Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ
Р.С. ИБРАГИМОВ, В.А. ВАЙПАН, С.Р. ГЛАДКИХ
Начало XXI в. рассматривается как эра информационного общества, требующего для своего эффективного развития создания глобальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Появляются и успешно развиваются новые отрасли информационной индустрии, существенно возрастает информационная составляющая экономической активности субъектов рынка и влияние информационных технологий на научно-технический, интеллектуальный потенциал и здоровье наций.
Обеспечение потребностей общества в передаче информации
Отрасли "Связь и информатизация" принадлежит особая роль в экономике страны, так как ее важнейшая функция состоит в обеспечении потребностей общества в передаче информации. Опережающее развитие инфокоммуникаций - необходимое условие для создания инфраструктуры бизнеса, формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в страну, решения вопросов занятости населения, развития современных информационных технологий. Значение инфокоммуникационной отрасли проявляется в постоянном увеличении ее доли в валовом внутреннем продукте страны.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. особо отмечается, что доступ к информации, внедрение новейших информационных технологий, развитие космических систем - одни из главных факторов развития отечественной экономики. В качестве четвертого стратегического направления модернизации страны Президент Российской Федерации выделил развитие космических технологий и телекоммуникаций, указав, что "наша страна традиционно была одной из первых в этих отраслях, но сегодня занимает лишь 63-е место в мире по уровню развития инфраструктуры связи. Это очень плохо. Очевидно, что без изменений в этой сфере мы не сможем двигаться дальше, вот почему на территории всей нашей страны в течение пяти лет необходимо обеспечить широкополосный доступ в интернет, осуществить переход на цифровое телевидение и мобильную связь четвертого поколения.
Национальная сетевая инфраструктура должна гарантировать доступ к современным средствам связи в любой точке и, конечно, по разумным ценам. При этом цены на услуги в первую очередь должны снизиться для жителей Сибири и Дальнего Востока. Обращаю внимание: приоритет должен отдаваться тем услугам, в которых заинтересовано большинство населения нашей страны, прежде всего связи с единой службой спасения и помощи при чрезвычайных ситуациях. Это критическая вещь".
Эффективность формирования современных коммуникационных рынков для всех стран зависит от применяемых методов государственного регулирования, сбалансированности процессов либерализации и соблюдения баланса частного и публичного интересов. Нарушение баланса приводит к структурным диспропорциям и замедлению темпа создания инфраструктуры, ограничению в развитии рынков инфокоммуникационных услуг. Под инфокоммуникационной услугой понимается услуга связи, предполагающая автоматизированную обработку, хранение или предоставление по запросу информации с использованием средств вычислительной техники как на входящем, так и на исходящем конце соединения <1>.
--------------------------------
<1> Directive 98/48/EC of the European Parliament and of the Council of 20 July 1998 amending Directive 98/34/EC laying down a procedure for the provision of information in the field of technical standards and regulations.
В соответствии с подп. "и" ст. 71 Конституции РФ информация и связь относятся к ведению Российской Федерации. На базе данных конституционных положений вопросы правового регулирования рынка инфокоммуникационных услуг на территории Российской Федерации отнесены на федеральный уровень.
Очевидно, что в рамках определенного Президентом РФ стратегического направления модернизации развитие государственного регулирования в отрасли информации и связи должно стимулировать инновации и конвергенцию.
Процесс конвергенции
Конвергенция - понятие многозначное. Конвергенция подразумевает слияние в одно целое и множества различных сетей - телефонной сети общего пользования, сетей передачи данных, распределительных сетей радиовещания и телевидения, сети Интернет и корпоративных сетей и множества различных услуг, включая услуги связи и информационные услуги в произвольных сочетаниях в виде мультимедиа. В России процесс конвергенции касается крупных операторских компаний, которые смогут ввести на своих сетях режим передачи информации с коммутацией пакетов. Это обеспечит возможность предоставления пользователям множества дополнительных услуг и разного рода приложений, которые недоступны операторам с традиционной инфраструктурой, основанной на коммутации каналов.
