Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВОЕННЫЕ ТРИБУНАЛЫ КАК ФОРПОСТ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Н.А. ЛАТЫШЕВА
22 июня 1941 г. стало первым днем войны для Союза Советских Социалистических Республик, названной позже Великой Отечественной. В этот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о венных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. По сути, военные трибуналы оказались ведущей формой осуществления правосудия в период подавления фашисткой агрессии. Итог их работы: 2 миллиона 530 тысяч 663 приговора; 284 тысячи 344 граждан СССР были приговорены военными трибуналами к высшей мере наказания, или 8,9% от общего количества представших перед военными трибуналами <1>.
--------------------------------
<1> Данные генерал-полковника юстиции А. Муранова // Государство и право. 1995. N 8.
Организация и комплектование военных трибуналов осуществлялись на основе ст. 57 Закона о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Они создавались при военных округах, фронтах и морских флотах, а также при армиях, корпусах, иных воинских соединениях и военизированных учреждениях. Кроме этого, линейные суды железнодорожного и водного транспорта реорганизовывались Народным комиссариатом юстиции СССР в военные трибуналы соответствующих железных дорог и водных путей сообщения.
Приписка к военным трибуналам в должностях заместителей председателей и членов военных трибуналов производилась из числа лиц военно-юридического состава запаса, а в должностях председателей трибуналов - из числа кадровых работников военных трибуналов. Данным судам предоставлялось право рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены лишь в порядке надзора. Это существенно упрощало судопроизводство за счет секвестирования прав подсудимых. При этом военным советам округов, армий (флотов и флотилий), а также командующим фронтами, армиями и округами (флотами и флотилиями) было дано право приостанавливать исполнение приговоров с высшей мерой наказания с одновременным сообщением по телеграфу Председателю Высшей коллегии Верховного Суда Союза ССР и Главному военному прокурору Красной Армии и Главному военному прокурору Военно-Морского Флота Союза ССР своего мнения по рассмотренному делу. Механизм, установленный Положением от 22 июня 1941 г., предусматривал в случае неполучения в течение 72 часов ответной телеграммы от указанных адресатов безотлагательное приведение приговора в исполнение.
С первых дней войны дела в военных трибуналах рассматривались постоянным составом судей, без участия народных заседателей. Но Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1942 г. вводилось участие народных заседателей, которые являлись представителями политических органов и командования воинских частей.
Военные трибуналы рассматривали дела о преступлениях, которые были направлены против обороны, общественного порядка и государственной безопасности в районах, объявленных на военном положении. К суду военных трибуналов привлекались и гражданские лица по делам о государственных преступлениях, хищениях социалистической собственности, разбоях, грабежах, умышленных убийствах, побегах из мест заключения, сопротивлении представителям власти, уклонении от службы в армии, незаконном хранении оружия. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июля 1941 г. "Об ответственности за распространение ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения" все дела такого рода рассматривались только трибуналами, как и дела о самовольном уходе рабочих и служащих с предприятий военной промышленности и гражданских заводов, обслуживающих военную промышленность.
В районах, объявленных на военном положении, подавляющее большинство судов общей юрисдикции после 22 июня 1941 г. были реорганизованы в военные трибуналы. В число территорий, с первых дней войны получивших де-юре статус "на военном положении", вошла и Архангельская область. Согласно плану гитлеровского командования "Барбаросса" силами армии "Норвегия" планировался молниеносный захват Кольского полуострова, г. Мурманска, территорий вдоль Кировской железной дороги и г. Архангельска. Стратегическое значение Архангельска как города-порта было велико. В годы Великой Отечественной войны Архангельский порт впервые за всю свою историю стал незамерзающим благодаря бесперебойной работе ледоколов. Портовые службы обеспечивали поставки стран-союзниц по ленд-лизу, приближая перелом в стратегически важных сражениях на фронтах и дальнейшую освободительную кампанию <2>. На нужды фронта работала промышленность: лесопильные заводы, Печорская и Обозерско-Беломорская железные дороги, крупнейший на Беломорском севере судоремонтный завод "Красная кузница", Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат, колхозное сельское хозяйство. Учащиеся техникумов и старшеклассники были мобилизованы на промысловые экспедиции в район о. Новая Земля для вылова рыбы, промысла морского зверя, заготовки яиц и тушек кайры. Тыл обеспечивал грядущую победу. Поэтому поддержание правопорядка и законности являлись ведущей внутренней функцией государства, отражающего внешнюю агрессию. Военные трибуналы как органы судебной власти обеспечивали жизнеспособность советского государства и суверенитет нации. Судьи, работники военных трибуналов своим ежедневным, подчас героическим трудом в условиях голода, холода и бомбежек, а также крайней недостаточности материально-технических ресурсов для обеспечения профессиональной деятельности исполняли свои должностные обязанности с полной самоотдачей.
