Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (В РАМКАХ ПЕРЕДАВАЕМЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ)
А.С. БУРМИСТРОВ
По результатам проверок осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, контролирующие органы вправе предпринять ряд мер, часть которых может быть рассмотрена как мера ответственности.
Как показывает анализ законодательства, мерами ответственности органов муниципальной власти по отрицательным результатам контрольных мероприятий за осуществлением отдельных государственных полномочий являются: отмена акта, прекращение осуществления отдельных государственных полномочий, их приостановление и временное исполнение органами государственной власти и некоторые другие. Рассмотрим их на примерах соответствующего законодательства субъектов Российской Федерации.
Закон Ярославской области от 13 июня 2006 г. "О государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Ярославской области" <1> закрепляет право контролирующих органов в случае выявления нарушений требований действующего законодательства по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, допущенных органами местного самоуправления или их должностными лицами, отменить и приостановить действие муниципальных правовых актов. Аналогичная мера предусмотрена в Законах Республики Алтай <2> и Республики Саха (Якутия) <3>.
--------------------------------
<1> Губернские вести. 2006. N 38. 14 июня.
<2> См.: Закон Республики Алтай от 12.01.2006 N 1-РЗ (в ред. от 1 августа 2006 г.) "О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда" // Сборник законодательства Республики Алтай. 2005. N 29(35) (ноябрь - декабрь). С. 204.
<3> См.: Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2005 г. 246-З N 499-III "О наделении органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов)" // Ил Тумэн. 2005. 29 июля. N 29.
В Орловской области контролирующий орган вносит предложения по предупреждению и оперативному устранению выявленных нарушений главам муниципальных образований <4>.
--------------------------------
<4> См.: Закон Орловской области от 28 декабря 2004 г. N 469-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными полномочиями в сфере социальной защиты населения" // Собрание нормативных правовых актов Орловской области. 2005. Вып. 25.
Впервые на федеральном уровне предусмотрена принципиальная возможность органа государственной власти осуществлять полномочия органов местного самоуправления (ст. 75 Закона 2003 г.). Это связано с ненадлежащими действиями самих органов местного самоуправления и может быть расценено как мера ответственности. Отметим, что некоторые государствоведы называют это муниципально-правовой санкцией, а В.И. Васильев рассматривает введение временного государственного управления как меру помощи <5>.
--------------------------------
<5> См.: Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в РФ / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2004. С. 25 - 26.
Эту возможность использовали законодатели субъектов Российской Федерации. Например, уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по государственному регулированию цен (тарифов) может временно осуществлять переданные органам местного самоуправления отдельные государственные полномочия по решению Президента Республики.
Осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, может быть прекращено в случае неисполнения и (или) ненадлежащего их исполнения органами местного самоуправления. Акцентируем внимание на основаниях прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, закрепленных в законодательстве субъектов Российской Федерации.
Закон Тамбовской области от 22 февраля 2005 г. "О наделении администраций городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений Тамбовской области государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния" <6> разделяет условия и порядок прекращения осуществления администрациями городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений области переданных им государственных полномочий, подразделив их на зависящие и не зависящие от результатов контрольной проверки.
--------------------------------
<6> Тамбовская жизнь. 2005. 11 марта. N 44 - 45(23246 - 23247).
Решение о досрочном прекращении исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления принимается в случаях выявления в ходе контрольных мероприятий: неисполнения или ненадлежащего исполнения переданных им государственных полномочий; использования не по назначению переданных материальных и финансовых средств, необходимых для реализации государственных полномочий; нарушения действующего законодательства при реализации переданных им государственных полномочий.
Органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия) прекращают осуществление переданных им отдельных государственных полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в случаях наличия заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по государственному регулированию цен (тарифов), подтвержденного решением суда.
Под ненадлежащим исполнением понимается: нарушение сроков и порядка утверждения цен (тарифов); превышение указанных полномочий; невыполнение указанных полномочий; установление экономически необоснованных цен (тарифов); несоблюдение единой нормативно-методологической базы; неисполнение контроля за соблюдением государственной дисциплины цен (тарифов); иные нарушения законодательства в области ценообразования.
Таким образом, анализируя основания прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, зависящие от результатов контрольных мероприятий, к ним можно отнести:
- неисполнение или ненадлежащее их исполнение;
- использование не по назначению переданных материальных и финансовых средств, необходимых для реализации государственных полномочий;
- нарушение действующего законодательства при их реализации.
В законодательстве субъектов Российской Федерации закреплен перечень оснований прекращения исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий, не зависящих от результатов контрольных мероприятий. К ним можно отнести изменения федерального и областного законодательства о государственной регистрации актов гражданского состояния; формирования в установленном порядке федеральных органов по государственной регистрации актов гражданского состояния; реорганизации администраций городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений - в Ярославской области; принятие федерального закона, согласно которому Смоленская область как субъект Российской Федерации утрачивает государственные полномочия либо право по их делегированию органам местного самоуправления <7>; образование органами государственной власти Смоленской области органов записи актов гражданского состояния на территории муниципальных образований Смоленской области; изменение принципов формирования системы органов записи актов гражданского состояния Ярославской области; невозможность осуществления в связи с объективными обстоятельствами органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (Законы Рязанской <8> и Волгоградской области <9>, города Москвы <10>); случаи заключения взаимного соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления о необходимости отзыва указанных полномочий; наличие форс-мажорных обстоятельств.
--------------------------------
<7> См.: Закон Смоленской области от 2 октября 2006 г. N 111-з (в ред. от 12 июля 2007 г.) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями на регистрацию актов гражданского состояния" // Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области. 2006. N 10 (ч. II). С. 57.
<8> См.: Закон Рязанской области от 20 декабря 2005 г. N 140-ОЗ (в ред. от 11 января 2007 г.) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Рязанской области в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения до 2008 года" // Рязанские ведомости. 2005. 22 дек. N 276 - 277.
<9> См.: Закон Волгоградской области от 12 декабря 2005 г. N 1140-ОД (в ред. от 27 июня 2007 г.) "О делегировании органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственных полномочий на регистрацию актов гражданского состояния" // Волгоградская правда. 2005. 17 дек. N 237.
<10> См.: Закон г. Москвы от 25 октября 2006 г. N 53 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства" // Ведомости Московской городской Думы. 2006. 27 нояб. N 11 (ст. 274).
Вероятно, прекращение осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по этим основаниям не может быть расценено как форма ответственности в исследуемом вопросе.
Иная ситуация с таким основанием прекращения полномочий, как нецелесообразность осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Чувашской Республики и делегированных федеральных полномочий <11>. В данном случае роль будет играть основание признания нецелесообразности. Фактически органы государственной власти могут вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по мотивам не только законности, но и целесообразности.
--------------------------------
<11> См.: Закон ЧР от 30 ноября 2006 г. N 55 (в ред. от 25 сентября 2007 г.) "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями" // Ведомости Государственного Совета ЧР. 2006. N 72.
Подводя итог, автор приходит к выводу о том, что сегодня прекращение осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий в меньшей степени карательная мера, чем управленческая. Сами по себе законы, какими бы они совершенными ни были, не способны гарантировать точное и надлежащее их исполнение. Пресечь беззаконие и злоупотребление правом можно прежде всего на основе хорошо поставленного контроля за состоянием дел, исполнением принятых законов и решений. Ответственность за исполнение переданных полномочий, передаваемых органами государственной власти на муниципальный уровень, является дополнительной мерой эффективности публичной власти.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.