Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Жилищное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КРАТКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) КОММЕНТАРИЙ К ИНСТРУКЦИИ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ - ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Е.Г. ВОРОБЬЕВ
Утверждение Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее - Инструкция или Инструкция 2010 г.) <1> с одновременной отменой нормативного правового акта, до этого регулировавшего служебно-жилищное обеспечение в военном ведомстве <2> вызвало живую заинтересованность военнослужащих и воинских должностных лиц в правовом анализе новых правил, чему и посвящена настоящая статья.
--------------------------------
<1> Приложение N 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".
<2> Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 (далее - Инструкция 2000 г.).
Предлагаемому комментарию предшествовали публикации военных правоведов <3>, в том числе и некоторые авторские статьи <4>, что несколько облегчает намечаемую работу.
--------------------------------
<3> Глухов Е.А., Корякин В.М. Приказ N 1280: шаг вперед, два шага назад // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 12; Мещанинов Д.А., Шанхаев С.В. Теоретико-правовой анализ нового порядка жилищного обеспечения. Там же; Глотов В.Г. Об изменениях порядка жилищного обеспечения военнослужащих и порядка увольнения военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более // Там же. 2011. N 1; Ильменейкин П.В. О новациях в правовом регулировании жилищного обеспечения военнослужащих. Там же; Трофимов Е.Н. О некоторых вопросах, связанных с применением учетной нормы предоставления жилья во времени в целях оценки права военнослужащих на улучшение жилищных условий. Там же; Он же. Новый порядок жилищного обеспечения военнослужащих и некоторые проблемы реализации военнослужащими жилищных прав и преимуществ, гарантированных действующим законодательством. Там же. 2011. N 2.
<4> Воробьев Е.Г. Краткий научно-практический комментарий норм, регулирующих жилищное обеспечение военнослужащих и членов их семей, согласно проектам новых военных законов // Военно-юридический журнал. 2010. N 2, N 3, N 4; Он же. Правовые и социальные основания жилищного обеспечения военнослужащих Министерства обороны: юридический анализ концептуальных положений новых инструкций о предоставлении военнослужащим жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 12; Он же. Краткий научно-практический комментарий к Инструкции о предоставлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (тематический). Там же. 2011. N 1, N 3. Он же. О социальной справедливости и прозрачности в новом порядке жилищного обеспечения военнослужащих // Военное право: URL: http://www.voennoepravo.ru/node/4237 (дата обращения - 10.03.2011).
Прежде всего следует рассмотреть общие положения о правовом режиме служебного жилья для военнослужащих и членов их семей, после чего исследовать основные элементы Инструкции - вопросы оснований, места, норм, очередности и порядка предоставления служебного жилья.
О правовом режиме служебных жилых помещений
для обеспечения военнослужащих (часть первая)
Самым общим образом правовой режим можно определить как порядок регулирования, который выражается в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования. Известный теоретик права С.С. Алексеев указывал, что характеристика правовых режимов чаще всего используется в отношении субъективных прав, но нередко дается и применительно к определенным объектам как своего рода сокращенное словесное обозначение порядка регулирования, выраженного в характере и объеме прав по отношению к объекту (тем или иным природным объектам, видам государственного имущества, земле и т.д.) <5>. Именно с этих позиций и подойдем к освещению правового режима служебного жилья для военнослужащих как специфического объекта военно-правовых отношений.
--------------------------------
<5> Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 244.
В советском и российском законодательстве до 2004 г. правовой режим служебных жилых помещений заключался в следующем. Это были специальные жилые помещения, юридически (формально) закрепляемые властью (государством) именно в качестве служебных. Данные помещения предназначались для обеспечения условий работы (службы), требующей оперативного решения производственных или иных аналогичных непроизводственных задач. Соответственно этим целям устанавливались и категории работников - адресатов права на служебное жилье. Предоставление служебного жилья не зависело от наличия или отсутствия постоянного жилья, так как считалось обеспечением временным (на период работы, службы). Поэтому лица, обеспечиваемые служебным жильем, обеспечивались и жильем постоянным, как все. В связи с избирательным характером предоставления служебного жилья его выделение лишь "нужным" согласно должности работникам не затрагивало прав иных лиц, которым такое жилье не полагалось, а потому не предполагало какой-либо очередности при предоставлении. Должностная замена работника или служащего в трудовых правоотношениях вела к смене и нанимателя служебного жилья. В некоторых случаях, предусмотренных законом в качестве уважительных оснований (ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР), служебно-жилищное обеспечение "перерастало" в обеспечение постоянным жильем, право на которое, впрочем, распространялось на все категории граждан советского и раннего постсоветского периода.
Данные сущностные признаки служебно-жилищного обеспечения нашли адекватное отражение и в нормах военного законодательства. В 20-х - 70-х гг. прошлого века для большинства советских военнослужащих жилищное обеспечение совпадало с обеспечением постоянным жильем (как и для всех советских граждан), но в специально закрепляемом в качестве ведомственного жилищном фонде, с целевым предназначением для проживания по месту службы только военнослужащих и членов их семей. Эту особенность обеспечения данной категории граждан правовед Л.М. Пчелинцева охарактеризовала как особую жилищную систему, основанную на закреплении жилья, в котором проживали военнослужащие, за военной администрацией в лице начальников гарнизонов, с последующим заселением такого жилья при его освобождении опять-таки военнослужащими. По мнению Л.М. Пчелинцевой, такая практика "активно применялась в течение длительного времени в СССР в интересах решения жилищной проблемы военнослужащих" <6>.
--------------------------------
<6> Пчелинцева Л.М. Право военнослужащих на жилище: Теоретические аспекты и проблемы реализации. М., 2004. С. 36 - 37.
