Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА "ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА"
И.М. ЖМУРКО
Статья 3 Федерального закона N 30-ФЗ от 14 марта 2002 г. "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" <1> закрепляет термин "органы судейского сообщества", однако не дает его точного определения. Между тем если не легальное, то доктринальное определение указанного термина необходимо для отграничения органов судейского сообщества от иных образований (организаций, органов).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 11. Ст. 1022.
При исследовании проблем определения термина "органы судейского сообщества" автор обратил внимание, что в научных работах отечественных юристов не приводится достаточно емкого и четкого определения указанного термина "органы судейского сообщества", которое бы раскрывало его сущность, отличительные черты.
При рассмотрении проблем определения термина "органы судейского сообщества" первоначально следует коснуться того, что означают слова: "понятие", "термин" и "определение". Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова <2> под словом "понятие" следует понимать "логически оформленную общую мысль о предмете, идею чего-нибудь; представление, сведения о чем-нибудь". Определение, в свою очередь, - это объяснение (формулировка), раскрывающее, разъясняющее содержание, смысл чего-нибудь. Термин - слово, словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь, специальной области науки, техники, искусства.
--------------------------------
<2> Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ООО "Издательство Оникс"; ООО "Издательство "Мир и Образование", 2008. С. 582, 724, 1040.
Лишь отдельные признаки названного термина были предметом изучения и обсуждения в некоторых научных исследованиях, публикациях, посвященных судейскому сообществу и его органам, о чем свидетельствуют труды М.И. Клеандрова, Е.В. Бурдиной, Г. Цепляевой и И. Яблоковой, Т. Машкиной и Н. Морозовой.
Во многих словарях, в том числе в большом юридическом словаре <3> и большом юридическом энциклопедическом словаре <4>, не содержится определения термина "органы судейского сообщества".
--------------------------------
<3> Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. VI. М.: ИНФРА-М, 2007. 858 с.
<4> Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2008. 792 с.
М.И. Клеандров указывает, что "органы судейского сообщества в нашей стране - это по-разному структурированные объединения судей - прямых носителей судебной власти" <5>. При этом Е.В. Бурдина достаточно широко трактует вышеназванный термин, полагая, что "органы судейского сообщества - это органы самоуправляющегося сообщества судей, формируемые этим сообществом для выражения интересов судей и осуществляющие возложенные на них федеральным законом полномочия по внутрисистемному управлению судами в целях обеспечения независимости судов и судей" <6>.
--------------------------------
<5> Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты / Под ред. М.М. Славкина. М.: Норма, 2008 // Документ содержится в системе "КонсультантПлюс".
<6> Бурдина Е.В. Судейское сообщество в Российской Федерации: становление и основные направления совершенствования. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2005. С. 90.
Между тем Г. Цепляева и И. Яблокова <7>, Т. Машкина и Н. Морозова <8> в своих исследованиях рассматривают общие вопросы деятельности органов судейского сообщества в целом, не формулируя при этом четкого определения термина "органы судейского сообщества".
--------------------------------
<7> Цепляева Г., Яблокова И. De facto и de jure судейского сообщества // Российская юстиция. 2001. N 11. С. 31.
<8> Машкина Т., Морозова Н. Правовая природа квалификационных коллегий судей // Российская юстиция. 2003. N 12. С. 21.
Актуальность проблемы заключается в том, что содержание термина "органы судейского сообщества" только начинает складываться учеными и носит дискуссионный характер, который выражается в различных подходах к определению статуса судейского сообщества и его органов.
До принятия Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" представление о судейском сообществе в нашей стране формировалось из системного анализа норм Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" <9>. В указанном Законе фактически объявлялось о создании органов судейского сообщества, которые, по мысли законодателя, образовывались для выражения интересов судей как носителей судебной власти. Не лишним будет упомянуть то, что данное понятие раскрывалось в ч. 1 ст. 1 Положения об органах судейского сообщества Российской Федерации, утвержденного II Всероссийским съездом судей от 30 июня 1993 г. <10>, согласно которому все судьи Российской Федерации, наделенные в конституционном порядке полномочиями по осуществлению правосудия, составляют судейское сообщество.
--------------------------------
<9> Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" // Российская газета". 29.07.1992. N 170.