Реальные процессы, происходящие сегодня в отрасли "Связь", связаны с конвергенцией сетей связи и самих услуг связи, оказываемых на этих сетях.
Создание информационной инфраструктуры
Смена традиционных сетей с коммутацией каналов на сети передачи данных меняет характер оказываемых услуг на этих сетях и, соответственно, модель регулирования услуг, оказываемых на этих сетях. По сути, мы являемся свидетелями объективных процессов создания технологической основы информационной инфраструктуры, на базе которой будут оказываться новые услуги информационного общества. Информационную инфраструктуру составляет совокупность баз данных, средств обработки информации, взаимодействующих сетей связи и терминалов пользователя. Доступ к информационным ресурсам в глобальной информационной структуре реализуется посредством услуг связи нового типа, которые представляют собой инфокоммуникационные услуги. Инфокоммуникационные услуги может оказывать не один оператор связи, владеющий сетью связи, а одновременно несколько поставщиков услуг.
Действующее законодательство
Базовая роль в системе федерального законодательства в отрасли связи отведена Федеральному закону от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи). Закон о связи устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
Закон о связи регулирует отношения, связанные с созданием и эксплуатацией всех сетей связи и сооружений связи, с использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электросвязи и почтовой связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях.
Отношения, связанные с деятельностью в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента РФ (указы), нормативными правовыми актами Правительства РФ (постановления, распоряжения) и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (приказы, указания Минкомсвязи России, приказы Россвязи, Росинформтехнологий, Роскомнадзора).
В сфере информации базовыми законами являются часть 4 Гражданского кодекса РФ, введенная Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Отношения в сфере поиска, получения, производства и распространения массовой информации регламентируются Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации".
Выявленные проблемы законодательства
Сегодня существует неопределенность и противоречивость отраслевого законодательства в сфере связи и информатизации, а также его несогласованность с другими отраслями права. Нормативные акты, регулирующие взаимодействие участников рынка связи, между собой не согласованы.
Система правового регулирования рынка инфокоммуникационных услуг имеет ряд серьезных недостатков.
Наиболее существенным методологическим недостатком законодательства в области связи является его бессистемность. В различных нормативных актах отрасли "Связь и информатизация" фундаментальные определения толкуются по-разному, до степени их смешения, например: сигнал, информация и передача информации; присоединение сетей связи и услуга присоединения сетей связи; радиочастотный спектр и радиочастотный ресурс и т.п.
Практика показывает невозможность формального анализа действующего законодательства в области связи как единой системы регулятивных норм. В самом законодательстве о связи содержится много юридических ошибок и нечетких или тавтологических определений. В результате законодательство допускает широкую свободу усмотрения должностных лиц органов власти при исполнении административных процедур.
Состояние нормативно-правовой базы в
отрасли связи на современном этапе
Современный этап состояния нормативно-правовой базы в отрасли связи характеризуется регулированием оказания услуг связи на традиционных сетях единой сети электросвязи Российской Федерации - телефонной сети связи общего пользования (включая фиксированную телефонную сеть связи и подвижную радиотелефонную сеть связи), сети передачи данных и т.д. При этом нормы ориентированы на регламентацию оказания услуг связи одним хозяйствующим субъектом - оператором связи, обладающим соответствующей инфраструктурой (построенной сетью связи).
Нормативные правовые акты определяют перечень лицензионных условий, соблюдение которых обязательно для оператора при оказании соответствующих услуг связи, правила присоединения и взаимодействия сетей электросвязи, правила построения сетей связи и пропуска трафика. Кроме того, нормативные акты излишне детализированно регулируют технические вопросы процесса оказания услуг связи и технологии построения сетей, а не вопросы взаимодействия операторов связи при оказании конвергентных услуг связи на базе различных сетей связи.
