Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ В ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СО СТОРОНЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Н.Г. МЕДВЕДЕВ
Рассмотрим вопрос административной практики экономических правонарушений, так как меры защиты должны иметь комплексный характер. Ведь помимо уголовно-правовой существует административно-правовая, гражданско-правовая и другие меры защиты. Гражданско-правовая и другие меры защиты не относятся к прерогативе органов внутренних дел, а уголовно-правовая и административно-правовая меры защиты напрямую связаны с деятельностью полиции. Мы видим, что Кодекс РФ об административных правонарушениях дополняет уголовное законодательство. Главы Особенной части КоАП РФ пересекаются с главами Особенной части УК РФ, много статей, по сути, предусматривают идентичные правонарушения и отличаются друг от друга лишь тяжестью содеянного, то есть степенью общественной опасности. Таким образом, работа по пресечению правонарушений в обеих плоскостях, в административно-правовой и уголовно-правовой, позволяет более полно обеспечивать правопорядок, что мы наблюдаем в направлениях по охране собственности, охране общественного порядка и общественной безопасности. Однако в сфере экономики с некоторых пор дела обстоят иначе - выявлением административных правонарушений целенаправленно не занимается ни одна служба органов внутренних дел. Гражданам эта проблема не видна, так как это было бы ощутимо, скажем, в направлении охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Ведь экономические правонарушения не так быстро отражаются на общественных отношениях.
Органы внутренних дел осуществляют противодействие правонарушениям экономической направленности в целом и в бюджетной сфере, в частности, силами службы экономической безопасности и противодействия коррупции (далее - ЭБиПК). При этом указанная служба занимается выявлением и раскрытием преступлений. Направления работы напрямую связаны с системой ведомственных оценок, отражаемых в официальных статистических данных. А так как административная практика для службы ЭБиПК положительно не оценивается, то служба целенаправленно выявлением административных правонарушений не занимается.
Выявлением административных правонарушений экономической направленности в органах внутренних дел до относительно недавнего времени занималась служба по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства (далее - БППРиИАЗ) до преобразования этой службы в подразделения по организации применения административного законодательства, с упразднением функций выявления административных правонарушений. В настоящее время служба занимается лишь организацией применения административного законодательства всеми службами органов внутренних дел. Так получилось, что целенаправленно выявлением административных правонарушений экономической направленности не занимается ни одна служба в системе МВД России. Конечно, полномочиями по документированию анализируемых составов административных правонарушений наделены определенные службы полиции, кроме того, эта деятельность положительно оценивается ведомственными оценками деятельности. Однако отсутствие специализированной службы напрямую влияет на результаты работы. Так, количество выявленных административных правонарушений экономической направленности сократилось с 300 331 (в 2010 г.) до 202 390 (в 2011 г.). Снижение объясняется преобразованием службы БППРиИАЗ в подразделения по организации применения административного законодательства, т.е. упразднением функции выявления правонарушений службой. Понятно, что собственно административных правонарушений в этой сфере меньше не стало.
Для того чтобы понять потенциал административного законодательства, проведем небольшой его анализ. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность юридических лиц (ст. 2.10), чего нет в УК РФ. Активное применение этой нормы могло бы положительно сказаться на профилактике многих экономических преступлений. Но, к сожалению, сотрудники ЭБиПК нечасто применяют эту норму в своей служебной деятельности по различным причинам, начиная от низкой компетенции в административном законодательстве, заканчивая отсутствием заинтересованности в документировании административных правонарушений (результат не отразится в статистических показателях результатов работы).
Особенная часть КоАП РФ содержит главы 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций", 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг". Указанные главы содержат статьи, предусматривающие правонарушения, граничащие с уголовно наказуемыми проявлениями экономической направленности. Работа в этом направлении также могла бы иметь превентивное воздействие. Например, ст. 15.14 КоАП РФ ("Нецелевое использование бюджетных средств"), в отличие от ст. 285.1 УК РФ ("Нецелевое расходование бюджетных средств"), предусматривает ответственность за неправомерные действия вне зависимости от размера причиненного ущерба (уголовная наступает от 1 млн. рублей). Заметим, что санкции по статье КоАП РФ соизмеримы с санкциями по ч. 1 ст. 285.1 УК РФ, хотя штраф в УК начинается с большей суммы (100 000 рублей относительно 20 000 рублей), однако верхний порог в КоАП превышает аналогичный показатель УК (500 000 рублей относительно 300 000 рублей).
