Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ ЭКОНОМИКАХ
Е.С. НИКИНСКАЯ
Характерной чертой развивающихся (транзитных) экономик преимущественно сырьевой направленности является наличие разрыва между колоссальными потребностями производственного сектора в инвестициях, а также поиском собственных рыночных механизмов использования полученных доходов на обновление изношенных основных фондов и новыми производственными технологиями. В основе такого положения лежит проявление вполне специфических экономических интересов.
Во-первых, получаемые от экспорта доходы лишь частично усваиваются национальной экономикой, значительная их доля вывозится или остается за рубежом. Для обеспечения функционирования сырьевого сектора примерно половина прироста инвестиций расходуется на расширение добычи и ее транспортную инфраструктуру. Доступ обрабатывающих отраслей, особенно высокотехнологичных, к этим финансовым ресурсам ограничен. Обусловлено это самой спецификой протекающих процессов накопления частного капитала. Формируемый как торговый и спекулятивный капитал первоначально должен быть аккумулирован. В силу достаточной экономической и политической нестабильности переходных общественных систем и сомнительности происхождения самого накопления оно, как правило, протекает в странах, гарантирующих ограниченный доступ к коммерческой и финансовой информации. Капитал вывозится за рубеж, в дальнейшем оседая на счетах в иностранных банках, в значительной части тратится на личное (непроизводительное) потребление, практически не реинвестируясь в национальную экономику.
Ситуация усугубляется сохраняющимися структурными диспропорциями - развитием финансово-посреднического сектора в ущерб производственному и преобладанием в отраслевой структуре промышленности низкотехнологичных сырьевых отраслей.
Возможность предприятий осуществлять капитальные вложения путем самофинансирования из-за отсутствия свободных средств в эти периоды явно недостаточна. Дополнительными факторами, сдерживающими инвестиционную деятельность, выступают высокие процентные ставки коммерческих кредитов, усложненный механизм получения последних, значительные инвестиционные риски.
Во-вторых, низкий потребительский спрос в результате невысокого уровня доходов основной части населения также не создает достаточных стимулов к модернизации и росту производства, ориентированного на внутренний рынок. Одновременно создание экспортно ориентированных обрабатывающих производств носит фрагментарный характер.
Не менее существенным моментом является отсутствие развитого рыночного механизма трансформации сбережений населения в инвестиции. Структура инвестиций наглядно показывает, что переход к рыночной форме производства на современном этапе позволил оптимизировать процессы использования собственных средств для целей инвестирования и обеспечить определенный приток иностранных средств. В Казахстане они достигают 65% и более, около 10% приходится на бюджетные средства, оставшаяся часть - заемные источники.
Однако следует учесть, что в условиях становления рынка нередко использование собственных средств предприятий осуществляется опосредованно, через систему краткосрочного банковского кредитования. Это делает инвестиции транзитного периода наиболее дорогими. Удешевление инвестиционных ресурсов безусловным образом связано с развитием полноценной инвестиционной инфраструктуры (страховых, инвестиционных компаний, бирж, пенсионных, венчурных фондов и т.п.).
Доля иностранных инвестиций в среднем находится в пределах одной десятой от общего объема инвестиций в основной капитал. Еще меньше доля участия в накоплении частных лиц.
В-третьих, неоптимальность нормативно-правовой базы побуждает реальный сектор компенсировать налоговые и иные изъятия не ростом эффективности производства, а ценовой политикой и ориентацией на получение различного рода льгот. Чаще всего эти преференции носят индивидуальный характер. Естественным итогом такого менеджмента становится ограничение конкуренции, сокращение внутреннего спроса и возможностей роста производства, ориентированного на внутренний рынок.
В переходные периоды крупные капиталовложения имеют тенденцию к заметному снижению либо нестабильному росту.
Переходному периоду не характерна целостная инвестиционная политика. В большей степени действия инвесторов и государства направлены на окончательную реструктуризацию собственности, рыночную институализацию функций государства, введение спекулятивных систем регулирования общественных отношений.