Процесс конвергенции услуг и сетей связи предполагает их тесное взаимодействие, при этом регулирование оказания услуг связи предусматривает жесткие требования к соблюдению оператором связи лицензионных условий для одной конкретной услуги связи, требования к условиям абонентских договоров на оказание конкретной услуги связи (местной, междугородной/международной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи, передачи данных и т.д.), требования к пропуску трафика.
Таким образом, действующее законодательство в отрасли "Связь" содержит системные ограничения, препятствующие эффективной реализации идеи конвергенции сетей связи и услуг связи, оказываемых на них, использованию всего потенциала, связанного с расширением функциональности сетей связи. Кроме того, попытка механического и излишне детализированного регулирования приводит к замедлению технического прогресса в отрасли "Связь", недостижению целей законодательства о связи, сформулированных в ст. 1 Закона о связи (содействие внедрению перспективных технологий и стандартов; создание условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечения ее интеграции с международными сетями связи).
Действующее регулирование не может гарантировать доступ населения Российской Федерации к современным услугам, которыми уже пользуется население других развитых стран Востока и Запада.
Недостатками отраслевого законодательства являются:
фокус на технологических аспектах без учета потребностей рынка;
иерархическая (вертикальная) сложность отраслевого законодательства обусловливает его внутреннюю рассогласованность и сложную процедуру корректировки;
ретроградность существующего нормативно-правового регулирования, выраженная в патерналистской идеологии законодательства в области связи и ориентированности норм на регулирование оказания услуг связи одним субъектом на традиционных сетях единой сети электросвязи Российской Федерации;
непродуктивность фрагментарного ("лоскутного") изменения Закона о связи (на 1 декабря 2009 г. в Государственной Думе РФ пятого созыва находится восемь законопроектов о внесении изменений в Закон о связи. С рассмотрения сняты семь законопроектов, инициированных операторами связи, в силу того, что, по мнению законодателей, предлагаемые изменения затронут сферу иных отраслей права при терминологической и концептуальной несовместимости Закона о связи с иными федеральными законами);
препятствуют модернизации отрасли связи и информации и требуют устранения путем радикальной реформы системы законодательства в области связи.
Пути решения проблем
При прогнозировании процесса развития правового регулирования отношений в отрасли "Связь" можно выделить следующие этапы.
На первом этапе возникает необходимость скорректировать действующие нормативные акты в отрасли "Связь" (Закон о связи, постановления Правительства РФ, нормативные акты Мининформсвязи России и т.д.) в направлении большей либерализации по устранению существующих лицензионных ограничений операторов связи при оказании конвергентных услуг связи.
Например, рассмотрим возможность предоставления услуги подвижной радиотелефонной связи через сеть передачи данных (VoIP), когда предполагается осуществление вызова от абонентской станции, подключенной к подвижной сети и идентифицируемой абонентским номером, через компьютерный терминал к сети передачи данных с завершением вызова на абонентский терминал, подключенный к узлу связи сети передачи данных и идентифицируемый уникальным кодом идентификации (IP-адрес, SIP-адрес).
Технически осуществить такой вызов возможно, обеспечив соответствующее присоединение и пропуск трафика между подвижной сетью связи и сетью передачи данных. Однако лицензионные требования ограничивают возможности оператора подвижной сети связи. В пункте 4 раздела XI Перечня лицензионных условий, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87, установлено, что оператор подвижной радиотелефонной связи обязан предоставить абоненту доступ к телематическим услугам связи и услугам связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
Таким образом, лицензионные условия четко ограничивают право оператора сети подвижной связи предоставлять своим абонентам доступ к услугам связи по передаче голосовой информации в сетях передачи данных, предоставляемых оператором сети передачи данных.
Соответственно установление оператором сети подвижной связи соединения между абонентской станцией, идентифицируемой абонентским номером, предусмотренного рекомендацией ITU-T E.164, российской системой и планом нумерации, введенным в действие Приказом Мининформсвязи России от 17 ноября 2006 г. N 142, и абонентским терминалом (пользовательским (оконечным) оборудованием), идентифицируемым уникальным кодом идентификации (нетелефонным кодом), будет нарушать существующие в действующем законодательстве лицензионные условия.
