Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ СТРАТЕГИИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
С.В. СУХАНОВ
При рассмотрении вопросов, касающихся выработки и реализации стратегии борьбы с преступностью, в международных правовых актах, правовых документах, научных трудах по криминологии используются различные термины, отражающие некоторые черты рассматриваемого понятия.
Использование многочисленных терминов и понятий, обозначающих один и тот же вид деятельности, имеет определенные недостатки, поскольку за каждым термином стоит разное содержание, что создает значительные сложности как в уяснении смысла того, о чем идет речь в конкретном случае, так и в практической работе <1>.
--------------------------------
<1> См.: Щербаков В.Ф. Государственная политика противодействия преступности в сфере экономики: понятие и сущностная характеристика // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2005. N 4. С. 151.
В этой связи установление значения терминов и понятий, обозначающих определенный феномен, имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
По мнению Н.Н. Полянского, "дать надлежащую форму, определяющую термин, - это иногда может иметь значение не меньшее, чем иное, даже серьезное техническое открытие" <2>. В.М. Савицкий, определяя конкретную роль понятия права, отмечал "особенность терминов, которые выполняют роль стержня, вокруг которого концентрируются все другие языковые единицы, служат скелетом, который обрастает, обволакивается словесной тканью" <3>.
--------------------------------
<2> Полянский Н.Н. О терминологии советского закона // Проблемы социалистического права. 1938. N 5. С. 132.
<3> Савицкий В.М. Язык процессуального закона. М., 1997. С. 9.
В целом появление термина "стратегия" связано с военным искусством. В Большой Советской энциклопедии сказано, что стратегия есть "мысль генерала". Наиболее известным военным философом, исследовавшим проблемы теории стратегии войны, является Карл фон Клаузевиц <4>.
--------------------------------
<4> См.: История войн / Авт.-сост. Н.Н. Головкова, А.А. Егоров, В.Н. Подельников. Ростов-на-Дону, 1997. С. 345.
Заслугой Карла фон Клаузевица можно считать четкое разделение функций в войне, которую он подразделял на расстановку сил и ведение боя: "...отсюда происходит два совершенно различных вида деятельности: 1) организация отдельных боев и ведение их; 2) увязка их с общей целью войны" <5>.
--------------------------------
<5> Клаузевиц К. О войне / Пер. с нем. А.К. Рачинского. М.: Гос. военное издательство, 1934. С. 67.
Карл фон Клаузевиц отмечал как иерархичность системы целей и средств их достижения: "первое средство от последней цели всегда отделено на почтительное расстояние целой иерархией промежуточных целей", - так и полную подчиненность средств достижения целей низшего уровня целям более высокого уровня: "...можно следить за действием причины до тех пор, пока оно заслуживает наблюдения, и точно так же можно оценивать целесообразность применения средства не только по отношению к ближайшей цели, но и рассматривая эту цель лишь как средство для достижения более высокой цели, и продолжать идти по этому пути, пока мы не дойдем до цели, которая не нуждается уже ни в какой проверке, ибо необходимость ее не подлежит сомнению" <6>.
--------------------------------
<6> Там же. С. 99.
В научной литературе рассматриваемый термин употребляется в переносном смысле, где он обозначает пути и способы достижения в жизни какого-либо состояния, явления, а также излагается в виде конкретных рекомендаций <7>.
--------------------------------
<7> См.: Определение такой стратегии выступает обдуманным, осознанным и контролируемым процессом.
"Стратегия борьбы с преступностью" относится к числу понятий, которые в современных условиях, "разорвав" узкие рамки одной науки, используются специалистами различных наук. Методологически верно говорить о динамике протекания разнообразных процессов и связей (соответственно, понятий), а также взаимодействие основных сфер общества: права, экономики, политики, идеологии, психологии, науки, техники, технологии, философии, культуры, социологии, истории. Однако, несмотря на популярность и определенную активность изучения, единого понимания указанного термина пока нет.