Представляется, что по всем сущностным юридическим признакам (наличию прямой связи между службой и правом на такое жилье, обособлению части государственного жилищного фонда специально для данной категории служащих, административному характеру распределения по решению органов военного управления) это и была та жилищная система, которая в настоящее время именуется "служебной", хотя по формальным юридическим соображениям в тот период она и не подпадала под категорию служебно-жилищного обеспечения, специально выделяемую законодательством советского времени.
Согласно Приказу Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 <7>, действовавшему с 1975 по 2000 гг., все военнослужащие обеспечивались жилыми помещениями лишь по месту службы, и главным образом постоянным жильем, но отдельным категориям (командирам рот, батальонов, полков, бригад, дивизий, корпусов и командующим армиями и им равным командирам подразделений, воинских частей, соединений и объединений) в закрытых военных городках могла предоставляться также служебно-должностная жилая площадь (п. 13 вышеназванного Приказа).
--------------------------------
<7> Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденное Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285.
Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" <8> (в редакции 1993 г.) устанавливалось аналогичное правило: все военнослужащие лишь на первые пять лет обеспечивались служебными жилыми помещениями, а при продолжении службы впоследствии - жилыми помещениями "на общих основаниях", т.е. постоянным жильем. Служебное жилищное обеспечение снова рассматривалось как временное (для основной массы военнослужащих) или как избирательное (для отдельных категорий воинских должностных лиц) обеспечение, применяемое до предоставления военнослужащим постоянного жилья, право на которое, в свою очередь, также считалось производным от военно-служебных отношений (абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона о статусе). При этом обеспечение постоянным жильем и всех прочих военнослужащих, которым служебно-должностные помещения не полагались, в военных городках, в населенных пунктах вне военных городков, но за счет специального (ведомственного) жилищного фонда, независимо от "гражданских" очередников, отличалось гарантированностью и относительной быстротой предоставления <9>.
--------------------------------
<8> Далее - Закон о статусе.
<9> Бывший начальник Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковник В.В. Власов откровенно признавался, что, например, в 70-х гг. прошлого века советский офицер или прапорщик ждал жилье всего 1 - 3 года. См.: Мухин В., Баранов Н. Жилищные проблемы в армии по-прежнему острые. Об этом рассказывает начальник Главного квартирно-эксплуатационного управления МО Российской Федерации генерал-полковник Виктор Власов // Независимое военное обозрение. 2001. 19 янв.
При переходе же к новой политико-экономической формации, когда начались массовые переводы и увольнения со службы вместе со "своими" квартирами (по социальному найму или приватизированными), на фоне системного недофинансирования отселения из военных городков лиц, утративших связь с военной службой, и почти полного свертывания строительства нового жилья в местах службы, произошло "вымывание" ведомственного жилищного фонда. Как результат, в 90-е гг. прошлого века государство фактически утратило управление собственным жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками и органами, в которых законом предусматривалось прохождение военной службы. По этой причине руководством страны был взят принципиально новый курс, направленный на отказ от обеспечения граждан в погонах постоянным жильем в период военной службы в пользу преимущественно служебно-жилищного обеспечения, что и получило нормативное закрепление в соответствующих нормах Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" <10> (в редакции 1998 г.). Со временем данный курс был еще более скорректирован на постепенный, но полный отказ государства от обеспечения постоянным жильем в натуре даже при увольнении с военной службы, что ныне отражено в новых формулировках ст. 15 Закона о статусе (с изменениями 2004 г.), а также в нормах Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" <11>.
--------------------------------
<10> Далее - Закон о статусе.
<11> Далее - Закон о НИС.
Принятие Жилищного кодекса Российской Федерации <12> в 2004 г. внесло определенные качественные изменения, скорректировавшие правовое регулирование исследуемых отношений. Кодекс включил в себя общие и специальные нормы о специализированном, в том числе и служебно-жилищном, обеспечении, анализ которых будет дан ниже по ходу комментария.
--------------------------------
<12> Далее - ЖК РФ.
Итак, по результатам осмысления правовых норм прежнего и действующего законодательства, практики их применения, а также доктринальных и научно-практических воззрений мы готовы вывести и предложить читателю общие контуры некой идеальной модели обеспечения служебными жилыми помещениями.
В любом случае служебно-жилищное обеспечение есть дополнительное к иным видам содержания материально-бытовое средство, которым обеспечивается работник (военнослужащий) для создания ему объективно необходимых жилищно-бытовых условий с учетом специфики его труда и отдыха в процессе военной службы согласно решению работодателя (государства). Поэтому данное обеспечение:
- определяется неразрывной связью проживания с условиями (характером) служебных отношений, т.е. является составной частью трудо-правовых (военно-служебных) отношений между государством и военнослужащим;
- не конкурент и не помощник нормальному постоянному жилищному обеспечению, хотя может быть столь длительным (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - до двух и более десятков лет), что отдаляет его от форм временного проживания, сближая его с формами постоянного проживания;
- не форма улучшения жилищных условий, хотя и предполагает нормальные условия для проживания, в том числе нормализацию служебно-жилищного обеспечения с учетом изменившихся семейно-бытовых обстоятельств. При ненадлежащих условиях проживания в постоянном жилье служебное жилье вполне может стать реальным источником улучшения "временных" жилищных условий взамен постоянного жилья или в дополнение к нему;
- не предполагает обязательного распространения на всех работников (военнослужащих), хотя такая "избирательность" должна быть объективно обоснованной и не носить признаков дискриминации согласно конституционным требованиям;
- не предполагает обязательного соблюдения очередности в предоставлении служебного жилья, хотя, в случае нехватки его для всех тех, кому такое жилье должно быть предоставлено, предполагает справедливость в последовательности предоставления;
- не предполагает строгого нормирования по площади предоставляемого служебного жилого помещения, что, однако, не должно вести к необоснованным привилегиям или очевидным ущемлениям жилищно-бытовых интересов граждан в зависимости от конкретного состава семьи работников (военнослужащих);
- не порождает субъективных гражданских прав жильцов на конкретное служебное жилое помещение, допускает не только предоставление, но и перераспределение (в том числе изъятие с заменой или без замены) уже предоставленного жилья с соблюдением, однако, заранее известных всем правил (условий), не ведущих к административному произволу;
- не обладает всеми признаками гражданско-правовых договорных обязательств, столь характерных для договора найма социального жилья, ввиду наличия в нем значительного числа признаков административно-правовых отношений (административного договора найма служебного жилья как части военно-служебных правоотношений) и пр.
