Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
М.И. ПРОХОРОВА, О.В. ПОЛЕЩУК
Задача коренного совершенствования информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации приобретает исключительное значение в условиях устойчивого роста преступности (около 30% в год), развития ее организованных форм; активная миграция преступников, межрегиональный характер и организованность их действий требуют новых подходов в стратегии борьбы за обеспечение безопасности государства, защиты жизни, здоровья, достоинства и чести граждан. Современная криминальная ситуация в России свидетельствует о том, что число нераскрытых преступлений за последние четыре года колеблется от 24 до 30%. На наш взгляд, одним из эффективных путей укрепления правопорядка является своевременное, полное и достоверное информационно-справочное обеспечение деятельности правоохранительных органов, в частности дальнейшее повышение эффективности использования экспертных фондов в процессе раскрытия и расследования преступлений.
Проведенное анкетирование ЭКЦ УВД (ГУВД) ряда краев и областей Российской Федерации (Краснодарский, Приморский, Ставропольский края, Архангельская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Костромская, Свердловская, Смоленская, Томская области, Чувашская Республика, ЭКУ МВД Республики Башкортостан) позволило выделить проблемы использования криминалистических коллекций в расследовании преступлений в целом:
- отсутствие общих концептуальных подходов к созданию логически и технически взаимосвязанной информационной системы, гармонично сочетающей всю совокупность ведомственных, межведомственных и межгосударственных подсистем информационного обеспечения;
- отсутствие единых технологий и методик аналитической работы;
- отсутствие эффективного механизма контроля качества (неразработанность универсальных критериев оценки информации) и эффективности информационного обеспечения на всех уровнях органов внутренних дел;
- отсутствие совместных межведомственных программ разработки информационных проблем в рамках обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений и, как следствие, отсутствие единого механизма постановки информационных задач на государственном и межведомственном уровне;
- отсутствие координации деятельности органов внутренних дел по преодолению организационной разобщенности криминалистических коллекций как на территории Российской Федерации, так и по видам коллекций;
- отсутствие базы подготовки кадров для информационно-аналитических подразделений различных профилей и уровней;
- недостаточный уровень финансового, материально-технического обеспечения данной сферы деятельности, который сегодня характерен для субъектов практически всех уровней.
Актуальной проблемой является обеспечение полноты, достоверности и качества поступающей с мест информации. Качество учетно-регистрационной работы на местах отражается на полноте, достоверности и своевременности подготовки сведений, поступающих на уровень МВД, УВД, УВДТ. Необъективные данные попадают и в экспертно-криминалистические учеты. Этим самым определенная часть сил и средств затрачивается впустую.
В свое время Р.С. Белкин отметил, что если объекты причинно связаны с преступлением (например, следы пальцев рук, изъятые с места происшествия, стреляные гильзы, описание похищенной вещи и т.д.), то эта информация потенциально является доказательственной. Во всех остальных случаях регистрационная информация носит потенциально ориентирующий характер <1>. Тем самым он говорил о том, что "регистрационная информация носит потенциально доказательственный или потенциально ориентирующий характер потому, что, не будучи востребованной для использования органом дознания, следователем или судом, она не приобретает никакого значения ни в уголовном процессе, ни в оперативно-розыскной деятельности" <2>.
--------------------------------
<1> См.: Белкин Р.С. Курс криминалистики: В 3 т. Т. 2: Частные криминалистические теории. М.: Юристъ, 1997. С. 186.
<2> Там же. С. 186.
В действительности ни при раскрытии, ни при расследовании преступлений не используется весь объем потенциальной информации. Здесь есть по меньшей мере две причины: а) при современном уровне криминалистической техники и научном арсенале конкретного субъекта познания далеко не всегда представляется возможным выявить все признаки и особенности, присущие объекту познания, а следовательно, выявить и закрепить всю потенциальную информацию о нем; б) практика показывает, что стремление получить максимум информации в ряде случаев может привести лишь к ненужному усложнению и удлинению процедуры установления обстоятельств по делу, а иногда и к утрате возможности их установления.
