ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: МАГИСТЕРСКИЕ, ДИПЛОМНЫЕ, КУРСОВЫЕ
Консультационные услуги студентам
Навигация по сайту:
Контакты:

Свяжитесь с нами:

ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru



Словарь юридических терминов: Административное право

Термины из раздела "Административное право"

Административное право (от лат. administratio - управление) - одна из важнейших публично-правовых отраслей. А.п. - это упорядоченная совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в области организации и функционирования системы публичного управления, осуществляемого на государственном и муниципальном уровне посредством специального вида властеотношений - административно-управленческой (организационной, исполнительной) деятельности. В зарубежных источниках данная деятельность именуется административно-государственным управлением, поскольку подчиняется в своей основе политическому управлению, контролирующему и направляющему административную власть государства. В российской практике данная властная деятельность относится преимущественно к сфере исполнительной власти. Повсюду, где проявляется этот самостоятельный вид публичного управления, действует административное право. А.п. регулирует управленческие отношения, складывающиеся как внутри системы исполнительной власти, так и в процессе ее реализации, а также в иных областях административной деятельности государства и прочих субъектов публичного управления, которым делегированы определенные полномочия организационно-управленческого плана, в рамках которых реализуются ключевые административные функции (контроль, организация, регулирование и координация), предполагающие непосредственное управленческое воздействие на жизнедеятельность субъектов правовых отношений.

Предмет а.п., как и любой другой отрасли, - это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Поскольку круг этот весьма широк, труднообозрим и чрезвычайно подвижен, возникают большие сложности в определении и описании предмета а.п.

В подходах к пониманию предмета а.п. наблюдается и дифференцирующий метод, в результате которого к административному праву относят относительно самостоятельные группы отношений, включающие в свой круг различные виды административной деятельности государства. На этом основании выделяют федеральное и региональное а.п., административно-материальное и административно-процессуальное право (административная юстиция), внутриаппаратные (внутриорганизационные) и внеаппаратные (исполнительно-распорядительные) отношения, административно-регулятивное и административно-деликтное право и др. Большую роль в процессе дифференциации предмета а.п. играет несамостоятельность административно-процессуальных отношений, что предопределяет специфичный облик российского а.п.

Во многих областях регулирования а.п. претерпевает развитие и значительное обновление, имеет место становление новых правовых институтов. Многообразие отношений, включаемых в предмет а.п., подтверждает единство их природы, в основе которой лежит неравномерность и многоплановость области публичного управления.

Методом а.п. принято считать императивный (повелительный) метод. Вся организация и деятельность исполнительной власти и любого административного института подчинены именно этому методу, который справедливо называют методом власти и подчинения. Другие методы служат ему дополнением, помогают дифференцировать средства а.п. и снизить негативные издержки использования административного ресурса власти. В современном механизме административно-правового регулирования присутствует диспозитивный метод и его проявления: договорные начала, рекомендации, взаимная ответственность, коллегиальность, а также поощрительный метод. Большинство перечисленных средств административно-правового воздействия сопровождает современный переход к широкому использованию непрямых форм управления. Для характеристики такого альтернативного механизма часто используется термин "государственное регулирование".

А.п., как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом внутри данной отрасли группируются составляющие ее нормы права. По масштабу действия нормы административного права делятся на две большие группы: на общую часть, которую составляет первая группа административно-правовых норм, масштаб действия и области применения которых охватывают все отрасли и сферы государственного управления, и особенную часть, которую составляет вторая группа административно-правовых норм, масштаб действия которых ограничен отдельными конкретными отраслями и сферами государственного управления.

Внутри общей и особенной частей а.п. как отрасль права подразделяется на административно-правовые институты. Например, институт административно-правового статуса граждан, институт государственной службы; институт административной ответственности; институты административно-правового регулирования в промышленном, строительном, агропромышленном комплексах, образовательном и социально-культурном комплексах и др.

А.п. как огромная совокупность действующих административно-правовых норм является объектом изучения науки административного права, а также осмысленного систематического изложения в вузовском курсе учебной дисциплины "Административное право". Наука а.п. изучает не только действующие нормы этой отрасли, но также их историю и перспективы развития. Кроме того, наука изучает не только нормы, но и те общественные отношения, которые они призваны регулировать.

Курсовые и дипломные работы по административному праву

ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ

"Горячие" документы:

ИА ГАРАНТ

2009-2024 © justicemaker.ru, все права защищены