является понятие "безопасность", под которым понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (см. ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769).
<4> См.: Хабриева Т.Я. Национальные интересы и российское законодательство // Право и безопасность. 2005. N 4 (17). С. 71, 72.
<5> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Ред. кол. Л.А. Окуньков, М.Я. Булошников, Б.С. Крылов, А.В. Мицкевич, А.С. Пиголкин, А.Е. Постников. М.: Юристъ, 2002. С. 41 - 45.
Проблема обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет комплексный, многогранный характер и непосредственно связана с необходимостью защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, борьбой с криминализацией общественных отношений, организованной преступностью (в том числе транснациональной), терроризмом, экстремизмом, коррупцией, рейдерством, совершенствованием системы организации государственной власти и гражданского общества, решением существующих сложных социально-экономических вопросов в различных сферах жизнедеятельности, повышением уровня отечественной экономики, духовным оздоровлением общества, а также проведением тщательно выверенной внутриполитической и внешнеполитической деятельности. Поэтому эффективное выявление действующих и потенциальных внутренних и внешних угроз национальной безопасности Российской Федерации и противодействие им является важнейшей гарантией построения демократического и правового государства <6>.
--------------------------------
<6> Заметим, что состояние защищенности личности, общества и государства возникает не только в результате нейтрализации внешних и внутренних угроз, но и вследствие совершенствования управленческих процессов, направленных на создание условий для защиты от указанных угроз.
В настоящее время угрозы национальной безопасности Российской Федерации носят в основном внутренний характер и сосредоточены во внутриполитической, экономической, социальной, продовольственной, экологической, информационной и духовной сферах жизнедеятельности. Мы разделяем мнение Т.Я. Хабриевой о существовании также "других главных угроз", таких как распад страны или отторжение от нее территорий; депопуляция, а проще - вымирание населения; потеря полноценной международной и внутренней суверенности; "моральный кризис", под которым понимается бюрократизация, неэффективность управления и коррумпированность <7>. В целом в деятельности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации можно выделить два основных направления <8>: 1) законодательно-правовое <9>; 2) борьба с преступностью (в том числе транснациональной).
--------------------------------
<7> См.: Хабриева Т.Я. Указ. соч. С. 71, 72.
<8> См.: Мусаелян М.Ф., Мусаелян И.Ф. Национальная безопасность Российской Федерации: понятие и угрозы // Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 4 декабря 2009 г.). М.: Научный эксперт, 2010. С. 753 - 764.
<9> Необходимо отметить, что усиление законодательно-правовых основ обеспечения национальной безопасности Российской Федерации - стратегически важная задача российского государства на длительную перспективу.
В последние годы Российская Федерация, будучи практически единственной самодостаточной, богатейшей (по потенциальным ресурсам) страной, занимающей 10% территории Земли при 2,4% населения планеты <10>, вызывает особый интерес у транснациональной организованной преступности, которая является закономерным результатом развития преступной деятельности в обществе, ее организованных сфер и представляет собой более изощренную систему организованной преступной деятельности <11>. Согласно статье 3 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., раскрывающей суть транснациональной организованной преступности, преступление носит транснациональный характер, если оно совершено: а) в более чем одном государстве; б) в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве; в) в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве; г) в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве <12>.
--------------------------------
<10> Российская Федерация обладает территориальным "запасом прочности" в плане возможностей цивилизованного обеспечения потребностей населения, в три раза превышающего настоящую численность населения страны (более подробно об этом см.: Губин Б.В. Геоэкономические проблемы страны в условиях глобального кризиса и пути противодействия его последствиям // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. N 1. С. 11).
<11> См.: Звягинцев В.В. Юридический анализ сущности транснациональной организованной преступности и ее признаков // Право и политика. 2008. N 8.
<12> СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3882.
