Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ПРАВОВОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ <*>
В.В. ЕРЕМИН
--------------------------------
<*> Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда N 22-28-20185, https://rscf.ru/project/22-28-20185/ и гранта Санкт-Петербургского научного фонда в соответствии с соглашением от 14 апреля 2022 г. N 37/2022.
На современном этапе развития Санкт-Петербург находится на пути поступательного экономического роста: рост ВРП составляет 2,7% <1>. В то же время экологическая ситуация в Санкт-Петербурге характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду (одни только выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников за период с 2010 по 2020 гг. выросли почти на 22%, что связано с ростом промышленного производства за этот период) <2>. Безусловно, подобные тенденции в развитии города выводят вопросы осмысления его функционирования на качественно новый уровень. Для дальнейшего экономического роста, развития инфраструктуры и модернизации необходимы не просто качественные изменения и улучшения, но некий базовый концепт, позволяющий формировать повестку на годы вперед. Таким базовым концептом во всем мире является устойчивое развитие, которое ложится в основу существующих догматических представлений об улучшении жизни города и горожан, но достаточно проблематично умещается в правовых.
--------------------------------
<1> Статистика // Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга (КЭПиСП). URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_econom/statistic/ (дата обращения: 10.04.2023).
<2> Доклад об экологической ситуации в Санкт-Петербурге в 2020 г. / под ред. Д.С. Беляева, И.А. Серебрицкого. Ижевск: ПРИНТ, 2021. С. 24.
Устойчивое развитие как концепция
Существующие дискуссии и обсуждения относительного устойчивого развития как явления и концепции носят как доктринальный, так и сугубо практический характер. По своему свойству во многом абстрактная концепция приобретает весьма практический смысл при попытках ее имплементации в различного рода нормативно-правовые акты, методики и даже договоры (включение так называемой оговорки об устойчивости <3> или вообще договоров устойчивого развития <4>). В 1987 г. вопрос об устойчивом развитии как о концепции был поднят на конференции Буртлендом <5>, а в 2015 г. ООН были сформулированы цели устойчивого развития (далее - ЦУР) <6>.
--------------------------------
<3> Мажорина М.В. ESG-принципы в международном бизнесе и "устойчивые контракты" // Актуальные проблемы российского права. 2021. N 12. С. 192; Шахназаров Б.А. ESG-принципы и устойчивое развитие. Правовые аспекты // Мониторинг правоприменения. 2022. N 1 (42). С. 5; Sustainability Clauses in Commercial Contracts: The Key to Corporate Responsibility. URL: https://resources.ecovadis.com/whitepapers/sustainability-clauses-commercial-contracts-key-corporate-responsibility (дата обращения: 20.11.2022).
<4> Фонотова О.В. Коммерческие договоры в контексте "Устойчивого развития" // Устойчивый экономический рост и право: сборник материалов к XVI Ежегодным научным чтениям памяти профессора С.Н. Братуся / ред. кол.: В.М. Жуйков, О.В. Гутников, С.А. Синицын, М.Л. Шелютто; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Юриспруденция, 2021. С. 31 - 32.
<5> Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития от 4 августа 1987 г. N A/42/427. URL: http://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (дата обращения: 10.11.2022).
<6> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 г. N A/RES/70/1. Повестка дня в области устойчивого развития. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/70/1 (дата обращения: 15.11.2022).
Устойчивое развитие как концепция не до конца оформилась в рамках отечественной правовой доктрины. В.В. Комарова предпринимает попытку осмысления устойчивого развития через труды О.Е. Кутафина, а также выражает идею о том, что устойчивое развитие находит отражение в ст. 75.1 Конституции РФ <7>, такую же мысль разделяют Е.П. Губин <8> и М.В. Мажорина <9>. В качестве основного инструмента процесса устойчивого развития Л.В. Андреева предлагает считать стандартизацию, преимущественно международную <10>.
--------------------------------
<7> Комарова В.В. Теоретические основы устойчивого развития в работах О.Е. Кутафина // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 7. С. 4 - 8.
<8> Губин Е.П. Устойчивое развитие рыночной экономики и предпринимательства: вопросы права // Журнал российского права. 2022. N 1. С. 36 - 46.
<9> Мажорина М.В. Право устойчивого развития: сущность, предмет и методология // Lex russica (Русский закон). 2022. N 75(5). С. 123.
<10> Андреева Л.В. Переход к устойчивому развитию в условиях цифровой трансформации в России: правовой аспект // Право и цифровая экономика. 2022. N 1. С. 14 - 21.
