Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О.И. КРАЙНОВА
Налоги как экономическая категория появились одновременно с возникновением государства и служили основным источником финансового обеспечения его деятельности. Основная их функция - обеспечение функционирования государства. Со временем роль налогов стала более многогранна: это и регулирование социально-экономических отношений в обществе (сдерживание или развитие определенных отраслей экономики и отдельных видов деятельности, поддержание уровня занятости населения), и осуществление контроля над финансово-хозяйственной деятельностью физических и юридических лиц, однако в условиях рыночной экономики основной их ролью остается финансирование бюджетов всех уровней.
Налоговая система в большинстве стран представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в законодательно установленном порядке с юридических и физических лиц.
После окончания Второй мировой войны многие страны, оказавшись перед лицом международного долгового кризиса, предприняли множество попыток проведения крупных налоговых реформ. Относительно недавно коренные изменения в налоговом законодательстве произошли в бывших республиках Советского Союза, и Казахстан, как страна со стремительно развивающейся экономикой, - не исключение.
После распада Советского Союза можно выделить несколько стадий преобразования налогового законодательства Республики Казахстан:
- I стадия (1992 - 1995 гг.) - 40 видов налогов (общегосударственные, общеобязательные местные, местные);
- II стадия (1995 - 1996 гг.) - 11 видов налогов (общегосударственные и местные);
- III стадия (1996 - 1999 гг.) - 18 видов налогов (общегосударственные и местные);
- IV стадия (2000 - 2008 гг.) - разработка и принятие Налогового кодекса, состоящего из трех разделов: общая часть, особенная часть, где указаны виды налогов и других обязательных платежей в бюджет, особенности их исчисления, и налоговое администрирование, где перечислены особенности осуществления налогового контроля;
- V стадия (2009 г. - по настоящее время) - вступление в силу новой редакции Налогового кодекса (Закон Республики Казахстан от 10 декабря 2008 г. N 99-IV ЗРК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)" <1>).
--------------------------------
<1> Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2008. N 22-II (2526-II). Ст. 112.
При разработке новой редакции Налогового кодекса предполагалось решить ряд основных задач. Во-первых, упорядочить систему предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков. Во-вторых, осуществлять поэтапное снижение налогового бремени в отношении добросовестных налогоплательщиков, что будет способствовать выходу бизнеса из теневого сектора экономики. И, в-третьих, создать налоговые условия для дальнейшего развития экономики, а именно создать реальные налоговые механизмы, позволяющие снизить зависимость экономики страны от мировых цен на энергоносители.
В своем Послании в 2008 г. Президент Республики Казахстан Н.К. Назарбаев отмечает: "Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящее время его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут.
Правительству следует разработать новый Налоговый кодекс. Он должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из "тени". Новый Кодекс должен приобрести характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков. Но главное - он должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора" <2>.
--------------------------------
<2> Официальный сайт Президента Республики Казахстан: http://www.akorda.kz.
Таким образом, в соответствии с новым Налоговым кодексом с начала 2009 г. в Республике Казахстан действуют:
- налоги: корпоративный подоходный налог, индивидуальный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, рентный налог на экспорт, специальные платежи и налоги недропользователей, социальный налог, налог на транспортные средства, земельный налог, налог на имущество, налог на игорный бизнес, фиксированный налог, единый земельный налог;
- другие обязательные платежи в бюджет: государственная пошлина; сборы: регистрационные сборы, сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан, сбор с аукционов, лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности, сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям; плата: за пользование земельными участками, за пользование водными ресурсами поверхностных источников, за эмиссии в окружающую среду, за пользование животным миром, за лесные пользования, за использование особо охраняемых природных территорий, за использование радиочастотного спектра, за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи, за пользование судоходными водными путями, за размещение наружной (визуальной) рекламы.
Обратим внимание на корпоративный подоходный налог. Его плательщиками выступают юридические лица - резиденты Республики Казахстан, за исключением государственных учреждений, а также юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в Республике Казахстан.
Объектами обложения корпоративным подоходным налогом являются:
- налогооблагаемый доход, доход, облагаемый у источника выплаты;
- чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.
Для корпоративного подоходного налога налоговым периодом является календарный год.