Заметим также, что до сих пор не разработано четкое универсальное определение транснациональной организованной преступности ни в Российской Федерации, ни в зарубежных странах (хотя отдельные попытки определения этого явления предпринимались неоднократно). Кроме того, в науке дискуссионным является также перечень признаков, позволяющих охарактеризовать преступление как транснациональное. Нередко к таким признакам относят следующие: 1) наличие организации или участие в ней; 2) непрерывность деятельности; 3) наличие цели - прибыли; 4) способы достижения цели базируются на игнорировании национальных границ <13>. Полагаем, что именно указанный четвертый признак, отражая глобальность рассматриваемого явления, позволяет отличать транснациональную организованную преступность от организованной преступности в целом.
--------------------------------
<13> См.: Шабалина Ю.В. Правовая регламентация международного сотрудничества в противодействии транснациональной организованной преступности // Российский следователь. 2009. N 21. С. 37; Транснациональная организованная преступность: дефиниции и реальность / Отв. ред. В.А. Номоконов. Владивосток, 2001.
Важная особенность российской организованной преступности состоит в том, что она, с одной стороны, нередко выходит за традиционные границы и вторгается в сферы, криминализация которых создает серьезную угрозу для международной стабильности и безопасности, а с другой стороны, проникает в мировые теневые финансовые процессы <14>. Вместо разрозненных мелких криминальных группировок постепенно появляются профессиональные организованные группы и преступные сообщества, обладающие межрегиональными и межгосударственными связями, налаженными каналами легализации и сбыта похищенного, предпочитающими действовать организованно и согласованно, в результате чего возрастает вред, причиняемый их преступной деятельностью. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, имеющими международное значение (транснациональными преступлениями), сопряжено с объективными трудностями, связанными с ограничением возможности национальной судебной юрисдикции, отсутствием правоохранительных средств в обнаружении и расследовании этих преступлений <15>.
--------------------------------
<14> См.: Хабибуллин А.Г. О научно обоснованных подходах к системе борьбы с организованной преступностью экономической направленности в современных условиях. Научный доклад. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2009. С. 4.
<15> См.: Трунцевский Ю.В. Об определении транснациональных преступлений и формировании концепции имплементации норм международного права // Современная уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией. Сб. статей. М.: Центр ЮрИнфоР, 2002. С. 16, 17.
В современных условиях традиционные угрозы суверенитету государств и международному сообществу приобрели новое измерение, а также появились новые, ранее не проявлявшиеся в антигосударственной деятельности. Особую озабоченность вызывает возникновение новых форм активизации деятельности организованной преступности (в том числе транснациональной), организованных групп и преступных сообществ, имеющих международные связи или действующих на территории нескольких государств, посредством совершенствования методов функционирования соответствующих криминальных механизмов, усложнения схем получения преступных доходов. Существующая ситуация в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью усложняется также высокой латентностью транснациональных преступлений, так как нередко значительная часть преступной деятельности "развернута" на территории других стран.
Сегодня в Российской Федерации возрастает активность и влияние "этнических" организованных преступных формирований, имеющих связи с диаспорой, криминальными группировками, чиновниками и т.п. в ближнем и дальнем зарубежье, а также коррумпированной частью российского государственного аппарата. Наибольшее количество организованных групп международной ориентации выявлено в Северо-Кавказском, Северном, Северо-Западном, Центральном и Уральском экономических регионах России. Большинство таких групп (65%) имеют и поддерживают связи с аналогичными формированиями в странах ближнего зарубежья. Это в первую очередь Украина, Беларусь, Грузия, Армения, Азербайджан и Казахстан. Отмечаются устойчивые криминальные связи российской организованной преступности с преступными структурами в странах Прибалтики (18 - 20%). В дальнем зарубежье еще в 1994 г. российские группировки действовали в 29 странах мира, а сейчас их число варьирует от 44 до 50. Заметим также, что по последним данным МВД России на территории Российской Федерации действуют свыше 450 преступных сообществ и организаций, из них 76 этнических, 289 межрегиональных и 8 международных. В 2008 г. органами внутренних дел было выявлено и поставлено на оперативный учет свыше 11000 участников организованных преступных объединений, в том числе 3900 активных, а также около 500 "авторитетов" преступной среды, из которых 118 - "воры в законе" <16>.
