Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕСМОТРА НЕ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЙ И РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
И.Н. КНЯЗЕВА
Глава 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в особенности касающаяся пересмотра не вступивших в законную силу постановлений и решений, не в полной мере регулирует производство по делам об административных правонарушениях на данной стадии. Федеральный закон от 03.12.2008 N 240-ФЗ устранил часть пробелов лишь только по вопросам пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях и решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, однако никоим образом не затронул нормы КоАП РФ по обжалованию не вступивших в законную силу актов (постановлений, решений, определений).
Пожалуй, единственное за предыдущие два года изменение внесено Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ, которым статья 30.9 КоАП РФ "Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении" дополнена ч. 5 следующего содержания: "Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 настоящего Кодекса, должностным лицом, вынесшим такое постановление".
Таким образом, в этой части было устранено противоречие между нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и процессуальными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в перечне субъектов, имеющих право на обжалование не вступившего в законную силу судебного решения, принятого по жалобе на постановление должностного лица (ч. 3 ст. 189, ч. ч. 2 - 4 ст. 210 АПК РФ).
Вместе с тем другие пробелы до настоящего времени не устранены. Остановимся только на некоторых вопросах, возникающих в судебной практике судов общей юрисдикции, судьи которых правомочны пересматривать не вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях.
Так, глава 30 КоАП РФ не предъявляет никаких требований к форме жалобы, протеста на постановления и решения, которые не вступили в законную силу, как это, например, установлено ч. 2 ст. 30.14 КоАП РФ, определяющей содержание жалобы, протеста, поданных в порядке надзора. Реализуя свое право на обжалование, о чем свидетельствует судебная практика, участники производства по делам об административных правонарушениях иногда не имеют представления о том, что должно содержаться в жалобе, не приводят основания для пересмотра обжалуемого постановления и (или) решения, не подписывают жалобу, в необходимых случаях не прикладывают к жалобе документы, которыми удостоверяются полномочия лица, подавшего жалобу, а также не прикладывают копии жалобы по числу других участников производства. В этой связи вряд ли можно согласиться с мнением, что недостатки содержания жалобы не могут повлечь негативных правовых последствий для заинтересованных лиц, например таких, как приостановление или прекращение производства и т.д., а подача жалобы с соблюдением норм ст. ст. 30.2 и 30.3 КоАП РФ автоматически вызывает обязанность судей, должностных лиц соответствующих инстанций рассмотреть ее, проверить законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении <1>.
--------------------------------
<1> Шалыгин Б.И. О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере административных правонарушений и обжалования решений по ним // Административное право. 2008. N 1 // СПС "КонсультантПлюс".
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года Верховный Суд Российской Федерации привел свою позицию о возможности возврата жалобы в связи с ее недостатками, если в ней отсутствуют данные о том, чьи права нарушены и каким образом они нарушены. При этом Верховный Суд Российской Федерации отметил, что должны быть указаны причины возврата жалобы <2>. Представляется, что данную позицию следует закрепить законодательно в главе 30 КоАП РФ.
--------------------------------
<2> Не опубликовано. СПС "КонсультантПлюс".
Разумеется, автором настоящей статьи не предлагается предъявлять жесткие требования в части аргументации и юридического обоснования жалобы, хотя бы потому, что нередко постановления и решения обжалуются лицами, недостаточно юридически осведомленными, однако определение в соответствующей норме закона содержания жалобы, по сути, поможет ее составителю избежать возвращения жалобы для пересоставления.
При этом возврат жалобы, протеста лицам, их подавшим, основанный на норме закона, не будет нарушать прав участников процесса на объективное судебное разбирательство, а также не будет оставлять сомнений в законности действий судьи при возвращении жалобы, протеста без рассмотрения <3>.
--------------------------------
<3> Князева И.Н. О дополнениях, внесенных в главу 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Российский судья. 2009. N 4. С. 15.
Таким образом, представляется целесообразным дополнить главу 30 КоАП РФ статьей, в которой были бы определены форма и содержание жалобы, протеста на не вступившие в законную силу постановления и решения, а также необходимые приложения к ним.