Например, А.И. Долгова отмечает, что "содержание стратегии в криминологии все-таки близко к ее воинскому пониманию. Стратегия выступает как искусство ведения борьбы с преступностью, она, в частности, определяет направления основных ударов с тем, чтобы выиграть эту борьбу. Важно определение стратегии не в идеальных условиях (для всех времен и народов), а в данных конкретных обстоятельствах, какими бы тяжкими они ни были: при отсутствии и финансовых средств у государства, и должного числа высококвалифицированных, преданных делу кадров в правоохранительных органах, при активном наступлении преступности на общество" <8>.
--------------------------------
<8> Долгова А.И. Проблемы разработки стратегии борьбы с преступностью // Преступность: стратегия борьбы / Под ред. А.И. Долговой. М.: Криминологическая ассоциация, 1997. С. 6.
С иных позиций охарактеризовал понятие "стратегия борьбы с преступностью" В.Н. Кудрявцев, отмечая, во-первых, что, несмотря на то что современные словари определяют стратегию как "науку о ведении войны, искусство ведения войны", "общий план боевых операций", она имеет и более широкое значение: "искусство руководства общественной, политической борьбой, а также вообще искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах". И во-вторых, "принимаемые стратегии, как правило, связаны с общей политической доктриной страны, ее общественным и государственным устройством и господствующей моралью" <9>. При этом, по мнению В.Н. Кудрявцева, выбор стратегий борьбы с преступностью зависит не сколько от положения дел с преступностью и от возможностей правоохранительных органов, сколько прежде всего от устойчивости и разбалансированности государственной политики в целом.
--------------------------------
<9> Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 2005. С. 38.
В.И. Колесников, характеризуя стратегию борьбы с преступностью в России, приводит следующие черты:
1) стратегия - это искусство управления, базирующееся на научно обоснованных долгосрочных прогнозах развития криминальной ситуации, а также учете реальных перспектив организационно-правового и ресурсного обеспечения правоохранительной деятельности;
2) совокупность необходимых комплексных и безотлагательных мер по совершенствованию всего механизма борьбы, а не просто контроля над преступностью;
3) необходимость обновления правовой, прежде всего законодательной, основы, приведение ее в соответствие с реалиями и прогнозируемыми перспективами развития преступности;
4) предусмотреть возможности наращивания усилий правоохранительных структур государства на приоритетных направлениях (борьба организованной, корыстно-насильственной, экономической преступностью и наркобизнесом);
5) создание единого федерального фонда для возмещения материального ущерба пострадавшим от преступлений, а также направленного на развитие материально-технической базы правоохранительной деятельности, учитывающего интересы всех ведомств <10>.
--------------------------------
<10> См.: Колесников В.И. Преступность в России и стратегия борьбы с ней // Преступность: стратегия борьбы / Под ред. А.И. Долговой. М.: Криминологическая ассоциация, 1997. С. 18 - 27.
Обобщая вышесказанные точки зрения, нельзя не согласиться с мнением В.Н. Кудрявцева, который отмечает, что термин "стратегия" представляется более содержательным, чем "борьба" или "преодоление", потому что он предполагает наличие общей концепции, определение не только ближайших, но и отдаленных целей и способов их достижения, разнообразных мер, пригодных для применения в различных условиях <11>.
--------------------------------
<11> См.: Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 2005. С. 38.
Многие авторы при характеристике понятия "стратегии борьбы с преступностью" выделяют и такой термин, как "тактика". Согласно Толковому словарю русского языка тактика - это совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели <12>. Здесь стоит вспомнить мнение одного из основоположников стратегической науки Шерфа, который отвергал традиционное деление на стратегию и тактику, так как эти понятия невозможно строго разделить <13>.
--------------------------------
<12> См.: Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка. М., 1996. С. 777.
<13> См.: Кеммерер. Развитие стратегической науки в XIX столетия / Пер. с нем. Государственное военное издательство СССР. М., 1938. С. 171.
Аналогичный подход можно проследить и в позиции ряда ученых-криминологов. В этой связи будет справедливым привести следующие определения. Так, о понятии "стратегия борьбы с преступностью" С.В. Бородин пишет: "Теория управления под стратегией понимает способы достижения целей" <14>. А.И. Долгова подчеркивает, что "стратегия - это искусство борьбы с преступностью, не только в целом, но и с отдельными ее видами (с учетом их места в общей системе преступности), т.е. проведение отдельных операций" <15>.