--------------------------------
<16> См.: Репецкая А.Л. Российская организованная преступность в эпоху глобализации: состояние, структура, основные тенденции развития // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2010. N 1. С. 56, 61.
В деятельности иностранных организованных преступных группировок на территории Российской Федерации можно выделить определенные приоритетные направления, обусловленные как спецификой региона, так и сложившимися традициями. Например, арабские преступные группировки (ЦФО и СЗФО) занимаются контрабандой промышленных товаров, незаконным предпринимательством и миграцией; афганские (ЦФО и СЗФО) - контрабандой и сбытом наркотиков; китайские и вьетнамские (ЦФО, СЗФО, СФО и ДФО) - незаконной миграцией, контрабандой сырья и промышленных товаров, незаконным предпринимательством, вымогательством и похищением соотечественников-бизнесменов; нигерийские (ЦФО) - контрабандой и сбытом наркотиков. Наиболее негативной тенденцией является консолидация российских организованных преступных формирований с аналогичными зарубежными организациями (итальянской коза ностра, американской мафией, китайскими триадами, японской якудзой, латиноамериканскими наркокартелями), формирующая на территории Российской Федерации самостоятельный сегмент транснациональной организованной преступности <17>.
--------------------------------
<17> См.: Сухаренко А.Н. Противодействие транснациональной организованной преступности в России: состояние и проблемы // Международное публичное и частное право. 2007. N 2. С. 37, 38.
Заметим, что главная цель транснациональных преступных сообществ - получение высокой прибыли и постоянное увеличение доходов, для достижения которых нередко используются методы "коррупционного подкупа" чиновников и "замаскированного" проникновения представителей транснациональной организованной преступности в органы государственной власти и управления, а также правоохранительные органы. Поэтому важнейшим направлением борьбы с транснациональной организованной преступностью становится нейтрализация путей ее финансирования, ликвидация источников преступных доходов. На данный момент основными формами транснациональной организованной преступной деятельности, приносящими криминальные доходы транснациональным преступным сообществам, являются: легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенного преступным путем; фальшивомонетничество; ложное банкротство; мошенничество со страховкой; кража автомобилей; контрабанда произведений искусства и предметов культуры; незаконная торговля дикими животными; терроризм; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ <18>, оружия, военной техники, радиоактивных веществ и ядерных материалов, человеческих органов и тканей для трансплантации; морское пиратство; захват и угон наземного, морского и воздушного транспорта; корыстно-насильственные преступления на международных транспортных рейсах; преступления в сфере высоких технологий, прежде всего компьютерные преступления (включая мошенничества, совершаемые с применением новейших платежных средств и компьютеров); экологические преступления (экоцид); торговля людьми, работорговля, в том числе детьми; незаконная миграция; рейдерские захваты; коррупция. Заметим, что в последнее время наблюдается существенная активизация транснациональной организованной преступности в сфере экономической деятельности <19>. Полагаем, организация противодействия указанным источникам преступных доходов транснациональных преступных сообществ должна стать одним из основных направлений расширения приграничного сотрудничества с сопредельными государствами в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
--------------------------------
<18> О факторах, способствующих развитию транснациональной наркопреступности и наркобизнеса, а также о современной международной и российской криминальной наркоситуации см.: Хатаев А.Ц. Единство целей и искренность в сотрудничестве - залог успеха в борьбе с транснациональными наркоугрозами // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. N 1. С. 64, 68.
<19> Необходимо отметить, что некоторые авторы, говоря о консолидации организованной и экономической преступности, указывают на образование "феномена организованной экономической преступности или организованной преступности экономической направленности" (см.: Хабибуллин А.Г. Указ. соч. С. 6).