Представляется, что теоретические дискуссии, которые, безусловно, имеют определенную ценность для развития научного знания, сейчас находятся в некотором удалении от практических вопросов претворения концепции устойчивого развития в жизнь. Сильный разрыв между правоприменительной практикой в части применения концепции устойчивого развития в экономическом обороте (в том числе на государственном уровне) и стратегическим уровнем планирования в данной сфере создает неопределенность для правоприменителей.
Как отмечает Л.В. Андреева, необходимо разрешить прежде всего общую задачу определения правовых средств и инструментов для внедрения устойчивого развития в деятельность корпораций и государственный сектор <11>. Помимо внедрения устойчивого развития на уровне корпораций, необходимо внедрение устойчивого развития на нормативном уровне, а первичным базисным посылом для этого являются документы стратегического планирования. Например, в Европейском союзе в марте 2020 г. была принята Европейская промышленная стратегия, в которой содержатся основные индикаторы устойчивого развития промышленности ЕС <12>. На региональном уровне ярким примером такого стратегического документа является Закон Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 г. N 771-164 "О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года" (далее - Стратегия 2035) <13>. Стратегия 2035 отображает в том числе индикаторы устойчивого развития Санкт-Петербурга, которые являются основным предметом настоящего исследования. Отображение концепции устойчивого развития в нормативно-правовых актах и стратегических документах следует лишь приветствовать, поскольку для западных инвесторов есть четкая взаимосвязь "зеленое - значит более надежное" <14>.
--------------------------------
<11> Андреева Л.В. Переход к устойчивому развитию в условиях цифровой трансформации в России: правовой аспект // Право и цифровая экономика. 2022. N 1. С. 14 - 21.
<12> A New Industrial Strategy for Europe. Brussels (10.03.2020). COM (2020) 102 final. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1593086905382&uri=CELEX%3A52020DC0102 (дата обращения: 13.11.2022).
<13> Закон Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 г. N 771-164 "О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года" // СПС "КонсультантПлюс".
<14> Увакина Т.В., Шведов И.О. Система ESG-координат для российского бизнеса: экономико-правовой аспект // Гражданское право. 2021. N 5. С. 38 - 40.
В совокупности это позволяет нам говорить о необходимости срочного внедрения устойчивого развития для создания комфортных условий существования горожан, выравнивания баланса интересов различных социальных групп и институтов. Именно поэтому вектор развития государства и региона должен быть нацелен на достижение ЦУР.
Индикаторы устойчивого развития
Некоторые авторы полагают, что на федеральном уровне распоряжением Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1912-р "Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации" закрепляются индикаторы устойчивого развития <15>, однако это не совсем так. Данное распоряжение носит методический характер, а не задает вектор стратегии или ставит задачу по достижению РФ к определенному времени определенных результатов. В Стратегии 2035 определено, что индикаторы устойчивого развития Санкт-Петербурга отражают экономические, социальные и экологические аспекты удовлетворения потребностей современного поколения без ограничения потребностей будущих поколений. Во многом данное понимание индикаторов устойчивого развития объединяет два распространенных аспекта устойчивого развития:
1. ESG (ESG-принципы), которые зачастую используют в бизнесе как модель устойчивого развития. Аббревиатура расшифровывается как E - environment (окружающая среда, экология), S - social (социальная ответственность, социальная составляющая), G - governance (управление в широком смысле). ESG зачастую воспринимается достаточно узко, в частности в судебной практике, как набор стандартов деятельности компании, направленных на рациональное потребление ресурсов, бережное влияние на окружающую среду и общество <16>.
2. Определение, которое дается устойчивому развитию в докладе Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития 1987 г. <17>. Данное определение является буквально классическим и строится на базовой предпосылке: удовлетворение потребностей без вреда будущим поколениям. Получается, что индикаторы устойчивого развития концептуально верно сформулированы как аспекты устойчивого развития, однако в самой же Стратегии констатируется, что индикаторы пересекаются с показателями, а также должны носить конкретный характер и иметь измеримые результаты.
--------------------------------
<15> Андреева Л.В. Переход к устойчивому развитию в условиях цифровой трансформации в России: правовой аспект // Право и цифровая экономика. 2022. N 1. С. 14 - 21.
<16> Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 сентября 2022 г. по делу N А40-112452/22-93-854 // СПС "КонсультантПлюс".
<17> Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития от 4 августа 1987 г. N A/42/427.
Стратегия 2035 с точки зрения балансировки количества индикаторов устойчивого развития является достаточно выверенной. Только лишь комплексный подход к индикаторам устойчивого развития, вытекающим из целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга, может дать положительный эффект. Однако подвергнем критике определенные индикаторы устойчивого развития, которые приводятся в Стратегии 2035.