--------------------------------
<14> Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990. С. 15.
<15> Долгова А.И. Проблемы разработки стратегии борьбы с преступностью // Преступность: стратегия борьбы / Под ред. А.И. Долговой. М.: Криминологическая ассоциация, 1997. С. 11.
Следует отметить, что термин "стратегия борьбы с преступностью" применяется в международных правовых актах <16>, законодательных актах, правовых документах, научных трудах по криминологии <17>.
--------------------------------
<16> См., например: Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН); Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (заключено в г. Минске 30 ноября 2000 г.).
<17> См.: Вандышев А., Овчинский В. Стратегия профилактики // Советская юстиция. 1991. N 1. С. 5 - 6; Островских Ж.В. Специально-криминологические стратегии борьбы с бандитизмом: понятие, система, характеристика // Криминологический журнал БГУЭП. 2008. N 3. С. 18 - 24; и др.
Например, в ст. 10 Закона СССР "О Советской милиции" от 6 марта 1991 г. термин "определение стратегии борьбы с преступностью" отдельно использовался наряду со следующими понятиями:
- разработка и руководство осуществлением общесоюзных программ по борьбе с преступностью и охране общественного порядка;
- разработка и координация выполнения межреспубликанских программ по борьбе с преступностью и охране общественного порядка;
- общее руководство (координация) деятельностью милиции и осуществлением согласованных с республиками мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественной безопасности и общественного порядка, борьбы с преступностью;
- борьба с наиболее опасными преступлениями, организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом, преступлениями на почве национальной или расовой вражды или пренебрежения, преступлениями, носящими межреспубликанский, общесоюзный и международный характер;
- предупреждение преступлений и других правонарушений, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и др. <18>.
--------------------------------
<18> См.: Закон СССР от 6 марта 1991 г. N 2001-1 "О Советской милиции" // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
Изложенное позволяет говорить об определенной самостоятельности рассматриваемого понятия.
Стратегия борьбы с преступностью как научная проблема не может быть решена без определения понятия, отражающего данное правовое явление. Понятие - это "1. Форма мышления, отражающая общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. 2. Мысль о предметах и явлениях действительности, отражающая их общие и существенные признаки, связи и отношения. 3. Представление о чем-либо, осведомленность в чем-либо" <19>.
--------------------------------
<19> Евгеньева А.П. Словарь русского языка. М., 1981. Т. 3. С. 290.
Таким образом, понятие есть мысль, которая посредством указания на некоторый признак выделяет из универсума и собирает в класс (обобщает) явления, обладающие этим признаком. Поскольку содержание всякого понятия составляют общие и существенные признаки явлений действительности, то определение понятия есть вместе с тем раскрытие сущности соответствующего явления. В данном случае это определение такого феномена, как стратегия борьбы с преступностью.
Определением (дефиницией) называют логическую процедуру придания строго фиксированного смысла языковым выражениям (терминам). Понимать термин - значит знать, какие именно явления подпадают под него, т.е. по любому предъявленному нам явлению уметь решать вопрос, можно ли данный феномен обозначить данным термином. Чтобы достичь однозначности, с термином соединяют обычно особую мысль, в которой как раз и раскрывается его понимание <20>.
--------------------------------
<20> См.: Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1998. С. 215.
Представляется, что понятие "стратегия борьбы с преступностью" обладает рядом существенных (общих) признаков:
1) выбором концепции воздействия на преступность;
2) направленностью на эффективную реализацию превентивных мер воздействия на преступность;
3) контролем над эффективной реализацией превентивных мер воздействия на преступность.
Началом осуществления стратегии борьбы с преступностью становится выбор концепции воздействия на преступность с последующем ее закреплением в нормативно-правовых актах. При этом в вопросах стратегии борьбы исторически известны две основные концепции воздействия на преступность.