В числе международных, или транснациональных, преступлений, борьба с которыми объединяет усилия большинства стран и мирового сообщества в целом, особенно следует отметить деяния, которые представляют в настоящее время реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. К таковым, в частности, относятся терроризм (в том числе международный), экстремизм, бандитизм, захват заложников, вербовка, финансирование и обучение наемников, незаконный оборот оружия, наркотических средств и психотропных веществ <20>, легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенного преступным путем, контрабанда, торговля людьми, коррупция <21>, рейдерство и незаконная миграция <22>. Указанные преступления нередко имеют организованный характер и наносят многоаспектный ущерб общественным отношениям, охраняемым уголовным законом, - жизни и здоровью людей, конституционным и социально-экономическим основам российской государственности, международной репутации Российской Федерации, существующим межгосударственным и внешнеэкономическим связям и т.п.
--------------------------------
<20> В настоящее время наркомания представляет собой масштабную общенациональную угрозу социально-экономической и демографической безопасности российского государства. В современных условиях основные транснациональные наркоугрозы безопасности Российской Федерации исходят с территории Афганистана. В частности, транснациональной наркомафией создана и эксплуатируется хорошо отлаженная инфраструктура организации производства и сбыта героина (более подробно об этом см.: Хатаев А.Ц. Указ. соч. С. 70 - 74).
<21> В современных условиях проблема борьбы с коррупцией как внутри российского государства, так и в контексте транснациональной организованной преступности является чрезвычайно актуальной. Коррупция является серьезной угрозой поступательному социально-экономическому развитию Российской Федерации, оказывающей в разной степени негативное влияние практически на все сферы общественной жизни. Это преступное явление в органах государственной власти РФ достигло таких размахов, что вышло на уровень общенациональной угрозы, в связи с чем ее преодоление является важнейшей задачей российского общества и государства (более подробно об этом см.: Цирин А.М. Формирование институциональной основы противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти // Журнал российского права. 2009. N 3. С. 28 - 34; Хатаева М.А. Проведение оценки нормативных правовых актов на коррупциогенность // Журнал российского права. 2008. N 12. С. 129 - 139).
<22> Важным аспектом в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является эффективное противодействие политической, экономической и социально-культурной экспансии сопредельных государств на приграничные территории Российской Федерации.
Так, в настоящее время большинство государств в той или иной степени столкнулись с проблемами терроризма и торговли людьми. Согласно данным ряда российских ученых и зарубежных исследовательских центров в мире насчитывается около 500 террористических организаций, а совокупный бюджет в сфере терроризма составляет ежегодно от 5 до 20 млрд. долл. <23>. В соответствии с данными по торговле людьми, представленными Управлением ООН по наркотикам и преступности <24>, 127 стран являются поставщиками "живого товара", 98 - странами транзита и 137 - пунктом назначения. В государствах - участниках СНГ подавляющее большинство жертв - это женщины и девочки, которых переправляют в различные страны с целью сексуальной эксплуатации. Среди поставщиков "живого товара" на территории государств - участников СНГ лидируют Беларусь, Молдова, Россия и Украина. Не менее активную роль играют в этом также Армения, Грузия, Казахстан и Узбекистан. Высокая латентность торговли людьми как преступления не позволяет точно определить истинные масштабы этого противоправного явления. Полагаем, что попытки незаконного вывоза из Российской Федерации женщин и детей в страны ближнего и дальнего зарубежья в целях сексуальной эксплуатации или принудительного труда фактически невозможны без привлечения коррумпированных представителей различных государственных структур, включая правоохранительные органы. В связи с этим необходимо усилить превентивную работу по выявлению и изобличению вышеуказанных коррумпированных лиц, нередко имеющих устойчивые криминальные связи, в том числе в сфере организации занятия проституцией, "крышующих" притоны для занятия проституцией и т.п.
--------------------------------
<23> См.: Конюхова (Умнова) И.А. О формировании и развитии права мира как интегрированной отрасли права в условиях современных угроз человечеству // Евразийский юридический журнал. 2009. N 7 (14). С. 87.
<24> См.: Официальный сайт Организации Объединенных Наций // www.un.org.