Перечисленные признаки можно представить как модельные элементы служебно-жилищных правоотношений, отражающие правовой режим служебного жилья. Их не следует абсолютизировать, но в них отражены именно специфические существенные черты правоотношений данного вида, которые так или иначе должны найти отражение и в военном, и в жилищном законодательстве применительно к служебно-жилищному обеспечению.
Следовательно, при анализе положений Инструкции выведенная модель может быть полезной в качестве правовой "матрицы", с элементами которой можно будет сличать и нормы исследуемого нами подзаконного правового акта.
В завершение рассуждений отметим, что к приведенным выше характеристикам режима служебных жилых помещений можно добавить и иные, часть из которых будет предложена читателю в завершение комментария.
Об основаниях права на предоставление
служебного жилья
В теории права основаниями правоотношений, которыми выступает и предоставление служебных жилых помещений военнослужащим, являются указанные в законе фактические жизненные обстоятельства, влекущие соответствующие права и обязанности субъектов отношений, т.е. обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений <13>. В соответствии со ст. 10 ЖК РФ к таковым отнесены прежде всего акты государственных органов (в нашем случае - органов военного управления в лице уполномоченного органа согласно п. 2 Инструкции), за которыми следует заключение договора найма служебного жилого помещения (п. 6 Инструкции).
--------------------------------
<13> Теория государства и права: Учеб. / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Превалова. М., 1997. С. 352.
Однако данные юридические акты (решение и договор), в свою очередь, не могут совершиться без иных указанных в законе обстоятельств, необходимых и достаточных для их совершения. Речь идет о целом наборе фактических обстоятельств (о юридическом составе), без наличия которых предоставление служебного жилья не предусмотрено.
Таким образом, в обобщенном виде основаниями предоставления служебных жилых помещений до вынесения решения уполномоченным органом (п. 2 Инструкции) и до заключения договора найма служебного жилого помещения с военнослужащим (п. 6 Инструкции) являются следующие обстоятельства:
- наличие специального субъекта - военнослужащего и членов его семьи как имеющих право на предоставление такого жилья (п. п. 1, 2, 7 Инструкции);
- волеизъявление военнослужащего, оформленное надлежащим образом, в котором военнослужащий документально подтверждает свое право (п. 2 Инструкции);
- отсутствие препятствий для признания права на предоставление служебного жилого помещения (п. 2 Инструкции);
- наличие специального объекта - специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры (ст. ст. 92, 93, 104 ЖК РФ), предназначенного для заселения военнослужащими и свободного от прав иных лиц (п. п. 1, 4 Инструкции);
- соответствие такого объекта составу семьи военнослужащего согласно установленным нормам предоставления (п. п. 3, 4, 7 Инструкции).
Так как большинство из перечисленных обстоятельств получат характеристику далее, в данном месте остановимся лишь на тех, которые связаны с правом военнослужащего на получение служебного жилья, в том числе с отсутствием препятствий для этого.
Согласно военному законодательству государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений, причем, для определенных законом категорий военнослужащих начиная с 1998 г. такая гарантия предусмотрена на весь срок военной службы в виде служебного жилья (абз. 1, 2, 4, 8, 13 п. 1, п. 4 ст. 15 Закона о статусе). Из этого следует, что наличие статуса военнослужащего, независимо от должностного или иного служебного положения, является правоустанавливающим основанием для возможных требований предоставить военнослужащему и членам его семьи служебное жилое помещение на весь срок военной службы в каждом месте ее прохождения. Данное правоположение закреплено также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487 "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба" <14>. Согласно п. п. 3, 4, 5 Постановления N 487 право на получение служебного жилья признано за всеми военнослужащими на все время прохождения военной службы по контракту, на основании чего с ними и заключаются соответствующие договоры найма служебного жилого помещения.
--------------------------------
<14> Далее - Постановление N 487.
В то же время, принимая во внимание возможность наличия у военнослужащего и членов его семьи постоянного жилья по месту службы, законодатель вводит ограничение права на получение специализированных жилых помещений, в том числе и служебных. Согласно норме ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Указанный запрет предоставлять служебное жилье в таких случаях почти всеми правоведами был воспринят в его буквальном смысле. Большинство комментаторов ЖК РФ или осмотрительно обходят его стороной, лишь повторяя указанную правовую норму закона без какого-либо ее пояснения (например, О.В. Кузнецова <15>, А.М. Эрделевский, С.П. Гришаев, Е.В Трушин <16>, Л.Ю. Грудцына, А.А. Спектор, Е.С. Филиппова <17>, М.Ю. Тихомиров <18>, А.А. Титов <19>, А.В. Афонина, Е.В. Гурьева, Л.П. Герасимова <20> и др.), или ставят знак равенства между обеспеченностью жильем и наличием жилья.
--------------------------------
<15> Кузнецова О.В. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2010. С. 198.
<16> Жилищный кодекс Российской Федерации. М., 2005. С. 196.
<17> Грудцына Л.Ю., Спектор А.А., Филиппова Е.С. Научно-практический комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2009. С. 198.