<10> Письмо Президиума Совета судей РФ от 22.07.1993 о Постановлениях II Всероссийского съезда судей от 30.06.1993 "О ходе судебной реформы в Российской Федерации" и "Об утверждении Положения об органах судейского сообщества Российской Федерации" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
После принятия в декабре 1996 г. Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" <11> впервые появилась законодательная запись об органах судейского сообщества, а именно: "...для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном Федеральным законом порядке органы судейского сообщества". Также указано, что высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации" (статья 29 указанного Закона).
--------------------------------
<11> Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Российская газета. 06.01.1997. N 3.
В марте 2002 г. был введен в действие Федеральный закон N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", закрепляющий представление об органах судейского сообщества в России. В силу п. 1 ст. 3 указанного Закона органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти".
Указанный Федеральный закон продублировал вышеназванную ст. 29 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" от 26 декабря 1996 г. относительно цели и субъектного состава органов судейского сообщества с расширением нормативно-правовой базы, регулирующей их деятельность. При этом был дополнен видовой состав органов судейского сообщества, который составляют: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов Российской Федерации; Совет судей Российской Федерации; советы судей субъектов Российской Федерации; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации; квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 3 названного Закона).
Анализ ст. 3 Федерального закона N 30-ФЗ от 14 марта 2002 г. "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" позволяет сделать вывод о том, что законодательно определен лишь уровень нормативно-правовых актов, закрепляющих формирование и действие органов судейского сообщества, а также цель их создания.
Определить термин "органы судейского сообщества" возможно, в числе прочего, через цели и задачи, поставленные перед органами судейского сообщества.
Общеизвестно, что "цели" и "задачи" выражают целевую направленность того или иного института. Задачи выступают в качестве средства достижения поставленной цели.
Для выполнения поставленной перед органами судейского сообщества цели - выражение интересов судей как носителей судебной власти ст. 4 Федерального закона N 30-ФЗ от 14 марта 2002 г. обозначены их основные задачи, включающие в себя: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
Из смысла указанной нормы права следует, что данный перечень является исчерпывающим. Однако возникает вопрос, могут ли встать перед органами судейского сообщества иные задачи и, соответственно, кем и на каком уровне они должны будут в таком случае регламентироваться?
Кроме того, ст. 3 Федерального закона N 30-ФЗ от 14 марта 2002 г. "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" закреплен относительно определенный видовой состав органов судейского сообщества, который может быть расширен федеральным конституционным законом или федеральным законом. Доктринальное определение термина и выявление элементов определения "органы судейского сообщества" является важным для уяснения правового статуса органов судейского сообщества в Российской Федерации и для определения путей дальнейшего развития этих органов.
Для определения термина "органы судейского сообщества" необходимо: во-первых, выявить общие признаки органов судейского сообщества, зафиксированные в ст. 3 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"; во-вторых, определить достаточность выявленных признаков для отграничения органов судейского сообщества от иных образований, например, от органов судебной власти (судебных органов); в-третьих, дополнить перечень признаков и на основе этих признаков сформулировать более конкретное определение термина "органы судейского сообщества".
Важными проблемами в определении термина "органы судейского сообщества" в Российской Федерации, на наш взгляд, также являются ответы на вопросы: в достаточном ли объеме регламентирована деятельность органов судейского сообщества для достижения поставленной перед ними цели - выражения интересов судей как носителей судебной власти является ли указанная цель единственной целью создания органов судейского сообщества, в каком составе, порядке, с помощью каких полномочий следует осуществлять им свою деятельность при отсутствии обозначенных законодателем функций органов судейского сообщества, как соотносятся и взаимодействуют органы судейского сообщества и судебные органы, как финансируются органы судейского сообщества и как это влияет на их правовой статус? В связи с отсутствием четких критериев определения термина "органы судейского сообщества", возникает ряд других вопросов, требующих научного исследования. Исходя из изложенного, ст. 3 Федерального закона "Об органах судейского сообществ в Российской Федерации" N 30-ФЗ от 14 марта 2002 г. нуждается в усовершенствовании.
Автором проведено исследование по данному вопросу, которое позволяет более четко определить термин "органы судейского сообщества", результаты которого будут закреплены в диссертационной работе.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.