Переходу к либерализации налоговой политики и целенаправленным инвестиционным мерам нередко предшествует этап ужесточения административного прессинга, который также оказывает совершенно определенное влияние на процессы накопления и инвестирования.
Чаще всего он обусловлен периодом упорядочения и структурирования общественных отношений переходной экономики. Его характерными чертами в части налогообложения выступают оптимизация системы государственного администрирования налоговых отношений, кодификация созданной нормативной базы, ликвидация налоговых пробелов, четкая регламентация облагаемой базы.
На стадии формирования рынка предоставляемые государством преференции носят несистемный, точечный характер. В период кризиса они практически всегда подвергаются ревизии и реформированию, для того чтобы в дальнейшем на стадии экономического роста при выделении инвестиционных приоритетов быть встроенными в обновленную налоговую систему.
Основная цель налогового регулирования инвестиционных процессов в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта как такового - обеспечение притока в производство технически более совершенных средств производства и оптимизация размеров его расширения.
Очевидно, что любая политика экономического роста фактически нереализуема без придания национальной налоговой системе инвестиционно стимулирующей функции.
На стадиях производства и обмена система государственных преференций обеспечивает поступление на рынок и последующее вовлечение в процесс производства вещественных элементов в необходимых объемах с качественно новыми характеристиками.
В фазах распределения и потребления налоговое регулирование будет представлено различными механизмами стимулирования реинвестирования части прибыли и ускоренной амортизации долгосрочных активов, индексированием материальных затрат, перелива капитала, что самым непосредственным образом связано с процессом накопления.
Опираясь на основные постулаты экономической теории, можно сделать вывод, что налоговое регулирование по своей сути должно обеспечивать рост фонда накопления, оптимизируя соотношение номинального и реального накопления. В этих целях основная налоговая нагрузка должна возлагаться на часть чистого дохода, направляемого на непроизводительное потребление. Реинвестируемая часть дохода должна, наоборот, льготироваться в той или иной степени.
Не менее важно включение в систему налогового регулирования инвестиционных процессов механизма корректировок инфляционных процессов и переоценки активов, поскольку именно они могут обеспечить рост реального накопления.
В условиях падающей фондоотдачи, например в кризисные и посткризисные периоды, на норму накопления ложится усиленная нагрузка. За счет накопления, во-первых, должно быть перекрыто неблагоприятное влияние падающей фондоотдачи на экономический рост, и, во-вторых, накопление является единственным источником дальнейшего роста производства. Следовательно, даже для сохранения прежнего темпа роста норма накопления должна возрасти.
На стадии экономического роста на основе повышения фондоотдачи и производительности труда она может быть снижена. Но ее снижение будет сдерживаться необходимостью ускоренных вложений в активную часть основных средств, новое строительство и технологическое перевооружение производства и т.п.
В начале 60-х гг. американским экономистом Э. Фелпсом сформулировано так называемое золотое правило капитала. Оно было связано с решением проблемы, при каком темпе накопления экономика выходит на оптимальный режим потребления в долгосрочной перспективе. Согласно золотому правилу отдача на капитал должна равняться затратам на его производство, именно такое соотношение обеспечивает оптимальный уровень потребления. Превышение отдачи над затратами свидетельствует о недостатке инвестиций и наоборот. Этот принцип равенства затрат и результатов является в экономике универсальным. Все современные модели экономического роста используют его в качестве ключевого условия оптимальности.
Кроме того, применение данного принципа позволяет оптимизировать механизмы налогообложения. Из правила Фелпса очевидно, что налог на потребление активно не влияет на норму сбережений. В этом отношении гораздо предпочтительнее использование косвенных налогов, в виде налога с продаж или налога на добавленную стоимость.