<18> Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. М.Ю. Тихомиров. М., 2007. С. 250.
<19> Титов А.А. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2009. С. 225.
<20> Афонина А.В., Гурьева Е.В., Герасимова Л.П. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2006. С. 294.
Например, Г.Ф. Шешко пишет, что, "исходя из смысла ч. 2 ст. 99 ЖК Российской Федерации, специализированные жилые помещения не могут предоставляться гражданам, имеющим в населенном пункте, где они работают, служат и т.п., жилье на праве собственности, социального найма или по другим основаниям" <21>. Примерно такого же мнения придерживаются, в частности, и такие правоведы, как Г.В. Бойцов, М.Н. Долгова <22>, А.Н. Гуев <23>, П.А. Якушев <24>, В.Н. Симонов <25> и др.
--------------------------------
<21> Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.М. Жуйкова. М., 2007. С. 225.
<22> Бойцов Г.В., Долгова М.Н. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2008. С. 205 - 206.
<23> Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2005. С. 286.
<24> Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Ю.Ф. Беспалова. М., 2008. С. 288.
<25> Жилищный кодекс Российской Федерации: последние новации (постатейный научно-практический комментарий к Кодексу) / Под ред. А.Т. Гаврилова. М., 2009. С. 269; Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2006. С. 471.
Аналогичным образом воспринял вышеназванную норму ЖК РФ и Верховный Суд Российской Федерации <26>. В абз. 1 подп. "б" п. 41 Постановления Пленума норма закона воспроизводится буквально, но в процессе ее интерпретации, в абз. 3 подп. "в" п. 41 Постановления Пленума, среди нарушений порядка предоставления специализированных жилых помещений называется и такое нарушение, когда жилье предоставлено, но "у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте".
--------------------------------
<26> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума).
Таким образом, рассматриваемое запретное правоположение об обеспеченности жилым помещением трансформируется в положение о наличии или об отсутствии жилья. Подобный подход по отдельным юридически значимым моментам представляется не столь однозначным, как это следует из описанного выше. Попробуем это обосновать.
Во-первых, запрета предоставления гражданам временного, причем именно специализированного, жилья по причине того, что у них по месту жительства есть иное жилье, ни советское, ни российское законодательство до 2004 г. никогда не содержало, что верно замечено юристами. Но это новшество было воспринято ими лишь как свершившееся решение законодателя, как данность, не зависящая от мнений правоведов. А зря. Конечно, Конституция Российской Федерации позволяет вводить ограничения прав и свобод граждан федеральным законом, но не произвольно, а только в конституционно значимых целях, в ней же и указанных. Мотив исследуемого запрета очевиден всем: необходима экономия бюджетных средств, а потому следует не предоставлять специализированное жилье гражданам, если они обеспечены иным жильем. Однако такая экономия на лицах, неформально и на законных основаниях нуждающихся в специализированном жилье, не может рассматриваться в качестве конституционно значимой цели ограничения их прав. Поэтому юристов должно было насторожить не только введение рассматриваемого ограничения как такового, но и то, что оно в значительной мере выхолащивает суть специализированного жилищного обеспечения, что мы поясним ниже.
Во-вторых, запрет, содержащийся в ч. 2 ст. 99 ЖК РФ, в определенной степени игнорирует специфику специализированного обеспечения и даже противоречит некоторым нормам ЖК РФ, раскрывающим цели специализированного жилищного обеспечения. Не следует забывать главного, а именно того, что речь идет не о жилье вообще, а о специализированном жилье. Взять, к примеру, права граждан, обеспеченных постоянным жильем, но нуждающихся в специализированных жилых помещениях совсем по иным основаниям, нежели просто проживание (военнослужащие, которые в силу служебных интересов вынуждены жить буквально в казарме; граждане, жилье которых капитально ремонтируется; престарелые, немощные или больные люди, требующие постороннего ухода или длительного специализированного лечения; дети, лишившиеся родителей и пр.). Анализируемое ограничение не вписывается в специальные права таких граждан, если они все-таки обеспечены иным жильем по смыслу ЖК РФ для определения любой нуждаемости или ненуждаемости в получении постоянного жилья.
В-третьих, имеющее место отождествление категорий граждан, "обеспеченных жильем", и граждан, "имеющих жилье", следует полагать неверным из-за различий в сути рассматриваемых понятий. Согласно семантическому значению слов быть обеспеченным значит иметь что-то в достатке, в нужном количестве, в то время как иметь значит лишь обладать чем-либо, владеть независимо от меры, качества или количества <27>.
--------------------------------
<27> Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Л.И. Скворцова. М., 2008. С. 208, 350.
Подняв проблему легитимности нормы ч. 2 ст. 99 ЖК РФ как таковой, мы отдаем себе отчет в том, что опровергнуть ее в полном объеме возможно только на уровне конституционного нормоконтроля. Однако уже сейчас мы можем попытаться привести аргументы, колеблющие однобокий характер ее восприятия. Анализируемое ограничение прав военнослужащих на получение служебного жилья, если при этом они по месту службы все-таки имеют свои жилые помещения или права на жилые помещения других лиц, подлежит проверке не по факту наличия или отсутствия жилья как такового, а по факту обеспеченности или необеспеченности жильем согласно норме ст. 51 ЖК РФ.
По стечению обстоятельств (а именно связанных с тем, что в военном законодательстве вследствие "нагромождения" в нем норм разных времен иногда создаются не только "вредные", но и весьма "полезные" для военнослужащих сочетания) военное право более адекватно отражает рассматриваемые нами правила об основаниях нуждаемости в служебном жилье и их ограничениях.
