Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (1941 - 1950 ГГ.)
Р.М. АХМЕДОВ
Период с 1941 по 1950 г. связан с участием Советского государства в Великой Отечественной войне, перестройкой государственного механизма на военный лад, послевоенным восстановлением и развитием народного хозяйства, а в отношении конституционного принципа по осуществлению свободы совести и вероисповедания - "оттепелью" во взаимоотношениях государства с традиционными для страны конфессиями <1>.
--------------------------------
<1> История отечественного государства и права: Учебник. Часть II / Под ред. проф. О.И. Чистякова. М., 1999. С. 296 - 351.
Великая Отечественная война XX в. окончательно сложила контуры сталинской модели государственно-конфессиональной политики. Правительство Советского государства было вынуждено отказаться от прежней практики безудержного давления на веру и верующих и перейти к частичным уступкам в интересах религиозного населения страны. Продолжение конфронтации во взаимоотношениях между конфессиями и государством в условиях войны было чревато расколом в рядах трудового тыла, а также делало государственную власть уязвимой со стороны подавляемого, но не подавленного верующего населения. Правительство вынуждено было обуздать свой воинствующий атеизм, заменить его более лояльной по отношению к религиозным объединениям государственно-конфессиональной политикой.
В свою очередь религиозные организации и служители культа заняли в трудные для страны дни патриотическую позицию. Так, в первый же день войны глава Русской православной церкви - местоблюститель патриаршего престола Сергий обратился с посланием "К пастырям и пасомым Христовой православной церкви" <2>, в котором заявил о неразрывных исторических связях Русской православной церкви с судьбами Родины и призвал всех верующих встать на ее защиту. Аналогичные обращения приняли и другие религиозные организации. Однако конфессии не ограничились только духовной, моральной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества - они оказали и материальную помощь, вплоть до обмундирования армии, но особенно это проявилось в финансировании танковой колонны имени Дмитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.
--------------------------------
<2> Государство Российское: власть и общество: Сборник документов. М., 1996. С. 387 - 389.
Рубежным и знаковым событием в развитии взаимоотношений между конфессиями и Советским государством, наполнявшихся в условиях ожесточенной борьбы с фашистским агрессором новым патриотическим содержанием, стала встреча И.В. Сталина с ведущими иерархами - митрополитами Сергием (Старгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) 4 сентября 1943 г., на которой были обсуждены актуальные вопросы возрождения церковной организации и где Русская православная церковь получила разрешение на формирование канонических органов управления <3>.
--------------------------------
<3> Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. М., 1984. С. 90.
Результатами этой встречи стали: во-первых, разрешение на избрание и последующее избрание Архиерейским Собором предстоятеля Русской православной церкви с титулом "Патриарх Московский и всея Руси" митрополита Сергия <4>; образование Духовного управления мусульман Средней Азии (1943 г.); Северного Кавказа и Дагестана (1944 г.); Закавказья (1944 г.) <5>; Совета евангельских христиан-баптистов (1945 г.), регистрирование и других конфессий. На Соборе, состоявшемся в Улан-Удэ во второй половине 40-х годов XX в., принимается Положение о буддистском духовенстве (ламстве) в СССР <6>. В Иволгинском дацане близ Улан-Удэ обоснуется резиденция центрального духовного управления буддистов СССР. "Союз воинствующих безбожников" прекращает свое существование.
--------------------------------
<4> Русское православие. Вехи истории. М., 1989. С. 650.
<5> Саидбаев Т.С. Ислам и общество. Опыт историко-социологического исследования. М., 1978. С. 147.
<6> История и теория атеизма. М., 1982. С. 96; Словарь религии народов современной России. М., 1999. С. 49.
Во-вторых, это принятие Постановления 1943 г. "О порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов". Данное Постановление создало благоприятные возможности для увеличения количества культовых учреждений, духовных учебных заведений <7>. В ограниченных масштабах был разрешен выпуск религиозной периодики и отдельных изданий <8>.
--------------------------------
<7> Был открыт Православный богословский институт и Богословско-пастырские курсы (с 31 августа 1946 г. переименованы в Московскую духовную академию и Духовную семинарию). В апреле 1946 г. открываются Ленинградская духовная академия и семинария.
<8> Возобновлено издание "Журнала Московской Патриархии", закрытого в 1935 г.
В-третьих, в связи с нехваткой во вновь созданных и восстановленных культовых учреждениях священнослужителей в ноябре 1944 г. СНК СССР освобождает священнослужителей Русской православной церкви от призыва в Красную Армию.
И в-четвертых, с целью урегулирования отношений с верующими и "соблюдения советской законности" были учреждены два новых государственных органа, ведавших делами религиозных объединений. В сентябре 1943 г. по распоряжению И.В. Сталина учрежден Совет по делам Русской православной церкви. Постановлением СНК СССР от 19 мая 1944 г. учреждается Совет по делам религиозных культов при СНК СССР (в 1946 г. СНК реорганизовался в Совет Министров) как орган, призванный осуществлять связь между правительством и руководителями религиозных объединений всех конфессий, кроме православной. На СРК СМ СССР было возложено осуществление контроля за соблюдением, правильным применением и исполнением всех законодательных актов, относящихся к религии <9>.
--------------------------------
<9> Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы 1939 - 1958 гг. М., 2003. С. 32.
