Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ
Ю.А. БРАТАШОВА
Государственная служба представляет собой не только правовую, но и этическую систему. Стабильность и надежность государственной службы зависят не только от профессиональной подготовки, но и от нравственных качеств чиновников.
Термин "этика" древнегреческого происхождения (греч. ethika), первоначально это слово означало местопребывание живых существ, а позднее - образец, привычку, нрав и др. Примечательно, что термин "мораль" произошел от аналога древнегреческого слова "этика" (лат. moralitas or moralis - относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам). Русский же термин "нравственность" появился в русских словарях в конце XVII в. как эквивалент древнегреческого термина "этика" и латинского "мораль" <1>. В современной правовой науке не выработано по этому вопросу единых позиций, и наиболее широко эти термины используются в качестве синонимов, исходя из их этимологии. А между тем каждое из этих понятий имеет вполне определенное научное содержание. Начнем с основных определений.
--------------------------------
<1> См.: Шувалова Н.Н. Этика деловых отношений: Учебно-практическое пособие. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 9.
Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад. Возникновение термина "этика" как особой философской дисциплины связано с именем Аристотеля. Понятие "этический", от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова "ethos". Первоначально под "ethos" понималось привычное место совместного пребывания: дом, логово, человеческое жилище. В последующем оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления - обычай, нрав, характер, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных этическими добродетелями. Со времен Аристотеля и до наших дней понятием "этика" обозначают науку о моральных и нравственных явлениях.
Этика как наука имеет теоретическую и прикладную части. В теоретической этике рассматриваются вопросы происхождения и сущности морали, ее структуры, социальных и культурных функций, основных понятий морального сознания, а также истории этической мысли. Прикладная этика занимается вопросами нравственной практики: этикетные формы поведения людей, острые нравственные проблемы современности, проблемы профессиональной этики представителей различных профессий, в том числе профессиональной этики государственных служащих.
Переводя аристотелевское понятие этического с греческого на латинский, Цицерон сконструировал термин "moralis" (моральный) от слова "mos", mores - латинский аналог греческого "этос", означающий характер, темперамент, обычай. Цицерон говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой.
В современной отечественной этике значение понятия "мораль" изменилось. Мораль в работах классиков российской этики, таких как О.Г. Дробницкий, А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян и других, рассматривается как форма общественного и индивидуального сознания, которая представляет собой совокупность норм (правил поведения), принципов, понятий и оценок. Назначение морали - в том, чтобы регулировать сознание и поведение людей во всех сферах общественной жизни, а также отношение личности к себе самой. Таким образом, мораль - это совокупность явлений, относящихся к сфере сознания, которые являются предметом этики как науки.
Понятие "нравственность" происходит от славянского слова "норов", что означает сильный, упрямый, своенравный характер. В современной отечественной этике понятие "нравственность" используется в двух основных значениях.
Во-первых, понятие "нравственность" используется как синоним морали и понимается как форма общественного сознания, один из способов нормативной регуляции сознания и поведения людей, которому присущи следующие особенности: а) опора на общественное мнение и индивидуальное самосознание личности; б) неинституциональный характер; в) добровольно-принудительный характер; г) относительная свобода выбора конкретных правил поведения.
Во-вторых, понятие "нравственность" обозначает практическую сторону морали, отражение норм, принципов, личностных качеств и других элементов морального сознания в поступках и нравах людей. Такая традиция в понимании нравственности идет от Г.В.Ф. Гегеля. При разведении понятий "нравственность" и "мораль" ссылаются на то, что различными являются источники и способы воздействия на поведение человека. Мораль рассматривается как форма поддержания общественной дисциплины посредством реального или потенциального воздействия силы общественного мнения, обычаев, массовых привычек, взглядов и т.п., сопровождаемая соответствующими моральными санкциями или угрозой их применения, а нравственность является сферой внутреннего самоконтроля и саморегулирования, включая самоограничения и самопринуждение. Иначе, нравственность - это сфера свободного внутреннего выбора человека, основанного не на страхе моральных санкций со стороны среды, а на индивидуальной совести, критическом самоанализе и самооценке, область ответственности перед самим собой. Как правило, в живом языке различие между этими понятиями отсутствует <2>.
--------------------------------
<2> См.: Мавлютова Г.Ш. Административная этика: Учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2007. С. 7 - 8.
Этика государственной службы представляет собой систему морально-нравственных норм, предписывающих определенный тип человеческих взаимоотношений на государственной службе. Этика государственной службы включает в себя принципы, правила и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности чиновника, к характеру его отношений с государством, государственными служащими, гражданским обществом.
Таким образом, практическая деятельность государственной службы свидетельствует, что служебное поведение государственных служащих должно основываться на прочных нравственных принципах.
Согласно Е.В. Охотскому, этика государственной службы выступает аккумулятором единения государственного администрирования, права и общественной морали, а ее главной целью, по словам Сократа и Платона, является объединение блага, истины и красоты <3>.
--------------------------------
<3> См.: Охотский Е.В. Государственный служащий: статус, профессия, призвание: Учебно-методический комплекс. Москва: Экономика, 2011. С. 231.
В научной литературе этика поведения государственного служащего рассматривается в качестве атрибута профессионализма, а также управленческой компетенции. Этика поведения государственного служащего имеет нормативно-деонтологический характер, что, в свою очередь, преломляется в практике издания соответствующих законов, кодексов и иных официальных предписаний <4>, которые формируют единое морально-этическое пространство государственной службы.
