Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛА XX В.: ИНСТИТУТ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТИ ПО СУДЕБНОМУ ВЕДОМСТВУ
Т.Н. ИЛЬИНА
Подготовка квалифицированных юридических кадров относится к числу наиболее важных проблем для нашей страны, так как быстрое и успешное ее решение необходимо для построения гражданского общества и правового государства. Слепое подражание западным образцам в разработке собственной концепции подготовки юридических кадров не может дать ожидаемых положительных результатов, в связи с чем весьма важным является обращение к истории русского юридического образования и юридической практики в XIX - начале XX в.
Судебная реформа 1864 г., создавшая новый тип судебной системы, могла быть претворена в жизнь исключительно квалифицированными юристами, отвечающими определенным требованиям. Участие в судебном процессе, построенном на принципах состязательности и гласности, требовало не только знания законов, но и умения анализировать факты и принимать решения на основе правовых норм. Таким образом, грамотное решение кадрового вопроса становилось залогом успешной реализации судебной реформы.
На первый план вышла проблема обеспеченности профессиональными юристами новых институтов судебной системы. Так, нужно было сразу одновременно найти 50 председателей окружных судов и их товарищей, 144 члена судебных палат, 192 судебных следователя, 123 прокурора, а также полностью подобрать кадры для впервые созданного института присяжных поверенных.
Законодательно был установлен ряд общих требований для лиц, желающих занять должности в судебном ведомстве. К судебной службе допускались только российские подданные, достигшие определенного возраста, а также впервые были введены образовательный ценз и ценз опытности. Обязательное высшее юридическое образование требовалось только для адвокатов <1>. Для председателей судов, их заместителей, судей, равно как для судебных следователей и работников прокуратуры, закон также предусматривал необходимость юридического образования, однако делал исключение. На эти должности разрешалось принимать лиц, "доказавших на службе свои познания по судебной части" <2>. Уровень образования судебных приставов и нотариусов в судебных уставах не оговаривался, однако предполагалась определенная степень грамотности и знания законов.
--------------------------------
<1> Судебные уставы императора Александра II. Ч. I. СПб., 1914. Ст. 354.
<2> Там же. Ст. 202.
Ценз опытности, т.е. известный стаж работы, был необходим для занятия большинства вакансий в судебном учреждении. Устанавливая такое правило, законодатель должен был обеспечить его выполнение. Поэтому для приобретения первоначального опыта создавался институт кандидатов на должности по судебному ведомству.
Учреждения судебных установлений определяли кандидатов на должности по судебному ведомству как государственных служащих: "При судебных местах находятся... кандидаты на должности по судебному ведомству" <3>. Н.В. Муравьев рассматривал кандидатов в качестве государственных чиновников, учеников "судебного дела, которые в течение некоторого времени, с одной стороны - подготавливается к самостоятельной судебной деятельности, с другой - исполняя некоторые поручения по разным отраслям, несут и вспомогательные обязанности" <4>.
--------------------------------
<3> Судебные уставы Александра II. Ст. 11.
<4> Муравьев Н.В. Кандидаты на судебные должности. М., 1886. С. 4 - 5.
Кандидатами на судебные должности могли быть лица, "окончившие курс юридических наук, или имеющие аттестат о выдержании экзамена в сих науках" <5>. Таким образом, любой, кто удовлетворял данным требованиям, мог поступить на службу при судебных учреждениях своего округа, достаточно было подать соответствующее прошение. Обычно подобные просьбы о назначении в кандидаты на судебные должности не встречали отказа, главным образом из-за недостатка профессиональных юристов. Далее, председатели судов обязаны были доводить до министра юстиции сведения о принятии в кандидаты и о выбытии из этого звания. Министр юстиции утверждал списки всех стажеров, а также осуществлял текущий контроль над ними.
--------------------------------
<5> Судебные уставы Александра II. Ст. 407.
После поступления на службу в судебное ведомство кандидаты распределялись по окружным судам и судебным палатам, кассационным департаментам Сената или же назначались к прокурорским работникам <6>.
--------------------------------
<6> Там же. Ст. 408.
Официально стажеры составляли единую группу, но по месту распределения и выполняемым обязанностям они часто неформально делились на "судейских" и "прокурорских". Современники выступали против такого деления, справедливо замечая, что проведение подобной грани в кандидатских занятиях делает практическую подготовку стажеров односторонней и неполной <7>.
--------------------------------
<7> Муравьев Н.В. Указ. соч. С. 18 - 19; Тютрюмов И.М. Кандидаты на судебные должности // Журнал Министерства юстиции. 1896. N 10. С. 78.