Согласно абз. 13, 15 п. 1 ст. 15 Закона о статусе военнослужащие по месту службы имеют право не только на получение служебного жилья, но и на улучшение своих жилищных условий. И данное правило полностью повторяется в п. 1 и п. 7 Инструкции. Поэтому ограничение, установленное нормой ч. 2 ст. 99 ЖК РФ, для военнослужащих, уже имеющих жилое помещение (служебное), в силу необеспеченности по установленным нормам не только не запрещает предоставление иного служебного жилья, но и прямо предусматривает такое предоставление.
Данный вывод совпадает и с правилом, установленным абз. 3 п. 9 Постановления N 487, согласно которому жилищный договор с военнослужащими расторгается в случае обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту службы по нормам, установленным законами.
Следовательно, и военнослужащий, у которого есть жилье, имеет определенные правовые основания претендовать на предоставление служебного жилья по месту службы. Развивая и далее эту мысль, нетрудно дойти до ее логического завершения: так как "иное жилое помещение" может принадлежать ко всем видам жилья, временным или постоянным, то и обеспеченность, оформляемая по отношению к уже имеющемуся служебному жилью (временному), должна применяться и к иному, в том числе постоянному, жилью.
Наши теоретические выводы вполне подтверждаются и иными положениями закона. Например, согласно норме абз. 2 п. 1 ст. 23 Закона о статусе военнослужащие, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по установленным нормам, не могут быть уволены с военной службы без предоставления им жилых помещений. Очевидно, что речь идет как об отсутствии жилья, так и о его наличии, но при условии, что обеспеченность признается ненадлежащей.
В тесной связи с рассматриваемой проблемой возможного ограничения права военнослужащих на получение служебного жилья находится и вопрос о правовых последствиях намеренного ухудшения ими своих жилищных условий. Норма о последствиях таких действий существовала давно, но лишь в региональных нормативных правовых актах. С 2004 г. она была впервые введена и в федеральное законодательство в самом общем виде (ст. 53 ЖК РФ). По результатам научно-практического анализа указанной нормы правовед В.М. Корякин приходит к выводу о том, что это правило настолько пространно, что вызывает массу неразрешенных вопросов, требующих законодательного или правоприменительного уточнения <28>. Выводы В.М. Корякина можно продолжить и далее: норма федерального закона, которая без надлежащих критериев и четкости ограничивает жилищные права граждан, сомнительна по своей конституционно-правовой легитимности. Тем более что дальнейшая ее конкретизация осуществляется уже не законами, а лишь подзаконными правовыми актами, например, Постановлением Правительства Российской Федерации в отношении прав государственных гражданских служащих <29>, Приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 г. N 1280 применительно к жилищным правам военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 4 Инструкции о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма) <30>.
--------------------------------
<28> Корякин В.М. Намеренное ухудшение жилищных условий: понятие, сущность, правовые последствия // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 11. С. 57 - 62.
<29> См.: п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения".
<30> Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280).
В целях же нашего исследования вопрос может быть сформулирован более узко и с практической направленностью: насколько предписание закона откладывать на пять лет момент признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий из-за совершения ими любых действий, которые ведут к такому признанию, может быть применено и к правоотношениям по предоставлению специализированного жилья, в том числе служебного? Сразу же уточним, что речь может идти о действиях в отношении уже имеющихся прав как на временное (служебное), так и на постоянное жилье.
В поисках ответа обратимся к анализу норм действующего законодательства.
Во-первых, следует руководствоваться юридико-техническими соображениями. Анализируемое правило предназначено для регулирования правоотношений конкретного вида - по договору социального найма жилых помещений. Поэтому соответствующая норма закона располагается в гл. 8 разд. III ЖК РФ (социальный наем жилого помещения), в то время как правила о предоставлении специализированных жилых помещений - в гл. 9, 10 разд. IV названного Кодекса (специализированный жилищный фонд). Каких-либо отсылочных норм, связывающих применение правил согласно ст. 53 ЖК РФ к правоотношениям по предоставлению специализированного жилья, закон не содержит, так же как и Инструкция, в отличие от Инструкции о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, норм, "связывающих" между собой эти две самостоятельные инструкции, не имеет.
Во-вторых, с учетом особого режима служебного жилья (цивилист Ю.К. Толстой назвал его режимом, приобретшим черты договора казарменного типа <31>) реализация прав нанимателя служебного жилого помещения настолько стеснена в выборе произвольного поведения по отношению к объекту найма, что в массе своей не подпадает под основания намеренного ухудшения жилищных условий.
--------------------------------
<31> Толстой Ю.К. Жилищное право: Учеб. М., 2007. С. 50.
В-третьих, почти во всех случаях обстоятельства, подпадающие под намеренное ухудшение гражданами своих жилищных условий по смыслу возможных притязаний на приобретение ими прав на постоянное социальное жилье, самим законом признаются правомерными основаниями возникновения прав на предоставление специализированного жилья. Это, в частности, оставление своего жилья вследствие поступления граждан на работу (службу) или учебу (ст. ст. 104, 105 ЖК РФ), утрата гражданами права пользования своим жильем вследствие обращения на это жилье взыскания по обязательствам гражданина - собственника жилья (ст. 106 ЖК РФ), оставление своего жилья для проживания в домах системы социального обслуживания населения (ст. 107 ЖК РФ), оставление своего жилья беженцами и вынужденными переселенцами (ст. 108 ЖК РФ).
Данные размышления приводят нас к весьма важному для теории и практики жилищного обеспечения военнослужащих выводу: совершение военнослужащими и членами их семей действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий в отношении жилья для постоянного использования (имеющегося у них в собственности, в бессрочном пользовании на правах членов семьи собственника, по договору социального найма) не должно влиять на приобретение ими права на предоставление служебного жилья. Поэтому положение о пятилетнем сроке, после которого указанные военнослужащие могут быть поставлены на учет для предоставления служебного жилья согласно норме ст. 53 ЖК РФ применению не подлежит.