--------------------------------
<4> См.: Государственная служба: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.К. Егорова, И.Н. Барцица. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 413 - 414.
Следует отметить, что нравственные принципы и нормы служебной деятельности государственных служащих пока не нашли в России нормативного установления. Но правила служебного поведения и требования к нему закреплены в действующем законодательстве <5>. Наука и практика показывают, что общими нравственными принципами служебной деятельности государственных служащих являются следующие принципы: принцип служения государству и обществу, принцип законности, принцип гуманизма, принцип ответственности, принцип справедливости, принцип лояльности, принцип политической нейтральности, принцип честности и неподкупности.
--------------------------------
<5> См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" //СЗ РФ. 2002. N 33. Ст. 3196.
За рубежом (например, в США и Канаде) нормативное регулирование этических аспектов государственной службы успешно осуществлялось начиная с 1970-х гг., а в Российской Федерации правовые нормы в сфере этики государственной гражданской службы, включая требования к служебному поведению, урегулирование конфликта интересов, возникли сравнительно недавно.
В числе нормативных правовых актов, включающих правила этического поведения государственных гражданских служащих, необходимо назвать Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <6> (далее - Закон о гражданской службе), Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <7> (далее - Закон о противодействии коррупции), Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" <8> (далее - Указ об общих принципах служебного поведения). К основным вопросам, которые регулируются данными нормативными правовыми актами, относятся: служебное поведение гражданских служащих, соблюдение ими ограничений и запретов, а также конфликт интересов на гражданской службе.
--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
<7> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.
<8> СЗ РФ. 2002. N 33. Ст. 3196.
23 декабря 2010 г. на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции был одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее - Типовой кодекс) <9>. Отметим, что Типовой кодекс не содержит новых предписаний и объединил уже существующие этические нормы, предусмотренные упомянутыми Федеральными законами и Указом Президента Российской Федерации.
--------------------------------
<9> См.: Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21) // Официальные документы в образовании. 2011. N 36.
Отметим, что в России накоплен обширный опыт функционирования этических кодексов. В настоящее время принято более 20 кодексов этики в федеральных органах государственной власти, около 70 кодексов этики действуют в субъектах Российской Федерации (например, Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 23 марта 2011 г. N 93 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Минюста России и его территориальных органов" (далее - Кодекс этики Минюста России) <10>; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июня 2011 г. N 2047 "Об утверждении кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства образования и науки Российской Федерации" <11>; Постановление Губернатора Хабаровского края от 25 марта 2011 г. N 29 "Об утверждении кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Хабаровского края" <12>).
--------------------------------
<10> Бюллетень Минюста РФ. 2012. N 2.
<11> Бюллетень Минобрнауки РФ. 2011. N 11.
<12> Собрание законодательства Хабаровского края. 2011. N 3 (104).
Данные принятые кодексы в подавляющем большинстве отражают положения Типового кодекса, который предъявляет высокие требования к антикоррупционному поведению государственных служащих. Его требования логичны, но следует учитывать, что данный Кодекс, как и все остальные, принятые в Российской Федерации на его основе, все же носят рекомендательный характер.
Типовой кодекс этики, а также дублирующие его содержание этические кодексы федерального и регионального уровня являются сводом принципов служебной этики и основных правил служебного поведения (они не делимы), но они не содержат самостоятельных правовых норм.
В качестве примера рассмотрим Кодекс этики Минюста России. Данный Кодекс состоит из четырех разделов: "Общие положения", "Основные принципы и правила служебного поведения государственных служащих", "Рекомендательные этические правила служебного поведения государственных служащих", "Ответственность за нарушение положений Кодекса". В первом разделе излагается цель принятия Кодекса этики, определяется сфера их действия. Основные принципы и правила служебного поведения гражданских служащих изложены во втором разделе, который дублирует нормы ст. 18 Закона о гражданской службе и положения Указа о принципах служебного поведения. Этические правила служебного поведения гражданского служащего включают в себя требования морально-этического характера (например, воздержание от грубости, от проявления пренебрежительного тона в общении, предъявления незаслуженных обвинений, проявление вежливости, доброжелательности), нормы делового этикета (например, воздержание от курения).
Трудность ввода этических кодексов служебного поведения в России заключается в следующем: во-первых, законодательством предусмотрены нормы ответственности за коррупционные правонарушения, однако копировать подобные положения в кодексах этики попросту нецелесообразно; во-вторых, понятие "этика государственного служащего" в нормативном правовом акте отсутствует, речь идет лишь о служебном поведении государственных служащих; в-третьих, еще одной проблемой является недостаточная конкретизация правил этического поведения государственных служащих. В большинстве своем эти правила сформулированы достаточно абстрактно, иногда в виде принципов, и не могут служить повседневным руководством к действию для государственных служащих в конкретных ситуациях.
Думается, что наиболее подходящей правовой формой закрепления правил этического поведения государственных служащих Российской Федерации и ее субъектов является Указ Президента Российской Федерации, поскольку эта форма обеспечивает единообразное и более оперативное по сравнению с федеральным законом правовое регулирование этического поведения на государственной службе, что позволит избежать избыточного нормотворчества.
Список использованной литературы
1. Шувалова Н.Н. Этика деловых отношений: Учебно-практическое пособие. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 9.
2. Мавлютова Г.Ш. Административная этика: Учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2007. С. 7 - 8.
3. Охотский Е.В. Государственный служащий: статус, профессия, призвание: Учебно-методический комплекс. Москва: Экономика, 2011. С. 231.
4. Государственная служба: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.К. Егорова, И.Н. Барцица. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 413 - 414.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.