Э. Фелпс в соавторстве с Л. Саммерсом также обосновал неэффективность снижения налога на труд для сокращения безработицы. Перманентное снижение уровня налоговой нагрузки оказывает лишь краткосрочное стимулирующее воздействие на рост занятости. Долговременный эффект данной меры будет незначительным. Сокращение налогов приводит к потребительскому буму и дефициту платежного баланса с одновременным ростом долговой нагрузки. Более эффективным, с их точки зрения, является предоставление налогового кредита для фирм за наем низкооплачиваемых работников.
Рассматривая налоговую политику как метод государственного воздействия на частные инвестиции, необходимо определить наиболее конструктивные механизмы стимулирования формирования источников инвестиций и инвестиционной активности как таковой. Наиболее существенным регулятором в этом смысле является налоговая амортизационная политика.
Сочетание либо предпочтение конкретных методов амортизации как части налоговой политики может быть различным. Они определяют постоянное или временное сокращение базы исчисления подоходного налога на прибыль предприятия, а также расширение либо сокращение источников накопления и самофинансирования.
Эффективным инструментом стимулирования инвестиционной деятельности общепризнана ускоренная амортизация. Основные положительные инвестиционные последствия ее применения состоят в наращивании собственных инвестиционных ресурсов предприятий, ускорении оборота основного капитала и соответственно снижении степени риска долгосрочных вложений, уменьшении потерь от морального износа основных фондов.
Однако ее стимулирующий эффект очевиден только применительно к активной части основного капитала. В отношении пассивной части основных фондов, где мало применимо понятие морального износа, амортизацию рациональнее исчислять по линейному методу.
Другим ограничивающим фактором прогрессивности применения ускоренной амортизации выступает необходимость цикличного обновления основных средств, в противном случае амортизационная составляющая в себестоимости продукции будет снижаться и не позволит обеспечить даже простого возмещения затрат. В чистом виде это должно привести к снижению цен либо к росту налогооблагаемого дохода.
Методологической посылкой правомерности рассмотрения амортизации как источника инвестиций предприятия является возможность определения стоимости основных фондов не по цене покупки, а по цене замещения или в экономических категориях - на основе восстановительной стоимости, а не первоначальной. Данный подход к базе исчисления амортизации реализован в хозяйственной практике Франции в виде права переоценки балансов предприятий.
Подобное финансовое и налоговое регулирование превращает амортизацию наряду с накоплением во вполне полноценный источник инвестирования.
Превращение амортизации основного капитала из средства перераспределения прибыли предприятий в средство массового обновления технико-технологической базы в сфере материального производства остается главной проблемой налоговой политики развивающихся стран. Основными причинами являются отсутствие дифференцированных подходов к амортизации активной и пассивной части основных фондов, несовпадение бухгалтерского и налогового учета амортизации, неадекватность балансовой оценки активов реальной рыночной стоимости.
Размер сбережений также всегда являлся важнейшим резервом инвестиционной активности.
Несмотря на более поздние коррективы постулатов Кейнса о росте сбережений по мере роста дохода на основе выводов, выдвинутых Дж. Дьюзенбери и развитых Э. Хансеном, о том, что раз достигнутый уровень потребления уже не может сокращаться, он остается верным в части роста их абсолютных размеров при росте дохода. Тем самым сохраняется его значение как источника расширенного воспроизводства.
Но существует и другая проблема включения упомянутых резервов в систему налогового регулирования инвестиционной деятельности - методологическая важна конкретизация и международная унификация понятия "инвестиции".
Западноевропейские методологические подходы, включая действующие системы национальных счетов, предполагают разграничение категорий "инвестиции" (капитальные вложения) и "вложение капитала". Вложение капитала отличается от инвестиции тем, что по мотивации и природе осуществляющего его субъекта оно отделено от процесса производства. Возможная прибыль или риск, которому оно подвергается, зависят от прозорливости вкладчика, а не от его производительных способностей (Бернар и Колли. Толковый экономический словарь / Пер. с фр. Т. 2. С. 561).
То есть вложение капитала трактуется как операция, не связанная с профессиональной деятельностью или компетенцией его владельца, рассчитывающего извлечь прибыль из такого размещения средств.