Существует также достаточно стабильная взаимосвязь между вышеназванными формами организованной преступности транснационального характера, например вербовкой и обучением наемников, терроризмом, экстремизмом, контрабандой, торговлей людьми, коррупцией, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ. Так, преступные доходы, полученные от незаконного оборота оружия, наркотических средств и психотропных веществ, контрабанды, торговли людьми, могут быть использованы для финансирования экстремизма и терроризма (в частности, международного), противодействие которым является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Важно также обратить внимание на то, что в современных условиях глобальные изменения климата могут повлечь за собой ряд взаимосвязанных негативных последствий, а именно пограничных конфликтов, борьбу за ресурсы выживания и, главное, неконтролируемую миграцию. Указанные факторы, безусловно, повлекут за собой рост криминальных эксцессов в самых опасных их проявлениях - терроризме и транснациональной организованной преступности, например в виде организованных форм массовой незаконной миграции, торговли людьми и человеческими органами <25>.
--------------------------------
<25> См.: Овчинский В.С. Глобальные изменения климата и преступность // Журнал российского права. 2008. N 3. С. 116.
В последние годы в Российской Федерации наряду с угрозой терроризма наблюдается рост экстремизма - не менее опасной формы организованной преступной деятельности, имеющей сложную антисоциальную и антигосударственную направленность. Экстремистско-террористическая деятельность по своей сути антиконституционна и представляет серьезную угрозу конституционному строю и безопасности демократического и правового (тем более федеративного и многонационального) государства. Наличие и развитие экстремистско-террористической угрозы в федеративном и многонациональном государстве - прямой путь к расколу общества и возникновению сепаратистских движений. Несмотря на общественно-государственное внимание к проблеме экстремизма и принимаемые государством организационно-правовые меры по его нейтрализации, проявления экстремистского мышления и поведения возрастают в количественном отношении, охватывают новые регионы страны, появляются ранее неизвестные модели экстремистско-националистического поведения. Так, в Центральном федеральном округе, а также в других федеральных округах России активизировались экстремистские организации (группировки), целью которых является возбуждение конфронтационных межнациональных и межрелигиозных процессов, в частности, путем совершения преступлений экстремистской направленности.
Деятельность вышеуказанных экстремистских организаций (группировок) нередко направлена на подрыв основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации; нарушение территориальной целостности страны; дестабилизацию социально-политической ситуации; унижение человеческого и национального достоинства; разжигание (возбуждение) социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды; нарушение прав и свобод граждан; нанесение вреда основным ценностям демократического общества. Заметим, что опасность экстремизма обусловлена также его свойством перерастать в более серьезные преступления - терроризм, убийства, причинение тяжких телесных повреждений, массовые беспорядки <26>. Сложная криминальная ситуация, негативные тенденции в сфере противодействия экстремизму, продолжающийся процесс углубления экстремизации российского общества, безусловно, представляют реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации <27> и требуют организации адекватной и эффективной системы (включая предупредительно-профилактическую) правоохранительного противодействия экстремистской преступности. Полагаем, в настоящее время в целях предупреждения роста терроризма, экстремизма и сепаратизма необходимо принять дополнительные меры правового, организационного, социально-экономического и т.п. характера по пресечению экстремистской и террористической деятельности и ее искоренению во всех регионах страны, активизировать возможности всех государственных структур и общественных объединений.
--------------------------------
<26> См.: Правовое противодействие экстремизму / Отв. ред. В.П. Кашепов. М.: Юриспруденция, 2008. С. 47.
<27> См.: Мусаелян М.Ф. Экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2009. N 3. С. 18 - 27.
Говоря о проблеме экстремизма как одной из существенных угроз безопасности российского общества и государства, следует отметить, что в литературе в качестве одной из основных современных тенденций развития российской организованной преступности справедливо называется процесс сращивания российской организованной преступности с террористической и экстремистской деятельностью <28>. Мы согласны с мнением о том, что такая тенденция тесно связана с процессами транснационализации организованной преступности и глобализацией социально-экономических отношений в мировом масштабе <29>. Расширение географии и увеличение опасности терроризма, неурегулированность порождающих терроризм и экстремизм региональных и локальных вооруженных конфликтов, растущее участие структур транснациональной организованной преступности в осуществлении международной террористической и экстремистской деятельности представляют в современных условиях глобальную угрозу для международного мира и безопасности <30>.