Вправе не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по корпоративному подоходному налогу:
- налогоплательщики, у которых совокупный годовой доход с учетом корректировок за налоговый период, предшествующий предыдущему налоговому периоду, не превышает сумму, равную 325000-кратному размеру месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;
- вновь созданные налогоплательщики - в течение налогового периода, в котором осуществлена государственная (учетная) регистрация в органе юстиции, а также в течение последующего налогового периода;
- вновь зарегистрированные в налоговых органах в качестве налогоплательщиков юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение без открытия филиала, представительства, - в течение налогового периода, в котором осуществлена регистрация в налоговых органах, а также в течение последующего налогового периода.
Существует понятие "инвестиционные налоговые преференции": они применяются по выбору налогоплательщика и заключаются в отнесении на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию.
К объектам преференций относятся впервые вводимые в эксплуатацию на территории Республики Казахстан здания и сооружения производственного назначения, машины и оборудование, используемые в течение не менее трех лет.
Применение преференций осуществляется по методу вычета после ввода объекта в эксплуатацию или по методу вычета до ввода объекта в эксплуатацию.
Ставка корпоративного подоходного налога установлена в размере 15% налогооблагаемого дохода налогоплательщика.
В отношении налогоплательщика, для которого земля является основным средством производства, ставка корпоративного подоходного налога установлена в размере 10% налогооблагаемого дохода.
Доходы, облагаемые у источника выплаты, за исключением доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 10%.
Доходы нерезидентов из источников в Республике Казахстан, не связанные с постоянным учреждением таких нерезидентов, облагаются по ставкам от 5 до 20%.
Плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие объекты налогообложения в виде:
- доходов, облагаемых у источника выплаты;
- доходов, не облагаемых у источника выплаты.
Не рассматриваются в качестве дохода физического лица:
- адресная социальная помощь, пособия и компенсации, выплачиваемые за счет средств бюджета;
- возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью физического лица;
- компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их работа протекает в пути, имеет разъездной характер, связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков;
- компенсации при служебных командировках;
- страховые выплаты по договорам обязательного страхования ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей;
- суммы возмещения материального ущерба, присуждаемые по решению суда, и др.
Также из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов:
- алименты, полученные на детей и иждивенцев;
- вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по их вкладам в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
- вознаграждения по долговым ценным бумагам;
- вознаграждения по государственным эмиссионным ценным бумагам, агентским облигациям и доходы от прироста стоимости при реализации государственных эмиссионных ценных бумаг и агентских облигаций;
- выплаты за счет средств грантов (кроме выплат в виде оплаты труда);
- доходы инвалидов III группы в пределах 27-кратного минимального размера заработной платы в год, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;
- другие виды доходов.
Доходы плательщика индивидуального подоходного налога облагаются по ставке 10%, за исключением дивидендов, полученных из источников в Республике Казахстан и за ее пределами: они облагаются по ставке 5%.
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:
- лица, вставшие на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан (индивидуальные предприниматели, юридические лица - резиденты, за исключением государственных учреждений, нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, доверительные управляющие, осуществляющие обороты по реализации товаров, работ, услуг по договорам доверительного управления);
- лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан.
Объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются облагаемый оборот и облагаемый импорт.
Облагаемым является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость:
- по реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан;
- по приобретению работ, услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан и не осуществляющего деятельность через филиал, представительство.
Оборот по реализации товаров на экспорт облагается по нулевой ставке.
Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации следующих товаров, работ, услуг:
- государственных знаков почтовой оплаты;
- акцизных марок;
- услуг, осуществляемых уполномоченными государственными органами, в связи с которыми взимается государственная пошлина;
- имущества, выкупленного для государственных нужд в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
- основных средств, инвестиций в недвижимость, нематериальных и биологических активов, передаваемых на безвозмездной основе государственному учреждению или государственному предприятию в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
- ритуальных услуг похоронных бюро, услуг кладбищ и крематориев;
- лотерейных билетов, за исключением услуг по их реализации;
- иные товары, работы и услуги.
Ставка налога на добавленную стоимость составляет 12% и применяется к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта.
Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является календарный квартал.
Земельный налог Республики Казахстан характеризуется тем, что для целей налогообложения земли в этом государстве рассматриваются по принадлежности к следующим категориям:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;
- земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Налогообложению не подлежат земли особо охраняемых природных территорий, лесного, водного фондов, земли запаса (если они не переданы в землепользование).
Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения.
Объект налогообложения - земельный участок (при общей долевой собственности на земельный участок - земельная доля).
От уплаты земельного налога освобождаются:
- плательщики единого земельного налога по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств;
- государственные учреждения;
- государственные предприятия исправительных учреждений уполномоченного государственного органа в сфере исполнения уголовных наказаний;
- многодетные матери, удостоенные звания "Мать-героиня", по земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем, и придомовым земельным участкам и др.
Базовые ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения устанавливаются в расчете на один гектар и дифференцируются по качеству почв, базовые налоговые ставки на иные земли - в расчете на один квадратный метр площади.
Плательщиками социального налога в Казахстане являются:
- индивидуальные предприниматели;
- частные нотариусы и адвокаты;
- юридические лица - резиденты Республики Казахстан;
- нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянные учреждения.
По решению юридического лица - резидента его структурные подразделения могут рассматриваться в качестве плательщиков социального налога.
Объектом налогообложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов.
Социальный налог исчисляется по ставке 11%.
В заключение обратим внимание и на налоговое администрирование. Оно заключается в осуществлении органами налоговой службы налогового контроля, применении способов исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности, а также оказании государственных услуг налогоплательщикам (налоговым агентам) и другим уполномоченным государственным органам в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Под налоговым понимается контроль, осуществляемый органами налоговой службы, за исполнением норм налогового, иного законодательства Республики Казахстан.
Налоговый контроль осуществляется в следующих формах:
- регистрация налогоплательщиков в налоговых органах;
- прием налоговых форм;
- камеральный контроль;
- учет исполнения налогового обязательства, обязанности по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений;
- налоговое обследование;
- мониторинг крупных налогоплательщиков;
- налоговые проверки;
- контроль за соблюдением порядка применения контрольно-кассовых машин;
- контроль за подакцизными товарами;
- контроль при трансфертном ценообразовании;
- контроль за соблюдением порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, обращенного (подлежащего обращению) в собственность государства;
- контроль за деятельностью уполномоченных государственных и местных исполнительных органов в части исполнения задач по осуществлению функций, направленных на исполнение налогового законодательства Республики Казахстан.
Таким образом, можно выделить следующие основные особенности совершенствования налоговой системы Республики Казахстан: сокращение льгот и преференций, постепенное снижение ставок по основным налогам в долгосрочной перспективе, оптимизация налоговой отчетности (приближение к международным стандартам).
Сегодня Казахстан - страна с быстро развивающейся экономикой. На постсоветском пространстве Казахстан первым сформировал свою программу долгосрочного развития до 2030 г., которую успешно выполняет. Недавняя реформа налогового законодательства Казахстана направлена на модернизацию и диверсификацию экономики страны, улучшение условий ведения бизнеса для предпринимательства, увеличение инвестиций в производство.
"Еще в 1997 году, приняв Стратегию "Казахстан-2030", мы сформулировали долгосрочную повестку, главные цели и приоритеты страны, которые затем получили логическое развитие в Стратегическом плане до 2010 года. И мы стали жить так, как планировали и достигли следующих результатов. В 2008 году в сравнении с 2000 годом на два года раньше запланированного мы удвоили объем ВВП республики, и эффективно выполнили социальные обязательства государства. Среднемесячная заработная плата выросла в пять раз, а средний размер пенсий в три раза. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась в четыре раза (с 50 до 12%)" <3>, - отмечает Президент Казахстана в своем Послании в 2010 году.
--------------------------------
<3> Официальный сайт Президента Республики Казахстан: http://www.akorda.kz.
И это многое объясняет. Например, в период мирового финансового кризиса, который, безусловно, повлиял на темпы развития экономики Казахстана, накопленный потенциал позволил не только защитить финансовую систему страны, но и продолжить рост экономики страны. Так, в 2009 году рост экономики Казахстана составил 1,1%, промышленности - 1,7%.
Построив одну из лучших на пространстве СНГ банковских систем, перейдя на формирование так называемого ненефтяного бюджета, а также создав свой Национальный фонд, Казахстан осознанно идет по пути планомерного снижения налогового бремени, рассчитывая на долгосрочную перспективу.
Удалось приблизиться к выполнению одной из важнейших задач - снижению налоговых платежей для несырьевых секторов экономики, компенсировав выпадающие доходы бюджета за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.