Следовательно, действующие нормы права препятствуют оказанию рассматриваемой конвергентной услуги.
Логика нормативных документов в отрасли "Связь" направлена в данный момент на отграничение телефонных сетей связи (к которым относятся и сети подвижной связи) от сетей передачи данных и на разграничение услуг связи, оказываемых на этих сетях. Данные системные ограничения препятствуют эффективной реализации идеи конвергенции сетей связи и услуг связи, оказываемых на них.
Для реализации данной технологической схемы необходимо в первую очередь скорректировать содержание раздела XI Перечня лицензионных условий в сторону большей либерализации, устранив ограничение права оператора сети подвижной связи предоставлять своим абонентам доступ к услугам связи по передаче голосовой информации в сетях передачи данных. Также необходимо корректировать содержание Правил оказания услуг подвижной связи и Правил оказания услуг по передаче данных в сторону сближения возможностей операторов этих сетей по оказанию конвергентных услуг.
Важно провести мониторинг подобных ограничений и барьеров в законодательстве о связи, а затем скорректировать действующие нормативные акты в отрасли "Связь".
Реализация первого этапа позволит обеспечить переход от конвергенции технологий к конвергенции регулирования рынка инфокоммуникационных услуг.
Переход от технологически ориентированного регулирования к сервисно ориентированному регулированию будет способствовать техническому развитию, консолидации отрасли и повышению разнообразия и качества оказываемых услуг.
К основным технологическим особенностям, отличающим инфокоммуникационные услуги от услуг традиционных сетей связи, можно отнести следующие:
инфокоммуникационные услуги оказываются на верхних уровнях сетей связи (в то время как услуги связи предоставляются на третьем, сетевом уровне);
большинство инфокоммуникационных услуг предполагает наличие клиентской части и серверной; клиентская часть реализуется в оборудовании пользователя, а серверная - на специально выделенном узле сети, называемом узлом служб;
инфокоммуникационные услуги, как правило, предполагают передачу информации мультимедиа, которая характеризуется высокими скоростями передачи и несимметричностью входящего и исходящего информационных потоков;
для предоставления инфокоммуникационных услуг зачастую необходимы сложные многоточечные конфигурации соединений;
для инфокоммуникационных услуг характерно разнообразие прикладных протоколов и возможностей по управлению услугами со стороны пользователя;
для идентификации абонентов инфокоммуникационных услуг может использоваться дополнительная адресация в рамках данной инфокоммуникационной услуги.
Большинство инфокоммуникационных услуг является "приложениями", т.е. их функциональность распределена между оборудованием поставщика услуги и оконечным оборудованием пользователя. Как следствие, функции оконечного оборудования также должны быть отнесены к составу инфокомунникационной услуги, что необходимо учитывать при их регламентации.
Бизнес-модель, определяющая участников процесса предоставления инфокоммуникационных услуг и их взаимоотношения, также отличается от бизнес-модели традиционных услуг электросвязи, в которой было представлено лишь три основных участника: оператор, абонент и пользователь.
Новая деловая модель предполагает наличие поставщика услуг, который предоставляет инфокоммуникационные услуги абонентам и пользователям. При этом сам поставщик является потребителем услуг переноса, предоставляемых оператором сети связи.
На рынке также могут присутствовать дополнительные виды поставщиков услуг: поставщики информации, брокеры, ритейлеры и т.д.
Поставщик информации предоставляет информацию поставщику услуг для распространения. Брокер предоставляет информацию о поставщиках услуг и их потенциальных абонентах, содействует пользователям при поиске поставщиков услуг, оказывающих требуемые им услуги. Ритейлер выступает как посредник между абонентом и поставщиком услуг с целью адаптации услуги к индивидуальным требованиям абонента.