--------------------------------
<28> Заметим, что в предшествующие периоды времени это явление не наблюдалось.
<29> См.: Репецкая А.Л. Указ. соч. С. 61.
<30> См.: Каширкина А.А. Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с экстремизмом // Журнал российского права. 2007. N 12. С. 75.
Нет сомнения, что правовое противодействие террористической и экстремистской деятельности в Российской Федерации требует дальнейшего совершенствования в целях предупреждения и пресечения существенных негативных для общественной и государственной безопасности последствий. Однако наилучший результат по предупреждению и пресечению террористических и экстремистских проявлений достигается при тесном взаимодействии правоохранительных структур различных государств, принятии своевременных и адекватных организационно-правовых и управленческих решений на международном уровне <31>. Поскольку транснациональная организованная преступность (в том числе террористическая и экстремистская) достаточно мобильна, общим интересом государств является осуществление правосудия независимо от того, в какой стране было совершено преступление.
--------------------------------
<31> В связи с этим важно взаимодействие между правоохранительными органами различных стран, включая обмен информацией о лицах, причастных к организованной преступности террористического и экстремистского характера, использование оперативных возможностей правоохранительных органов зарубежных государств для предупреждения и пресечения незаконной деятельности транснациональных преступных формирований, создание временных совместных оперативных групп для осуществления документирования и нейтрализации действий транснациональных преступных сообществ.
В последнее время реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет сравнительно новое криминальное явление - рейдерство. Это крайне опасная для общества и государства преступная деятельность, связанная с незаконным захватом (насильственным или ненасильственным) объектов чужой собственности, предприятий и их имущества, которая нередко сопровождается совершением обманных действий. Рейдерская деятельность довольно часто носит организованный характер, сопряжена с коррупционными злоупотреблениями в судебной, правоохранительной, чиновничьей и предпринимательской среде.
Таким образом, борьба с транснациональной организованной преступностью в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации должна быть комплексной, ориентированной на ее пресечение не только мерами уголовно-правового воздействия, но и посредством использования механизмов противодействия основным источникам преступных доходов, нейтрализации международных связей, а также путем формирования в российском государстве и международном сообществе устойчивого негативного отношения к указанным деяниям. Несмотря на то что международной и национальной практикой выработаны достаточно эффективные направления и механизмы борьбы с большинством преступлений транснационального и международного характера, динамика мировых процессов и социально-экономического развития российского общества требуют постоянной корректировки деятельности государства в сфере противодействия организованной (в том числе транснациональной) преступности. Современные реалии в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации требуют дальнейшего совершенствования законодательно-правового регулирования, принятия дополнительных организационно-правовых и управленческих мер на государственном уровне с целью нейтрализации существующих угроз и корректировки деятельности государства в области обеспечения национальной безопасности нашей страны. Кроме того, социальная политика и безопасность граждан играют огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, служат своеобразным индикатором развития общества <32>. Поэтому с точки зрения обеспечения национальной безопасности Российской Федерации наряду с эффективным противодействием транснациональной организованной преступности в качестве ключевых направлений можно выделить также комплексное решение проблем социально-экономической сферы (реализация приоритетных национальных проектов, преодоление неоправданно резкого расслоения населения, духовное оздоровление общества и т.п.); развитие военно-промышленного потенциала государства; тщательно выверенная и последовательно реализуемая внешнеполитическая деятельность Российской Федерации, направленная на всестороннее обеспечение национальных интересов и активное участие в решении вопросов, имеющих региональное или международное значение.
--------------------------------
<32> См.: Лютов А.А. Социальная политика и безопасность граждан США в условиях мирового кризиса // США и Канада (экономика - политика - культура). 2010. N 1 (481). С. 17.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.