--------------------------------
<2> Булатов В.Н. Конвои идут в Архангельск: Сборник научных трудов "Северные конвои". Архангельск, 1991. С. 27.
Военные трибуналы быстро окрепли, рос и их кадровый потенциал. В соответствии с Директивой Управления военных трибуналов от 16 января 1942 г. N 096 в целях учета отличившихся в боях военно-юридических работников, достойных поощрения и зачисления в резерв на продвижение на более ответственные должности, была проведена работа по составлению развернутых боевых характеристик на весь личный состав. Одновременно выявлялись лица, не оправдавшие доверия и подлежащие отчислению из системы военных трибуналов. В характеристиках на судей военных трибуналов указывались следующие характеризующие данные: политическая грамотность и участие в массовой работе военных трибуналов, умение провести доклад, беседу и прочее; юридическая грамотность, умение составлять судебные документы - протоколы, приговоры и т.д.; организация и проведение процессов среди красноармейской массы; целеустремленность процесса и умение мобилизовать массы вокруг выносимых приговоров; количество проведенных докладов, бесед в частях, участие в печатных изданиях. В отношении секретарского состава характеристики должны были содержать указания на умение организовать работу канцелярии (делопроизводство, учет, отчетность), быстроту и качество работы в целом и, в частности, по оформлению дел и ведению протоколов судебных заседаний, общую техническую и юридическую грамотность, участие в политико-массовой работе.
Таким образом, начатая в военные годы аналитическая работа по внимательному изучению вновь пришедших в судебную систему специалистов служила целям формирования кадрового резерва для работы в судах в послевоенный период восстановления народного хозяйства.
Сугубо мужское дело - война требовала безостановочной мобилизационной работы в отношении лиц мужского пола. В июле 1942 г. начальникам военных трибуналов было объявлено о необходимости замены военнослужащих-мужчин, находящихся на работе секретарями военных трибуналов дивизий и бригад, женщинами. Вскоре все мужчины, работники аппаратов военных судов, которые могли держать в руках оружие, были направлены на фронт.
Показательно, что даже в этот сложный для страны период предпринимались все усилия, направленные на обучение сотрудников военных трибуналов и повышение их профессионального уровня, так как качество осуществления правосудия как в военные, так и в мирные годы зависит от уровня профессиональной подготовки каждого из судей и работников аппарата. Даже в первые годы войны продолжали реализовывать свои учебные планы юридические школы и юридические институты.
Юридические школы готовили юристов средней квалификации. Срок обучения в них составлял два года, за время обучения учащиеся имели возможность изучить 19 дисциплин. В юридические школы принимали граждан обоего пола от 17 до 40 лет, с общеобразовательной подготовкой 7 классов. Разосланные в 1942 г. в военные трибуналы брошюры содержали 27 адресов действующих юридических школ. Действовали Постановления Совнаркома от октября 1940 г. N 1860 и N 1999 об обеспечении слушателей юридических школ стипендиями в размере 200 рублей в месяц. В стационарных юридических институтах устанавливался трехлетний срок обучения, исключая Всесоюзный юридический заочный институт и вечерние отделения, где был установлен четырехлетний период обучения. Данный уровень получения юридического образования предполагал изучение 28 учебных дисциплин. В 1942 г. учебный процесс осуществлялся в 7 юридических институтах и в 8 филиалах Всероссийского юридического заочного института. В институтах могли учиться граждане от 17 до 35 лет, причем во Всероссийский юридический заочный институт прием осуществлялся без ограничения возраста. В учебные заведения высшего звена принимались лица, имеющие законченное среднее образование: десятилетка, рабфак, техникум, училище, средняя школа для взрослых, средняя трехгодичная медицинская школа, военное училище. Потребностью в образованных кадрах для обеспечения работы советских предприятий и учреждений, органов судебной системы было обусловлено принятие Постановления от 5 мая 1942 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б), которое давало право руководителям принимать на работу студентов на четырех- и шестичасовой рабочий день с оплатой в соответствии с отработанным временем. Ряд других социальных гарантий помогал поддерживать интерес к образованию. Так, от платы за обучение освобождалась значительная часть студентов, им предоставлялся ежегодный десятидневный отпуск для сдачи текущих экзаменов, а для государственных экзаменов - 1 месяц.
