Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИИ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
М.Н. ПОКРОВСКИЙ
В последнее время в России через СМИ, публичные высказывания и слушания активно обсуждается проблема коррупции в России, ее негативное влияние на государственное устройство, мировоззрение (восприятие) гражданами и экономику в целом.
Термин "коррупция" происходит от латинского слова "corruptio", что означает подкуп, продажность общественных и политических деятелей и должностных лиц.
Безусловно, появление термина в современном российском праве "коррупция", предложенного в Федеральном законе "О противодействии коррупции", полностью отвечает сложившимся современным реалиям, и в настоящее время он может активно использоваться для противодействия коррупции во всех эшелонах власти с целью защиты интересов общества и государства.
Конечно, с коррупцией как антисоциальным явлением необходимо бороться и проводить профилактические мероприятия, но проблема, по нашему мнению, в ином.
Зачастую чиновники, попавшие на те или иные должности, попали на них не случайно, а за те или иные ранее ими оказанные услуги другим чиновникам, в том числе их родственникам, знакомым и т.п., находящимся выше по служебно-карьерной лестнице и которые либо сами их назначили на должность, либо способствовали их назначению.
Таким образом, фактически на деле происходит, что подобные чиновники притягивают к себе подобных, угодных и удобных, т.е. формируется определенная иерархия, корпоративность и клановость.
Указанное выше вовсе не означает, что это будут профессионалы своего дела, специалисты, как правило, это - непрофессионалы своего дела.
В последующем происходит следующее. Новоиспеченный чиновник в силу своего меркантильного поведения начинает проводить в жизнь "свои понятия" об исполнении должностных обязанностей, об исполнении и соблюдении законов, по сути, подменяя законы.
Из-за непрофессионализма, неграмотности, некомпетентности чиновников бюджеты различных уровней теряют огромные средства, а также имеются случаи, когда действиями (бездействием) причиняется ущерб государству, имуществу, которое аккумулируется благодаря накоплениям граждан, организаций от уплаты налогов, взносов, пошлин и т.д.
При этом следует исходить из того, что ущерб может заключаться в виде реальных материальных потерь (например, затраты на покупку оборудования, аренду помещения) или в виде упущенной выгоды (например, в случае сорвавшейся выгодной сделки в связи с неполучением лицензии на данный вид деятельности).
Необходимо отметить, что деяния должностных лиц в процессе экономической деятельности, которые представляют собой незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или третьих лиц, относятся к проявлениям коррупции. Этим можно объяснить высокую латентность подобных деяний и их низкую раскрываемость компетентными органами.
Как пример: взятка, полученная чиновником с целью личного обогащения, может составлять 1 млн. руб., а вот непрофессиональный подход к делу может стоить десятки миллионов рублей.
По сути, такие чиновники управляют средствами и имуществом государства, которые общество доверило ему. Например, при анализе результатов контрольных мероприятий, проводимых контролирующими органами, наблюдается устойчивая тенденция по увеличению количества нарушений, связанных с нецелевым и незаконным использованием бюджетных средств. В последнее время контрольными органами выявляется также значительная часть нарушений, связанных с неэффективным управлением, использованием бюджетных средств участниками бюджетных отношений.
Еще одна проблема практического характера. В настоящее время на федеральном и региональных уровнях принят ряд законов, которые устанавливают определенную процедуру, основанную на конкурсе для замещения, назначения на должности в органы государственной власти.
Однако необходимо учитывать жизненные реалии. Как правило, конкурсные комиссии возглавляют руководители органов власти, учреждений и организаций, в которых проводится конкурс, а, следовательно, решающее слово всегда за таким руководителем, поскольку должностные лица, включенные в состав комиссии, находятся в прямой подчиненности либо иной зависимости этого руководителя либо считают, что главное - соблюсти видимые и формальные признаки самой процедуры, определенные законодательством.
Иными словами, конкурс на замещение должностей в том или ином органе государственной власти, учреждении, организации лишен одного из главных принципов - состязательности и трансформировался в формальность.
Таким образом, коррупция как антисоциальное явление оказывает разрушительное воздействие на все правовые институты, в результате чего установленные нормы права заменяются правилами, продиктованными индивидуальными интересами тех, кто способен оказывать влияние на представителей государственной власти и готов за это платить.
И следовательно, необходимо термин "коррупция" понимать шире, с учетом реалий сегодняшнего дня, а не ограничиваться лишь теми формулировками, которые указаны в антикоррупционном законодательстве.
Не случайно значительное внимание коррупции и коррупционным проявлениям уделяется в юриспруденции. Вследствие этого соответствующие отношения рассматриваются как отклоняющееся от обязывающих правовых норм поведение, допускаемый произвол в осуществлении возложенных законом полномочий либо неправомерное использование возможностей управлять государственными ресурсами.
В юриспруденции различают три направления, которые необходимо использовать во взаимосвязи для снижения коррупции.
Правотворчество - форма осуществления функций государства, состоящая в установлении, изменении или отмене правовых норм. Многоплановость общественных отношений предопределяет структурное содержание правотворческого процесса, который складывается из двух частей. Первая включает организационные вопросы правотворчества, не связанные напрямую с юридически значимыми действиями, вторая в своей основе опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта правового акта <1>.
--------------------------------
<1> См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1997. С. 347.
Правоприменение выделяется как одна из функций юридической деятельности и определяется как деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний. Исходя из данного определения, следует, что правоприменительная деятельность - это прерогатива органов и (или) должностных лиц, которые имеют соответствующие властные полномочия.
Правосознание - категория, означающая сферу общественного, группового и индивидуального сознания, связанную с отражением правозначимых явлений и обусловленную правозначимыми ценностями, правопониманием, представлением должного правопорядка. Правосознание определяется социально-экономическими условиями жизни общества, его культурно-правовыми, демократическими или авторитарными традициями <2>.
--------------------------------
<2> См.: Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М., 1998. С. 526.
С понятием коррупции в ее общесоциальном значении связано и понятие коррумпированности. Коррумпированность - это вовлеченность должностного лица в незаконное обогащение путем использования должностных полномочий, зараженность стремлением к незаконному обогащению посредством использования возможностей занимаемого служебного положения. Реализация этой возможности прежде всего зависит от нравственных устоев человека, честности, уважения к самому себе, обществу и государству, от отношения к своему долгу.
В конце необходимо отметить, что в условиях кризиса государство обязано предпринять шаги к восстановлению деформированных звеньев системы социального контроля и организации ее деятельности, исходя из новых реалий. Одним из достаточно сложных барьеров на данном пути являются падение авторитета органов государственной власти, утрата доверия и уважения к ним со стороны значительной части граждан. Этот феномен обусловлен неудовлетворенностью общества не столько содержанием и объемом компетенции, сколько качеством государственной деятельности, которое переживает процесс перманентного снижения на протяжении уже длительного времени.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.