Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ
С.Н. ЧМЫРЕВ
В.И. Даль в Толковом словаре живого великорусского языка писал, что безопасность есть "отсутствие опасности, сохранность, надежность" <1>. По Словарю С.И. Ожегова "безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-либо" <2>. В Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона безопасность (личная и имущественная) рассматривается как главнейший залог человеческого развития, причина появления и смысл существования государства. "Безопасность создается предупреждением опасностей, которые могут угрожать как отдельным гражданам, так и обществу и государству в целом. Обеспечивается безопасность путем осуществления целого ряда мер" <3>. В своей работе А.Д. Градовский отмечает, что "государство, не дающее гражданам ничего, даже безопасности, несомненно, вызовет сначала равнодушие, потом вражду народа; оно разложится и погибнет или от внешнего врага, поддерживаемого апатией масс, или от внутренних раздоров" <4>.
--------------------------------
<1> Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 12 т. Т. 1. Аба - Вар. М.: Мир книги, 2003. С. 200.
<2> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1981. С. 40.
<3> Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: В 41 т. / Под ред. проф. И.Е. Андреевского. СПб., 1981. Т. 3. С. 304.
<4> Градовский А.Д. Национальный вопрос в истории и литературе. Т. 6. СПб., 1901. С. 31.
Безопасность - одна из качественных характеристик состояния человека, группы людей, целых стран и регионов. Так, например, в высказывании Цицерона речь идет о безопасности жизнедеятельности - защищенности материального мира и человеческого общества от негативных воздействий. В античные времена под безопасностью понимали "спокойное состояние духа, считавшего себя защищенным от любой опасности". Как отмечают А.Б. Антонов и В.Г. Балашов, благодаря философским концепциям, подготовленным в XVII - XVIII вв., категория "безопасность" приобретает широкое распространение в западноевропейских государствах и означает состояние, ситуацию спокойствия, появляющуюся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной), а также материальные, экономические и политические условия, способствующие созданию данной ситуации. Именно в этот период предпринимались первые попытки теоретической разработки понятия "безопасность". Безопасность приобретает значение философской категории, поскольку охватывает практически все аспекты жизни и играет в ней существенную и определяющую роль <5>. В современный период "безопасность" в юридической науке вызывает широкие дискуссии.
--------------------------------
<5> См.: Антонов А.Б., Балашов В.Г. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. М., 1996. С. 25.
В философской науке интерес представляет определение, данное В. Серебрянниковым, А. Хлопьевым: "...безопасность есть деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для выживания и развития" <6>. Вместе с тем ряд ученых не согласны с таким определением, поскольку в данном случае дано определение не безопасности, а процесса ее обеспечения, так как безопасность есть, "прежде всего, состояние, имеющее определенные параметры и характеристики, а деятельность лишь направлена на достижение и поддержание этого состояния" <7>.
--------------------------------
<6> Серебрянников В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. М., 1996. С. 16.
<7> Основы теории и актуальные проблемы национальной безопасности России: Учебное пособие / Под общ. ред. В.Ф. Ницевича. Екатеринбург, 2003. С. 12.
Из содержания ст. 2, 18, 55, 56 Конституции РФ следует, что безопасность является критерием ограничения основных прав и свобод человека и гражданина, определяет смысл и содержание деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Если рассматривать данный анализ с точки зрения законодателя, определение безопасности дано в Законе РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г.: "Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз". Б.П. Кондрашов, опираясь на это определение, существенно дополняет его и приходит к выводу, что "безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов объектов безопасности - личности, общества и государства, обеспечиваемых субъектами безопасности от общественно опасных деяний и иных вредоносных явлений социального, техногенного и природного характера посредством использования системы мер и средств, предусмотренных законом" <8>.
--------------------------------
<8> Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., 1998. С. 6.
Можно согласиться с мнением ученых, которые утверждают, что "защита - это лишь один из вариантов реагирования на угрозу, которую можно и избежать, сохраняя при этом способность защищаться в активной или пассивной форме" <9>, и "раскрытие понятия "безопасность" через термины "защита", "защищенность", "защитить" суживает ее смысл. По мнению В.И. Даля, защитить - оберегать, охранять, оборонять, отстаивать, заступаться, не давать в обиду, закрывать, загораживать, охраняя <10>. При этом приуменьшались, если даже просто не игнорировались, важнейшие свойства и функции безопасности - снижать, ослаблять, устранять и предупреждать опасности и угрозы. Таким образом, смысл слова "защищать" отражает одну из важнейших функций безопасности, но не исчерпывает их" <11>.