К инфокоммуникационным услугам предъявляются такие требования, как мобильность услуг, возможность гибкого и быстрого создания новых услуг, гарантированное качество услуг. Большое влияние на требования к инфокоммуникационым услугам оказывает процесс конвергенции, приводящий к тому, что инфокоммуникационные услуги становятся доступными пользователям вне зависимости от способов доступа.
Принимая во внимание рассмотренные особенности инфокоммуникационных услуг, можно выделить следующие требования к перспективным сетям связи:
мультисервисность - независимость технологий предоставления услуг от транспортных технологий;
широкополосность - возможность гибкого и динамического изменения скорости передачи информации в широком диапазоне в зависимости от текущих потребностей пользователя;
мультимедийность - способность сети передавать многокомпонентную информацию (речь, данные видео-, аудиозаписи) с необходимой синхронизацией этих компонент в реальном времени и использованием сложных конфигураций соединений;
интеллектуальность - возможность управления услугой, вызовом и соединением со стороны пользователя или поставщика услуг;
инвариантность доступа - возможность организации доступа к услугам независимо от используемой технологии;
многооператорность - возможность участия нескольких операторов в процессе предоставления услуги и разделение их ответственности в соответствии с их областью деятельности.
При формировании требований к перспективным мультисервисным сетям связи необходимо учитывать особенности деятельности поставщиков услуг.
К основным требованиям, предъявляемым поставщиками услуг к сетевому окружению, относятся:
обеспечение возможности работы оборудования в мультиоператорской среде, т.е. увеличение числа интерфейсов для подключения к сетям сразу нескольких операторов связи, в том числе на уровне доступа;
обеспечение взаимодействия узлов поставщиков услуг для их совместного предоставления;
возможность применения "масштабируемых" технических решений при минимальной стартовой стоимости оборудования.
На втором этапе развития правового регулирования важно обеспечить взаимодействие мультисервисной сети с существующими сетями, для чего должны быть разработаны:
принципы взаимодействия услуг, включая поддержку различных систем нумерации/адресации, сигнализации, протоколов и форматов данных; параметры качества обслуживания;
вопросы совместного использования ресурсов мультисервисных и традиционных сетей, этапность и реальные пути их интеграции.
При разработке вопросов правового регулирования необходимо принимать во внимание ряд особенностей ВСС России, связанных с большой территорией, наличием аналогового оборудования, использованием устаревших систем сигнализации, которые будут оказывать существенное влияние на формирование требований к национальной мультисервисной сети. При этом необходимо усилить работу в международных организациях стандартизации, чтобы специфические для России особенности построения мультипротокольных сетей нашли отражение в разрабатываемых стандартах.
Помимо недостатков и системных ограничений, существующих в законодательстве о связи, барьером развития конвергенции регулирования рынка инфокоммуникационных услуг является то, что регулирование смежных правоотношений не учитывает потребностей и особенностей инфокоммуникационной отрасли.
Например, нормы банковского законодательства в системной связи с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", нормами Гражданского кодекса РФ препятствуют развитию мобильной коммерции с использованием универсальных карт оплаты услуг связи.
В силу характера отношений между эмитентом такой карты и покупателем (держателем) карты - физическим лицом перевод внесенных денежных средств по поручению абонента на счет конкретного оператора связи имеет признаки банковской операции по осуществлению перевода денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Для осуществления данной операции эмитент карты должен быть кредитной организацией и иметь лицензию Банка России. Соответственно, сам оператор связи не может быть эмитентом карты и должен заключать договор с третьим лицом, которое будет эмитентом карты и должен иметь лицензию на осуществление подобной банковской операции.
Аналогичные препятствия для инновационного развития инфокоммуникационной инфраструктуры и оказываемых на ее базе услуг существуют в земельном, градостроительном, антимонопольном законодательстве, что также требует корректировки в целях развития отрасли.
Таким образом, на третьем этапе необходимо заняться корректировкой смежного законодательства с целью более полного учета специфики и роли инфокоммуникационной отрасли.