Статья 30.4 КоАП РФ, регулирующая этап подготовки к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, также нуждается в поправках. Так, в данной норме закона ничего не говорится о принятии жалобы, протеста к рассмотрению; об обязанности судьи, принявшего к рассмотрению жалобу, протест, известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего о подаче жалобы, принесении протеста и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с жалобой, протестом и подать возражения (отзыв) на них, с тем, чтобы не нарушить права участников производства по делу об административном правонарушении, а также с целью соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон, о чем неоднократно высказывался Конституционный Суд Российской Федерации <4>. Также следует предусмотреть в законе и возможность возврата жалобы, протеста лицу, подавшему жалобу, прокурору, принесшему протест, в случае, если жалоба подается, протест приносится с нарушением требований к их содержанию.
--------------------------------
<4> Определение Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2006 г. N 113-О // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 27. Ст. 2971; Определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2005 г. N 113-О // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 22. Ст. 2195.
Процедура пересмотра не вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, закрепленная в действующем КоАП РФ, не предусматривает обязанности выносить определение о принятии жалобы к рассмотрению. Между тем в таком определении имелась бы возможность определить время и место рассмотрения жалобы, указать о необходимости вызова в судебное заседание участников производства, а также об истребовании доказательств, поскольку положения п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ регламентируют, что законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании как имеющихся в деле, так и дополнительно представленных материалов, а дело проверяется в полном объеме безотносительно к доводам жалобы (ч. 3) на основании в том числе дополнительно представленных материалов, что придает пересмотру не вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях характер апелляционной процедуры. Такая же процедура применяется и при пересмотре решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в порядке ст. 30.9 КоАП РФ <5>.
--------------------------------
<5> Там же.
Таким образом, введение в главу 30 КоАП РФ "Принятие жалобы на не вступившие в законную силу постановление и решение" могло бы существенно конкретизировать действия судьи на данном этапе производства по делу об административном правонарушении.
Бывает и так, что лицо, подавшее жалобу, протест на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, отзывает жалобу, протест, однако как поступать в этом случае судье, принявшему жалобу, протест к рассмотрению, законодатель умалчивает. Этот пробел восполнил Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, где выразил свою позицию о том, что гражданин самостоятельно решает вопрос об обращении в суд за защитой своих прав, а потому при отказе от поданной жалобы отпадают процессуальные основания, послужившие поводом к возбуждению соответствующей судебной процедуры. Поскольку судье не предоставлено право осуществлять пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях по собственной инициативе, возможность дальнейшего рассмотрения жалобы исключается. Следовательно, судья может принять отказ от жалобы и в соответствии со ст. 29.12 КоАП РФ по результатам рассмотрения ходатайства или заявления вынести определение о прекращении производства по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении на любом этапе рассмотрения жалобы до вынесения решения <6>.
--------------------------------
<6> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 1.
Изложенное свидетельствует о том, что вопрос о возможности прекращения производства по жалобе, протесту в связи с их отзывом лицами, их подавшими, также требует законодательного решения с целью обеспечения реализации участниками производства по делу об административном правонарушении не только своего права на подачу жалобы, протеста, но также и процессуального закрепления права на отказ от них.
Важным представляется вопрос о законодательном закреплении требований и к содержанию самого решения, принимаемого по результатам рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. В действующем Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 30.7) установлено, что решение по результатам рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ. Однако такой отсылки на норму закона, содержащуюся в главе 29 "Рассмотрение дела об административном правонарушении", явно недостаточно, чтобы учесть специфику принимаемого на стадии пересмотра решения, при том, что сама процедура рассмотрения дела отличается от процедуры пересмотра. Совсем не случайно законодатель ввел в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ст. 30.18 "Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста", признав тем самым необходимость отдельного, самостоятельного регулирования содержания процессуального документа, являющегося, по существу, итоговым актом, принимаемым по жалобе, протесту. Представляется, что главу 30 КоАП РФ следует дополнить аналогичной нормой, касающейся содержания решения по жалобе, протесту, поданным на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении.
Как показывает практический опыт судьи, внесение предложенных выше дополнений в главу 30 КоАП РФ необходимо и важно, направлено на реализацию права на судебную защиту, а также на единообразие судебной практики, на исключение как необоснованного возврата жалоб, протестов лицам, их подавшим, так и необоснованного рассмотрения жалоб, протестов в случае, если их подателями заявлен отказ.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.