С этого исторического момента началось "потепление" в отношениях между конфессиями и государством, однако конфессии непрестанно пребывали под государственным контролем, и любые попытки расширения культовой деятельности конфессии вне стен духовных заведении встречали непреклонный отпор, включая административные санкции. Так, согласно Положению об управлении Русской православной церковью все вопросы церковного управления патриарх был обязан согласовывать с Советом, а правящие архиереи - с его уполномоченными на местах. Принятие решений по вопросам религиозной жизни было жестко централизовано - на местах власти могли лишь отказать общине в просьбе об открытии храма, тогда как для положительного решения требовалось согласие Совета по делам Русской православной церкви.
Сложившаяся в период войны модель государственно-конфессиональной политики сохранялась и в первые послевоенные годы. Русская православная церковь и другие религиозные объединения рассматривались руководством страны как серьезный внешнеполитический инструмент, призванный помочь в установлении контроля за Восточной Европой, противодействии Ватикану и оказании влияния на русскую эмиграцию. Как отмечал К. Ворошилов, курировавший Совет по делам Русской православной церкви по линии ЦК ВКП(б): "У русской церкви - большое будущее. Она наш главный козырь в Прибалтике, Восточной Европе, за границей вообще" <10>.
--------------------------------
<10> Цыпин В., прот. История Русской церкви: 1917 - 1997 гг. // История Русской церкви. М., 1997. С. 329.
Благодаря активной послевоенной миссионерской деятельности руководства РПЦ с 1945 по 1948 г. под юрисдикцию Московской патриархии перешла часть эмигрантских приходов и Русская духовная миссия в Китае. В апреле 1946 г. Кливлендский собор Американского митрополичьего округа (возглавитель - митрополит Феофил (Пашковский)) принимает решение о воссоединении с Московской патриархией на условиях автономии. В 1948 г. Русская духовная миссия в Иерусалиме переходит из ведения Карловацкого синода в юрисдикцию Московской патриархии. В 1947 г. архиерейский Собор Сербской церкви дал согласие на то, чтобы Московская патриархия направила в Прагу епископа для возглавления Чешской епархии. На Львовском церковном соборе официально упразднена уния и объявлено о воссоединении Греко-католической (униатской) церкви с Русской православной церковью. В 1949 г. созван Собор униатского духовенства в Ужгороде. Таким образом униаты Закарпатья воссоединились с Русской православной церковью. Уния прекратила свое легальное существование на территории СССР. Реализация данной идеологической акции позволила резко ослабить позиции Ватикана, проводившего враждебную СССР религиозную политику, и увеличить число приходов Русской православной церкви до 14,3 тыс., а количество архиереев - до 74.
Однако к концу 40-х годов XX столетия внешнеполитическое значение традиционных для СССР конфессий в условиях нарастающей глобальной конфронтации с Западом заметно снизилось. С одной стороны, не получилось создания под эгидой Московской патриархии всемирного антипапского движения христианских церквей, задуманного советским руководством, а с другой - в Восточной Европе утвердились режимы "народной демократии", сделавшие излишней просоветскую миссию Церкви в этом регионе. Как результат в 1948 г. поступательное развитие государственно-конфессиональных отношений приостановилось, что совпало с наметившейся общей внутригосударственной линией на ужесточение репрессий против инакомыслия и попыток вести конструктивный диалог мнений. В идеологическую работу партийных государственных органов вновь вернулись стереотипы и догмы антирелигиозной кампании 1930-х годов, легко воспринимавшиеся воспитанным на них партийно-советским активом.
В результате в сентябре 1948 г. было принято секретное Постановление ЦК ВКП(б) "О мерах по усилению антирелигиозной пропаганды", утверждавшее, что "изменение отношения духовенства к Советскому государству не может изменить реакционного существа религиозной идеологии" <11>. Как результат в стране приостановился рост численности религиозных объединений. В государственных и партийных аппаратах происходит переориентация в отношении к религиозному вопросу. Если для Сталина и Молотова в государственно-конфессиональной политике не требовалось санкций партийных органов, и в общении с религиозными объединениями они подчеркнуто выступали от имени государства, то с 1954 г. вопросы государственно-конфессиональной политики постепенно переместились в сферу партийного влияния и стали увязываться с целями и задачами "антирелигиозной работы" <12>.
--------------------------------
<11> См.: Цыпин В., прот. Указ. соч. С. 357.
<12> Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы 1939 - 1958 гг. М., 2003. С. 52 - 53.
Таким образом, сложившиеся государственно-конфессиональные отношения в экстремальных условиях для советской государственности и общественности позволили в небольшой исторический период времени обустроить и упорядочить руководство традиционными для страны конфессиями; возродить духовное образование и деятельность культовых учреждении; активизировать интеграционные процессы по возвращению под юрисдикцию Московского патриархата эмигрантских православных приходов. Однако дальнейшая реализация руководством страны непродуманной государственно-конфессиональной политики относительно перспектив и средств построения коммунистического общества искусственно обострила вопрос о судьбах религии уже в середине 50-х годов XX столетия. Широко развернувшаяся идейная борьба с религией подменилась администрированием, "непримиримость к религии подменялась непримиримостью к людям". В сфере осуществления принципа свободы совести и вероисповедания получили развитие административно-командные методы в угоду партийно-идеологическим установкам.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.