Важнейшим признаком инвестиций как экономической категории является производительный характер использования средств. Понятие "вложение капитала" применяется к характеристике финансовых операций: деньги, депозиты, краткосрочные ценные бумаги и т.п. Эту точку зрения разделяют ряд российских ученых.
Необходимо отметить, что европейская методология допускает распространение термина "инвестиции" на долгосрочные вложения в ценные бумаги, но в "строгом смысле" слова это допустимо лишь в случае приобретения участия, предоставляющего возможность управлять корпорацией. Под капитальными вложениями понимаются дополнительные средства производства, включенные за определенный период времени в основные фонды хозяйственной единицы.
Американская методология фактически отождествляет категории "инвестиции" и "капиталовложения", включая вложения в недвижимость. Корректность определения категории "инвестиции" предопределяет использование таких серьезных альтернатив банковскому капиталу в инвестиционной сфере, как акционерный капитал, ресурсы страховых компаний, других специализированных финансовых институтов, и в конечном итоге определяет модели налогового стимулирования инвестиционной деятельности.
Есть все основания предположить, что именно расширительный подход к пониманию инвестиций в американской экономической теории позволил построить в стране всеобъемлющий и эффективный фондовый рынок. И не имеет принципиального значения, в какой временной период сформировалось такое понимание - до развития данных процессов, в период их становления или на завершающей фазе развития.
Именно различный подход к трактовке инвестиций определил различные модели использования банковского капитала в инвестиционных процессах. Существует две основные модели - американская и европейская. Первая предполагает систему ограничений со стороны государства для инвестиционной деятельности банков. Вторая не предусматривает никаких ограничений для банковских инвестиций. Первая стимулирует развитие фондового рынка, вторая приводит к неразвитости рынка. Данные подходы накладывают свой отпечаток и на способы регулирования отдельных аспектов взаимоотношений инвесторов и заемщиков. В частности, в США гарантом банковских вкладов выступает государство, в Германии - объединение банков.
Отсутствие концептуальной завершенности в используемых понятиях инвестиций порождает эклектику применяемых регуляторов и инструментов. Типичным примером может служить отечественная финансовая практика, где изначальная американская модель фондового рынка и банковского капитала перекрывается континентальной.
Между тем очевидно, что потребности только корпоративного рынка при всей его неразвитости значительно выше возможностей банковского сектора.
В Казахстане по состоянию на 1 января текущего года номинальная стоимость действующих выпусков облигаций составила 5,2 трлн. тенге, кредиты, выданные банками юридическим лицам, - 5,4 трлн. тенге, активы паевых и акционерных инвестиционных фондов - свыше 360 млрд. тенге, накопительных пенсионных фондов - 84 млрд. тенге.
Приведенные статистические данные подтверждают методологическую оправданность введения в отечественную практику понятия "инвестиции" как совокупности вложений в производственные фонды, ценные бумаги, депозиты, а также недвижимость, если последняя является источником дохода.
Общепринятым является факт, что имеющаяся структура основного капитала в странах с развивающейся экономикой не соответствует современной структуре внутреннего эффективного спроса.
Основной спрос на инвестиции предъявляют экспортно ориентированные отрасли. Остальным секторам необходима поддержка государства - прямая и косвенная - в виде расширения внутреннего эффективного спроса в различных формах.
Рост производства в добывающих экспортных отраслях может автоматически не распространиться на остальную отечественную экономику. Наоборот, он может даже стимулировать отток капитала за границу. Поскольку крупные инвестиционные проекты чаще всего требуют привлечения иностранного капитала, прямым следствием является приход иностранного менеджмента и соответствующих коммерческих контактов. В этом случае основная часть заказов, связанных с материальным обеспечением проектов, размещается в других странах.
Одновременно сырьевая направленность создает серьезную зависимость экономики от уровня мировых цен, и прежде всего на углеводородное сырье. Прогноз долговременной тенденции снижения этих цен, обусловленный ростом добычи на Востоке, и преодоления посткризисных последствий в перспективе может еще больше сократить использование данного источника инвестирования.