В данном месте есть необходимость сделать оговорку, которая должна "остудить запал" наших выводов о праве на получение служебного жилья при ненадлежащем обеспечении постоянным жильем или после совершения действий, подпадающих под намеренное ухудшение жилищных условий. Понимая, что читатель воспримет их в качестве новых возможностей для решения своих жилищных проблем, хотим предупредить его об объективных трудностях на этом пути.
Приведенные выводы основаны на логических операциях с правовыми нормами, на осмыслении содержания закона. Но правовую идею (пусть даже верную) от ее воплощения на практике может отделять непреодолимая пропасть. Чаще всего "чистые" правовые идеи под воздействием существующих общественных условий, неучтенных в законах, претерпевают деформации, вследствие чего на практике становятся совсем не теми, какими мы видим их в первоначальной идеальной форме. Жизнь богаче любой "правильной" правовой идеи. Вот и наши умозаключения не опираются как на готовность государства обеспечить реализацию выявленных нами пусть не столь очевидных, но все-таки просматривающихся в законе прав граждан, так и на наличие у военнослужащих достаточно эффективных правовых средств воздействия для принуждения государства к их реализации.
Не следует забывать исторические уроки, в том числе уроки современности. Вспомним долголетнее ожидание жилья внеочередниками, "свежие" правовые эпопеи, например, с боевыми, пайковыми, вещевыми, арендными и т.д. выплатами, когда даже при очевидных правах военнослужащих, прямо прописанных в нормативных правовых актах, их реализация притормаживалась, видоизменялась, а то и прекращалась вследствие экономических государственных проблем.
Есть ли у кого сомнение в том, что при наличии служебного жилья или денежных средств в действительно необходимом объеме, а не в том, недостаточном, который имеется на самом деле, служебное жилье предоставлялось бы независимо от иных жилищных условий претендентов из числа военнослужащих или гражданского персонала воинских частей по месту службы? Но при отсутствии необходимого служебного фонда, при системных недостатках финансирования его строительства и компенсаций для аренды (поднайма) в целях временного размещения претендентов на его получение, при той отчаянной борьбе за своевременность закрытия жилищной проблемы для военнослужащих согласно официально заявленным срокам наши выводы оказываются "висящими в воздухе", так как на земле им пока что не найти поддержки со стороны самого государства. А суверен всегда остается сувереном. Поэтому приведенные выводы, скорее всего, есть удел будущего, нежели сегодняшнего дня служебно-жилищного обеспечения военнослужащих.
Таким образом, Инструкция достаточно верно отражает главные правила жилищного обеспечения военнослужащих применительно к условиям, определяющим основания возникновения права на предоставление служебного жилья. Каких-либо запретов и ограничений она не содержит. Однако мы указали на иные возможные ограничения прав, вытекающие из норм ЖК РФ.
О месте предоставления служебного жилья
Рассуждения об основаниях предоставления служебных жилых помещений в известной мере связаны и с вопросом о месте их предоставления.
Норма п. 1 Инструкции полностью повторяет положение абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона о статусе, согласно которому служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. С момента появления в военном законодательстве данного положения среди теоретиков и практиков не утихают споры по поводу этой альтернативной нормы и вариантов ее применения. Камнями преткновения стали две категории анализируемого положения: как понимать категории "при невозможности" и "близлежащий населенный пункт". Ни теория, ни практика до сих пор не дали полного ответа на вопросы о том, каким образом нужно наполнить содержание этих двух нормативных абстракций, хотя на этот счет уже имеются определенные научно-практические наработки военных правоведов <32>, к которым мы и обратимся.
--------------------------------
<32> Борисевич А.Н. Место предоставления военнослужащим жилых помещений. Проблемы были и остались // Рос. военно-правовой сб. 2005. N 4; Гаврюшенко П.И. Где военнослужащий имеет право получить жилье? // Там же; Молодых А.В. Гарантии выполнения государством своих обязательств по обеспечению военнослужащих жильем как фактор обеспечения боеспособности воинских частей // Там же. 2006. N 5; Корякин В.М. К вопросу о местонахождении жилого помещения, предоставляемого военнослужащему по договору социального найма // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 5.
В обобщенном виде данные вопросы были проанализированы, в частности, Е.А. Глуховым. Автором проведено правовое моделирование правовых оснований и последствий возможного "отселения" <33> военнослужащих от места службы, по результатам которого им сделаны следующие выводы:
--------------------------------
<33> Термин "отселение" Е.А. Глуховым не употребляется. Он введен мною лишь для краткости пояснения принадлежности к категории военнослужащего, которому жилье было предоставлено не по месту дислокации части, т.е. в другом, близлежащем населенном пункте (Прим. авт. - Е.В.).
- понятие "близлежащий населенный пункт" должно соотноситься с пространственным измерением сообразно границам местного гарнизона;
- отдаленность "отселения" должна учитывать возможность своевременного прибытия на службу как при внезапном вызове (в любое время суток, по тревоге), так и при нормальном повседневном прибытии на службу и убытии к месту жительства как части исполнения служебных обязанностей;
- отдаленность "отселения" должна учитывать нормальные временные затраты военнослужащего, а также наличие общественного транспорта для этого;
- предоставление служебного жилья не по месту военной службы, т.е. в близлежащем населенном пункте по отношению к населенному пункту места дислокации воинской части, есть вариант, нарушающий права таких военнослужащих, поэтому воинская часть должна производить компенсацию денежных расходов, связанных с перемещениями по служебным интересам;
- в месте "отселения" должны наличествовать нормальные бытовые и социально-экономические условия для членов семей военнослужащих, т.е. не только как обычно, при воинской части, но и по месту жительства, "в отселении";
- выбор места жительства для военнослужащего путем предоставления ему служебного жилья поставлен в зависимость от возможностей государства и является прерогативой командования (его усмотрения), исходя из критериев боевой готовности; поэтому возможная избирательность должна строиться с учетом приоритета прав военнослужащих подразделений повышенной (постоянной) готовности проживать по месту дислокации части;
- в то же время ввиду трудности для командования доказать "невозможность" предоставить жилье по месту дислокации воинской части, каждый "отселяемый" военнослужащий имеет право не соглашаться с таким решением, настаивать на служебном жилье непосредственно по месту службы <34>.