Так, в разд. 8 Стратегии 2035 указывается в качестве цели социально-экономического развития Санкт-Петербурга "повышение уровня физической культуры населения Санкт-Петербурга и развитие системы подготовки резерва для спортивных сборных команд РФ". В качестве индикаторов указаны лишь доля жителей Санкт-Петербурга, систематически занимающихся физической культурой и спортом, и уровень удовлетворенности населения условиями таких занятий. Отметим, что второй индикатор измеряется лишь через социологические методы взаимодействия с населением. Но также отметим, что отсутствуют индикаторы, которые нам видятся принципиальными через призму ЦУР, в частности индикатор наличия инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом.
Цель по повышению уровня благосостояния граждан и развитию системы социальной защиты, поддержки и социального обслуживания вообще не сопряжена с индикаторами, которые ее должны были бы отображать. Так, в качестве индикаторов данной цели приводятся: доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, коэффициент Джинни, реальная заработная плата. Представляется, что социальная защита, поддержка и обслуживание граждан не отображены в тех индикаторах устойчивого развития, которые предложены в Стратегии 2035. Безусловно, борьба с нищетой является одной из приоритетных ЦУР, но в качестве измеримых показателей явно необходимо добавление индикатора об уровне охвата тем или иным видом государственной услуги граждан, которые в ней нуждаются, и обеспеченности инфраструктурой социальной направленности в пешей доступности от места проживания.
Исходя из приведенных примеров индикаторов устойчивого развития Санкт-Петербурга, видно, что декларируемый в Стратегии 2035 подход к индикаторам устойчивого развития и реальное положение дел сильно различаются. Полагаем, что необходимо совершенствование индикаторов устойчивого развития в качестве конкретных механизмов реализации Стратегии 2035. Необходимо начать именно с комплексного осмысления индикаторов устойчивого развития, а затем приступить к имплементации полученных результатов в нормативно-правовые акты Санкт-Петербурга и конкретные договоры между Санкт-Петербургом и инвесторами.
Выводы
Существующие индикаторы устойчивого развития Санкт-Петербурга, нашедшие отражение в Стратегии 2035 в прямой привязке к целям и направлениям социально-экономического развития Санкт-Петербурга на сегодняшний день, не соответствуют запросу на формирование тренда на устойчивое развитие в Санкт-Петербурге. Несмотря на верную по своей сути формулировку в отношении индикаторов устойчивого развития, петербургский законодатель в конкретных индикаторах отобразил отстраненные показатели, которые не отвечают ни достижению ЦУР, ни способствуют достижению даже заявленных целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Представляется, что для внедрения концепции устойчивого развития в Санкт-Петербурге, достижения ЦУР, а также применения современных управленческих практик в области ESG и устойчивого развития необходимо скорректировать практически все индикаторы устойчивого развития Санкт-Петербурга.
Литература
1. Андреева Л.В. Переход к устойчивому развитию в условиях цифровой трансформации в России: правовой аспект / Л.В. Андреева // Право и цифровая экономика. 2022. N 1. С. 14 - 21.
2. Губин Е.П. Устойчивое развитие рыночной экономики и предпринимательства: вопросы права / Е.П. Губин // Журнал российского права. 2022. N 1. С. 36 - 46.
3. Доклад об экологической ситуации в Санкт-Петербурге в 2020 году / под редакцией Д.С. Беляева, И.А. Серебрицкого. Ижевск: ПРИНТ, 2021. 253 с.
4. Комарова В.В. Теоретические основы устойчивого развития в работах О.Е. Кутафина / В.В. Комарова // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 7. С. 4 - 8.
5. Мажорина М.В. ESG-принципы в международном бизнесе и "устойчивые контракты" / М.В. Мажорина // Актуальные проблемы российского права. 2021. N 12. С. 185 - 198.
6. Мажорина М.В. Право устойчивого развития: сущность, предмет и методология / М.В. Мажорина // Lex russica (Русский закон). 2022. N 75(5). С. 117 - 126.
7. Увакина Т.В. Система ESG-координат для российского бизнеса: экономико-правовой аспект / Т.В. Увакина, И.О. Шведов // Гражданское право. 2021. N 5. С. 38 - 40.
8. Фонотова О.В. Коммерческие договоры в контексте "Устойчивого развития" / О.В. Фонотова // Устойчивый экономический рост и право: сборник материалов к XVI Ежегодным научным чтениям памяти профессора С.Н. Братуся / члены редакционной коллегии: В.М. Жуйков, О.В. Гутников, С.А. Синицын [и др.]. Москва: Юриспруденция, 2021. С. 31 - 32.
9. Шахназаров Б.А. ESG-принципы и устойчивое развитие. Правовые аспекты / Б.А. Шахназаров // Мониторинг правоприменения. 2022. N 1 (42). С. 2 - 11.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.