Направлением эффективного использования криминалистической информации (с учетом ее объема и многообразия) являются информационно-поисковые системы, обеспечивающие накопление, обработку, хранение и поиск информации, т.е. криминалистическая регистрация, представляющая как определенную систему материальных объектов (коллекции, картотеки, базы данных, иные хранилища информации), так и практическую регистрационную деятельность <3>. При необходимости она может быть дополнена и учетно-регистрационной информацией, сбор, обработка и представление которой составляют основное содержание криминалистической регистрации, включая и криминалистическую коллекционную деятельность.
--------------------------------
<3> См.: Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под общ. ред. Р.С. Белкина. М., 1999. С. 368.
Согласно нормативным актам МВД РФ существует две формы ведения экспертно-криминалистических учетов: а) основная - картотека, состоящая из информационных карт установленной формы, содержащих закрепленную и систематизированную индивидуальную экспертно-криминалистическую информацию об объектах учета; б) дополнительная - объекты, являющиеся вещественными доказательствами по уголовным делам, в ЭКП на исследование, проверку и постановку на учет осуществляется органами предварительного расследования либо по их поручению сотрудниками оперативного подразделения.
Изучение следственной практики показало, что в отдельных РОВД дознаватели, специализирующиеся на раскрытии тяжких преступлений, создают собственные картотеки, в которые включают информацию: 1) фотографии в различных ракурсах внешнего облика лица, фотографии особых примет (шрамов, татуировок); 2) сведения о прежней судимости, копии приговоров, сведения о соучастниках и их местонахождении, роде занятия; 3) сведения о близких родственниках и друзьях; 4) сведения о прежних местах службы, работы. В случае необходимости эта информация может быть предоставлена следователю.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности..." государственное судебно-экспертное учреждение вправе ходатайствовать перед судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором о передаче предметов, являвшихся вещественными доказательствами, для пополнения имеющихся натурных коллекций с целью использования в дальнейшей экспертной, научной и учебно-методической деятельности. В экспертно-криминалистических подразделениях формируются следующие виды криминалистических коллекций:
- пуль, гильз патронов со следами оружия, изъятых с мест преступлений (пулегильзотеки);
- поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом;
- фонотеки голосов и речи лиц, представляющих оперативный интерес;
- орудий взлома, подошв обуви и протекторов шин авто-, мототранспортных средств;
- поддельных медицинских рецептов на получение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств и коллекции образцов почерка лиц, занимающихся подделкой таких документов;
- образцов поддельных денежных знаков;
- взрывчатых веществ;
- холодного оружия;
- горюче-смазочных материалов;
- лакокрасочных покрытий;
- волокнистых материалов;
- материалов, используемых для изготовления документов;
- оттисков печатей, штампов, пломб, замков (запорных устройств).
Из анализа следственной и экспертной практики следует, что существует проблема в отношении эффективного применения натурных коллекций в раскрытии, расследовании преступлений. Имеющиеся в ряде экспертных подразделений коллекции недостаточно упорядочены и систематизированы, что затрудняет их использование. Это объясняется отсутствием единой научно обоснованной и организационно обеспеченной системы их комплектования и использования. Несмотря на то что ряд коллекционных образов может оказать неоценимую помощь для установления сведений о свойствах объектов экспертного исследования, дать возможность оценить материальный объект достаточно полно, комплектование натурных коллекций и передача их на места проявляются слабо.
В свете сказанного заслуживает внимания предложение о формировании информационно-компьютерных коллекций о самодельных взрывных устройствах, использовавшихся при совершении преступлений, к которым можно отнести коллекции деталей взрывных устройств, изъятые с мест совершения преступлений; коллекции макетов самодельных взрывных устройств (ВУ), взрывчатых веществ (ВВ), боеприпасов и компонентов, их составляющих, для взрыва; заключения взрывотехнических экспертиз, а также справочно-вспомогательных фондов, представленных в виде литературных источников, фотоизображений различных материальных объектов на базе компьютерной техники.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.