--------------------------------
<34> Глухов Е.А. К вопросу о критериях отнесения населенного пункта к категории близлежащего при предоставлении военнослужащим служебных жилых помещений // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 8. С. 61 - 66.
С такими выводами и предложениями военных юристов следует согласиться. Более того, можно привести и иные юридические соображения, но, прежде чем осветить их, внесем дополнительную ясность в существо анализируемых нами нормативных положений.
Вначале вспомним историю вопроса. Дело в том, что, конкретизируя положение о территории (месте) предоставления жилых помещений для военнослужащих, законодатель первоначально рассматривал это положение в качестве меры возможного определения мест предоставления как постоянного, так и служебного жилья одновременно (в абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона о статусе речь шла о предоставлении жилых помещений вообще) <35>. В таком "универсальном" виде эта правовая норма действовала полгода, с июля 2004 г. по январь 2005 г. Когда же в результате "поправочного" нормотворчества к словам "жилые помещения" было механически добавлено слово "служебные", прежнее положение, распространявшееся ранее на все формы жилищного обеспечения (и жилья по договору социального найма, и служебного жилья), приобрело совершенно иной смысл. Как следствие, сохранившееся в законе положение о территориально широком месте предоставления служебного жилья стало противоречить сути служебно-жилищного обеспечения как такового.
--------------------------------
<35> Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 71-ФЗ.
Разрешению неясности рассматриваемого вопроса в определенной мере способствует ЖК РФ. Согласно ст. 99 данного Кодекса служебные жилые помещения предоставляются работникам (служащим) в соответствующем населенном пункте. И только. Не случайно, например, один из разработчиков ЖК РФ П.В. Крашенинников уточняет свою позицию по данному правилу следующим образом: близость служебного жилья должна означать "в черте населенного пункта", где гражданин работает, проходит службу <36>. Таким образом, при служебно-жилищном обеспечении место проживания работника (служащего) в любом случае определяется границами населенного пункта по отношению к месту его работы, службы, но уж никак не местом вне населенного пункта и не в других населенных пунктах, пусть даже "близлежащих". Такое место может быть ближе (в границах населенного пункта, ближе к предприятию или организации, на его территории), но не дальше (не за пределами населенного пункта).
--------------------------------
<36> Крашенинников П.В. Жилищное право: Учеб. 7-е изд. М., 2010. С. 154.
Ввиду несоответствия абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона о статусе смыслу главной нормы, установленной ЖК РФ, и общему доктринальному смыслу служебно-жилищного обеспечения законодателю следовало бы вновь вернуться к поиску механизмов адекватного правового регулирования и внести дополнительную правовую конкретизацию положений о местах предоставления жилья: отдельно для жилья постоянного, отдельно для жилья служебного.
На переходный период (до момента создания полноценного фонда служебного жилья) для каждой воинской части по месту ее дислокации надлежит урегулировать следующие моменты служебно-жилищного обеспечения военнослужащих. Во-первых, и это путь, уже избранный некоторыми федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрено прохождение военной службы, заключается в нормативном закреплении права командования избирательно устанавливать, кому из должностных лиц конкретной воинской части надлежит проживать непосредственно при части, а кому - в определенной отдаленности от нее. Во-вторых, так как данное решение по-прежнему противоречит норме-максиме служебно-жилищного обеспечения военнослужащих (все они в равной степени должны быть обеспечены служебными жилыми помещениями только по месту службы, вблизи воинской части), оно не может быть рассмотрено в качестве окончательного. Следовательно, необходимо дополнительно урегулировать и еще один момент: отход от общего правила следует "смягчить" специальными нормами с гарантиями и компенсациями тем военнослужащим, которые в силу невозможности командования предоставить им служебное жилье по месту службы проживают в служебных жилых помещениях в "близлежащих" населенных пунктах, претерпевая негативные последствия из-за такой отдаленности. Речь идет о компенсации времени перемещения от места жительства к месту службы и обратно ("отселенцам" оно должно включаться в служебное время не только в праздничные и в выходные дни, как это предусмотрено порядком учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха <37>, но и в рабочие дни недели), а также о компенсации денежных расходов на дорогу.
--------------------------------
<37> Приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы.
Приведенное выше есть одна из возможных правовых "матриц", позволяющих разрешить существующее противоречие, более детальное ее наполнение оставим на усмотрение законодателя. Но внесение изменений в закон, так же как и разработка и принятие подзаконных правовых актов, разрешающих указанные трудноразрешимые коллизии, есть удел будущего. Однако уже сейчас можно попытаться решить эти коллизии, исходя из имеющихся предписаний закона и Инструкции.
Если еще раз вдуматься в положения п. 1 Инструкции, полностью повторяющие закон, можно заметить следующее. С одной стороны, узаконено главное правило: военнослужащий должен обеспечиваться служебным жильем в том населенном пункте, где находится его воинская часть (место службы). С другой стороны, дополнением к главному правилу является вспомогательное (факультативное) правило о возможном обеспечении в других близлежащих населенных пунктах как следствие отсутствия жилья согласно главному правилу.