В дальнейшем, когда отношения между операторами и другими участниками рынка (контентпровайдерами, платежными системами, банками, владельцами инфраструктуры, регуляторами и теми, от кого зависит оказание услуг) будут достаточно развиты, можно ставить вопрос (при наличии соответствующей доктринальной проработки) о переходе к одному всеобъемлющему акту - инфокоммуникационному кодексу РФ (вместо многочисленных разрозненных нормативных актов - законов и подзаконных актов). Это будет четвертым этапом развития отраслевого законодательства.
Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон.
Инфокоммуникационный кодекс будет представлять собой систематизированный комплексный законодательный акт, объединяющий на основе единых принципов нормы права, регулирующие инфокоммуникационные отношения, а также устанавливающий особенности правового регулирования смежных отношений (с учетом специфики инфокоммуникационной отрасли).
Правовое регулирование инфокоммуникационных услуг на мультисервисной сети должно осуществляться по "горизонтальному" принципу, при котором регламентируется деятельность каждого хозяйствующего субъекта.
Для реализации указанного подхода необходимо решение таких первоочередных задач в области регулирования, как:
определение новых видов лицензируемой деятельности и условий ее осуществления для поставщиков услуг;
нормирование и регламентация присоединения к универсальной мультипротокольной сети с учетом его технологической инвариантности (доступ к одной мультипротокольной транспортной сети может предоставляться по разным интерфейсам и протоколам).
Предоставление услуг на мультисервисной сети связано с предоставлением или распределением информации. При этом возникает задача разграничения ответственности, которую должны нести хозяйствующие субъекты при осуществлении своей деятельности. Данная задача должна быть решена на отраслевом уровне, для чего необходима разработка соответствующей нормативной базы.
В целом регулированию будет подвергаться взаимодействие участников рынка и при необходимости базовые принципы построения сетей, а не технологии построения сетей связи (которые могут быть переданы в ведение саморегулируемых организаций).
Принципами инфокоммуникационного кодекса будет открытость инновациям, технологическая нейтральность, мультисервисность и мультимедийность сетей, частичный переход на саморегулирование отношений, многооператорность и разграничение ответственности.
Особенностью кодекса является его построение по определенной системе с непременным выделением общих положений (общей части) и охватом им основных правил соответствующей сферы, что предопределяет его центральное место в общей системе нормативных актов.
Инфокоммуникационный кодекс должен состоять из общей и особенной частей.
Содержание общей части инфокоммуникационного кодекса предполагает:
наличие единого понятийного аппарата;
наличие принципов деятельности в сфере инфокоммуникаций;
систематизацию правовых норм, устанавливающих основные принципы и порядок осуществления мер государственного регулирования в инфокоммуникационной сфере и смежных отраслях права;
наличие основы деятельности участников инфокоммуникационных процессов;
государственное регулирование и его соотношение с интересами развития инфокоммуникаций и частных интересов иных участников инфокоммуникационных процессов;
особенности использования инфокоммуникационной инфраструктуры.
Особенная часть инфокоммуникационного кодекса должна регулировать следующие блоки:
построение сетей связи, присоединение и взаимодействие сетей связи, пропуск трафика, обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре сетей связи;
отдельные аспекты лицензирования;
использование радиочастотного спектра и ресурса нумерации;
построение и функционирование мультисервисных сетей;
регистрация и контроль радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
особенности оказания услуг в области инфокоммуникаций (услуги связи, универсальные услуги связи, роуминг);
особенности осуществления специальных оперативно-розыскных мероприятий в области инфокоммуникаций.
Нормы инфокоммуникационного кодекса должны быть основаны на принципах гражданского права.
Наличие единого кодифицированного акта, регулирующего общественные отношения, возникающие в сфере оказания инфокоммуникационных услуг, будет примером кодификации частного характера в гражданском праве. Инфокоммуникационный кодекс РФ займет свое место в одном ряду с такими кодифицированными актами, как Жилищный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс РФ и т.п.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.