Председатели военных трибуналов периодически направляли отчеты об обучении сотрудников. В Приказе Народного комиссара юстиции от сентября 1942 г. N 89 подчеркивалось, что в системе военных трибуналов железнодорожного и водного транспорта количество работников, закончивших лишь краткосрочные юридические курсы, составляет 56%. Был сделан вывод: отсутствие необходимой юридической подготовки отрицательно влияет на качество работы трибуналов. Такое положение тем же 89-м Приказом было признано недопустимым. В результате работа в направлении повышения квалификации существенно активизировалась. Председателям военных трибуналов было приказано обеспечить своевременное представление заявлений о приеме в юридические институты, а также о ликвидации учебной задолженности от учившихся ранее работников вверенных им трибуналов и организовать надлежащий учет и контроль до момента получения специалистами высшего юридического образования. В итоге некоторые судьи, закончившие еще в довоенные годы юридические институты, изъявляли желание поступить на заочную аспирантуру кафедры уголовного права при Московском или Ленинградском юридических институтах. Обучение и постоянное самообразование являлось государственной обязанностью судей и работников аппаратов военных трибуналов.
Военные трибуналы использовали в организации своей работы механизм, широко известный под названием "социалистическое соревнование" (далее - соцсоревнование). Несомненно, соцсоревнование помогало добиваться наиболее высоких результатов в работе. К примеру, Военный трибунал Северо-Печорской железной дороги заключал договоры соцсоревнования с Военными трибуналами Горьковской железной дороги и Октябрьской железной дороги, с Военной прокуратурой Ленинградской железной дороги. Основная задача реализации соцдоговоров заключалась в достижении целей максимальной эффективности организации работы военных трибуналов в области "борьбы за соблюдение социалистической законности и выполнения всех заданий правительства, беспощадной борьбы со шпионами, диверсантами, провокаторами, расхитителями народного добра, дезорганизаторами трудовой дисциплины, трусами, паникерами и прочими нарушителями советских законов <3>.
--------------------------------
<3> Фонд Архангельского областного суда. Арх. N 006. С. 185, 215.
Договоры соцсоревнования предполагали взятие работниками военных трибуналов обязательств по точному началу судебных заседаний в назначенные дни и часы, исключая при этом срывы и опоздания. Максимально увеличивалось рассмотрение дел, имеющих воспитательное значение, в общественных местах - в депо, на участках железной дороги, в рабочих столовых и т.п. Соревнующиеся трибуналы брали на себя обязательства по сокращению сроков рассмотрения дел. Так, одно из обязательств заключалось в максимальном снижении сроков рассмотрения дел, поступающих в военный трибунал. В частности, количество дел, рассмотренных в двухдневный срок в одном из трибуналов в период с 1 октября 1941 г. по 1 июня 1942 г., а их было 55,5%, предполагалось довести до 80%. Более длительные сроки рассмотрения судебных дел (от трех до пяти дней), которые были зафиксированы в тот же период и составили 36,6% от рассмотренных дел, предполагалось снизить до 20%, было решено не допускать рассмотрение дел в сроки, превышающие 5 дней. Судьи, народные заседатели военных трибуналов стремились к тому, чтобы не было ни единого приговора, отмененного вышестоящей судебной инстанцией по его "неосновательности", ввиду неправильной квалификации или мягкости избранной меры наказания. Судьи брали на себя обязательства безотлагательного вынесения определений при выявлении в процессе рассмотрения дел недостатков в работе советских организаций и привлечения виновных к дисциплинарной ответственности. Работники аппарата считали своим долгом добиваться оформления протоколов судебных заседаний и их подписания, как правило, в день судебного заседания, допуская лишь в виде исключения по сложным делам оформления протокола на следующий день. Исполнение приговоров, в том числе высылки приобщенных документов, извещений о судимости и ограничений в правах, о конфискации имущества и т.п., происходило, как правило, не позднее дня, следующего за вынесением приговора. Такие сферы судебной работы, как статистика, учет, обмен опытом, также были под постоянным контролем. Одним из важных пунктов соцсоревнования было взятие на специальный учет вопросов материального и процессуального права, с регулярным вынесением их на оперативные совещания для обсуждения и разрешения, а в необходимых случаях информирования Народного комиссариата юстиции.