Чаще всего правоведы оба правила разделяют, рассматривая как самостоятельные и автономные, вследствие чего права на обеспечение в данном населенном пункте и в иных близлежащих населенных пунктах противопоставляются. Но если эти правила соединить, рассматривать в их неразрывном единстве, при этом соподчинив между собой по их юридической силе? Тогда все возвращается на круги своя. При таком подходе вспомогательное правило следует рассматривать как не преодолевающее и не исключающее указанную главную норму, норму-максиму, согласно которой служебное жилое помещение должно все-таки предоставляться военнослужащему в населенном пункте по месту дислокации его воинской части.
Приблизительно такое решение и предложено в комментируемом правовом акте. Согласно п. 8 Инструкции военнослужащим, ранее обеспеченным служебными жилыми помещениями в близлежащих населенных пунктах, предоставляются по мере возможности служебные жилые помещения по месту прохождения военной службы.
Даже несмотря на то что приведенная норма изложена не так строго, как того требует юридическая техника <38>, ее истолкование во взаимосвязи и в дополнение к главной норме существенным образом корректирует основное правило, содержащееся в п. 1 Инструкции. Смысл этой коррекции состоит в следующем. Если военнослужащий получил жилье не по месту службы, а вблизи него, то его право на служебно-жилищное обеспечение не только сохраняется, но и приобретает вполне конкретное, причем качественно новое содержание. Будучи не обеспеченным служебным жильем по месту службы (в месте дислокации воинской части), но обеспеченным в ином близлежащем населенном пункте, такой военнослужащий считается обеспеченным ненадлежащим образом, временно, а потому должен продолжать оставаться в очереди на получение служебного жилого помещения согласно главному правилу, т.е. по месту дислокации своей воинской части, с соответствующим правом требовать надлежащего обеспечения и обязанностью государства удовлетворить это право. Из этой обязанности (до ее исполнения) и должны вытекать те самые желаемые гарантии и компенсации для таких военнослужащих, на которые указывалось ранее. Эта же обязанность должна стать вектором, определяющим программы жилищного строительства и формирования служебного жилищного фонда для обеспечения личного состава по каждому месту постоянной дислокации воинских частей.
--------------------------------
<38> Речь идет о требовании императивности языкового предписания в любом нормативном правовом акте. Если есть право, то должна быть и соответствующая этому праву обязанность. Обязанности и права, поставленных под условие "по мере возможности", в качестве части правовой нормы как таковой существовать не должно, так как подобное "уточнение" нивелирует все юридическое содержание нормы, конкретику и властность самого права, механизм его осуществления. См.: Юридическая техника: Учеб. пособие / Под ред. Т.Я. Хабриевой, М.А. Власенко. М., 2010. С. 50 - 51.
Этим, пожалуй, можно было и ограничить наши рассуждения, однако есть смысл еще раз напомнить норму абз. 8 п. 1 ст. 15 Закона о статусе: служебные жилые помещения предоставляются не где-нибудь, а преимущественно в закрытых военных городках. В ходе толкования норм о месте предоставления жилья через категории населенных пунктов данное предписание закона нами как-то подзабыто. Отсутствует это правило и в нормах Инструкции. Но если перевести правила о месте предоставления служебного жилья с языка гражданских категорий населенных пунктов, закрепленных в ЖК РФ, на военно-юридические категории гарнизонов и военных городков в гарнизонах, закрепленные в Законе о статусе, получается несколько иная картина. Ее, в частности, обрисовал А.В. Кудашкин, который приводит признаки служебного жилья, в том числе и его места: нахождение жилого помещения, как правило, в служебном здании, вблизи предприятия или организации (на территории военного городка или вблизи него) <39>. Если прибавить к этому ранее приведенные выводы Е.А. Глухова о границах местного гарнизона как о мере возможной отдаленности служебного жилья от места службы, многие противоречия в рассматриваемом вопросе также существенно сглаживаются, а не обостряются, как это происходит при буквальном толковании норм Закона о статусе.
--------------------------------
<39> Кудашкин А.В. Жилищное право: Учеб. М., 2010. С. 250.
Аналогичное понимание места предоставления жилья по месту службы в свое время выработала и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации: "Нормативными актами установлено, что в период прохождения военной службы учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, последующее предоставление им жилых помещений либо улучшение жилищных условий должны производиться в местности, где они, исполняя воинскую обязанность, проживают" <40>. Представляется, что речь идет о тех же критериях отдаленности, на которые указывают и военные юристы, упомянутые ранее.
--------------------------------
<40> Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 1998 г. N 1н-8/98 по гражданскому делу в связи с жалобой капитана Н. на действия командира, отказавшего ему в выделении финансовой помощи, рассмотренное военным судом Наро-Фоминского гарнизона.
С практической точки зрения "проверочным инструментом" надлежащего или ненадлежащего места предоставления служебного жилого помещения для отдельного военнослужащего конкретной части следует полагать детальное изучение положения дел, а именно: где размещается основная масса военнослужащих конкретной воинской части. Если все они "разбросаны" по разным близлежащим населенным пунктам, это и есть места жительства по данному месту службы. Но если основная масса военнослужащих сосредоточенно размещается в одном месте, а немногим предлагается жить "в отселении", это и будет тот случай, когда включается факультативное правило абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона о статусе и п. 1 Инструкции, не исключающее впоследствии изменения их места жительства на новое место жительства "как для всех".
Таким образом, комментируемые нормы Инструкции, относящиеся к вопросу о месте предоставления служебных жилых помещений, являются значимым вкладом в дело конкретизации не столь конкретных норм Закона о статусе. При их толковании и правоприменении, с учетом предложенного подхода, они дают новый импульс в развитии адекватного правового регулирования, а потому заслуживают положительный юридической оценки.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Жилищное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.