Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ
О.Л. СУЛЕЙМАНОВА
В настоящее время в Российской Федерации сформировалась система органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль по различным направлениям. Особое место в системе государственного контроля занимает государственный экологический контроль, а также его специфическая разновидность - земельный контроль. В.Г. Афанасьев отмечает, что контроль является неотъемлемой составной частью управления. Контроль является не просто частью целого, каким предстает все управление, но и "работающей" частью каждой в отдельности функции этого управления - процесса, представляющего собой сложнейшее явление, в котором все функции находятся в диалектическом единстве и взаимодействии, неразрывно связаны, заходят друг за друга, накладываются, переплетаются <1>.
--------------------------------
<1> См.: Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973. С. 167.
Земельный контроль в отличие от других видов и направлений государственного экологического контроля имеет свои предмет и цели, которые определены в Земельном кодексе РФ, а также иных нормативных правовых актах. Как отмечается в научной литературе, "...контроль за использованием и охраной земель представляет собой деятельность уполномоченных законом государственных органов по проверке соблюдения собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами и иными участниками земельных отношений правового режима земель" <2>.
--------------------------------
<2> См.: Платонов В. Государственный контроль за использованием и охраной земель // Хозяйство и право. 1993. N 2. С. 48.
Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Административно-правовое регулирование государственного земельного контроля определяется: Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. "Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации" <3>, Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель" <4>, Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. "О государственном земельном контроле" <5>, Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. "Об утверждении положения о контроле за проведением землеустройства" <6>, Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 31 декабря 2004 г. N П/123 "Об утверждении форм (бланков) документов, необходимых для осуществления государственного земельного контроля" <7>, Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. N П/0152 "Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" <8>, Приказом Минюста России от 27 декабря 2007 г. N 254 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю" <9> и др.
--------------------------------
<3> См.: Собрание законодательства РФ. 2002. N 15. Ст. 1432.
<4> См.: Собрание законодательства РФ. 2002. N 49. Ст. 4882.
<5> См.: Собрание законодательства РФ. 2006. N 47. Ст. 4919.
<6> См.: Собрание законодательства РФ. 2009. N 2. Ст. 246.
<7> Документ опубликован не был.
<8> Документ опубликован не был.
<9> См.: Российская газета. 2008. 12 января.
Государственный земельный контроль осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Так, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, в числе прочих функций осуществляет государственную кадастровою оценку земель, землеустройство, государственный мониторинг земель, а также функции по государственному земельному контролю и др.
Кроме вышеназванной федеральной службы контрольно-надзорную деятельность осуществляют различные органы исполнительной власти, у каждого из которых своя компетенция в рассматриваемой сфере. Как справедливо отмечает В. Платонов, "...при независимости специальных органов контроля невозможно обойтись без общих согласованных или совместных мероприятий по охране земель. Они связаны с предупреждением правонарушений, экспертизой изменения качества почв, консервацией деградированных и загрязненных земель, участием в работе в различных комиссиях и др. У каждого органа есть, кроме того, и своя компетенция, свое лицо в общей системе государственного контроля" <10>.
--------------------------------
<10> См.: Платонов В. Государственный контроль за использованием и охраной земель // Хозяйство и право. 1993. N 2. С. 48.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет контроль за:
- выполнением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использованием земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
- порядком переуступки права пользования землей;
- выполнением требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- выполнением требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
- порядком предоставления сведений о состоянии земель;
- исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
- выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:
- выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
- выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
- выполнения требований законодательства РФ о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;
- режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
- выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением:
- выполнения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;
- выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Исходя из полномочий, установленных законом, а также иными нормативными правовыми актами, уполномоченные должностные лица соответствующих органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит охрана земель, вправе привлекать правонарушителей к административной ответственности за совершение административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена следующими статьями КоАП России:
- ст. 7.1 КоАП России - самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
- ч. 1 ст. 7.2 КоАП России - уничтожение межевых знаков границ земельных участков;
- ст. 7.10 КоАП России - в части самовольной переуступки права пользования землей, а равно самовольного обмена земельного участка;
- ст. 8.5 КоАП России - в части сокрытия, умышленного искажения или несвоевременного сообщения полной и достоверной информации о состоянии земель;
- ст. 8.7 КоАП России - в части невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- ст. 8.8 КоАП России - в части использования земель не по целевому назначению, неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом;
- ч. 1 ст. 19.4 КоАП России - неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;
- ч. 1 ст. 19.5 КоАП России - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;
- ст. 19.6 КоАП России - непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
- ст. 19.7 КоАП России - непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.