Кодексом об административных правонарушениях определен круг органов и должностных лиц, рассматривающих данного вида производства по делам об административных правонарушениях (глава 23), и далеко не по всем экономическим правонарушениям подведомственность относится к компетенции органов внутренних дел. Но это не должно стать препятствием для работы органов внутренних дел по выявлению этих правонарушений.
Наибольшего эффекта можно достигнуть в реализации административной практики, наладив рабочее взаимодействие с органами прокуратуры, используя полномочия прокуратуры. Примеры противодействия в рамках прокурорско-надзорной деятельности и проблемы в данном направлении приведены в статье "Противодействие сговорам на рынке закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд" кандидата юридических наук Н. Игодиной, опубликованной в N 8, 9 журнала "Законность" 2011 г. В статье приводятся положительные примеры выявления нарушений, в том числе и на стадии подготавливаемых преступлений, при выявлении административных правонарушений, что совпадает с видением решения проблемы противодействия экономическим преступлениям, выдвигаемой в статье. Тандем между органами внутренних дел и прокуратуры в плане предупреждения хищений бюджетных средств, выделяемых для государственных и муниципальных нужд, можно строить, используя оперативную информацию органов внутренних дел и полномочия органов прокуратуры в рамках прокурорско-надзорной деятельности, основанной на Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". В указанной статье содержатся рекомендации сотрудникам прокуратуры по выявлению нарушений в процессе закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд при осуществлении прокурорского надзора. Все перечисленные рекомендации можно реализовывать совместными усилиями двух ведомств. Приводятся примеры выявления административных правонарушений, в том числе правонарушений, уголовная ответственность за которые не предусмотрена, но совершение которых существенно влияет на взаимоотношения, возникающие при таких важных процессах, как освоение бюджетных средств, например, предусмотренных ст. 14.32 КоАП РФ ("Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности").
Из проведенного анализа следует, что практика применения Кодекса РФ об административных правонарушениях может не только существенно влиять на результаты противодействия административным правонарушениям экономической направленности, но и иметь воздействие на предупреждение экономических преступлений, что в целом позитивно сказалось бы на декриминализации экономического сектора государства. Служба ЭБиПК органов внутренних дел зачастую недооценивает потенциал административного законодательства в своей служебной деятельности. Этим пользуются злоумышленники. Да, можно возразить тому, что сотрудники ЭБиПК не мотивированы на выявление административных правонарушений, вспомнив требования Приказа МВД России от 17.01.2006 N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений", среди которых в том числе есть требование к сотрудникам ЭБиПК выявлять административные правонарушения. Однако мы знаем, что по приказам, образующим систему оценивания деятельности органов внутренних дел, службе ЭБиПК административная практика в зачет не идет. Из этого и вытекают низкие результаты работы службы по выявлению административных правонарушений. Трудно себе представить добросовестно и эффективно трудящегося работника, труд которого не оценивается.
Резюмируя сказанное, приходим к выводу, что кроме службы ЭБиПК в органах внутренних дел целенаправленно заниматься выявлением административных правонарушений экономической направленности некому, так как эта служба реализует меры защиты экономики, а административно-правовая форма является составляющей комплекса этих мер защиты. В свою очередь, нацелить подразделения ЭБиПК в своей служебной деятельности на декриминализацию экономики, шире использовать возможности административного законодательства можно путем внесения в систему ведомственной оценки соответствующих критериев.
Литература
1. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учеб.: В 2 ч. / В.В. Гордиенко, Л.И. Беляева, Б.Я. Гаврилов, Н.Э. Мартыненко, О.Ю. Мелехин, В.Ф. Цепелев, Е.С. Смольянинов, Ю.В. Трунцевский; Под ред. Л.И. Беляевой. М.: Академия управления МВД России, 2014. 200 с.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон: принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г. (по сост. на 23 января 2016 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон: принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. (по сост. на 23 января 2016 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
4. Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере размещения заказов: указание Генеральной прокуратуры РФ от 10.11.2009 N 355/7 (в ред. Приказов Генпрокуратуры России от 22.04.2011 N 104, от 09.02.2012 N 39) // СПС "КонсультантПлюс".
5. Игонина Н. Противодействие сговорам на рынке закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд // Законность. 2011. N 8, 9.
6. Трунцевский Ю.В. Понятие, содержание и виды мер уголовно-правового и административного воздействия // СПС "КонсультантПлюс".
7. Совершенствование системы юридических санкций, обеспечивающих защиту отношений в сфере экономики и финансов: отчет о НИР // Финансовый университет при Правительстве РФ; Рук. М.А. Лапина. М., 2015. 218 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.