Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Жилищное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НЕСОВЕРШЕНСТВО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РАСКРЫТИИ ИНФОРМАЦИИ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА: ВЗГЛЯД ПРОКУРОРА
С.Г. ХУСЯЙНОВА
Проводимые в России социально значимые преобразования, демократизация общественной жизни, информатизация органов государственной власти и органов местного самоуправления требуют коренного изменения структуры и характера информационного обеспечения, что, в свою очередь, повлекло создание в Российской Федерации "электронного правительства", под которым понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов <1>.
--------------------------------
<1> Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 632-р.
Создание инновационного общества, в основе которого лежит информация, является стратегическим направлением развития страны на современном этапе.
По справедливому замечанию А.В. Паламарчука, высокую актуальность сегодня приобретают механизмы выстраивания информационного взаимодействия двух сложных институтов - власти и общества. Действенность же этих механизмов в России должна быть гарантирована в нормативных правовых актах <2>.
--------------------------------
<2> Паламарчук А.В. Свобода информации и законность: теория и практика: Монография. М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2013. С. 8.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установил общие принципы обеспечения свободы информации, регулируя отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.
Общие принципы обеспечения свободы информации, закрепленные в упомянутом выше Законе, конкретизированы в ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в которой в качестве основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления названы: открытость, достоверность, доступность информации.
Причем свобода информации проявляется в данном случае не только в том, что информация о деятельности этих органов, о предоставляемых ими услугах должна быть открытой и прозрачной для тех, в интересах кого они работают, - для граждан, но и в использовании государственными, в том числе правоохранительными, органами новых форм и методов реализации принципа свободы информации.
Это можно наглядно проиллюстрировать на примере деятельности прокуратуры, работа которой в последнее время существенно модернизирована, ей предоставлены качественно новые полномочия, которые в существенной степени повышают эффективность реализации принципа свободы информации. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) наделил органы прокуратуры качественно новыми полномочиями по согласованию внеплановых выездных проверок, проводимых органами государственного и муниципального контроля в отношении хозяйствующих субъектов, и формированию ежегодного сводного плана проведения указанными органами плановых проверок предпринимателей.
Начиная с 2010 г. в соответствии со ст. 9 Закона N 294-ФЗ Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный единый сводный план проведения органами контроля плановых проверок предпринимателей, который размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Интернете. По мнению Н.Д. Бут, указанные полномочия стали важной составляющей создания государством эффективной системы комплексной поддержки предпринимательства, защиты свободы экономической деятельности <3>.
--------------------------------
<3> Бут Н.Д. Реализация права на свободу информации - теоретические и правовые аспекты // Вопросы экономики и право. 2014. N 2. С. 26.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства нормативным правовым актом, регулирующим отношения в рассматриваемой сфере, является Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", которое устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления.
Между тем практика прокурорского надзора в сфере защиты жилищных прав граждан свидетельствует о нарушениях законодательства, связанных с несоблюдением организациями жилищно-коммунального хозяйства установленной законом обязанности по раскрытию информации о своей деятельности. В ряде случаев только после вмешательства органов прокуратуры в субъектах Российской Федерации были определены уполномоченные органы по реализации контрольных полномочий в указанной сфере правоотношений.
Жилищными инспекциями за нарушение требований законодательства о раскрытии информации организации привлекались в единичных случаях, чаще всего по представлениям прокуроров, тогда как ст. 7.23.1 КоАП РФ <4> предусматривала административную ответственность за нарушения установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации.
--------------------------------
<4> Статья признана утратившей силу в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Вместе с тем до настоящего времени созданные в соответствии с указанным законодательством информационные системы и базы данных в жилищно-коммунальной сфере представляли собой комплекс информации, содержащейся в разрозненных и разнотипных информационных ресурсах. При этом для указанных информационных ресурсов отсутствовали единые правила формирования сведений и единая инфраструктура сбора данных в электронном виде; аналогичная информация в разных базах данных имела существенные различия, что создавало трудности для эффективной работы с ним.
С целью создания условий для стабильного устойчивого развития жилищно-коммунального комплекса на основе полной, достоверной и актуальной информации о состоянии дел и динамики изменения показателей жилищно-коммунального хозяйства был принят Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ), в соответствии с которым органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные лица обязаны размещать в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) информацию о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Вместе с тем в данном Законе не определен орган, ответственный за утверждение порядка осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Для восполнения правового пробела предлагается внести дополнения в Закон N 209-ФЗ в части наделения федерального органа исполнительной власти полномочием по установлению порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, которые позволят снять вопросы правовой неопределенности в законодательстве в части отсутствия ответственного уполномоченного органа в указанной сфере.
Остановимся на еще одной проблеме. В соответствии со ст. 7 названного Закона на ряд федеральных и региональных органов возложена обязанность создания, эксплуатация и модернизация ГИС ЖКХ, в том числе сбор, обработка информации для ее включения в данную информационную систему, хранение такой информации, обеспечение доступа к ней, ее предоставление, размещение и распространение.
Административная ответственность за совершение нарушения порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства предусмотрена ст. 13.19.1 КоАП РФ. Возбуждение дел об административных правонарушениях соответствующей категории относится к исключительной компетенции прокурора (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ), что, безусловно, является новым и чрезвычайно важным направлением работы органов прокуратуры в указанной сфере.
Вместе с тем, по замечанию Н.В. Субановой, перечень дел в ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ неуклонно расширяется (с 2003 г. дополнения в него вносились 23 раза), что является однозначным выражением воли законодателя на распространение "исключительной" компетенции прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях. Тем самым, не считая категорий дел, упомянутых в ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ, но возбуждаемых как прокурором, так и иными органами, статус прокурора, на наш взгляд, фактически приравнен к положению должностного органа государственного контроля (надзора), уполномоченного на осуществление административного преследования... что является иллюстрацией требующей внимания и глубокого исследования тенденции "размывания" границ между прокурорским надзором и государственным контролем (надзором) <5>.
--------------------------------
<5> Субанова Н.В. К вопросу об осуществлении прокуратурой функции административного преследования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 4; СПС "КонсультантПлюс".
В настоящее время, на наш взгляд, организация надзора на указанном направлении осложнена из-за отсутствия реальных возможностей у органов прокуратуры для выявления правонарушений, предусмотренных ст. 13.19.1 КоАП РФ. Обозначенную ситуацию возможно разрешить только путем взаимодействия органов прокуратуры с контрольно-надзорными органами государственной власти, в частности с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Действенным средством для обеспечения более конструктивного диалога в этой сфере будет являться информационное взаимодействие органов прокуратуры Российской Федерации с указанными министерствами при выявлении и пресечении нарушений, предусмотренных ст. 13.19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Список использованной литературы
1. Бут Н.Д. Реализация права на свободу информации - теоретические и правовые аспекты // Вопросы экономики и право. 2014. N 2. С. 26.
2. Паламарчук А.В. Свобода информации и законность: теория и практика: Монография. М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2013. С. 8.
3. Субанова Н.В. К вопросу об осуществлении прокуратурой функции административного преследования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 4.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Жилищное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.