Значительная часть капитала выводится из стран с переходной экономикой при продаже минеральных ресурсов на мировые рынки через офшорные зоны. В дальнейшем эти средства оседают в странах, располагающих стабильными банковскими системами и гарантирующих финансовую конфиденциальность. Возврат данных финансовых ресурсов теоретически возможен, но только опосредованно и через определенный промежуток времени.
Таким образом, уже на начальных стадиях экономического роста страны с сырьевой экономикой нуждаются в специальном налоговом регулировании инвестиционной сферы.
Если приоритетом инвестирования капитала становится ликвидность, а это характерно для развивающейся либо кризисной экономики, процесс производственного накопления приобретает опосредованный характер. Процентная ставка начинает выступать по существу универсальной базой сравнения эффективности альтернативных вложений капитала. В результате доходность инвестиционного проекта не может опускаться ниже уровня ссудного процента. А система налогообложения призвана смягчить данную альтернативность.
В современном мире макроуправление все в большей мере сводится к выбору адекватного в данный конкретный период значения процентной ставки, не разгоняющей инфляцию, но и не угнетающей производство.
Чрезмерное высокое, равно как и искусственно низкое, значение ставки наносит ущерб инвестиционной активности. Первое - в силу невозможности окупить кредит и проценты по нему при вложении средств в развитие производства, а второе - в результате доступности кредитных ресурсов и существования альтернативной возможности вложения средств в краткосрочные высокодоходные финансовые и посреднические операции.
Необходимо отметить ряд особенностей применения данных экономических выводов к развитию инвестиционных процессов в Казахстане.
Рынок капитала в силу ограниченной возможности инвестирования в сырьевом секторе до настоящего времени ориентирован главным образом на более доходные финансовые операции, и поэтому ресурсы на инвестирование медленно перетекают в сферу материального производства. Спад несырьевых инвестиций в основном "сглаживается" за счет относительно высоких вложений в области жилищного строительства, торговли и сферы услуг. Неразвитость отечественных фондовых инструментов и узкоспециализированное использование профицитной части бюджета обусловливают неизбежность внешнего заимствования. Западные инвесторы требуют более высокой ставки за риски вложений в транзитную экономику. Все это дополнительно увеличивает процентную ставку и требует высокой рентабельности от инвестиционных проектов. Следует также учесть изначальную относительную дороговизну инвестиции в республике в силу географических и климатических особенностей.
В результате процесс перелива капитала из добывающих секторов в обрабатывающие отрасли затруднен. И его движение будет происходить прежде всего в направлении обрабатывающей промышленности, в той или иной мере связанной с добывающими производствами. Вовлечение остальных отраслей в эти процессы объективно возможно лишь в отдаленной перспективе.
Без государственного регулирования структура инвестиций как соотношения капиталовложений в активную и пассивную части основных фондов останется долгое время неоптимальной. Замена основного технологического оборудования и внедрение более эффективных ресурсосберегающих технологий не достигнут необходимого объема. Развитие и загрузка производственных мощностей отраслей инвестиционной сферы, в частности машиностроения, включая нефтегазовое, не смогут служить материальной основой интенсивного обновления производства.
Это порождает ряд вполне специфических требований к налоговому регулированию инвестиционных процессов. Налоговое стимулирование обрабатывающих отраслей, не связанных с горнодобывающим сектором, должно обеспечить некую сопоставимость уровня их доходности с высокорентабельными отраслями. Регулированием налогообложения топливно-энергетического комплекса необходимо обеспечить достаточность и доступность данных ресурсов для внутреннего потребления. Необходимо также введение специальной системы преференций, позволяющей достичь окупаемости сельскохозяйственной продукции на всех стадиях ее производства и переработки. Системообразующим моментом налоговой политики должно стать многообразие форм льготирования внутреннего заимствования и превращение его в приоритетное для производственных компаний.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.