Одной из составляющих правового статуса кандидатов на судебные должности являлась юридическая ответственность за нарушение правовых норм, принципов и правил, установленных государственной службой. Контроль над стажерами осуществляли председатели окружных судов и судебных палат, прокуроры и товарищи прокуроров, которые могли применять к ним следующие санкции: предостережения, замечания и выговоры <8>. Исключение из числа кандидатов считалось исключительной мерой, проводимое только в порядке дисциплинарного производства.
--------------------------------
<8> Судебные уставы Александра II. Ст. 418.
Точный срок периода стажировки кандидата не был определен. В ст. 417 Учреждений судебных установлений обозначено, что претендовать на освободившиеся штатные должности могут "кандидаты, занимавшиеся с успехом службою в сем звании...". Но успеваемость в служебных занятиях очень часто не играла решающей роли в занятии штатных должностей по судебному ведомству. Не имея прочного имущественного положения и при отсутствии протекции в среде вышестоящих чиновников, кандидаты могли находиться в таком положении многие годы <9>. К 1880-м гг. нередки были случаи, когда судебные учреждения, не имея права отказать в приеме, заранее предупреждали желающего вступить в кандидатуру, о бесперспективности этого намерения и о том, "чтобы он не рассчитывал ни на какое служебное движение, не питал никаких надежд и не льстил себе мечтами о должности, о которой так иронично напоминает его звание" <10>.
--------------------------------
<9> Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. С. 220.
<10> Муравьев Н.В. Указ. соч. С. 15.
Из-за невозможности карьерного роста и отсутствия постоянного денежного вознаграждения за службу к началу 1890-х гг. количество кандидатов на судебные должности было незначительным. К 1887 г. на всю империю их насчитывалось 570 <11>. "...Прямой и естественный контингент - молодежь, окончившая высший юридический курс, сильно колеблется вступать в их редеющие ряды, а если и вступает, то разве "до поры до времени" и "за неимением лучшего" <12>. К тому же основная масса кандидатов была сосредоточена в столичных городах, и лишь незначительная их часть стажировалась при окружных судах. Так, по словам Н.В. Муравьева, в Санкт-Петербурге и в Москве в 80-е годы XIX в. при одном прокуроре могло состоять до 30 кандидатов на судебные должности <13>. В то время как, например, при Курском окружном суде в 1886 г. их насчитывалось четверо, при Таганрогском - 8, Воронежском - 7, Сумском - 4 <14>.
--------------------------------
<11> Там же. С. 14.
<12> Там же. С. 2.
<13> Там же. С. 14.
<14> Левенстим А.А. Очерк деятельности судебных учреждений Харьковского судебного округа за истекшее тридцатипятилетие. 1967 - 1902. Харьков, 1903. С. 21.
В итоге институт кандидатов на судебные должности постепенно приходил в упадок, требовалась его реорганизация. Результатом многолетней работы Министерства юстиции стало принятие 24 декабря 1891 г. закона, существенно изменившего правовое положение и организацию кандидатуры <15>.
--------------------------------
<15> Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 24 декабря 1891 г. // ПСЗРИ-III. Т. 11. N 8188.
В соответствии с новым законодательством, происходила дифференциация правового статуса кандидатов - единые прежде в правовом отношении теперь они делились на "старших" и "младших". Закон 1891 г. <16> четко определил сроки кандидатского стажа, который теперь делился на две половины и составлял в общей сложности три года, по полтора года на каждый этап стажировки.
--------------------------------
<16> Там же.
Право утверждения кандидатов по-прежнему принадлежало министру юстиции. Ему же и представляются отчеты председателей окружных судов о деятельности стажеров, просмотренные старшими председателями по соглашению с прокурорами палат.
В дополнение к изданному 24 декабря 1891 г. Закону Министерство юстиции 9 января 1892 г. издает Циркуляр N 772 "О порядке служебных занятий кандидатов и выдаче им удостоверений" <17>. Он определял испытательные сроки для каждой категории кандидатов, условия перехода из младшего состояния в старшее, а также порядок занятия старшими кандидатами судебных должностей в магистратуре.
--------------------------------
<17> Циркуляр Министерства юстиции от 9 января 1892 г. N 772 "О порядке служебных занятий кандидатов и выдаче им удостоверений" // ПСЗРИ-III. Т. XXX. N 33370.