Режим рабочего времени в военных трибуналах для каждого из судей, работников аппарата суда фактически составлял 14 - 16 часов в сутки. Совещание работников Военного трибунала Горьковской железной дороги, посвященное обсуждению договора соцсоревнования с коллективом Северо-Печорской железной дороги, постановило принять договор в предложенном виде с взятием на себя дополнительных обязательств. Так, было решено изучать судебную практику по наиболее важным категориям дел (о крушениях, авариях, браках в работе, простое вагонов и т.п.) ежемесячно и составлять соответствующие обзоры судебной практики. Горьковский военный трибунал постановил охватить заочным юридическим образованием всех оперативных работников, не имеющих такового. Также единогласно было принято решение о даче ответов на жалобы и запросы в день их поступления, о направлении копий приговоров и определений в тюрьмы, прокуратуру в день вынесения, о содержании регистрационных карточек в "культурном порядке", не допуская помарок и поправок при занесении сведений.
Кроме коллективных договоров соцсоревнования широко применялась такая форма работы, как принятие индивидуальных договоров соцсоревнования. Каждый из работников военного трибунала мог поставить конкретные задачи для себя лично, тем самым вложив долю своего труда в общее дело. Некоторые из обязательств имели следующие показатели: по изучаемым предметам командирской учебы сдавать зачеты не ниже чем на "отлично"; овладеть в совершенстве личным оружием; систематически повышать политические и юридические знания путем изучения соответствующей литературы.
Каждый из невыполненных пунктов в договоре соцсоревнования был чрезвычайным происшествием для коллектива военного трибунала, который находил свое критическое обсуждение и, как правило, достойно выполнялся в последующие периоды. Договоры соцсоревнования наряду с квартальными планами работ судов являлись своеобразным морально-нравственным стержнем в организации работы военных трибуналов.
Кроме добровольного взятия на себя повышенных обязательств, повышению качества работы военных трибуналов служили проверки качества их работы уполномоченными работниками Народного комиссариата юстиции и иными вышестоящими структурами. К примеру, проведенной в июне 1942 г. проверкой Северо-Печорского военного трибунала за подписью председателя Ленинградской железной дороги было установлено, что из 505 просмотренных дел по 8 делам секретарями судебных заседаний были не исполнены приговоры в части неотправки извещений о поражении в правах по ст. 31 УК РСФСР и по 17 делам составами суда не вынесено определений о судьбе вещественных доказательств, чем нарушался п. 7 ст. 320 УПК РСФСР. Приказом вр.и.о. председателя Военного трибунала Ленинградской железной дороги от 15 июня 1942 г. N 45 было разъяснено и нормативно четко откорректировано судебное делопроизводство в вопросах исполнения приговоров. Таким образом, исполнение обязанностей без нарушений требований действующих правил, четкое и неукоснительное соблюдение процессуальных норм являлось целью работы малочисленного аппарата, имевшегося в военных трибуналах.
Судьи и работники аппаратов военных трибуналов были обязаны также овладевать знаниями в военном деле. В июле 1942 г. в Управлении трибуналов железнодорожного и водного транспортов было выявлено, что в ряде трибуналов оперативные работники совершенно не имеют первичных военных знаний. Это замечание относилось к военным трибуналам Ашхабадской, Ташкентской, Красноярской, Дальневосточной, Карагандинской железных дорог. Кроме этого, значительная часть работников трибуналов, несмотря на истечение срока выслуги, так и не были представлены к присвоению очередных воинских званий. С целью устранения подобных фактов было заявлено о необходимости проведения регулярных аттестаций работников военных трибуналов транспорта. В военных трибуналах начали разрабатываться планы работ по проведению аттестационной работы и перечни вопросов по подготовке служащих к аттестации. Изучение Дисциплинарного устава Красной Армии со сдачей соответствующих зачетов стало проводиться систематически и регулярно.
Делопроизводство в военных трибуналах четко регламентировалось. Документооборот подчинялся довоенным правилам организации работы по обеспечению судебного делопроизводства. Однако некоторая часть требований модернизировалась исходя из требований Положения о военных трибуналах, особенностей подсудности дел. По делам, где в качестве меры наказания была применена высшая мера наказания, секретарю судебного заседания было необходимо немедленно после вынесения и оглашения приговора, кроме выполнения основной работы по оформлению дела, обеспечить печатание на машинке протокола судебного следствия и судебного заседания в одном экземпляре на плотной бумаге и подшить вслед за подлинниками. Далее страницы дела должны были быть пронумерованы, с составлением внутренней описи документов. Обязательным, завершающим этапом работы секретаря судебного заседания являлось занесение сведений согласно графам в учетных статистических карточках. Дело должно было быть закончено делопроизводством не позднее чем через шесть часов после оглашения приговора.