--------------------------------
<9> Ницевич В.Ф. Указ. соч. С. 11.
<10> Даль В.И. Указ. соч. С. 139.
<11> Сагиндыкова А.Н., Ховралев А.Л. Конституционно-правовая стабильность общества и государства РФ: состояние, проблемы, перспективы: Монография. Екатеринбург, 2003. С. 144.
По мнению А.Н. Бадмаева, "безопасность - это состояние: 1) отсутствия опасности; 2) защищенности жизненно важных интересов объектов безопасности - личности, общества и государства, обеспечиваемых субъектами безопасности от негативных явлений социального, техногенного и природного характера, и 3) способности субъектов обеспечения безопасности выявлять, предупреждать, ослаблять и устранять эти явления" <12>.
--------------------------------
<12> Бадмаев А.Н. Основные направления деятельности милиции общественной безопасности: службы участковых уполномоченных милиции, патрульно-постовой службы милиции и дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, на материалах практики Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Екатеринбург, 2005. С. 18 - 22.
С учетом вышеизложенного можно предложить, что к безопасности лиц, подлежащих государственной защите, необходимо отнести: 1) отсутствие опасности для лиц, подлежащих государственной защите; 2) защита от опасности лиц, подлежащих государственной защите; 3) способность субъектов (органы внутренних дел; органы федеральной службы безопасности; органы таможенной службы; органы федеральной государственной охраны; органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органы и учреждения уголовно-исполнительной системы и др.) обеспечивать безопасность, выявлять, предупреждать, ослаблять и устранять угрозы для лиц, подлежащих государственной защите.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности:
1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
3) временное помещение в безопасное место;
4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;
6) переселение на другое место жительства;
7) замена документов, изменение внешности <13>.
--------------------------------
<13> Ст. 5 ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20.04.1995 N 45-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.
На сегодняшний день в науке административного права очевидно, что понятие "обеспечение безопасности" неразрывно связано с понятием "безопасность". Безопасность как правовая категория может быть определена как урегулированное правом состояние защищенности лиц, подлежащих государственной защите, при котором отсутствовала бы угроза опасности защищаемым лицам.
Статья 2 ФЗ от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" предусматривает, что государственной защите в соответствии с федеральным законом подлежат:
1) судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, присяжные заседатели;
2) прокуроры;
3) следователи;
4) лица, производящие дознание;
5) лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
6) сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров;
6.1) сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
6.2) военнослужащие внутренних войск МВД РФ, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп;
7) сотрудники органов ФСБ;
8) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
9) судебные исполнители;
10) работники контрольных органов Президента Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;
11) сотрудники федеральных органов государственной охраны;
12) работники таможенных и налоговых органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты РФ, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством РФ;
13) близкие лиц, перечисленных выше.
Перечисленные в части первой настоящей статьи лица, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты <14>.
--------------------------------
<14> Ст. 2 ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" от 20.04.1995 N 45-ФЗ.
Статья 2 ФЗ от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" предусматривает, что "государственной защите подлежат участники уголовного судопроизводства:
1) потерпевший;
2) свидетель;
3) частный обвинитель;
4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;
6) гражданский истец, гражданский ответчик;
7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.
Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.
Государственной защите также подлежат установленные УПК РФ близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных в ч. 1 и 2 ст. 2" <15>.
--------------------------------
<15> Ст. 2 ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" от 20.08.2004 N 119-ФЗ // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3534.
Отправление правосудия, борьба с преступлениями и другими правонарушениями сопряжены с посягательствами на безопасность лиц, исполняющих данные функции. В целях создания надлежащих условий для их деятельности федеральным законодательством определен круг лиц, на которых распространяется государственная защита жизни, здоровья и имущества. Статус участников государственной защиты определен соответствующими нормативно-правовыми актами, и они, после принятия в установленном порядке решения о применении мер государственной защиты, именуются "защищаемые лица".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.