Во-первых, война с преступностью, которая обычно практикуется в деспотичных и тоталитарных государствах. К таким мерам относят практику массовых показательных казней (Китай, Северная Корея), военный режим с тоталитарным патрулированием и расстрелом на месте без суда и следствия (Ирак), практику телесных наказаний (Афганистан, Иран), политику государственного внутреннего террора, основанную на установлении суровой уголовной ответственности за совершение незначительных проступков и независимость мышления (Ирак, Иран, Афганистан) <21>.
--------------------------------
<21> См.: Иншаков С.М. Системное воздействие на преступность в вооруженных силах России: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1997. С. 123 - 124.
Следовательно, концепция войны с преступностью не укладывается с мерами политического, экономического, социального, воспитательного характера, ограниченного сочетания наказания виновных с оказанием необходимой помощи нуждающимся в этом гражданам и др.
И во-вторых, предупреждение преступности как "самое гуманное средство поддержания правопорядка, обеспечения безопасности правоохраняемых ценностей. Осуществление предупредительной деятельности обеспечивает наряду с защитой общества от преступных посягательств также защиту неустойчивых членов общества от дальнейшего морального падения, не дает им стать преступниками, а тем самым избавляет от практически неизбежного наступления уголовного наказания" <22>. Кроме того, профилактика преступлений представляет собой наиболее эффективное средство борьбы с преступностью... она открывает куда более широкие возможности "вытеснения" преступности из жизни нашего общества, чем иные меры <23>.
--------------------------------
<22> Блувштейн Ю.Д., Зырин М.Н., Романов В.В. Профилактика преступлений. Минск, 1986. С. 9 - 10.
<23> См.: Босхолов С.С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М.: ЮрИнфоР, 1999. С. 142.
Таким образом, предпочтение при выборе определенной стратегии борьбы с преступностью должно отдаваться "предупреждению", с учетом сохранения стабильности гражданского общества и демократических институтов <24>. В этой связи в литературе не случайно отмечается, что основным ядром стратегии борьбы с преступностью является "предупреждение преступности" <25>.
--------------------------------
<24> См.: Пинкевич Т.В. Криминологические и уголовно-правовые основы борьбы с экономической преступностью: Дис. ... докт. юрид наук. М., 2002. С. 262 - 263.
<25> Середа И.М. Стратегии борьбы с преступлениями против налоговой системы: понятие и общая характеристика // Российский следователь. 2006. N 3. С. 27.
При этом успех в стратегии борьбы с преступностью связан не только с мерами общесоциального, но и специально-криминологического уровня.
Например, нормативной базой для выработки современной стратегии борьбы с преступностью на общесоциальном уровне может выступать Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года <26>, в которой прослеживаются различные политические, социально-экономические, духовно-нравственные, организационно-управленческие меры борьбы с преступностью.
--------------------------------
<26> См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // СПС "КонсультантПлюс".
В частности, политические меры борьбы с преступностью должны быть ориентированы на расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системы государственного управления, поддержание социальной справедливости, высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам, создание эффективного государства.
В этих целях необходима реализация следующих предупредительных мер:
- совершенствование уголовно-правовой политики государства;
- обеспечение действенной защиты частной собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности - один из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти;
- проведение судебной реформы, обеспечивающей действенность и справедливость принимаемых судом решений;
- создание условий, при которых российским предпринимателям было бы выгодно оставаться легальными;
- борьба с коррупцией не только в органах государственной власти, но и в государственных учреждениях, оказывающих социальные услуги населению;
- предотвращение избыточного государственного вмешательства в экономическую деятельность;
- обеспечение открытости деятельности государственных и муниципальных органов власти, включающей четкое определение механизмов получения гражданами и предприятиями полной информации о принимаемых ими решениях, а также тщательная регламентация деятельности органов власти;
- устранение необоснованных административных препятствий, ограничивающих начало легальной предпринимательской деятельности и др.
Социально-экономические меры должны быть ориентированы на социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения, повышение устойчивости экономики России и ее способности нейтрализовать негативные воздействия кризисных явлений мировой экономики, обеспечение населения высокооплачиваемыми рабочими местами, сокращение диспропорций в личных доходах и уровне регионального развития.
Предупредительные меры в духовно-нравственной сфере образуют основу общечеловеческих принципов гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления и справедливости правосудия, в приоритетном развитии прав и свобод человека и гражданина.