Председатель военного трибунала 2-го Белорусского фронта И.Я. Мирошниченко в своих воспоминаниях отмечал, что "по установившейся практике ни одно из уголовных дел, рассмотренных военными трибуналами действующей армии, не могло быть направлено для архивного хранения без просмотра в военном трибунале фронта. Все военные трибуналы обязаны были в трехдневный срок после вынесения приговора надлежащим образом оформить дело и направить его в вышестоящий трибунал" <4>.
--------------------------------
<4> Петухов Н.А. История военных судов России. М.: Норма, 2009. С. 229.
Деятельность военных трибуналов во многом ассоциируется современниками с репрессиями и применением крайне жестких мер наказания. Процессы по реабилитации, состоявшиеся уже в постсоветский период, в некоторой части явились доказательством этого утверждения. Но все же правосознание и, как следствие, правоприменение того времени служили целям поддержания стабильности внутригосударственных систем и механизмов в военный период. Попытаться понять сущность уголовно-правовой ответственности и соотнести с избранной мерой наказания можно на примере следующего дела, рассмотренного военным трибуналом войск НКВД СССР в 1941 г. Дело по обвинению А. по ст. 59.3 УК РСФСР (бандитизм) было начато 1 июля 1941 г., а окончено спустя 2,5 месяца - 18 сентября 1941 г. Согласно его материалам подсудимый А. по социальному происхождению был из крестьян-бедняков, являлся "деклассированным элементом", малограмотным, беспартийным, холостым гражданином. Обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст. 59.3 УК РСФСР, ему было предъявлено в период отбытия наказания в условиях лагерного режима. Одним из оснований обвинения являлись произнесенные осужденным А. слова: "Я теперь категорически отказываюсь выходить на работу. Вы можете воевать, а мне все равно - я человек лагерный, и мне нечего думать о военных действиях". В ходе судебного следствия было выяснено, что А., отбывая срок наказания, с целью "контрреволюционного саботажа" с декабря 1940 г. по 24 июня 1941 г. систематически отказывался от выхода на работу, занимался "членовредительством, искусственно создавая флегмону язвы у стопы правой ноги путем прикладывания соляного компресса". В конце мая 1941 г. в клубе лагерного участка, после того как начальник не пустил заключенного А. как "отказчика" в клуб, он поднял "дебош" и во всеуслышание заявлял слова угрозы в адрес начальника лагеря и советской власти, за что был направлен в изолятор, но бежал из-под караула и пытался совершить нападение на начальника лагеря. При водворении в изолятор он вновь пытался совершить побег путем слома двери и продолжал высказывать угрозы в адрес лагерной администрации.
5 сентября 1941 г. обвиняемый А. ознакомился с материалами дела, не заявив при этом никаких ходатайств. Военный трибунал рассмотрел дело осужденного А., вновь ставшего подсудимым, 18 сентября 1941 г. в открытом судебном заседании, которое началось в 13 час. 00 мин. В 14 час. суд удалился в совещательную комнату, а в 14 час. 30 мин. судебное заседание было объявлено закрытым. Гражданин А. был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу, без конфискации имущества за отсутствием у него такового. Это одно из полумиллиона судебных дел, характеризующих судебное делопроизводство того, особого периода.
Спустя 3 месяца после начала войны, 4 октября 1941 г., Наркоматом обороны был издан Приказ N 0391 "О фактах подмены воспитательной работы репрессиями". Согласно данному документу отсрочка исполнения наказания в виде лишения свободы применялась по большинству воинских и общеуголовных преступлений. Во втором полугодии 1941 г. отсрочка была применена к 70% осужденных к лишению свободы, в 1942 г. - к 79%, в 1943 г. - к 84%. Эта общая тенденция вполне очевидна при изучении графы "мера наказания" в учетно-статистических карточках по судебным делам, которые заполнялись безукоризненно и скрупулезно.
Общим фоном для рассмотрения военными трибуналами Красной армии, войск НКВД, железнодорожного и водного транспорта вышеприведенного, а также более двух с половиной миллионов судебных дел были сложная ситуация на фронтах, тяжелые бои и большие потери советских войск, массовый героизм на фронте и в тылу, эвакуация, горе, голод и нужда миллионов людей, оккупация. В период Великой Отечественной войны военные трибуналы придерживались основных принципов правосудия, которые состояли в устности, непосредственности и гласности процесса. Военные трибуналы как непосредственно и активно действующие органы государственной власти служили мощным фактором сохранения действующих в довоенный период общественных отношений, соблюдения принципов социалистической законности и общественного правопорядка. Спустя десятилетия, в канун 65-летия Великой Победы над фашизмом, оценка деятельности военных трибуналов заключается в признании огромного личного вклада каждого из судей и работников аппарата в приближение победной весны 1945 г.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.