Для получения статуса старшего кандидата младшие по истечении полуторагодичной практики обязаны подвергнуться экзамену <18>, предварительно получив от окружного суда или палаты удостоверение, что они приобрели достаточную для самостоятельных судебных занятий подготовку. Циркуляром N 772 определялся строгий порядок перехода в старшее звание. По истечении полутора лет стажировки младший кандидат должен был сдать экзамен комиссии, состоящей из председателя или товарища председателя судебного места, одного члена судебного места и одного представителя прокуратуры. Кандидаты, не сдавшие экзамен, исключались из этого звания.
--------------------------------
<18> Судебные уставы Александра II. Ст. 409.
Учреждения судебных установлений не регламентировали четкой программы занятий стажеров. Статья 409 указывает, что кандидаты на судебные должности начинают свою карьеру с низших должностей - секретарей и помощников секретарей окружных судов и судебных палат <19>. В свободное время кандидаты обязаны посещать заседания тех судебных мест, при которых они состоят. В качестве возможных самостоятельных практических занятий закон дает стажерам возможность при недостатке судебных следователей исполнять с разрешения суда их должности. Также при отсутствии достаточного количества адвокатов и с разрешения председателей судов кандидаты могли выступать в качестве государственных защитников <20>.
--------------------------------
<19> Там же. Ст. 414.
<20> Там же. Ст. ст. 415 - 416.
Исполнение должностей судебных следователей - один из важнейших компонентов кандидатских обязанностей. Закон указывал обращаться к кандидатам на должности по судебному ведомству в тех случаях, когда сил и времени штатных следователей не хватало, чтобы справиться с производством следствий. Практика выработала целую систему применения следственной деятельности стажеров.
В провинциальных судах существовал постоянный недостаток следователей, что определяло высокий процент кандидатов, постоянно командируемых к исправлению следственных обязанностей. Вспомогательная сторона следственной кандидатской деятельности по этой причине перевешивала сторону подготовительную, обучающую. Практика приглашала стажеров, прежде всего, помочь следователям, а приобретение необходимого опыта и обучение следственным действиям оставляла на самих кандидатов.
В целом кандидаты на судебные должности, формально командированные к выполнению отдельных следственных действий, фактически делали всю работу, ввиду сильной загруженности следственных участков и медленного движения дел.
Следующее направление кандидатских служебных обязанностей - это защита подсудимых по уголовным делам, иначе - исполнение функций присяжных поверенных. Последнее было возможно в случае, если подсудимый не мог сам пригласить себе защитника или если наличный состав адвокатуры в данном регионе оказывался недостаточным <21>.
--------------------------------
<21> Муравьев Н.В. Указ. соч. С. 91.
Существовало большое различие в выполнении кандидатами функций защитников в провинции и в столицах. Как правило, в столицах корпорации присяжных поверенных были многочисленны, поэтому обязательная защита возлагалась в основном на официальную адвокатуру. В провинциальных судах, напротив, почти все уголовные защиты осуществлялись кандидатами на судебные должности. В итоге адвокатская практика на периферии была намного разнообразнее и интереснее, чем в столице. К тому же в уездных городах стажеру, успешно проведшему две - три защиты, было гораздо проще завоевать авторитет и популярность.
Важной стороной практической деятельности кандидатов было исполнение прокурорских обязанностей. Хотя эта форма не была установлена законом, но она была вызвана необходимостью: уже в первые годы после судебной реформы штатный состав прокуратуры не справлялся с большим количеством лежащих на нем дел.
Местный прокурор судебной палаты имел право командировать кандидата ордером министра юстиции в распоряжение прокурора окружного суда для исполнения должности заместителя прокурора. Стажер при этом пользовался всеми правами и нес обязанности, присущие этой должности <22>. Среди судебных деятелей отмечалось, что "весьма успешно выполняются кандидатами обязанности товарищей прокуроров окружных судов" <23>.
--------------------------------
<22> Там же. С. 107 - 108.
<23> Совещание старших председателей и прокуроров судебных палат по вопросу о кандидатах на должности по судебному ведомству (2 и 3 января 1895 г.) // Журнал Министерства юстиции. 1895. N 10. С. 47.
Таким образом, стажировка в качестве кандидата давала необходимые практические навыки будущему судебному служащему, прокурору или следователю, знакомила с делопроизводством.
Создание и функционирование института подготовки кадров для судебной системы в целом решило возложенную на него задачу - обеспечение квалифицированными специалистами новых судебных учреждений. Однако эффективной работе института кандидатуры мешало недостаточное законодательное регулирование его организации.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.