Целый комплекс мер, ориентированный на духовно-нравственную сферу, целесообразно посвятить вытеснению из сознания людей правового нигилизма <27>. Это меры, направленные, на повышение качества самих законодательных нормативных актов и обеспечение максимального их исполнения.
--------------------------------
<27> См.: Середа И.М. Преступления против налоговой системы: характеристика, ответственность, стратегии борьбы: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Иркутск, 2006. С. 32.
Такие предупредительные меры состоят в следующем:
- обеспечение согласованности норм проектов актов с принятыми законодательными и иными правовыми актами;
- предотвращение создания негативных прецедентов неисполнения нового закона, особенно со стороны государственных органов, ужесточение санкций за неисполнение принятого законодательства в отношении представителей органов власти;
- обеспечение общественной поддержки создаваемых институтов на всех стадиях разработки и введения законодательных инициатив;
- осуществление мониторинга функционирования созданного института после принятия соответствующих законодательных актов, чтобы выяснить необходимость поправок к нему или своевременно принять меры, способствующие более эффективному его функционированию и др.
Специально-криминологическое предупреждение преступлений предполагает осуществление государственными и негосударственными организациями, а также отдельными гражданами мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности и усиление антикриминогенных факторов, с которыми связано совершение различных преступлений.
Следующий признак стратегии борьбы с преступностью - направленность на эффективную реализацию превентивных мер воздействия на преступность. Данный признак может характеризоваться тремя основными критериями.
Первая группа критериев достижения эффективной реализации превентивных мер воздействия на преступность связана с процедурами выработки и реального воплощения таких мер в социальной среде. В таком случае критерии опосредуются конкретными задачами, целями, стоящими перед правоохранительными органами в ходе их правореализационной деятельности. В практическом плане итогом осуществления предупредительных мер воздействия на преступность является достижение эффективного результата в охране прав и свобод граждан от бандитизма, убийц и насильников.
Вторая группа критериев связана с обоснованностью применения новых комплексных мер в борьбе с преступностью, с распределением организационных функций, с координированием действий субъектов профилактики и др.
Третья группа критериев эффективной реализации превентивных мер воздействия на преступность проявляется в снижении роста преступности, криминогенной обстановке в стране, в предотвращении социальных конфликтов, в защите прав личности от посягательств на ее жизнь и свободы.
С эффективной реализацией предупредительных мер воздействия на преступность тесно связан другой признак стратегии борьбы с преступностью - контроль. Контроль над эффективной реализацией превентивных мер воздействия на преступность несет в себе черты административно-властного и распорядительного характеров и связан с регуляцией общественных отношений, но между тем он позволяет определить рациональное поведение субъекта профилактики при сосредоточении различного рода усилий при выборе эффективных способов реализации предупредительных мер (т.е. оценивает действия правоохранительных органов с точки зрения их результативной организации по исполнению возложенных на них обязанностей) <28>. Сюда же можно включить криминологическую экспертизу нормативных актов и решений, принимаемых органами государственной власти и самоуправления с целью оценки прогнозируемых последствий криминологического характера в результате их принятия и применения.
--------------------------------
<28> См.: Просандеев Д.В. Эффективность правореализационного процесса: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. С. 84, 88.
Все изложенное выше позволяет дать определение стратегии борьбы с преступностью.
Стратегия борьбы с преступностью - это обусловленный сложившейся политической, социально-экономической ситуацией многоуровневый комплекс мер предупредительного воздействия на преступность в условиях направленности на достижение эффективной их реализации, а также контроля за ходом их осуществления.
Подводя итог, следует сказать, что термин "стратегия борьбы с преступностью" позволяет определить основные направления воздействия на преступность, эффективную организацию и реализацию соответствующих мер воздействия, а также выделить отдельные элементы, определяющие успех стратегии борьбы с преступностью. Понятие "предупреждение преступности", в направлении которого граждане, государственные и негосударственные организации осуществляют на различных уровнях планирование мероприятий по предупреждению преступлений, управление этими мероприятиями или их непосредственную реализацию, составляет лишь ядро и входит составной частью в понятие "стратегия борьбы с преступностью".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.